Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа
Предметом исследования является регулирование социально-трудовых отношений, объектом – социально-трудовые отношения в экономике Российской Федерации в целом.
Целью работы является оценка социально-экономических инструментов регулирования социально-трудовых отношений и разработка рекомендаций по повышению их эффективности. Предметом исследования является оценка социально-экономических инструментов регулирования трудовых отношений.
Объектом исследования выступают социально-трудовые отношения на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности
Введение.
Глава I: Система регулирования социально-трудовых отношений.
1.1 Сущность социально-трудовых отношений и система их регулирования.
1.2. Направления и методы регулирования социально-трудовых отношений.
1.3. Государственная политика в области социально-трудовых отношений.
Глава II. Оценка эффективности государственного регулирования социально-трудовых отношений.
2.1. Проблематика социально-трудовых отношений в области занятости и труда.
2.2. Проблематика социально-трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Глава III. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования социально-трудовых отношений.
3.1. Социальное партнерство как способ балансирования интересов работодателей и наемных рабочих.
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности в системе социального партнерства.
3.3. Эффективность социального партнерства.
Заключение.
Список литературы.
Снижение государственного влияния на решение проблемы охраны труда в данный период развития общества и экономики может отрицательно сказаться на состоянии условий труда, охраны труда и промышленной безопасности, так как в настоящее время работодатели и их объединения не готовы взять на себя отдельные функции государства. 21
Работодатели
и особенно их объединения не уделяют
данной проблеме должного внимания, вопросы
охраны труда и промышленной безопасности
не стали основными в их деятельности,
в аппаратах объединений
В
условиях административной реформы
требует существенной доработки
законодательная база по охране труда,
в первую очередь в части устранения
противоречий и дублирования в законодательных
актах по вопросам охраны труда, промышленной
безопасности и гигиены труда, начиная
с Трудового кодекса Российской
Федерации.
Необходимость
совершенствования социально-
Основа социального партнерства была заложена в Законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (утратил силу), положения которого распространялись на организации различных форм собственности.
Основными принципами социального партнерства являются:
Социальное партнерство в нашей стране осуществляется посредством коллективных договоров и партнерских соглашений.
Коллективный договор— это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации. Как правило, такой документ устанавливает, исходя из финансовых возможностей, более льготные трудовые, социально-экономические условия и гарантии по сравнению с действующими нормами и положениями, определенными законодательством и соглашениями.
Реализация
партнерских отношений, на практике
может осуществляться в таких
формах, как коллективные договоры
и соглашения, консультации и переговоры.
Отношения социального
Коллективные
договоры в организациях призваны защищать
интересы обеих сторон трудовых отношений,
упорядочивать, стабилизировать, разрешать
возникающие конфликты и
Коллективные договоры содержат разделы об оплате, охране труда, повышении квалификации. Частью договора являются приложения к нему, конкретизирующие по подразделениям меры по улучшению условий и охраны труда, а также различные положения по премиальным системам оплаты труда, премиям по итогам работы за год и т.д. Значение коллективного договора состоит в том, что этот правовой акт регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих работников. Следовательно, он улучшает против законодательства эти условия и развивает производственную демократию. Ныне возросла регулятивная роль коллективного договора, и его локальные нормы права расширяются. Одновременно он является наиболее значимой формой социального партнерства, направлен на совершенствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, организации труда, повышение его производительности
Следует отметить особенности становления российской модели социального партнерства. Она произрастает по инициативе административных, а не общественных структур, как за рубежом, поэтому не отстаивает в полной мере интересов трудящихся, во многом функционирует формально.
Государство пока не определилось в отношении сотрудничества с предпринимателями и профсоюзами. По свидетельству наблюдателей, правительство является самым безответственным партнером. Программные документы, определяющие развитие общества, его экономики и будущее всего населения страны принимаются без участи других сторон «социального треугольника». Правительство зачастую не выполняет своих обязательств, зафиксированных Генеральным Соглашением РТК. Оно нередко нарушает установленные законодательством принципы равенства партнеров и открытости в действиях.
При участии профсоюзов во всех субъектах Российской Федерации разрабатываются и реализовываются территориальные программы содействия занятости населения, направленные на создание и сохранение рабочих мест, организацию обучения и переобучения кадров, повышение квалификации и переподготовку высвобождаемых работников, смягчение негативных последствий.
Самая
слабая сторона социального
Таким
образом, социальное партнерство по
своей природе и целям
Социальное
партнерство в современной
Необходимо дальнейшее расширение участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в регулировании социально-трудовых отношений и обеспечении гарантий рассматриваемых прав, особенно в период проведения реструктуризации ведущих отраслей экономики и реорганизации хозяйствующих субъектов.
В этой связи было бы желательным в законодательстве:
Программа совершенствования государственного регулирования социально-трудовых отношений в форме социального партнерства обусловлена необходимостью обеспечить в приоритетном порядке реализацию мероприятий по:
В организационно-массовой работе: развитию профдвижения, увеличению количества членов профсоюзов и организаций, где действует профсоюз; проведению общественно-политического анализа и прогнозирования; расширению участия профсоюзов в законодательных органах власти, подготовке профсоюзных кадров и кадрового резерва из числа молодежи, повышению её заинтересованности работать в профсоюзах.
В деятельности в сфере социально-трудовых отношений: улучшению содержания соглашений о социальном партнерстве и коллективных договоров и наполнению их конкретными обязательствами работодателей, обеспечению реального контроля за их выполнением, подготовке материалов для привлечения работодателей к административной ответственности за уклонение от переговоров и реализации обязательств соглашений, обеспечению социально-экономического анализа и прогнозирования; вопросам оплаты труда;
В работе по обеспечению правовой помощи: осуществлению постоянного юридического сопровождения в процессах защиты трудовых прав работников до достижения конечного результата, расширению практики судебного разрешения в интересах работников трудовых споров, включая случаи нарушения работодателями требований по охране труда, обязательств коллективных договоров и соглашений; проведению экспертизы законопроектов в сфере труда и нормотворческой работе.
Необходимо повышать уровень участия профсоюзов в реализации о соглашения о социальном партнерстве, заключенном между Федерацией профсоюзных организаций, Администрацией и объединениями работодателей:
Совершенствование реализации социальных гарантий:
Мероприятия по оплате труда:
Необходимость мероприятий по охране труда: обеспечению работодателями утвержденного финансирования и организации мероприятий по созданию безопасных условий труда.
Совершенствованию системы социального партнерства: развитию коллективно-договорных отношений, созданию новых профсоюзных организаций и привлечению в действующие организации большего числа граждан.
В
целях совершенствования
Экономическая политика: принимать меры по повышению участия профсоюзных органов в регулировании финансовой деятельности организаций и вопросов оплаты труда: распределении полученной прибыли и доходов от коммерческой деятельности, а также средств и фондов стимулирования по оплате труда работников, разработке положений об оплате и премировании работников;
Занятость:
Информация о работе Государственное регулирование социально-трудовых отношений