Автор: p*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа
Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.
Введение………………….……………………………………………….......….3
1. Негосударственный пенсионный фонд РФ…..…………………………..…6
2. Анализ проработанных статей…………………………………………….…8
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы………………………………………….26
Приложение А……………………………………………
Во всяком случае, когда ввели накопительную часть пенсии, было очень много критики в адрес Пенсионного фонда, хотя правильнее сказать, в адрес разработчиков пенсионной реформы. Но и Пенсионный фонд обвиняли в том, что он работает в своих интересах, а не в интересах дела, негосударственные пенсионные фонды ему поперек горла, и так далее. Обоснованна ли была эта критика господина Зурабова и его организации?
Критика
была обоснованна не в полной мере.
Действительно, казалось, что подходы
Пенсионного фонда очень
Вы согласны с такими претензиями?
Да, я изначально действительно поддерживал мысль о том, что государство должно доверить часть своих функций частному сектору. Но в то же время был сторонником того, что степень этого доверия должна быть ограничена определенными границами, по крайней мере, на первом этапе. Время должно показать, что частный сектор на самом деле способен справиться с функциями, которые возлагаются на него. Мы еще пока находимся на третьем году практической реализации пенсионной реформы. И этот год покажет, как частный сектор с этим справляется. Мне кажется, что из тех 55 компаний, которые сейчас пришли на этот рынок, останется, наверное, треть - те, кто пришел всерьез и надолго, а остальные компании просто могут отсеяться на начальной фазе. Было бы гораздо хуже, если бы они смогли глубоко войти в процесс, и отсев начался бы позже с негативными последствиями. И я действительно сторонник того, чтобы частный сектор дозировано входил в этот рынок.
С точки зрения ограничений по инвестированию, которые многие считают очень жесткими?
Это очень интересный вопрос, у которого есть несколько составляющих. Я участвовал в процессе изначальных обсуждений, когда готовился закон об инвестировании пенсионных накоплений, и каждый вопрос активно рассматривался с разных сторон. Потому что, действительно, может ли включаться в портфель или нет, тот или иной класс активов – это многосторонний вопрос. Тут надо сделать экскурс в сторону. Когда готовился сам закон об инвестировании, закладывались некие подходы макроэкономического характера. Имелось в виду, что пенсионные деньги представляют собой достаточно большой инвестиционный ресурс. Это деньги, которые действительно могут работать не просто на будущих пенсионеров. Они могут работать на экономику, приносить отдачу в плане их использования в текущем режиме. Подразумевалось, что инструменты, которые должны были попасть в портфель Пенсионного фонда и частных управляющих компаний, и эти активы должны позволять включать в экономику этот ресурс. В принципе не все ресурсы позволяют делать это. Те же самые акции, учитывая специфику российского фондового рынка. На российском фондовом рынке сейчас мало примеров IPO первичного размещения акций, которые действительно являются средством привлечения денег тем, кто эти акции выпускает, делает эмиссии. Приток денег просто на фондовый рынок, просто вливания в те «голубые фишки», которые обращаются на рынке, существует в этом спекулятивная составляющая и поэтому введены ограничения по рискам, по данному инструменту, который на сегодняшний момент не отвечает экономическим потребностям.
А не путается ли здесь причина и следствие?
Здесь тесная причинно следственная взаимосвязь. Ведь по существу это взаимовлияющие факторы. С другой стороны ожидается, что приток пенсионных денег на этот рынок должен простимулировать те же самые компании, корпорации выходить на этот рынок с теми же самыми заимствованиями, с теми же IPO, то есть это именно ожидаемый такой подход, что это может сработать. Сейчас идет такая взаимная игра, что сработает, что не сработает.
Сейчас многие представители компаний, когда им задают вопрос: почему не выпускаете IPO, говорят: а мы не уверены что IPO будет успешным. Уверенность компаний надо чем-то подкрепить. А если есть деньги Пенсионного фонда на рынке, то уверенность, что купят, есть?
Сейчас ситуация, наверное, будет отложена на какое-то время, учитывая, что первый год получается не очень успешным с точки зрения привлечения застрахованных лиц в частные управляющие компании. Получается, что средства, попавшие в частный сектор, соответственно, имеющие возможность попасть в более широкий класс активов, те же самые акции, он будет иметь достаточно очень маленький размер. Изначально подразумевалось, что от 1,5 млрд. долларов взносов, которые были собраны за 2002 год, до 10% может попасть на этот рынок, это порядка 150 млн. долларов сумма совсем не большая, в наших масштабах совсем мизерная. В реальности оказалось еще меньше – около 40 млн.. Естественно, что эти деньги пока не простимулируют те же самые акций. Если говорить на сегодня о перечне инструментов вложений, то можно сказать, что он отвечает потребностям, то есть ресурсам вложения. Еще недоиспользован ресурс вложения в акции, правда, этот механизм еще не заработал. Не заработал механизм вложения в ипотечные бумаги.
А нельзя ли было вместо того, что бы жестко ограничивать управляющие частные компании в инвестировании, ввести систему страхования, в той или иной форме, может быть даже государственного страхования? Сказать пенсионерам: господа, вы можете рисковать и не страховать, а можете и застраховать свой вклад.
Здесь есть такой аспект: в принципе эти деньги большие и длинные, они являются на самом деле большим искушением использовать их более рискованно, то есть на некие такие инструменты, которые при прочих равных являются более рискованными. Скажем векселя, недвижимость. Сейчас идет процесс, когда негосударственные пенсионные фонды до последнего продолжают бороться за то, что бы наряду с добровольным пенсионным обеспечением векселя остались у них в портфеле, как возможный инструмент для инвестирования. Хотя все говорят, что вексель это не инвестиционный инструмент, а определенный долговый инструмент, для обеспечения других операций, но не для инвестиций в чистом виде. Тут могла сложиться такая ситуация, что уровень злоупотреблений или невольных действий мог быть гораздо более высоким, чем польза от максимальной свободы для инвестирования. Поэтому многое заведомо выпало из портфеля. Долго шла речь о том, включать паи инвестиционных фондов в чистом виде или не включать. Долго обсуждался вопрос по поводу венчурного инвестирования, но поскольку такого инструмента, который можно было бы предусмотреть нет, потенциально интересные инвестиции в венчурные проекты было решено пока отложить. Насколько я понимаю, сейчас ситуация очень гибкая. В случае если на горизонте возникнет некое направление, которое является потенциально интересным, то я думаю, для пенсионного портфеля, еще как бы путь открыт. Пенсионный фонд России говорит о том, что для его собственной инвестиционной декларации, государственных ценных бумаг, валютных и рублевых, ипотечных ценных бумаг, недостаточно. Он поговаривает о том, что, возможно, хорошо было бы посмотреть корпоративные и муниципальные облигации для включения в портфель. Я думаю, что ситуация должна развиваться по пути постепенного пополнения портфеля именно такими проверенными инструментами.
И потом ведь хороший портфельный инвестор действительно разбивает сумму на очень маленькие кусочки и полностью прогореть не может.
Это совершено разумное замечание, и диверсификация является и обязательной, и желательной. Это один из принципов, который позволяет балансировать пенсионный портфель и по доходности и по рискам.
Опять же была ситуация с затягиванием с рассылкой пенсионных писем. Ростислав Кокорев выступал на OPEC.Ru по этому поводу. В своем гневном интервью он говорил, это что нежелание Пенсионного фонда передавать средства частным управляющим. Или тут причина была в другом?
Это будет звучать несколько странно, но я думаю, что, выступлю защитником Пенсионного фонда. Когда я в январе 2002 года общался с международными экспертами, когда они спрашивали, сколько примерно людей будет в этой системе благодаря накопительному принципу, я говорил что это порядка 40 млн. человек. Эксперты хватались за голову и говорили, что это невероятная цифра, что сложно справится с таким количеством учетных записей. А ведь процесс таков: надо учесть все поступающие деньги, разнести по счетам, надо их обработать и проинформировать каждого о состоянии их счетов. Цифра, конечно, невероятная. В тех странах, где были такие реформы (Швеция, Польша, Латвия), цифры были на порядок меньше. То, что сейчас произошло, наверное, удивительно, даже. Успешно сработавшая с колес система, которую ресурсы Пенсионного фонда позволили закрыть, даже если вручную пришлось обрабатывать по численности достаточно внушительному количеству сотрудников, но они сумели все-таки разнести все это по счетам. Можно только представить с какой путаницей в российских условиях приходилось справляться. Например, проблема актуализации адресов. Человек действительно об этом не задумывается, живет, где хочет. Сегодня он прописан здесь, завтра он поехал учиться в другой город, послезавтра поступил на работу в третьем городе. А Пенсионный фонд его до сих пор «помнит» по первому адресу.
Хотелось бы возразить, что в России, в отличие от европейских стран, мобильность рабочей силы гораздо меньше. Институт прописки всего лишь заменили на регистрацию.
Число не доставленных писем исчисляется не такими уж катастрофическими цифрами, укладывается в цифры достаточно скромные. Но есть, безусловно, проблемы. Изначально, где-то год назад, когда делали предположения, как может быть построен весь процесс выбора управляющей компании, мы делали предположение, что для своей собственной перестраховки Пенсионный фонд может ввести некие процедуры, которые действительно сильно помешают этому процессу. Вот элемент идентификации подписи – это то, что Пенсионный фонд объяснял, что он однозначно должен знать, что это подпись того самого человека, а не соседа, то есть он должен был иметь удостоверение, что эта подпись реальная. Но тут, я думаю, что надо искать новые решения. Надо искать пути как можно эту процедуру решить другим способом, чтобы она работала более эффективно. Пенсионный фонд действительно перестраховывает себя от рисков, которые могут возникать, он не захочет брать на себя ответственность за то, в чем не он будет виноват. И поэтому особенно критиковать, что он делает это специально, наверно нет смысла. С точки зрения построения системы, которая бы позволяла ему самому находиться здесь с достоинством. И второй вопрос, чтобы система работала на всех парах, то есть это уже задача повышения КПД.
Многие говорят, что первый год работы управляющих компаний будет крайне показательным. Если они покажут свою неэффективность, то вся система рухнет, на ней можно будет ставить крест. Каков Ваш прогноз? Чего удастся достичь? Я отправил в этом году 900 рублей в управляющую компанию, насколько она сможет их прирастить?
Мы тоже делаем такого рода оценки. Во-первых, на чем основывается решение человека перевести деньги в частную управляющую компанию? Безусловно, ожидание большей доходности, стоит на первом месте, хотя есть ожидание того, что процесс будет более прозрачный, можно будет следить за тем, как все это происходит. Кого-то просто административным ресурсом загонят в эту систему, но те люди, которые это делают сознательно, в основном надеются, что удастся получить большую доходность. Тут управляющие компании будут находиться между двух таких безумных харизм. С одной стороны, чтобы действительно удовлетворить ожидания своих вкладчиков и для того, чтобы в будущем к ним могло прийти как можно большее количество средств, интерес состоит в том, чтобы показать большую доходность, максимально большую, какую только возможно. И с другой стороны, есть опасность допустить какой-то неверный шаг, ошибку, которая может свести на нет все усилия - не только свои, но и практически всего рынка. Учитывая, что попали на рынок сейчас, серьезные компании и те компании, которые действительно такого рискового склада, будет и то и то. Ведь может случиться так, что мизерные средства какая-то УК может максимально рискованно вложить, что позволяют лимиты, показать большую доходность. А на самом деле будет не то, что есть в реальности. Как я думаю, большие и серьезные частные компании будут вести себя очень осторожно и как мне представляется, они будут показывать как прирост доходности цифры, отличающиеся буквально на единицы процентов, в сравнении с Пенсионным фондом. Если говорить о том, что будут какие-то цифры, которые будут выбиваться за определенные рамки, то это о тех компаниях, которые сделают ставку на некие внешние данные. Мой прогноз таков: управляющие компании будут давать 2-3% сверх какого-то эталонного портфеля Пенсионного фонда.
Но тогда получается, что люди начнут отдавать деньги этим рискованным компаниям, а не крупным и аккуратным?
В этом прогнозы также расходятся. Есть предположение, что из тех компаний, что будут показывать такие всплески доходности, что среди них будут потери наверняка, и возникнет преимущество у тех компаний, которые более консервативно будут себя вести. Будут говорить, что те компании действительно избирали такую тактику кавалерийских атак и, соответственно, риски таких атак явились причиной потерь. Согласен с теми, кто говорит, что управляющие пенсионными накоплениями они действительно должны быть достаточно консервативными управляющими - это один из принципов, который позволит этой системе на долгосрочной основе. Ведь по большому счету, процесс накопительный длителен. Здесь не важно иметь сиюминутный процент, важно иметь именно прирост - пусть и небольшой, но на протяжении довольно большого периода времени, тогда действительно это дает очень хорошие возможности. А ситуация, где там 100% доходность, а на следующий год из-за рискованности у вас произошел провал; в результате вы намного меньше получите, больше потеряете, чем при консервативной стратегии. Это, наверное, специфика пенсионного рынка.
Информация о работе Формирование портфелей пенсионных фондов в РФ