Оплата труда:
- добиваться
сокращения дифференциации в оплате труда
в организациях: инициировать повышение
минимальной заработной платы, установление
уровня минимальной тарифной ставки (оклада),
базового (должностного) оклада по профессионально-квалификационным
группам - не ниже величины прожиточного
минимума трудоспособного населения,
замораживание выплат премиальных и бонусов
менеджменту организаций находящихся
в тяжелой финансово-экономической ситуации;
- предусматривать
меры по защите прав работников в ходе
нарастающего процесса коммерциализации
организаций бюджетной сферы (перевод
в автономные учреждения и другие формы
хозяйственной деятельности), активнее
участвовать в регулировании вопросов
оплаты труда;
Охрана
труда: не допускать в ходе оптимизации
расходов в организации сокращения численности
персонала в ущерб безопасности труда
особенно в организациях со взрывоопасным
и пожароопасным производствами;
Развитие
системы социального
партнерства: обеспечить стопроцентный
охват соглашениями и коллективными договорами
территорий, отраслей, организаций
региона в которых действуют профсоюзы.
Необходимо
повышать уровень участия органов социального
партнерства и профсоюзов в регулировании
социально-трудовых отношений:
- добиваться
формирования во всех отраслях региона
комиссий по регулированию социально-трудовых
отношений;
- уделять особое
внимание работе на уровне территорий
области: развивать деятельность органов
социального партнерства в сфере труда,
координационных советов профсоюзов,
добиваться заключения соглашений о социальном
партнерстве во всех муниципальных образованиях
и их обязательного выполнения;
- включать
в отраслевые соглашения и коллективные
договоры обязательства работодателей,
предусмотренные в Соглашении;
- расширять
деятельность трехсторонних комиссии
по регулированию социально-трудовых
отношений в разработке проектов законов
и нормативных правовых документов и решении
проблем в сфере труда в соответствии
со ст.35 прим.1 Трудового кодекса Российской
Федерации.
Немаловажное
значение имеет и развитие профсоюзного
движения, в этих целях нужно укреплять
и развивать профдвижение:
- выделить
в отдельное направление деятельности
проведение работы с малочисленными организациями
(малыми и средними предприятиями) и индивидуальными
предпринимателями, активизировать работу
по созданию в этих хозяйствующих субъектах
профсоюзов;
- предусматривать
возможность введения в аппаратах областных
профсоюзных организаций ставок ответственных
за работу с молодежью и информационную
работу;
- принимать
меры по повышению независимости и защищенности
профсоюзных лидеров от работодателей:
развивать институт уполномоченных профсоюзов
первичных профорганизациях, предусматривать
возможность введения должности уполномоченных
профсоюзов в штатные расписания областных
профорганизаций, в первую очередь для
обеспечения профсоюзной работы в малочисленных
организациях и организациях где невозможно
сформировать коллегиальный профсоюзный
орган;
- учитывать
новые особенности рынка труда: рост числа
«виртуальных» рабочих мест (количества
работающих в мобильном режиме с использованием
интернета и т.п., когда не требуется специально
оборудованное рабочее место), заемного
(аутсорсинга) и надомного труда (работа
на дому совместно с членами семьи), занятых
в режиме вахтового метода, малого и индивидуального
предпринимательства, а также количества
госслужащих; разрабатывать и внедрять
методики вовлечения в профсоюзы для данных
категорий занятого населения;
- повышать
уровень информированности населения
о работе профсоюзов: расширять использование
интернета для оперативного обмена информацией
и освещения деятельности профсоюзов;
обеспечить каждую цеховую профорганизацию
областной газетой «Действие», размещать
её и другие периодические профсоюзные
издания в доступных для работников местах
на стендах профорганизаций;
- активнее
использовать современные методы проведения
рекламной и имиджевой кампаний при вовлечении
в профсоюзы новых членов, в первую очередь
в молодежной среде, расширять применение
в работе современных форм пиар акций
(агитационно-рекламные мероприятия).
Развивать
деятельность правовых служб:
- принимать
меры по расширению сети профсоюзных правовых
служб, созданию штатных юридических консультаций
в каждой областной профсоюзной организации,
а внештатных при координационных советах
профсоюзов муниципальных образований
региона;
- обеспечить
оперативную и адекватную реакцию на случаи
нарушения прав профсоюзных лидеров и
рядовых членов профсоюзов, применять
в их защите новые информационные и
другие предусмотренные законодательством
технологии;
- включать
в коллективные договоры обязательства
работодателей о содействии в открытии
консультационных пунктов профсоюзов,
формировать в отраслевых профсоюзах
планы проведения проверок соблюдения
работодателями трудового законодательства
в организациях, обеспечивать их выполнение,
основываться при этом на нормах ст.370
ТК РФ.
3.3.
Эффективность социального
партнерства.
Развитие
социального партнерства как
механизма регулирования социально-трудовых
отношений, способствующего реализации
социальных ожиданий общества и экономическому
развитию территорий, является актуальной
и для страны в целом, и для регионов, и
для хозяйствующих субъектов экономики.
Возникновение
социального партнерства есть следствие
качественного изменения социально-трудовых
отношений в результате перехода
от доиндустриальной и индустриальной
эпох, в которых преобладали методы
прямого принуждения к труду,
к социалистической и современной
рыночной экономике, со свойственными
им прогрессивным устройством общественного
труда, строящемся на согласовании интересов
сторон.
На
современном этапе развития социального
партнерства в России наиболее активным
партнером признаются профсоюзы, так как
именно от них исходит инициатива заключения
коллективных договоров с целью улучшения
качества жизни работников предприятия,
интересы которых они и представляют.
При
участии профсоюзов во всех субъектах
Российской Федерации разрабатываются
и реализовываются территориальные программы
содействия занятости населения, направленные
на создание и сохранение рабочих мест,
организацию обучения и переобучения
кадров, повышение квалификации и переподготовку
высвобождаемых работников, смягчение
негативных последствий − обеспечение
права работников на достойный труд, повышение
качества жизни работников и их семей:
- сокращение
масштабов бедности на основе устойчивого
развития экономики;
- повышение
конкурентоспособности экономики страны;
- увеличение
доходов организаций;
- роста производительности
труда;
- обеспечение
стабильной занятости и гибкости рынка
труда;
- обеспечение
безопасности рабочих мест;
- расширение
возможностей профессионального и карьерного
роста работников.
Генеральное
соглашение устанавливает общие принципы
регулирования социально-трудовых отношений
на федеральном уровне. По сложившейся
практике оно охватывает довольно широкий
спектр проблем, затрагивая наряду с вопросами
труда и занятости некоторые аспекты экономической
политики, обеспечения экологической
безопасности, социального обеспечения
и социального страхования.
Каждый
раздел генерального соглашения содержит
не только перечень направлений деятельности
социальных партнеров, но и конкретные
обязанности сторон, направленные на стабилизацию
функционирования национальной экономики,
являющейся основой дальнейшей реализации
и развития социальной политики государства,
регионов, хозяйствующих субъектов.
В
разделе «Социальное партнерство
и координация действий Сторон Соглашения»
действующего генерального соглашения
излагаются мероприятия, направленные
на распространение принципов социального
партнерства:
- содействовать
развитию практики коллективно-договорного
регулирования трудовых отношений в организациях
малого бизнеса;
- содействовать
развитию механизмов досудебного и внесудебного
разрешения трудовых споров;
- поддержать
инициативы общероссийских объединений
работодателей в области корпоративной
социальной ответственности, а также развивающуюся
практику подготовки организациями социальных
(нефинансовых) отчетов;
- включить
в государственный стандарт высшего профессионального
образования дисциплины: «Регулирование
социально-трудовых отношений на принципах
социального партнерства» и «Основы социального
государства».
Коллективные
договоры играют ключевую роль в защите
интересов наемных работников.
Спецификой
становления отношений социального
партнерства на современном этапе является
их формирование в условиях отказа от
централизации регулирования трудовых
отношений. Ослабление вмешательства
государства в трудовые отношения существенно
повышает роль локального регулирования,
в рамках которого договорные формы установления
прав и обязанностей участников процесса
труда имеют определяющее значение.
Коллективными
договорами закрепляются конкретные обязательства
работодателей, связанные с вопросами
оплаты труда, обеспечения занятости,
охраны труда и другими вопросами, имеющими
жизненно важное значение для работников
организаций. Согласование корпоративных
интересов работников и работодателей
способствует социально-экономической
стабильности работы предприятий и устойчивому
развитию регионов.
Заключение.
Социально-трудовые
отношения – это объективно существующие
взаимозависимости и взаимодействие
субъектов этих отношений в процессе
труда, нацеленного на регулирование
качества трудовой жизни.
К
числу основных факторов, влияющих
на формирование социально-трудовых
отношений в обществе, можно отнести:
особенности социальной политики, глобализацию
экономики, развитие общественного
труда и производства.
Концепция
качества трудовой жизни основывается
на создании условий, обеспечивающих оптимальное
использование трудового потенциала
человека. Оценку качества трудовой жизни
можно рассматривать с позиции
работника, предпринимателя и обществом
в целом.
Для
оценки уровня жизни различных социально-демографических
групп населения в РФ используют
следующие показатели: средняя оплата
труда, покупательная способность
граждан на основе средней заработной
платы и пенсии, минимальный потребительский
бюджет и прожиточный минимум, потребление
продуктов питания в домашних
хозяйствах, денежные доходы и расходы.
Для
регулирования социально-трудовых
отношений государство создает
систему законодательной и нормотворческой
деятельности, которая включает такие
направления как занятость, социальная
политика, условия и охрана труда,
миграционная и демографическая
политика и др.
Международная
организация труда играет большую
роль в становлении и развитии
системы социально-трудовых отношений
в России. Все принятые МОТ конвенции
и рекомендации образуют международный
трудовой кодекс.
Социальное
партнерство является системой взаимоотношений
между работниками, работодателями,
органами государственной власти, органами
местного самоуправления, направленная
на обеспечение согласования интересов
работников и работодателей по вопросам
регулирования трудовых отношений
и иных непосредственно связанных с ними
отношений. Система социального партнерства
включает следующие уровни: федеральный,
региональный, отраслевой, территориальный,
локальный.
Развитие
социального партнерства в стране
имеет ряд трудностей, которые
обусловлены объективными и субъективными
причинами. К объективным причинам
можно отнести: уровень безработицы,
задержка с выплатой заработной платы,
расслоение населения по уровню доходов.
К субъективным причинам относят: недооценку
Правительством РФ социальных аспектов
перехода страны к рыночным отношениям,
экономическую преступность, коррупцию
и др.
Коллективный
договор регулирует трудовые отношения,
социально- экономические и профессиональные
отношения работодателя и работников.
Задача
профсоюзов – не только защищать интересы
работников, но и отражать общественные
интересы и настроение, выявлять реакцию
общества на проводимую государством
социально-экономическую политику,
помогая ее своевременно корректировать.
Способом
балансирования интересов работодателя
и наемных работников является социальное
партнерство. Основы социального партнерства
заложены в действующем законодательстве
РФ. Основными принципами социального
партнерства являются соблюдение законодательства,
полномочность представительства сторон,
равноправие и свобода выбора при обсуждении
вопросов.
Список
литературы.
- Конституция
РФ.
- Трудовой
кодекс Российской Федерации от 30.12.2001
N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010).
- Гражданский
кодекс Российской Федерации [электронный
ресурс] // Справочно-правовая система Консультант
Плюс.
- Закон Российской
Федерации «О занятости населения в Российской
Федерации» [электронный ресурс] // Справочно-правовая
система Консультант Плюс.
- Актуальные
проблемы охраны труда и пути их решения
// «Безопасность труда и жизни», электронная
версия газеты, 2005.
- Большухина,
И. С. Социальное партнерство как механизм
совершенствования системы социально-трудовых
отношений / И. С. Большухина. – Ульяновск
: УлГТУ, 2010. – 183 с.
- Б.С. Бурыхин,
В.С. Раковская. Основные направления регулирования
системы социально-трудовых отношений
в Российской Федерации//«Экономические
наука», 2006.
- Генкин Б.
М. Экономика и социология труда : учеб.
для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп.
— М. : Норма, 2007. — 448 с.
- Егорова Е.А.,
Кучмаева О.В. Экономика труда / М., Московская
финансово-промышленная академия. – 2004,
80 с.
- Зинченко
Г. П, Рогов И. И. Социальное партнерство:
Учебник / Г. П. Зинченко, И. И. Рогов. — М.:
Издательско-торговая корпорации «Дашков
и К°» ; Академцентр, 2009. — 224 с.
- Кокин Ю.П.,
Шлендер П.Э. Экономика труда: учебник.
– М: Магистр 2010. – 686с.
- Корнюшкин
В.Ю. Управление трудовыми ресурсами. Учебный
курс, 2010.
- Остапенко
Ю.М. Экономика труда: учеб.пособие.
– 2-е изд., - М: ИНФРА – М, 2007. – 272с.
- Рофе А.И.
Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС,
2010. – 400с.
- Серегина
С.Ф. Роль государства в экономике. – М.:
ДИС, 2002
- Малышев
М.А. Правовые основы становления новых
социально-трудовых отношений // Вопросы
трудового права. 2006. № 9.
- Экономика
и социология труда: (социально-трудовые
отношения): Учебник (под ред.В.А. Гаги).
– Томск: Изд-во Томского госуниверситета,
2008 – 340 с.
- Управление
персоналом: Учебно-методический комплекс.
– М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008. – 200 с.