Государственное регулирование социально-трудовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования является регулирование социально-трудовых отношений, объектом – социально-трудовые отношения в экономике Российской Федерации в целом.
Целью работы является оценка социально-экономических инструментов регулирования социально-трудовых отношений и разработка рекомендаций по повышению их эффективности. Предметом исследования является оценка социально-экономических инструментов регулирования трудовых отношений.
Объектом исследования выступают социально-трудовые отношения на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности

Содержание

Введение.
Глава I: Система регулирования социально-трудовых отношений.
1.1 Сущность социально-трудовых отношений и система их регулирования.
1.2. Направления и методы регулирования социально-трудовых отношений.
1.3. Государственная политика в области социально-трудовых отношений.
Глава II. Оценка эффективности государственного регулирования социально-трудовых отношений.
2.1. Проблематика социально-трудовых отношений в области занятости и труда.
2.2. Проблематика социально-трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Глава III. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования социально-трудовых отношений.
3.1. Социальное партнерство как способ балансирования интересов работодателей и наемных рабочих.
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности в системе социального партнерства.
3.3. Эффективность социального партнерства.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

государственное ругулирование социально-трудовых отношений.docx

— 84.64 Кб (Скачать)

     Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе.

     Для обеспечения полной, продуктивной и  свободной занятости необходимо осуществление инвестиционной, финансово-кредитной  политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской  активности граждан.

     Минтруд России, Минэкономразвития России совместно  с органами исполнительной власти субъектов  РФ исходя из отраслевых и региональных приоритетов разрабатывают генеральную  схему, а также отраслевые и региональные программы воспроизводства, сохранения и создания рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда.15

     Главной особенностью российского рынка  труда является то, что как и  в советские времена, в стране по-прежнему существует в больших  масштабах скрытая безработица, т.е. большой избыток на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, но уволить их сложно по различным социальным причинам. Определенное представление о масштабах  этого явления дают сведения о  численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска (часто неоплачиваемые) по инициативе администрации. По разным оценкам число таких работников составляет от 4 до 5 млн. человек, или 9—10% от среднесписочной численности занятых.

     Наконец, рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны стали  трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России предложение  рабочей силы в десятки, а то и  в сотни раз превышает спрос  на нее, в то же время в Москве ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих некоторых специальностей.

     Особую  проблему при разработке политики занятости  составляет достоверность определения количества безработных. Вопрос о том, кого считать безработными, до сих пор обсуждается теоретиками и практиками. На сегодняшний день практически во всех странах используется методика МОТ для определения численности безработных. Эта методика базируется на «трёх китах»:

  • отсутствие работы;
  • готовность и способность работать;
  • осуществление практических шагов по поиску работы.16

     Анализ  данных позволяет сформулировать ряд  проблем в Российской Федерации  в области занятости и использования  трудовых ресурсов, решение которых, несомненно, будет способствовать тому, чтобы трудовая сфера не была тормозом экономического развития, а, напротив, способствовала переходу к экономическому росту и обеспечению конкурентоспособности  предприятий и организаций. В  перечне этих проблем необходимо упомянуть следующие:

  • ухудшение демографических показателей ведет к уменьшению численности трудовых ресурсов и ухудшению их качественных характеристик;
  • низкий жизненный уровень населения значимо влияет на формирование трудового потенциала региона: специалисты фиксируют снижение работоспособности, ухудшение состояния здоровья населения и условий его воспроизводства;
  • преобладание неэффективной занятости, которая выражается в высокой концентрации рабочей силы на убыточных предприятиях, накоплении значительных «излишков» рабочей силы на многих предприятиях, что приводит к неполному использованию рабочего времени занятых, недостаточному использованию профессионально-квалификационного уровня работников, низкой эффективности труда;
  • ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест (в течение последних лет они практически не обновлялись), в частности, сохранение рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, малоэффективных и низкооплачиваемых, резко снижает возможности использования трудовых ресурсов;
  • снижение мотивации к труду, низкая стоимость рабочей силы не способствуют повышению производительности труда, привлечению в производственную сферу молодых людей, приводят к расширению неформальной занятости среди молодежи, включая криминальные способы получения дохода;
  • система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части «предложения и спроса» на конкретные профессии. Увеличивается разрыв между требуемым работодателем качеством рабочей силы и квалификацией соискателей рабочих мест. Не имея, по существу, обратной связи с рынком труда, образовательные учреждения продолжают обучать молодежь профессиям, в настоящее время не имеющим спроса;

     Каждый  регион имеет свои особенности в  распределении занятого населения  по видам деятельности: в основном это крупные и средние предприятия (организации). Снижение численности  занятых в материальном производстве объясняется структурными процессами в промышленности; ослаблением регулирующей роли государства, что выражается в  сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства  региональных экономических и социальных «компенсаторов»; в недостаточном  развитии правовых регуляторов, в неразвитости инфраструктуры. В то же время малый  бизнес области (МБ), представленный в основном сферой услуг, постепенно берет на себя обеспечение рабочими местами населения.

     Существующая  проблема дисбаланса между спросом  на рабочую силу и ее предложением объясняется: определенной несогласованностью документов социально-экономического планирования государственного и регионального  уровня; наличием низкоэффективных инструментов государственного управления региональным развитием и не соответствующей  задачам системе мониторинга.

       При этом Программа занятости  в большей части представляет  собой просто перечни мероприятий,  которые в любом случае нужно  провести в ближайшее время.  Ограниченный инструментарий регулирования  экономического развития регионов  на федеральном уровне приводит  к финансированию существующих  программ без учета эффективности  их реализации: размер затрат  на одного участника не зависит  от показателей трудоустройства  безработных.

     Система государственного регулирования рынка  труда на уровне регионов неэффективна, однако уже предпринят ряд действий в направлении ее повышения: реализован комплекс мер по формированию единого  правого пространства страны, завершается  разграничение полномочий между  центром и регионами, совершенствуется система межбюджетных отношений, определена новая структура федеральных  органов власти и порядок их взаимоотношений  с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Так, территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения реорганизованы в форме преобразования в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Отсутствие реальной связи между доходом и уровнем профессиональной подготовки работника, что приводит к «перетеканию» трудовых ресурсов в сферу неформальной занятости, часто не требующей прежней квалификации. Возникающий дефицит опытных кадров становится дестабилизирующим экономическим фактором на производстве, серьезным препятствием росту производства.17

      В рамках программы занятости целесообразно  выделить действия, которые могут  быть выполнены за счет административных и финансовых ресурсов администрации  субъекта РФ и муниципалитета, совместных финансовых ресурсов РФ и субъекта РФ, взаимодействия с органами местного самоуправления региона, с бизнес-структурами. В этой связи необходима новая  схема организации совместной работы федеральных и региональных органов  государственной власти в разработке и реализации Программы; четкая расстановка  интересов и приоритетов Политики с учетом направлений и конкретных мер общефедеральной региональной политики в разрезе муниципального образования субъекта РФ.

2.2. Проблематика социально-трудовых  отношений в области  условий и охраны труда.

      Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового  процесса, оказывающие влияние на работоспособность  и здоровье работника.18

      В процессе труда на работников  может  воздействовать целый ряд вредных и опасных факторов.

      Вредный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работника  при определенных условиях может  привести а его заболеванию, временному или стойкому снижению работоспособности, повысить частоту заболеваний.

      Опасный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работника  может привести к травме или другому  внезапному ухудшению здоровья.19

      Психофизиологические  факторы – факторы, характеризующие  тяжесть труда и его напряженность.

      Производственная  среда оценивается как благоприятная, когда количественная и качественная совокупность составляющих ее элементов  обеспечивает безопасность и сохранение здоровья работника,  высокий уровень  работоспособности, эффективности  труда, позитивное отношение к труду  и его условиям.

     Необходимо учитывать ограничения по участию женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, химические, горнорудные предприятия), по максимальной массе перемещаемых грузов (для мужчин и женщин), по допустимым уровням радиоактивности, запыленности, загазованности, шума, вибрации и т. д.

     Основными директивными документами, регламентирующими  условия труда, являются санитарные нормы проектирования предприятий, Строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда. В санитарных нормах проектирования промышленных предприятий установлены предельно допустимые концентрации (ГТДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обеспечения нормальных условий труда необходимо совершенствование технологии, герметизация и автоматизация оборудования, вентиляция производственных помещений.20

      Исследования  Международной организации труда  показали, что некоторые отрасли  экономики значительно более  опасны, чем другие (сельское хозяйство, горная промышленность, строительство).

      Проблемы  формирования здоровых и безопасных условий труда весьма актуальны  для России. Ежегодно в России регистрируется порядка 120 тыс. несчастных случаев  на производстве, но специалисты считают, что большинство несчастных случаев  просто не регистрируется. В России растет численность занятых в  условиях труда, не отвечающим санитарно-гигиеническим  нормам, увеличилась численность  занятых на оборудовании, которое  не отвечает требованиям охраны труда. Наибольшее количество заболеваний  регистрируется на предприятиях с частной  формой собственности.

      Причин  такой ситуации несколько:

  • разрушение системы управления охраной труда;
  • снижение и полное прекращение финансирования и материально-технического обеспечения мер по безопасности производства и охраны труда;
  • недостаточная подготовка менеджеров, занимающихся вопросами охраны труда.

      В последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных актов в России сформирована правовая база охраны труда, начата аттестация  рабочих мест по условиям и безопасности труда. Проблема в том, что при  росте числа предприятий штат государственных инспекторов  сократился почти на треть. Крайне незначительны  суммы штрафов, кроме того, нельзя отрицать наличие коррупции в  этой сфере.

      Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда не решает проблемы неудовлетворительного состояния  и опасных тенденций развития «человеческой составляющей» в  системе производительных сил Российской Федерации, являющейся проблемой национальной безопасности, представляющей серьёзную  угрозу самостоятельности страны».

      В соответствии с Программой действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы,  утвержденной Приказом Минздравсоцразвития №586 от 23 октября 2008 года  аттестация рабочих  мест по условиям труда является основным элементом системы оценки и управления профессиональными рисками.

      Основой системы управления профессиональными  рисками должна стать оценка условий  труда на каждом рабочем месте  с выявлением вредных и (или) опасных  производственных факторов по результатам  аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых  на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий  труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.

Информация о работе Государственное регулирование социально-трудовых отношений