Формирование портфелей пенсионных фондов в РФ

Автор: p*****@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Пенсионный фонд Российской Федерации — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России.

Содержание

Введение………………….……………………………………………….......….3
1. Негосударственный пенсионный фонд РФ…..…………………………..…6
2. Анализ проработанных статей…………………………………………….…8
Заключение…………………………………………………………….…………23
Список использованной литературы………………………………………….26
Приложение А……………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовик по фин менеджменту.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

"Инициатива    ФСФР   благоприятно  скажется  на  развитии  российского  
фондового  рынка, - заявил "Газете.Ru" начальник аналитического отдела  
ИК "Велес Капитал" Михаил Зак.  
-  Если  на  рынок  акций выйдет ВЭБ с громадными средствами из своего  
портфеля,  то  это  приведет  к  росту  рынка:  улучшится ликвидность,  
вырастет  спрос  на акции и увеличатся обороты. Для растущей экономики  
это  хорошо.  Может быть, будет решена вечная проблема недооцененности  
российских акций". 

По словам Алексея Кудрина, в более долгосрочной перспективе может быть  
рассмотрен   вопрос   о   возможности  размещения  средств  пенсионных  
накоплений в иностранные ценные бумаги.  
"Почему  Стабилизационный  фонд  может  размещаться  в западных ценных  
бумагах,  а пенсии нет? Скорее всего, мы к этому придем, так как объем  
накоплений  будет  большим",  -  убеждал сам себя министр финансов. Он  
подчеркнул,  что при этом необходима более серьезная работа по анализу  
качества этих вложений в интересах пенсионеров.  
"Позволить  размещать  средства пенсионеров в западные ценные бумаги -  
логичный шаг, - считает Михаил Зак. - Hа российском рынке акций просто  
нет необходимого количества инструментов, чтобы он смог переварить все  
пенсионные  деньги.  Поэтому,  выпуская  деньги  пенсионеров на рынок,  
правительству  надо позаботиться о механизмах увеличения емкости рынка  
-  например,  ФСФР  уже  давно  говорит  о  необходимости  возврата на  
российский  рынок  тех  акций,  которые  сейчас  являются  залогами за  
выпущенные    американские    депозитарные   расписки.   Кроме   того,  
правительство  должно  как-то  стимулировать  первичный вывод на рынок  
акций новых компаний - так называемые IPO".  
Представитель  одной  из управляющих компаний поделился с "Газетой.Ru"  
своими  сомнениями  о  необходимости  вывода на рынок акций пенсионных  
денег. 

"Hа   рынке  госбумаг  проиграть  деньги  сложно,  но  можно, - говорит  
специалист.  -  Hа  рынке  же  акций  деньги  проиграть  очень легко -  
котировки скачут вверх и вниз по двадцать раз за день".  
По  словам эксперта, "для того чтобы играть на рынке акций и приносить  
своим   клиентам   прибыль,   нельзя,  как  на  рынке  государственных  
облигаций,  только  купить  бумагу  и  ждать ее погашения. Сомневаюсь,  
чтобы в ВЭБе, традиционно не занимавшимся работой на рынке акций, были  
специалисты     нужной    квалификации.    Видимо,    ВЭБу    придется  
реструктурировать  свой  бизнес  и для работы на рынке акций создавать  
новую структуру - приглашать хороших трейдеров и аналитиков".  
Кроме того, существует и еще одна проблема. 

Рынок  госбумаг  во  многом ориентируется на поведение ВЭБа: когда ВЭБ  
выходит   на  рынок,  котировки  государственных  облигаций  сразу  же  
повышаются,  потому  что  трейдеры  знают  -  ВЭБу некуда вложить свои  
деньги, кроме госбумаг, ВЭБ купит облигации даже по завышенной цене.  
"Эти  же  проблемы могут повториться и на рынке акций - трейдеры будут  
знать,  когда  выходит  на  рынок  ВЭБ, и будут стараться искусственно  
поднять   котировки   бумаг,   выставленных   на  продажу,  -  считает  
специалист.  -  Тем  самым мы будем сознательно искусственно раздувать  
наш  рынок.  А  мыльный  пузырь  на  фондовом  рынке  рано  или поздно  
лопается.  Принимая  стратегическое решение о допуске пенсионных денег  
на  рынок,  правительство  должно  создать  механизмы,  обеспечивающие  
устойчивость рынка от искусственного завышения цен". 

5. Структура инвестиционных портфелей НПФ во многом зависит от ряда факторов: законодательных ограничений в конкретной стране, состояния национального финансового рынка, характеристик отдельных финансовых инструментов, особенностей функционирования конкретных фондов и т.п. В общей структуре инвестиционных портфелей пенсионных фондов отдельных стран следует отметить значительную долю ценных бумаг (в том числе государственных); предпочтения ценных бумаг с фиксированной и переменной ставкой дохода не постоянны и во многом зависят от перечисленных выше причин. Как характерную особенность нужно отметить наличие в составе портфеля высоколиквидных средств, доля которых также может быть различной.

Инвестиционная  деятельность НПФ в значительной мере подвержена государственному контролю: могут устанавливаться лимиты инвестирования в отдельные объекты, ограничения по объему размещаемых средств, инвестициям в иностранные активы и т.п. В целом размещение активов пенсионных фондов отличает надежность инвестиций; высокий уровень дохода не является основной задачей размещения средств. В большинстве своем инвестиции НПФ носят умеренный или консервативный характер.

Далее в работе рассмотрен механизм размещения средств пенсионных фондов. Обосновано, что инвестиционные ресурсы НПФ преимущественно составляютпенсионные резервы, формируемые за счет взносов вкладчиков и начисленного на них инвестиционного дохода. Собственные средства фонда, как показьюает практика, используются для инвестирования только на начальном этапе развития фонда, поскольку служат источником финансирования издержек деятельности НПФ.

В рамках описания механизма инвестирования активов НПФ охарактеризован  процесс определения инвестиционной политики пенсионных фондов. В частности, сформулированы цели инвестиционной деятельности фонда с упором на специфику его деятельности. Основной целью при инвестировании активов НПФ автор считает достижение прироста активов ради будущего обеспечения выполнения пенсионнымфондом своих обязательств. По причине стратегического характера основной цели выделена подсистема конкретизирующих ее целевых установок (обеспечение инфляционной защищенности привлеченных средств, достижение за определенный период заданной величины пенсионных резервов, минимально необходимой для осуществления будущих выплат в полном объеме, достижение минимального уровнядоходности). Дополнительными целями инвестирования являются стремление к снижению рискованности совокупности инвестиций и обеспечение заданнойликвидности инвестированных средств.

В зависимости  от преобладания в целевых установках НПФ стремления к доходности или  надежности размещения средств выбирается инвестиционная стратегия. Выбор инвестиционной стратегии связан с использованием фондом соответствующего способа ограничения риска. Наиболее приемлемым для фонда как социально-финансового института считаем передачу риска третьим лицам (например, страховым компаниям посредством заключения договора или учредителям путем отражения соответствующих положений в учредительных документах фонда) и снижение уровня риска, т.е. достижение инвестиционных целей при контролируемом уровне риска (что предполагает умеренную стратегию инвестирования). В целом для НПФ наиболее целесообразен выбор умеренной стратегии, обеспечивающей достижение среднего уровня доходности при контролируемом уровне риска.

Проанализированная  структура инвестиционных портфелей  российских НПФ на начальном этапе  их деятельности и ее изменения, как  правило, отражают общую ситуацию на финансовом рынке РФ. При этом следует отметить стремление фондов к сохранению привлеченных средств и обеспечению гарантированной доходности.

Поскольку формирование инвестиционного портфеля пенсионного фонда подвержено регулированию  и контролю со стороны Инспекции  НПФ при Министерстве труда и социальной защиты населения, в работе рассмотрены возможности формирования портфеля в современных условиях с позиций достижения инвестиционных целей и с учетом существующих ограничений к его структуре, в результате чего сформулированы выводы об ограниченности вариантов эффективного размещения средств в отношении выбора объектов инвестирования и фактическомнеиспользовании инвестиционных возможностей фондов для долгосрочногофинансирования экономики.

Наиболее  существенные причины: нестабильность экономической и политической ситуации; ограниченные непостоянством динамики финансового рынка РФ возможности достоверной оценки необходимых для расчетов параметров финансовых инструментов; стремление пенсионных фондов к инвестированию в краткосрочные активы; консервативность действий и неприятие новых методик управляющими НПФ и т.п. Перечисленные причины вызывают необходимость разработки моделей оптимального портфеля НПФ в современных условиях. В этой связи в работе проведено моделирование портфелей инвестиций пенсионных фондов на основе существующих методик, адаптированных к условиям инвестиционной деятельности российских НПФ в настоящее время.

Модели  оптимального инвестиционного портфеля негосударственного пенсионного фонда можно разделить на 2 типа в зависимости от оптимизирующего фактора. Для фондов, работающих по схемам с установленными размерами выплат, оптимизирующим фактором является минимизация риска при достижении минимально установленного уровня доходности, являющегося отправной базой актуарного расчета финансовых потоков фонда. Для фондов с установленными взносами постановка задачи иная: достижение максимального уровня доходности при лимитируемой степени риска. Соответственно задачи оптимизации для фондов с установленными взносами и установленными выплатами могут иметь различный вид в части целевой функции, а система ограничений будет одинаковой.

При формировании оптимального портфеля инвестиций НПФ  целесообразно применение компьютерной программы с использованием предлагаемых экономико-математических методов  теории портфельного инвестирования, что позволит ускорить процесс составления вариантов инвестиционных портфелей и снизить еготрудоемкость. Приводится возможный алгоритм такой программы.

Исходя  из законодательной схемы функционирования системы дополнительного пенсионного обеспечения в Российской Федерации инвестирование активов НПФ осуществляется компанией по управлению его активами (КУАПФ), которая, таким образом, является основным действующим элементом в общем обороте пенсионных средств. Компания несет имущественную ответственность за сохранность активов пенсионных фондов, в связи с чем справедливы требования НПФ о предоставленииуправляющей компанией гарантий возврата передаваемых в управление средств и их прироста в минимально требуемом объеме.

Наиболее  приемлемыми в качестве компаний по управлению активами пенсионных фондов в настоящее время в России, по мнению автора, являются банковскиеучреждения. В их пользу свидетельствует ряд факторов: контроль за их деятельностью со стороны Центрального Банка РФ, возможность получения объективных данных о состоянии того или иного банка; банковские лицензии наиболее полно "охватывают" все секторы финансового рынка и т.п. На современном этапе деятельности пенсионных фондов в РФ именно опора на банковскую систему и тесное взаимодействие с ней служат гарантией успешного развития рынка ДПО, хотя в условиях неопределенности будущего российской банковской системы это достаточно проблематично.

Независимо  от того, какая структура является управляющей компанией НПФ и  каковы результаты ее деятельности, в конечном итоге по обязательствам перед участниками отвечает пенсионный фонд, что предполагает активную политику контроля за действиями КУАПФ. В работе предложены возможные формы такого контроля:

• документальное оформление требований инвестора на определенный период с указанием предполагаемой суммы передаваемых в управление средств, ограничений по доходности и ликвидности, перечня активов и пропорций между ними и т.п. (при передаче средств в управление);

• составление  установленной НПФ формы отчета управляющего о результатах инвестирования пенсионных средств за период (по мере окончания определенного периода).

Результаты  инвестиционной деятельности пенсионных фондов на начальном этапе их деятельности свидетельствуют о недостаточном использовании их инвестиционных возможностей. Основными причинами в работе названы отсутствие государственных гарантий возвратности средств, общая неустойчивая ситуация на финансовом рынке, экономическая и политическая нестабильность. В то же время перспективы инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов обуславливаются созданием системы государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности НПФ. Поэтому высказываются предложения по созданию системы гарантий возврата средств, направленных в негосударственные пенсионные фонды (в том числе и непосредственно самими НПФ - различные формы страхованияпривлеченных средств, создание резервных фондов, как обособленных, так и объединенных и т.п.), созданию условий для долгосрочного инвестирования пенсионных активов, льготному налогообложению результатов инвестиционной деятельности НПФ. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Пенсионное  обеспечение является базовой и  одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30 % населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение  по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ (ст.7, п.2, ст. 39). Согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.

Информация о работе Формирование портфелей пенсионных фондов в РФ