Государственный внешний долг и перспективы его погашения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы рассмотреть теоретические и методологические основы исследования государственного долга Российской Федерации и определить основные направления совершенствования системы управления государственным долгом.
Для достижения поставленной цели в работе были определены следующие задачи:
– определить понятие государственного долга;
– рассмотреть классификацию государственных займов;
– изучить принципы и методы управления государственным долгом;
– дать оценку системе управления государственным внешним долгом;
– проанализировать динамику расходов на обслуживание и погашение государственного долга.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования государственного долга 7
1.1 Экономическое содержание государственного долга 7
1.2 Классификация государственных займов 11
1.3 Принципы и методы управления государственным долгом 17
2 Анализ государственного внешнего долга в РФ 21
2.1 Динамика внешнего долга России 21
2.2 Анализ расходов на обслуживание и погашение
государственного долга 28
2.3 Взаимоотношения с международными финансовыми организациями 33
3 Перспективы погашения государственного внешнего долга 38
3.1 Основные направления урегулирования государственного
внешнего долга 38
3.2 Зарубежный опыт: Парижский и Лондонский клубы 47
Заключение 55
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

внешний долг курсовая работа,до 2007 года анализ.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

    - предоставление кредитов на развитие  производства;

    - инвестирование в капитал;

    - гарантированное размещение ценных бумаг;

    - облегчение доступа на рынки  капитала путем предоставления  гарантий;

    Размещение  ресурсов в специальных фондах;

    - оказание технического содействия  под реконструкцию и развитие  инфраструктуры. 
 
 
 
 
 

      3 Перспективы погашения внешнего государственного долга 

      3.1 Основные направления  урегулирования государственного  внешнего долга  РФ 

      В последние десятилетия Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание. Например, размер государственного внешнего долга России достиг к началу 2001 г. 144,5 млрд. долл., или около 1050 долл. в расчете на одного жителя, что равнозначно долговому кризису [41, с.72].

      Отметим те проблемы управления  государственным внешним долгом, с которыми столкнулась Россия  в период рыночных реформ и  которые необходимо решать в  настоящее время.

      Во-первых, это необходимость оценки  параметров и реструктуризации  долга. Следует иметь в виду, что реструктуризация, как правило,  не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более  поздний срок. Следовательно, бремя  погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

      Во-вторых, применение стандартных  методов управления внешним долгом  оказалось недостаточно. Трудности  возникают при реализации схемы  обмена долга на акции национальных компаний. Проблема заключается в том, что конверсия долга в акции имеет успех лишь в том случае, если она предлагает иностранным инвесторам лучшие местные активы, включая государственные предприятия. Поэтому программа может дать иностранным инвесторам неоправданное преимущество по сравнению с местными инвесторами при покупке наиболее ликвидных активов.

      Надо учитывать и степень капитализации  российского фондового рынка.  К примеру, «Газпром» по капитализации  стоит всего 6,3 млрд. долл., государственная доля  составляет 38,5 %. То есть за российский долг в 19 млрд. долл. ФРГ может не только выкупить 7 раз госпакет, но и 3 раза приобрести весь «Газпром».

      Проблемными оказались операции  по переуступке требований по  долгам по отношению к России. Задолженность развивающихся стран перед РФ составляет приблизительно 123 млрд. долл., а стран СНГ – около 6 млрд. долл. С одной стороны, возникают трудности с определением курса валют (Парижский клуб при пересчете долгов СССР взял за основу валютный курс, приравняв доллар к 62 копейкам). С другой стороны, более половины долгов можно отнести к безнадежным. Максимальная сумма, которая может быть документально подтверждена, составляет 10-15 млрд. долл. Причиной послужила неопределенность статуса задолженности: в ряде случаев это были военные поставки, либо в договорах не предусматривались нормы для предъявления требований.

      В-третьих, важной проблемой является  неурегулированность вопроса об  источниках обслуживания и погашения  задолженности. Основным источником выступают бюджетные средства. При недостатке бюджетных средств можно использовать золотовалютные резервы Банка России, которые Правительство привлекает на возвратных и платных условиях после внесения соответствующих поправок в законодательство. Однако высокие мировые цены на нефть (положительный фактор для резервов ЦБ РФ) – явление преходящее, а увеличивающиеся выплаты по долгам не только внешним, но и внутренним требуют резервирования значительных средств.

      На величину базовых и дополнительных источников платежей по внешнему долгу оказывает влияние объем экспорта: от его увеличения зависит рост налоговых поступлений в бюджет. Но здесь острота ситуации усугубляется оттоком капитала за рубеж в размере, который составляет не менее 20 млрд. долл. ежегодно.

      В-четвертых, неэффективная система  оперативного управления внешним  долгом. Внешэкономбанк, не являясь  структурной единицей Минфина  России, испытывает трудности как  в получении информации, так и  ее передаче, в то время как  Минфин не удовлетворяет процедура предоставления Внешэкономбанком текущих показателей по состоянию управления внешним долгом.

      В-пятых, важной проблемой в  сфере управления государственным  долгом является отсутствие единой  эффективной системы управления обязательствами государства. Например, учет и регистрацию внешних долговых обязательств России осуществляют Министерство финансов РФ, Внешэкономбанк и компания «Warburg Dillon Read», чьи данные не всегда совпадают [13, с.750].

      В-шестых, имеющаяся в распоряжении исполнительной власти информация о долге по большей части закрыта для общественности, что вызывает затруднения при анализе, а следовательно, и разработке предложений по смягчению долговой проблемы.

      В-седьмых, финансовая система  испытывает недостаток высококвалифицированных специалистов по работе с государственным долгом, по управлению региональными и внешними заимствованиями.

      Наконец, кадры нуждаются в  необходимом инструментарии и  современной технике.

      Таким образом, становится очевидной необходимость разумной долгосрочной политики государства в области управления внешним долгом.

      Целями реформирования системы  управления государственным внешним  долгом являются:

      – повышение эффективности государственных  заимствований на внешнем рынке;

      – оптимизация структуры государственного  долга РФ;

      – обеспечение принятия экономически  обоснованных решений в области  управления государственным долгом  и государственных заимствований;

      – формирование интегрированной  и унифицированной системы стратегического планирования в сфере системы управления государственным долгом и оценки эффективности заимствований;

      – закрепление правовых основ  осуществления государственного  финансового контроля за государственными  внешними заимствованиями.

      Достижение целей управления  государственным долгом РФ требует  решения следующих задач:

      – определение оптимальных объемов  заимствований для обеспечения  развития приоритетных направлений  развития страны;

      – установление возможности и целесообразности финансирования общегосударственных программ за счет заимствований;

      – развитие рыночных инструментов  заимствований и инструментов  управления долгом;

      – тщательная проработка инвестиционных  проектов, предложенных к финансированию за счет средств заимствований федерального бюджета;

      – создание системы мониторинга  за использованием привлеченных  кредитов;

      – обеспечение контроля за  эффективным использованием заимствований.

      В свете этих преобразований  возрастает роль государственного финансового контроля за внешним долгом. С вступлением Концепции единой системы управления долгом Российской Федерации в силу произойдет значительное усиление государственного финансового контроля за внешними заимствованиями Российской Федерации [23, с.32].

      В современных условиях в рамках  совершенствования системы управления  государственным долгом РФ наиболее  приоритетными направлениями, на  мой взгляд, являются оптимизация  структуры внешних заимствований  РФ и повышения значимости государственного финансового контроля.

      Любую систему управления с  функциональной точки зрения  необходимо рассматривать как  систему, состоящую из следующих  функциональных звеньев: анализа,  планирования, организации, учета  и контроля.

      Основополагающими звеньями, по моему мнению, являются анализ и планирование. На основе анализа и в процессе планирования возможно определить, а затем оценить, какие ресурсы следует привлекать, и как привлеченные ресурсы рациональнее и эффективнее использовать. Именно в процессе анализа и планирования могут быть выявлены и обоснованы необходимые объемы заимствований в разрезе их видов, форм и способов погашения и обслуживания. Поэтому на этапе планирования с целью оценки обоснованности и эффективности привлечения внешних заимствований необходимо проведение предварительного контроля.

      Рассмотрим сложившуюся в настоящее  время ситуацию с займами Международного  банка реконструкции и развития (МБРР). Этот вопрос приобретает  особую актуальность именно сейчас, поскольку в целом масштабы заимствования у МБРР и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) оказывают существенное влияние на величину выплат по государственному внешнему долгу РФ. По данным Всемирного банка, РФ является самым главным заемщиком средств МБРР в Восточной Европе и среди стран СНГ. Существует ряд проблем, связанных с привлечением и использованием средств заимствований, требующих решения в ближайшем будущем, как, например, проведения предварительной оценки обоснованности и эффективности привлечения займов Международного банка реконструкции и развития.

      Известно, что не раз предпринимались  попытки улучшения соответствующей  процедуры оценки проектов. Так,  Министерство экономического развития  и торговли РФ по поручению  Правительства РФ от 05.10.2000 г. разработало порядок оценки эффективности инвестиционных проектов и проектов технической помощи, финансируемых за счет средств займов МБРР. Основание для данного поручения явилось рассмотрение аналитической записки Счетной палаты РФ «Основные проблемы эффективного использования средств займов МБРР», в которой одним из основных недостатков, влияющих на снижение эффективности заимствований, было названо отсутствие оценки экономической эффективности реализации проектов. Разработанный порядок предусматривает взаимодействие органов исполнительной власти различных уровней. Оценке подлежит использование как заемных средств, так и средств софинансирования, а также грантов.

      В качестве показателей предлагается  использовать результат оценки  каждого проекта с точки зрения его финансовой, бюджетной и экономической эффективности. Конечной целью оценки является определение эффективности проекта.

      В соответствии с данным порядком  эффективность проекта определяется  по системе количественных показателей, отражающих соотношение затрат и результатов реализации проекта с позиции различных отдельных участников проекта и государства в целом, а также качественных характеристик, отражающих соответствие запланированных целей проекта достигнутым в ходе его реализации.

      Осуществление оценки эффективности  проекта позволит избежать заключения  соглашений по заимствованиям  на финансирование неприоритетных  проектов, а также дополнительных  расходов федерального бюджета,  связанных с организационными  и другими недоработками проектов.

      Однако, до сих пор данный порядок  не утвержден. В настоящее время  работа в этом направлении  продолжается, но с меньшей интенсивностью. Ежегодно проводятся конференции  по проблемам заимствований и  возможным путям их решения,  обсуждаются вопросы совершенствования государственного финансового контроля за внешними заимствованиями, в том числе и займами МБРР и ЕБРР.

      Существует мнение, что от займов  МБРР Российской Федерации стоит  отказаться. На мой взгляд, займы,  привлекаемые от МБРР в общей структуре государственных внешних заимствований нужно свести к минимуму из-за нецелесообразности и отсутствия ориентации на развитие реального сектора экономики.

Информация о работе Государственный внешний долг и перспективы его погашения