Формирование портфелей пенсионных фондов в РФ

Автор: p*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.

Содержание

Введение………………….……………………………………………….......….3
1. Негосударственный пенсионный фонд РФ…..…………………………..…6
2. Анализ проработанных статей…………………………………………….…8
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы………………………………………….26
Приложение А……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик по фин менеджменту.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

Паевые  инвестиционные фонды давно стали  частью инвестиционного процесса и играют огромную роль как в мировой экономике в целом, так и в экономиках отдельных стран. Аккумулируя значительные ресурсы и направляя их в различные объекты, инвестиционные фонды становятся рычагом перераспределения инвестиций между экономическими субъектами и отраслями экономики и способны играть существенную роль в качестве институционального механизма трансформации сбережений в инвестиции.

2. Анализ проработанных  статей

1.Первый проанализированный мною источник газета "Коммерсант" от 14 октября 2011 года (Приложение А). В нем говорится о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации поддержит банки рублем, 
временно  свободные пенсионные средства лягут на депозиты. Я считаю, что в ходе пенсионной реформы допущен ряд важных упущений и тенденции последних лет неблагоприятны для успешного разрешения проблемы улучшения пенсионного обеспечения;  
-недостаточно информировано население, как об основных, так и о дополнительных возможностях 
повышения социальной защищенности; 
-недостаточно информации о работе инвестиционного пенсионного рынка в полном объеме в доступной каждому форме; 
-массу вреда причиняют желающие подработать на пенсионной реформе;  
-не прибавляют людям оптимизма и такие тенденции, как попытки подтасовать законодательство 
относительно интересов НПФ, их нежелания возместить причиненный пенсионным счетам ущерб своевременно и в полной мере, и прочие уловки. То, что могло бы вывести из нищеты основную массу населения может обернуться прямо противоположенными перспективными результатами, если законотворчество будет преследовать цели не защиты интересов граждан, а приоритетом изберет защиту интересов НПФ с их иногда неправильными тенденциями и в способах привлечения участников и в отношении к отчаяниям участников 
-очень неудобна отчетность о состоянии пенсионного счета в том что касается НПФ. Не все своевременно и пунктуально информируют своих участников об инвестиционных результатах 
и было бы удобно в одном отчете видеть все показатели. НПФ, помимо отчетности в ФСФР можно было бы отправлять в ПФР данные о фактическом состоянии счета и результатах инвестирования. А ПФР в ежегодном извещении мог бы осветить населению полную картину метаморфоз со счетом - это помогло бы ориентироваться быстро и эффективно. 
Кроме того, во избежание создания дополнительных структур, контролирующих в деталях процесс формирования пенсионных накоплений можно было бы наделить ПФР полномочиями осуществлять контроль за сохранностью денег на счетах и их своевременным возвратом, т.к. это организация, которая пользуется доверием среди населения и обладает достаточным опытом и базой для ведения этой работы. 
Есть и другие упущения, но они менее опасны в плане перспективного развития.

 

2. НПФ заключает договор о доверительном управлении, как правило, с несколькими управляющими компаниями. Фонд имеет возможность оперативно реагировать на изменение инвестиционной обстановки, меняя размер пенсионных накоплений, направляемых в ту или иную управляющую компанию.

К инвестиционному  портфелю негосударственного пенсионного фонда предъявляются такие же требования и на него накладываются такие же ограничения, какие установлены для управляющих компаний, работающих с Пенсионным фондом России.

Применительно к рыночной экономике накопительный  принцип построения системы пенсионного страхования имеет бесспорные преимущества, которые состоят в следующем: а) отсутствие зависимости от демографической ситуации в стране; б) обеспечение принципа дифференциации, то есть зависимости будущих пенсий от вносимых взносов, определяемых размером заработка и стажем работы; в) прямая зависимость размеров пенсий от эффективности инвестирования пенсионных средств; г) непосредственное содействие развитию и стабилизации национальной экономики [11, с. 62].

Однако эта  система не является идеально работающей в любых условиях. Ряд факторов оказывает негативное воздействие на заложенные в ней рыночные механизмы. Определяющим среди них оказываются темпы экономического роста и уровень заработной платы в стране, рост инфляции и способность инвестиционного дохода компенсировать и превысить обесценивание денежных средств в результате инфляции в долгосрочной перспективе. Нельзя не учитывать степень финансового риска пенсионных инвестиций, что зависит как от действующего в стране законодательства, регулирующего финансовый и фондовый рынок, так и от степени стабильности экономики. По существу эффективность и социальная значимость накопительных пенсионных систем – это переменная со многими неизвестными, которые, однако, требуют четкого и детального математического расчета, в том числе, например, когда работник становится застрахованными, когда он начнет и сколько лет будет в среднем получать пенсию.

Социальная значимость накопительной пенсионной системы  состоит в том, что она, во-первых, призвана обеспечить надежность и устойчивость системы, во-вторых, должна придать уверенность гражданам в получении пенсии в размерах, максимально приближенных к их прежней заработной плате. Накопительная система гарантируется государством, выступающим собственником всех накоплений.

Дееспособность  пенсионной системы зависит от ее способности противодействовать таким  негативным факторам, как финансовый риск, которому подвержены средства пенсионных накоплений. Немаловажное значение имеет  комплекс экономических мер, в частности, государственная инвестиционная политика, призванная стимулировать вложения пенсионных ресурсов в отрасли реальной экономики. 

3.Финансовый аспект реформы состоит в возможности на базе накопительного механизма получить инвестиционные ресурсы, необходимые для вложения в экономику. Речь идет о создании новых организационно-финансовых механизмов, способных обеспечить прирост пенсионных средств и максимально снизить связанный с их инвестированием риск. Этот аспект пенсионной реформы проявляется в стратегии создания финансового механизма, который призван решить комплекс проблем:

а) обеспечить тождественность государственных  пенсионных обязательств и накопленных  пенсионных прав;

б) гарантировать  достаточность средств для обеспечения  в каждый момент времени полного объема обязательств пенсионной системы;

в) поддерживать индивидуальную эквивалентность прав на получение пенсий и участия  застрахованного в финансировании пенсионной системы;

г) четко  разграничить источники финансирования каждого вида пенсии (или ее части) в зависимости от ее социальной природы.

Главной особенностью накопительного компонента обязательного пенсионного страхования  является отсутствие текущего перераспределения  средств и их инвестирование с  целью получения дохода за счет рационального и разумного размещения. В соответствии с законодательством ответственность за будущую накопительную пенсию возлагается на застрахованного. Ему предоставляется право свободы выбора, а следовательно, и большая ответственность. При этом застрахованное лицо может действовать в рамках трех возможных моделей своего поведения.

Во-первых, он может занять пассивную позицию  по отношению к распоряжению своими пенсионными накоплениями. В этом случае страховые взносы на финансирование накопительной части будут поступать в Пенсионный фонд, который будет передавать их в доверительное управление государственной управляющей компании с консервативным инвестиционным портфелем.

Во-вторых, застрахованный может выбрать одну из управляющих компаний, которые  на основании конкурса получили право на работу с накопительной частью трудовой пенсии, и поручить Пенсионному фонду передать средства, зафиксированные на специальной части лицевого счета, в ее доверительное управление.

В-третьих, застрахованный может отказаться от услуг Пенсионного фонда и формировать накопительную часть трудовой пенсии через другого страховщика – добровольно выбранный им негосударственный пенсионный фонд.

С принятием  Федерального закона № 14-ФЗ в 2003 г. была создана правовая основа для участия  негосударственных пенсионных фондов в качестве страховщика в финансировании накопительной части трудовой пенсии наряду с Пенсионным фондом РФ. Тем самым было завершено создание определенной конструкции накопительной подсистемы обязательного пенсионного страхования в нашей стране. Однако проектирование модели пенсионного страхования следует считать лишь частью процесса реформирования; второй частью стало ее внедрение в жизнь.

Применение  на практике нового механизма формирования и наращивания накопительной  части трудовой пенсии столкнулось с серьезными трудностями. Во-первых, сроки рассылки пенсионных уведомлений не были соблюдены в должной мере. Во-вторых, большая часть населения столкнулась с недостатком информации об уполномоченных управляющих компаниях. В-третьих, не могло не сказаться отсутствие культуры и опыта финансового планирования у большинства населения.

В результате в 2003 г. только 700 тыс. застрахованных из 40 млн. человек, имеющих на это право, сделали свой выбор в пользу управляющих  компаний. В 2004 г. только 210 тыс. человек заключили с негосударственными пенсионными фондами договоры о переводе пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ.

Успеху  пенсионной реформы не способствуют и законодательные новации последнего периода. Так, исключение из накопительной пенсионной системы граждан средних возрастов (мужчин 1953 – 1966 и женщин 1957 – 1966 гг. рождения) привело к утрате интереса к реформе со стороны миллионов наиболее активных и высокооплачиваемых граждан. Оно подорвало доверие общества к серьезности намерений государства в отношении реформы, резко снизило привлекательность участия в обслуживании накопительных пенсий для управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Тем не менее негосударственные пенсионные фонды продолжают рассматриваться специалистами как весьма дееспособный институт пенсионной сферы. Их роль в обслуживании накопительной части трудовой пенсии необходимо не сокращать, а напротив, передать накопительные пенсии в их ведение, полностью исключив Пенсионный фонд РФ из этой системы и предоставив ему возможность сосредоточиться на управлении распределительной пенсионной системой.

Во всяком случае, именно с помощью негосударственных  пенсионных фондов через систему  негосударственного пенсионного обеспечения  предприятия могут обеспечить приемлемый уровень пенсий своим сотрудникам и ветеранам уже сегодня, до окончания реформирования пенсионной системы России. Сформированная в настоящее время в стране модель пенсионного страхования является смешанной распределительно-накопительной моделью переходного периода. Данный период, по мнению отдельных специалистов, продолжится не менее пятидесяти лет. Это подтверждается тем фактом, что средства, предназначенные на финансирование накопительной части пенсии, составляют незначительную величину в общем объеме пенсионных выплат и еще долго не будут главным и решающем элементом всей пенсионной системы.

Новая пенсионная модель является распределительной, но она дополнена персонифицированным  учетом пенсионных прав и накопительного элемента.

Пенсионная реформа имеет организационный, экономический и финансовый аспекты. Организационный аспект пенсионной системы проявляется в создании в ее рамках нескольких уровней. Действующий в ней механизм направлен не столько на создание накопительной части, сколько на формирование системы персонифицированного учета обязательств государства перед каждым застрахованным.

Именно  этот важный организационный шаг  не был сделан ни при существовании  советской пенсионной системы, ни в  предреформенный период.

Экономический аспект реформы связан с усилением страховых принципов. Нынешняя система базируется на принципах обязательного социального страхования и социальной помощи с использованием распределительных механизмов. При этом именно внедрение персонифицированного учета способствует организации более полного учета плательщиков страховых взносов и тем самым повышению объемов собираемых средств. Усиление страховых принципов проявляется в установлении непосредственной зависимости размеров будущей пенсии от объема отчислений страховых средств, а также в переходе от ранее действующего понятия «трудовой стаж» к понятию «страховой стаж». Страховой стаж включает периоды работы или иной деятельности, в течение которого уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, и другие нестраховые периоды. 

4. Алексей  Кудрин  поддержал инициативу ФСФР расширить список

 активов, в которые  могут  быть  инвестированы  средства  пенсионных  

накоплений, которыми  сейчас  управляет Внешэкономбанк. В него предлагают включить  
бумаги  российских  корпораций.  Hасколько  это  выгодно пенсионерам -  
вопрос, а вот государству на руку точно.  
Сейчас  средства  Пенсионного  фонда,  которыми  управляет  ВЭБ, можно  
вкладывать  только  в  госбумаги. О поддержке Минфином инициативы ФСФР сообщил  министр  финансов России Алексей Кудрин. "Минфин поддерживает это предложение ФСФР о средствах пенсионеров, находящихся в управлении  
государственной управляющей компании", - сообщил министр.  
ФСФР  внесла  в правительство проект стратегии  
развития  фондового  рынка  России,  в  которой  предложила  расширить  
перечень активов для инвестирования пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБа, за счет акций и облигаций российских корпораций. 

Информация о работе Формирование портфелей пенсионных фондов в РФ