Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является регулирование социально-трудовых отношений, объектом – социально-трудовые отношения в экономике Российской Федерации в целом.
Целью работы является оценка социально-экономических инструментов регулирования социально-трудовых отношений и разработка рекомендаций по повышению их эффективности. Предметом исследования является оценка социально-экономических инструментов регулирования трудовых отношений.
Объектом исследования выступают социально-трудовые отношения на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности

Содержание

Введение.
Глава I: Система регулирования социально-трудовых отношений.
1.1 Сущность социально-трудовых отношений и система их регулирования.
1.2. Направления и методы регулирования социально-трудовых отношений.
1.3. Государственная политика в области социально-трудовых отношений.
Глава II. Оценка эффективности государственного регулирования социально-трудовых отношений.
2.1. Проблематика социально-трудовых отношений в области занятости и труда.
2.2. Проблематика социально-трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Глава III. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования социально-трудовых отношений.
3.1. Социальное партнерство как способ балансирования интересов работодателей и наемных рабочих.
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности в системе социального партнерства.
3.3. Эффективность социального партнерства.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

государственное ругулирование социально-трудовых отношений.docx

— 84.64 Кб (Скачать)

      Снижение  государственного влияния на решение  проблемы охраны труда в данный период развития общества и экономики может  отрицательно сказаться на состоянии  условий труда, охраны труда и  промышленной безопасности, так как  в настоящее время работодатели и их объединения не готовы взять  на себя отдельные функции государства. 21

      Работодатели  и особенно их объединения не уделяют  данной проблеме должного внимания, вопросы  охраны труда и промышленной безопасности не стали основными в их деятельности, в аппаратах объединений работодателей  нет штатных специалистов по охране труда.

      В условиях административной реформы  требует существенной доработки  законодательная база по охране труда, в первую очередь в части устранения противоречий и дублирования в законодательных  актах по вопросам охраны труда, промышленной безопасности и гигиены труда, начиная  с Трудового кодекса Российской Федерации. 
 

Глава III. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования социально-трудовых отношений.

3.1. Социальное партнерство как способ балансирования интересов работодателей и наемных рабочих.

      Необходимость совершенствования социально-трудовых отношений обусловила потребность  общества в развитии социального  партнерства как способа оптимального баланса основных интересов различных  социальных групп и прежде всего  – наемных работников и работодателей. Данная необходимость дала толчок к  развитию правовой базы -  совершенствованию  законодательства, направленного на регулирование трудовых отношений.

      Основа  социального партнерства была заложена в Законе РФ «О коллективных договорах  и соглашениях» (утратил силу), положения  которого распространялись  на организации  различных форм собственности.

      Основными принципами социального партнерства  являются:

  • соблюдение законодательства;
  • полномочность представительства сторон;
  • равноправие и свобода выбора при обсуждении вопросов, которые составляют содержание коллективных договоров, соглашений;
  • добровольность в принятии на себя обязательств, ответственность за из выполнение.

     Социальное  партнерство в нашей стране осуществляется посредством коллективных договоров  и партнерских соглашений.

     Коллективный  договор— это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации. Как правило, такой документ устанавливает, исходя из финансовых возможностей, более льготные трудовые, социально-экономические условия и гарантии по сравнению с действующими нормами и положениями, определенными законодательством и соглашениями.

      Реализация  партнерских отношений, на практике может осуществляться в таких  формах, как коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры. Отношения социального партнерства  предполагают также участие государства, которое может быть прямым и косвенным. Прямое участие государства в  регулировании социально-трудовых отношений  выражается в трипартизме, т.е. совместном действии трех партнеров  – работодателя, работника и государства. Косвенное участие государства  проявляется в выполнении функций  координатора и регулятора трудовых отношений, а также контролера, посредника и арбитра.

      Коллективные  договоры в организациях призваны защищать интересы обеих сторон трудовых отношений, упорядочивать, стабилизировать, разрешать  возникающие конфликты и противоречия.

Коллективные  договоры содержат разделы об оплате, охране труда, повышении квалификации. Частью договора являются приложения к нему, конкретизирующие по подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т.д. Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль коллективного договора, и его локальные нормы права расширяются. Одновременно он является наиболее значимой формой социального партнерства, направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности

     Следует отметить особенности становления  российской модели социального партнерства. Она произрастает по инициативе административных, а не общественных структур, как за рубежом, поэтому не отстаивает в полной мере интересов трудящихся, во многом функционирует формально.

     Государство пока не определилось в отношении  сотрудничества с предпринимателями и профсоюзами. По свидетельству наблюдателей, правительство является самым безответственным партнером. Программные документы, определяющие развитие общества, его экономики и будущее всего населения страны принимаются без участи других сторон «социального треугольника». Правительство зачастую не выполняет своих обязательств, зафиксированных Генеральным Соглашением РТК. Оно нередко нарушает установленные законодательством принципы равенства партнеров и открытости в действиях.

     При участии профсоюзов во всех субъектах  Российской Федерации разрабатываются и реализовываются территориальные программы содействия занятости населения, направленные на создание и сохранение рабочих мест, организацию обучения и переобучения кадров, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников, смягчение негативных последствий.

     Самая слабая сторона социального партнерства  — работодатели. Директорский корпус объединялся в федеральные, отраслевые и региональные ассоциации для переговоров в основном с правительством, местными органами власти в целях реализации собственных экономических интересов.

     Таким образом, социальное партнерство по своей природе и целям направлено на формирование консенсусных, консолидирующих отношений, снимающих социальное напряжение, сглаживающих социальное неравенство, обеспечивающих гражданский мир в обществе с частной собственностью и рыночными отношениями. Эффективная реализация его потенциала делает необходимым проведение сознательной, сбалансированной государственной политики на всех уровнях успешного развития продуктивных отношений органов власти, бизнеса, наемных работников и их общественных объединений.

3.2. Рекомендации по  совершенствованию  деятельности в  системе социального  партнерства.

   Социальное  партнерство в современной России стало важным направлением реализации социальной политики государства. Возрастает роль и значение социально-партнерских  механизмов в регулировании и  защите важнейших трудовых прав и  социально-экономических интересов  работников, членов их семей и даже населения, проживающего на территории действия актов социального партнерства.

   Необходимо дальнейшее расширение участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовых отношений и обеспечении гарантий рассматриваемых прав, особенно в период проведения реструктуризации ведущих отраслей экономики и реорганизации хозяйствующих субъектов.

   В этой связи было бы желательным в  законодательстве:

  • более четко определить роль государства в социальном партнерстве;
  • вовлекать как можно большее число организаций под действие договорных отношений;
  • стимулировать формирование полномочных органов и организаций, представляющих интересы сторон социального партнерства.

     Программа совершенствования государственного регулирования социально-трудовых отношений в форме социального партнерства обусловлена  необходимостью обеспечить в приоритетном порядке реализацию мероприятий по:

     В организационно-массовой работе: развитию профдвижения, увеличению количества членов профсоюзов и организаций, где действует профсоюз; проведению общественно-политического анализа и прогнозирования; расширению участия профсоюзов в законодательных органах власти, подготовке профсоюзных кадров и кадрового резерва из числа молодежи, повышению её заинтересованности  работать в профсоюзах.

     В  деятельности в сфере социально-трудовых отношений: улучшению содержания соглашений о социальном партнерстве и коллективных договоров и наполнению их конкретными обязательствами работодателей, обеспечению реального контроля за их выполнением, подготовке материалов для привлечения работодателей к административной ответственности за уклонение от переговоров и реализации обязательств соглашений, обеспечению социально-экономического анализа и прогнозирования; вопросам оплаты труда;

      В работе по обеспечению правовой помощи:  осуществлению постоянного юридического сопровождения в процессах защиты трудовых прав работников до достижения конечного результата, расширению практики судебного разрешения в интересах  работников трудовых споров, включая случаи нарушения работодателями требований по охране труда, обязательств коллективных договоров и соглашений; проведению экспертизы законопроектов в сфере труда и нормотворческой работе.

     Необходимо  повышать уровень участия профсоюзов в реализации о соглашения о социальном партнерстве, заключенном между Федерацией профсоюзных организаций, Администрацией и объединениями работодателей:

  • включать в годовые планы работы профорганизаций вопросы выполнения мероприятий, закрепленных за профсоюзами, рассматривать их с учетом критериев реализации;
  • предусматривать при планировании деятельности профсоюзных органов в контроль в рамках их заседаний за выполнением обязательств.

   Совершенствование реализации социальных гарантий:

  • обеспечению в отраслях и организациях оздоровления работников и их детей и в первую очередь полного расходования предусмотренных на эти цели бюджетных средств;
  • своевременному перечислению работодателями страховых взносов в государственные социальные фонды;
  • оказанию поддержки молодым работникам и нуждающимся в помощи студентам;

   Мероприятия по оплате труда:

  • повышение минимальной заработной платы и минимальной тарифной ставки (оклада), базового оклада (базового должностного оклада) по профессиональным квалификационным группам   до уровня прожиточного минимума,
  • сокращение дифференциации в зарплате в организации между самым низкооплачиваемыми работниками и наиболее высокооплачиваемыми работниками (до показателя не более 5 раз),
  • ликвидация долгов по зарплате;
  • правозащитная работа в целом по всем направлениям профсоюзной деятельности;

   Необходимость мероприятий по охране труда: обеспечению работодателями утвержденного финансирования и организации мероприятий по созданию безопасных условий труда.

     Совершенствованию системы социального партнерства: развитию коллективно-договорных отношений, созданию новых профсоюзных организаций и привлечению в действующие организации большего числа граждан.

      В целях совершенствования социально-трудовых отношений необходимо первоочередное выполнение следующих мероприятий по направлениям реализации социального партнерства в экономической политике, в области занятости, оплаты, охраны труда.

     Экономическая политика: принимать меры по повышению участия профсоюзных органов в регулировании финансовой деятельности организаций и вопросов оплаты труда: распределении полученной прибыли и доходов от коммерческой деятельности, а также средств и фондов стимулирования по оплате труда работников, разработке положений об оплате и премировании работников;

     Занятость:

  • отслеживать регулярно ситуацию с масштабами скрытой безработицы в организациях: неполной занятостью работников, простоями, отпусками по инициативе администрации, а также высвобождениями работников. В случаях увольнения по сокращению штатов  работников-членов профсоюза контролировать выполнение работодателями требований ст. 374 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
  • предусматривать включение в отраслевые соглашения о социальном партнерстве обязательств работодателей по трудоустройству в организациях одной отрасли работников, высвободившихся в ходе реорганизации и оптимизации численности, и по созданию новых рабочих мест;

Информация о работе Государственное регулирование социально-трудовых отношений