Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является регулирование социально-трудовых отношений, объектом – социально-трудовые отношения в экономике Российской Федерации в целом.
Целью работы является оценка социально-экономических инструментов регулирования социально-трудовых отношений и разработка рекомендаций по повышению их эффективности. Предметом исследования является оценка социально-экономических инструментов регулирования трудовых отношений.
Объектом исследования выступают социально-трудовые отношения на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности

Содержание

Введение.
Глава I: Система регулирования социально-трудовых отношений.
1.1 Сущность социально-трудовых отношений и система их регулирования.
1.2. Направления и методы регулирования социально-трудовых отношений.
1.3. Государственная политика в области социально-трудовых отношений.
Глава II. Оценка эффективности государственного регулирования социально-трудовых отношений.
2.1. Проблематика социально-трудовых отношений в области занятости и труда.
2.2. Проблематика социально-трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Глава III. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования социально-трудовых отношений.
3.1. Социальное партнерство как способ балансирования интересов работодателей и наемных рабочих.
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности в системе социального партнерства.
3.3. Эффективность социального партнерства.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

государственное ругулирование социально-трудовых отношений.docx

— 84.64 Кб (Скачать)

   Оплата труда:

  • добиваться сокращения дифференциации в оплате труда в организациях: инициировать повышение минимальной заработной платы, установление уровня минимальной тарифной ставки (оклада), базового (должностного) оклада по профессионально-квалификационным группам - не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения,  замораживание выплат премиальных и бонусов менеджменту организаций находящихся в тяжелой финансово-экономической ситуации;
  • предусматривать меры по защите прав работников в ходе нарастающего процесса коммерциализации организаций бюджетной сферы (перевод в автономные учреждения и другие формы хозяйственной деятельности), активнее участвовать в регулировании вопросов оплаты труда;

     Охрана труда: не допускать в ходе оптимизации расходов в организации сокращения численности персонала в ущерб безопасности труда особенно в организациях со взрывоопасным и пожароопасным производствами;

     Развитие системы социального партнерства: обеспечить стопроцентный охват соглашениями и коллективными договорами территорий,  отраслей, организаций региона в которых действуют профсоюзы.

Необходимо  повышать уровень участия органов социального партнерства и профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений:

  • добиваться формирования во всех отраслях региона комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
  • уделять особое внимание работе на уровне территорий области: развивать деятельность органов социального партнерства в сфере труда, координационных советов профсоюзов, добиваться заключения соглашений о социальном партнерстве во всех муниципальных образованиях и их обязательного выполнения;
  • включать в отраслевые соглашения и коллективные договоры обязательства работодателей, предусмотренные в Соглашении;
  • расширять деятельность трехсторонних комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в разработке проектов законов и нормативных правовых документов и решении проблем в сфере труда в соответствии со ст.35 прим.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

     Немаловажное  значение имеет и развитие профсоюзного движения, в этих целях нужно укреплять и развивать профдвижение:

  • выделить в отдельное направление деятельности проведение работы с малочисленными организациями (малыми и средними предприятиями) и индивидуальными предпринимателями, активизировать работу по созданию  в этих хозяйствующих субъектах профсоюзов;
  • предусматривать возможность введения в аппаратах областных профсоюзных организаций ставок ответственных за работу с молодежью и информационную работу;
  • принимать меры по повышению независимости и защищенности профсоюзных лидеров от работодателей: развивать институт уполномоченных профсоюзов первичных профорганизациях, предусматривать возможность введения должности уполномоченных профсоюзов в штатные расписания областных профорганизаций, в первую очередь для обеспечения профсоюзной работы в малочисленных организациях и организациях где невозможно сформировать  коллегиальный профсоюзный орган;
  • учитывать новые особенности рынка труда: рост числа «виртуальных» рабочих мест (количества работающих в мобильном режиме с использованием интернета и т.п., когда не требуется специально оборудованное рабочее место), заемного (аутсорсинга) и надомного труда (работа на дому совместно с членами семьи), занятых в режиме вахтового метода, малого и индивидуального предпринимательства, а также количества госслужащих; разрабатывать и внедрять методики вовлечения в профсоюзы для данных категорий занятого населения;   
  • повышать уровень информированности населения о работе профсоюзов: расширять использование интернета для оперативного обмена информацией и освещения деятельности профсоюзов; обеспечить каждую цеховую профорганизацию областной газетой «Действие», размещать её и другие периодические профсоюзные издания в доступных для работников местах на стендах профорганизаций;
  • активнее использовать современные методы проведения рекламной и имиджевой кампаний при вовлечении в профсоюзы новых членов, в первую очередь в молодежной среде, расширять применение в работе современных форм пиар акций (агитационно-рекламные мероприятия).

     Развивать деятельность правовых служб:

  • принимать меры по расширению сети профсоюзных правовых служб, созданию штатных юридических консультаций в каждой областной профсоюзной организации, а внештатных при координационных советах профсоюзов муниципальных образований региона;
  • обеспечить оперативную и адекватную реакцию на случаи нарушения прав профсоюзных лидеров и рядовых членов профсоюзов, применять в их защите новые информационные и  другие  предусмотренные законодательством технологии;
  • включать в коллективные договоры обязательства работодателей о содействии в открытии консультационных пунктов профсоюзов, формировать в отраслевых профсоюзах планы проведения проверок соблюдения работодателями трудового законодательства в организациях, обеспечивать их выполнение, основываться при этом на нормах ст.370 ТК РФ.

3.3. Эффективность социального партнерства.

     Развитие  социального партнерства как  механизма регулирования социально-трудовых отношений, способствующего реализации социальных ожиданий общества и экономическому развитию территорий, является актуальной и для страны в целом, и для регионов, и для хозяйствующих субъектов экономики.

     Возникновение социального партнерства есть следствие  качественного изменения социально-трудовых отношений в результате перехода от доиндустриальной и индустриальной эпох, в которых преобладали методы прямого принуждения к труду, к социалистической и современной  рыночной экономике, со свойственными им прогрессивным устройством общественного труда, строящемся на согласовании интересов сторон.

     На  современном этапе развития социального партнерства в России наиболее активным партнером признаются профсоюзы, так как именно от них исходит инициатива заключения коллективных договоров с целью улучшения качества жизни работников предприятия, интересы которых они и представляют.

     При участии профсоюзов во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализовываются территориальные программы содействия занятости населения, направленные на создание и сохранение рабочих мест, организацию обучения и переобучения кадров, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников, смягчение негативных последствий − обеспечение права работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей:

  • сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики;
  • повышение конкурентоспособности экономики страны;
  • увеличение доходов организаций;
  • роста производительности труда;
  • обеспечение стабильной занятости и гибкости рынка труда;
  • обеспечение безопасности рабочих мест;
  • расширение возможностей профессионального и карьерного роста работников.

     Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. По сложившейся практике оно охватывает довольно широкий спектр проблем, затрагивая наряду с вопросами труда и занятости некоторые аспекты экономической политики, обеспечения экологической безопасности, социального обеспечения и социального страхования.

     Каждый  раздел генерального соглашения содержит не только перечень направлений деятельности социальных партнеров, но и конкретные обязанности сторон, направленные на стабилизацию функционирования национальной экономики, являющейся основой дальнейшей реализации и развития социальной политики государства, регионов, хозяйствующих субъектов.

     В разделе «Социальное партнерство  и координация действий Сторон Соглашения» действующего генерального соглашения излагаются мероприятия, направленные на распространение принципов социального партнерства:

  • содействовать развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса;
  • содействовать развитию механизмов досудебного и внесудебного разрешения трудовых споров;
  • поддержать инициативы общероссийских объединений работодателей в области корпоративной социальной ответственности, а также развивающуюся практику подготовки организациями социальных (нефинансовых) отчетов;
  • включить в государственный стандарт высшего профессионального образования дисциплины: «Регулирование социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства» и «Основы социального государства».

      Коллективные  договоры играют ключевую роль в защите интересов наемных работников.

     Спецификой  становления отношений социального партнерства на современном этапе является их формирование в условиях отказа от централизации регулирования трудовых отношений. Ослабление вмешательства государства в трудовые отношения существенно повышает роль локального регулирования, в рамках которого договорные формы установления прав и обязанностей участников процесса труда имеют определяющее значение.

     Коллективными договорами закрепляются конкретные обязательства работодателей, связанные с вопросами оплаты труда, обеспечения занятости, охраны труда и другими вопросами, имеющими жизненно важное значение для работников организаций. Согласование корпоративных интересов работников и работодателей способствует социально-экономической стабильности работы предприятий и устойчивому развитию регионов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

      Социально-трудовые отношения – это объективно существующие взаимозависимости и взаимодействие субъектов этих отношений  в процессе труда, нацеленного на регулирование  качества трудовой жизни.

      К числу основных факторов, влияющих на формирование  социально-трудовых отношений в обществе, можно отнести:  особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного  труда и производства.

      Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное  использование  трудового потенциала человека. Оценку качества трудовой жизни  можно  рассматривать с позиции  работника, предпринимателя и обществом  в целом.

      Для оценки уровня жизни различных социально-демографических  групп населения в РФ используют следующие показатели: средняя оплата труда, покупательная способность  граждан на основе средней заработной платы и пенсии, минимальный потребительский  бюджет и прожиточный минимум, потребление  продуктов питания в домашних хозяйствах, денежные доходы и расходы.

      Для регулирования социально-трудовых отношений государство создает  систему законодательной и нормотворческой  деятельности, которая включает такие  направления как занятость, социальная политика, условия и охрана труда, миграционная и демографическая  политика и др.

      Международная организация труда играет большую  роль в становлении и развитии системы социально-трудовых отношений  в России. Все принятые МОТ конвенции  и рекомендации образуют международный  трудовой кодекс.

      Социальное  партнерство является системой взаимоотношений  между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.  Система социального партнерства включает следующие уровни: федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный.

      Развитие  социального партнерства в стране имеет ряд трудностей, которые  обусловлены объективными и субъективными  причинами. К объективным причинам можно отнести: уровень безработицы, задержка с выплатой заработной платы, расслоение населения по уровню доходов. К субъективным причинам относят: недооценку Правительством РФ социальных аспектов перехода страны к рыночным отношениям, экономическую преступность, коррупцию  и др.

      Коллективный  договор регулирует трудовые отношения, социально- экономические и профессиональные отношения работодателя и работников.

      Задача  профсоюзов – не только защищать интересы работников, но и отражать общественные интересы и настроение, выявлять реакцию  общества на проводимую государством социально-экономическую политику, помогая ее своевременно корректировать.

      Способом  балансирования интересов работодателя и наемных работников является социальное партнерство. Основы социального партнерства  заложены в действующем законодательстве РФ. Основными принципами социального  партнерства  являются соблюдение законодательства, полномочность представительства сторон, равноправие и свобода выбора при обсуждении вопросов.

Список  литературы.

  1. Конституция РФ.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 29.12.2010).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  4. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [электронный ресурс] // Справочно-правовая система Консультант Плюс.
  5. Актуальные проблемы охраны труда и пути их решения // «Безопасность труда и жизни», электронная версия газеты, 2005.
  6. Большухина, И. С. Социальное партнерство как механизм совершенствования системы социально-трудовых отношений / И. С. Большухина. – Ульяновск : УлГТУ, 2010. – 183 с.
  7. Б.С. Бурыхин, В.С. Раковская. Основные направления регулирования системы социально-трудовых отношений в Российской Федерации//«Экономические наука», 2006.
  8. Генкин Б. М. Экономика и социология труда : учеб. для вузов / Б. М. Генкин. — 7-е изд., доп. — М. : Норма, 2007. — 448 с.
  9. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда / М., Московская финансово-промышленная академия. – 2004, 80 с.
  10. Зинченко Г. П, Рогов И. И. Социальное партнерство: Учебник / Г. П. Зинченко, И. И. Рогов. — М.: Издательско-торговая корпорации «Дашков и К°» ; Академцентр, 2009. — 224 с.
  11. Кокин Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда: учебник. – М: Магистр 2010. – 686с.
  12. Корнюшкин В.Ю. Управление трудовыми ресурсами. Учебный курс, 2010.
  13. Остапенко Ю.М.  Экономика труда: учеб.пособие. – 2-е изд., - М: ИНФРА – М, 2007. – 272с.
  14. Рофе А.И. Экономика труда: учебник. – М.: КНОРУС, 2010. – 400с.
  15. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. – М.: ДИС, 2002
  16. Малышев М.А. Правовые основы становления новых социально-трудовых отношений // Вопросы трудового права. 2006. № 9.
  17. Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): Учебник (под ред.В.А. Гаги). – Томск: Изд-во Томского госуниверситета, 2008 – 340 с.
  18. Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. Центр ЕАОИ. 2008. – 200 с.

Информация о работе Государственное регулирование социально-трудовых отношений