Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа
Предметом исследования является регулирование социально-трудовых отношений, объектом – социально-трудовые отношения в экономике Российской Федерации в целом.
Целью работы является оценка социально-экономических инструментов регулирования социально-трудовых отношений и разработка рекомендаций по повышению их эффективности. Предметом исследования является оценка социально-экономических инструментов регулирования трудовых отношений.
Объектом исследования выступают социально-трудовые отношения на предприятиях разных форм собственности и отраслевой принадлежности
Введение.
Глава I: Система регулирования социально-трудовых отношений.
1.1 Сущность социально-трудовых отношений и система их регулирования.
1.2. Направления и методы регулирования социально-трудовых отношений.
1.3. Государственная политика в области социально-трудовых отношений.
Глава II. Оценка эффективности государственного регулирования социально-трудовых отношений.
2.1. Проблематика социально-трудовых отношений в области занятости и труда.
2.2. Проблематика социально-трудовых отношений в области условий и охраны труда.
Глава III. Рекомендации по совершенствованию государственного регулирования социально-трудовых отношений.
3.1. Социальное партнерство как способ балансирования интересов работодателей и наемных рабочих.
3.2. Рекомендации по совершенствованию деятельности в системе социального партнерства.
3.3. Эффективность социального партнерства.
Заключение.
Список литературы.
Безработица порождает целый комплекс проблем: снижается уровень жизни, теряются квалифицированные кадры, растет социальная напряженность в обществе.
Для обеспечения полной, продуктивной и свободной занятости необходимо осуществление инвестиционной, финансово-кредитной политики, улучшение размещения производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, поддержка трудовой и предпринимательской активности граждан.
Минтруд
России, Минэкономразвития России совместно
с органами исполнительной власти субъектов
РФ исходя из отраслевых и региональных
приоритетов разрабатывают
Главной особенностью российского рынка труда является то, что как и в советские времена, в стране по-прежнему существует в больших масштабах скрытая безработица, т.е. большой избыток на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, но уволить их сложно по различным социальным причинам. Определенное представление о масштабах этого явления дают сведения о численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска (часто неоплачиваемые) по инициативе администрации. По разным оценкам число таких работников составляет от 4 до 5 млн. человек, или 9—10% от среднесписочной численности занятых.
Наконец, рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны стали трудоизбыточными. Так, в целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышает спрос на нее, в то же время в Москве ощущается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированных рабочих некоторых специальностей.
Особую проблему при разработке политики занятости составляет достоверность определения количества безработных. Вопрос о том, кого считать безработными, до сих пор обсуждается теоретиками и практиками. На сегодняшний день практически во всех странах используется методика МОТ для определения численности безработных. Эта методика базируется на «трёх китах»:
Анализ
данных позволяет сформулировать ряд
проблем в Российской Федерации
в области занятости и
Каждый
регион имеет свои особенности в
распределении занятого населения
по видам деятельности: в основном
это крупные и средние
Существующая проблема дисбаланса между спросом на рабочую силу и ее предложением объясняется: определенной несогласованностью документов социально-экономического планирования государственного и регионального уровня; наличием низкоэффективных инструментов государственного управления региональным развитием и не соответствующей задачам системе мониторинга.
При этом Программа занятости
в большей части представляет
собой просто перечни
Система
государственного регулирования рынка
труда на уровне регионов неэффективна,
однако уже предпринят ряд действий
в направлении ее повышения: реализован
комплекс мер по формированию единого
правого пространства страны, завершается
разграничение полномочий между
центром и регионами, совершенствуется
система межбюджетных отношений, определена
новая структура федеральных
органов власти и порядок их взаимоотношений
с органами государственной власти
субъектов Российской Федерации. Так,
территориальные органы Роструда по
вопросам занятости населения
Отсутствие реальной связи между доходом и уровнем профессиональной подготовки работника, что приводит к «перетеканию» трудовых ресурсов в сферу неформальной занятости, часто не требующей прежней квалификации. Возникающий дефицит опытных кадров становится дестабилизирующим экономическим фактором на производстве, серьезным препятствием росту производства.17
В
рамках программы занятости
Условия труда – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающие влияние на работоспособность и здоровье работника.18
В процессе труда на работников может воздействовать целый ряд вредных и опасных факторов.
Вредный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работника при определенных условиях может привести а его заболеванию, временному или стойкому снижению работоспособности, повысить частоту заболеваний.
Опасный производственный фактор – фактор, воздействие которого на работника может привести к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.19
Психофизиологические
факторы – факторы, характеризующие
тяжесть труда и его
Производственная
среда оценивается как
Необходимо учитывать ограничения по участию женщин в ряде производств с вредными условиями труда (металлургические, химические, горнорудные предприятия), по максимальной массе перемещаемых грузов (для мужчин и женщин), по допустимым уровням радиоактивности, запыленности, загазованности, шума, вибрации и т. д.
Основными директивными документами, регламентирующими условия труда, являются санитарные нормы проектирования предприятий, Строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТы, требования техники безопасности и охраны труда. В санитарных нормах проектирования промышленных предприятий установлены предельно допустимые концентрации (ГТДК) содержания вредных веществ в рабочей зоне. Для обеспечения нормальных условий труда необходимо совершенствование технологии, герметизация и автоматизация оборудования, вентиляция производственных помещений.20
Исследования
Международной организации
Проблемы формирования здоровых и безопасных условий труда весьма актуальны для России. Ежегодно в России регистрируется порядка 120 тыс. несчастных случаев на производстве, но специалисты считают, что большинство несчастных случаев просто не регистрируется. В России растет численность занятых в условиях труда, не отвечающим санитарно-гигиеническим нормам, увеличилась численность занятых на оборудовании, которое не отвечает требованиям охраны труда. Наибольшее количество заболеваний регистрируется на предприятиях с частной формой собственности.
Причин такой ситуации несколько:
В последние годы в результате принятия ряда федеральных законов и иных нормативных актов в России сформирована правовая база охраны труда, начата аттестация рабочих мест по условиям и безопасности труда. Проблема в том, что при росте числа предприятий штат государственных инспекторов сократился почти на треть. Крайне незначительны суммы штрафов, кроме того, нельзя отрицать наличие коррупции в этой сфере.
Порядок
проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда не решает проблемы
неудовлетворительного
В соответствии с Программой действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития №586 от 23 октября 2008 года аттестация рабочих мест по условиям труда является основным элементом системы оценки и управления профессиональными рисками.
Основой системы управления профессиональными рисками должна стать оценка условий труда на каждом рабочем месте с выявлением вредных и (или) опасных производственных факторов по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, оценка состояния здоровья занятых на этих рабочих местах работников, по результатам которых должны осуществляться мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также профилактика профессиональных заболеваний работников.
Информация о работе Государственное регулирование социально-трудовых отношений