Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является регулирование социально-трудовых отношений, объектом – социально-трудовые отношения в экономике Российской Федерации в целом.
Целью работы является оценка социально-экономических инструментов регулирования социально-трудовых отношений и разработка рекомендаций по повышению их эффективности. Предметом исследования является оценка социально-экономических инструментов регулирования трудовых отношений.
Объектом исследования выступают социально-трудовые отношения на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности

Содержание

Введение.
Глава I: Система регулирования социально-трудовых отношений.
1.1 Сущность социально-трудовых отношений и система их регулирования.
1.2. Направления и методы регулирования социально-трудовых отношений.
1.3. Государственная политика в области социально-трудовых отношений.
Глава II. Оценка эффективности государственного регулирования социально-трудовых отношений.
2.1. Проблематика социально-трудовых отношений в области занятости и труда.
2.2. Проблематика социально-трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Глава III. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования социально-трудовых отношений.
3.1. Социальное партнерство как способ балансирования интересов работодателей и наемных рабочих.
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности в системе социального партнерства.
3.3. Эффективность социального партнерства.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

государственное ругулирование социально-трудовых отношений.docx

— 84.64 Кб (Скачать)

     Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений в  соответствии с конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • Трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права;
  • Иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
  • Указами Президента РФ;
  • Постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.6

     Основные  направления государственного регулирования  социально-экономических отношений  являются следующие:

  • решения проблем занятости с учетом особенностей экономического развития России;
  • обеспечение достойного уровня оплаты труда как одно из требований реструктуризации экономики и социально-экономической политики в целом;
  • поддержание достигнутых стандартов социальной защиты граждан и обеспечение их повышения.

     Необходимость регулирования социально-трудовых отношений не вызывает сомнений. При этом очень важно при разработке основных направлений регулирования учитывать особенности экономического развития России.7

     Меры  государственного регулирования рынка  труда дифференцируют следующим  образом:

  • по объектам воздействия. В этой роли могут выступать население и его отдельные группы, работники и их отдельные группы, а также предприниматели и их группы. В то же время в качестве объектов регулирования рынка труда могут рассматриваться элементы организации труда, а именно оплата труда, его продолжительность, условия труда и т.д.;
  • по направленности воздействия. К этим мерам относятся: меры, увеличивающие (уменьшающие) спрос на рынке труда; меры, воздействующие на структуру предложения труда и структуру спроса на труд; меры регулирования рынка труда, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения;
  • по форме воздействия меры регулирования рынка труда делятся на прямые и косвенные. При этом как прямое, так и косвенное влияние на рынок труда наиболее эффективно при обязательном учете баланса интересов всех субъектов рынка труда;
  • по характеру воздействия на рынок труда меры регулирования разделяются на поощрительные, ограничительные, запретительные, защитные, экономические, административные;
  • по уровню воздействия меры государственного регулирования рынка труда подразделяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные;
  • по источникам финансирования - госбюджет, средства внебюджетных социальных фондов и т.д.

     Развитие  системы социального партнёрства, как одного из методов регулирования  социально-трудовых отношений на современном этапе рыночных преобразований в России, является одной из актуальных на сегодняшний день проблемой. Сама идея социального партнёрства занимает важнейшее место в научном анализе современного общества, эволюции трудовых отношений и законодательных практик многих стран мира.8

     Социальное  партнерство – система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.9

     Правовой  базой социального партнерства  являются федеральное законодательство, регулирующее трудовые отношения, положения  Конвенций и рекомендаций  Международной  организации труда (МОТ).

     Формами социального партнерства являются коллективные договоры и соглашения, консультации и переговоры по реализации социально-трудовой политики, согласование действий, направленных на удовлетворение интересов сторон.

     В области социально-трудовых отношений  практика социального партнёрства включает:

  • Систему участия наёмного труда в собственности и доходах предприятия.
  • Формирование примирительных и арбитражных органов, осуществляющих примирительные акции при разрешении трудовых конфликтов.
  • Участие представителей наёмного труда, предпринимательских структур и государства в управлении фондами социального обеспечения и страхования.
  • Участие работающих по найму в управлении предприятием.

      Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей.

      Коллективный  договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в  организации или у индивидуального  предпринимателя и заключаемый  работниками и работодателем  в лице их представителей.10

      Коллективный  договор регулирует трудовые, социально-экономические  и профессиональные отношения работодателя и работников организации на основе согласования взаимных интересов. Для  повышения  эффективности совместной деятельности партнеров необходимо к заключению коллективных договоров  подходить дифференцировано. При  обсуждении следует учитывать специфику  организации, статус и характер деятельности. В частности, особенности организации  в зависимости от формы собственности, размера, объема производства, финансового состояния, состава работников, наличия социальной инфраструктуры. 11

      Соглашение  так же как  и коллективный договор, является актом социального партнерства.

      Соглашение  – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий  общие принципы регулирования связанных  с ним экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работника и  работодателя на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом уровнях.

     Социальное  партнёрство в России находится  в стадии своего становления и  пока ещё не созданы условия для цивилизованного, равноправного и эффективного взаимодействия основных социальных партнёров (работников, работодателей и государства). Однако следует признать и тот факт, что это процесс эволюционный и длительный, ожидать кардинальных изменений в социально-трудовой сфере вряд ли стоит в ближайшие 5-10 лет.

       Анализ территориальных и отраслевых  соглашений последних лет свидетельствует  о том, что существует ряд негативных тенденций, снижающих эффективность социального партнёрства. Это, прежде всего, слабая законодательная и нормативная база социального партнёрства, несоблюдение основополагающих принципов заключения соглашений и договоров, слабость профсоюзов и недостаточная организованность работодателей.

       Следует признать, что и государство демонстрирует ослабление регулирующих и координирующих функций при доминировании авторитарных методов давления на социальных партнёров. В первую очередь, это связано с вопросами регулирования заработной платы.12

     В Российской Федерации в механизме  государственного регулирования трудовых отношений задействованы три  ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

     Законодательная власть обеспечивает нормативно-правовую базу регулирования трудовых отношений. На федеральном уровне законодательная власть в России представлена Федеральным собранием, состоящим из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата). Разработкой и принятием законов занимается нижняя палата, при этом верхняя палата обладает правом одобрения или отклонения принятых Думой законодательных актов. Каждая палата состоит из комитетов, отвечающих за подготовку, экспертизу и обоснование принимаемых нормативных актов по различным сферам современной экономической и общественной жизни. Так, например, с целью нормотворчества в области регулирования социально-трудовых отношений в Совете Федерации действует комитет по социальной политике, а в Государственной Думе – комитет по труду и социальной политике.

     Исполнительная  власть призвана осуществлять обеспечение исполнения законов. На федеральном уровне органом исполнительной власти является Правительство РФ, формируемое Президентом РФ. Деятельность Правительства охватывает все сферы жизни современного российского общества и регулируется соответствующими федеральными и отраслевыми министерствами.

     Судебная  власть осуществляет регулирование в области социально-трудовых отношений на уровне осуществления правосудия, заключающихся в наказании нарушителей, разрешении проблем и конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебная власть представлена системой судов различного уровня, а также Министерством юстиции. Министерство юстиции участвует в формировании и реализации государственной политики, в том числе в области социально-трудовых отношений13

1.3. Государственная  политика в области  социально-трудовых  отношений.

     Существуют  два типа государственной политики регулирования рынка труда: пассивная  и активная. Пассивная политика направлена на обеспечение (поддержание) некоторых условий функционирования рынка труда, она предполагает ответственность государства за обеспечение этих условий. В данном случае формируется государственный патернализм в сфере социально-трудовых отношений (от лат. paternus - отцовский, отеческий).

     Пассивная политика регулирования рынка труда  включает следующие меры: регистрацию  ищущих работу, определение размера  пособия по безработице, организацию  системы предоставления пособия  по безработице, осуществление неденежных форм поддержки безработных и  членов их семей и т.п.

     В странах с развитой рыночной экономикой одной из наиболее распространенных форм реализации пассивной политики занятости является страхование  от безработицы, которое стабилизирует  потребление семьи безработного и облегчает ему поиск новой  работы, поскольку способствует уменьшению затрат времени на случайные заработки. Кроме того, программы страхования  от безработицы способствуют макроэкономической стабилизации, повышая покупательную  способность населения в период экономического спада и сокращая неравенство доходов в обществе. Вместе с тем программы страхования от безработицы могут поддерживать социальное иждивенчество.

     Активная  политика направлена на повышение конкурентоспособности  человека в борьбе за рабочее место  путем обучения, переподготовки и  содействия самозанятости. Она поощряет активность каждого человека, направленную на поиск работы. В этом случае государство  выступает лишь как посредник, предоставляющий  человеку возможность занятости. При  этом предполагается, что трудоспособный человек должен самостоятельно зарабатывать средства на обеспечение своей семьи  и что ответственность за уровень  благосостояния его семьи лежит  на нем самом. Активная политика регулирования  рынка труда включает следующие  меры: помощь при трудоустройстве, содействие в профессиональной подготовке, развитие самозанятости, профессиональное консультирование и т.д.

     Для обеспечения регулирования социально - трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения, а также для организации  контроля выполнения коллективного  договора и соглашений на всех уровнях  на равноправной основе по решению  сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

           Комиссии могут действовать как  на временной, так и на постоянной  основе в зависимости от усмотрения  сторон.

    Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений (РТК) и региональные трехсторонние комиссии являются постоянно действующими, отраслевые комиссии по ведению коллективных переговоров и комиссии, создаваемые на уровне  организации, обычно образуются на период ведения коллективных переговоров.

     В современную эпоху занятость  стала одной из острых социально-экономических  проблем, волнующих и государство, и общество, и отдельных людей. Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и Правительства. Для решения этой задачи государство принимает соответствующий закон о занятости и разрабатывает комплекс мер, содействующих его реализации, иначе говоря, проводит определенную политику занятости.

     Политика  занятости должна формироваться  с учетом возможности трудиться  разных категорий населения. Более пристальное внимание следует уделять группе риска, т.е. занятости женщин, молодежи, инвалидов и т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах.

     Социальная  и экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет экономическую и социальную функции. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.14

Глава II. Оценка эффективности государственного регулирования социально-трудовых отношений.

2.1. Проблематика социально-трудовых  отношений в области  занятости и труда.

      Проблема  занятости — это общеэкономическая  проблема, решение которой возможно лишь в рамках общей государственной  программы, где показатель занятости  должен фигурировать наравне с общепринятым критерием экономической эффективности. Именно социальные показатели, в том  числе характеризующие безработицу, должны стать критериями успешности проведения экономических реформ.

Информация о работе Государственное регулирование социально-трудовых отношений