Финасы в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:06, реферат

Описание работы

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известых мировой
практике, характеризуются тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемого осударственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений,так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

Работа содержит 1 файл

финасы.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

 з)  налоги должны предоставлять  больше свободы предпринимательству,

 инвестициям,  научно-техническому прогрессу. 

 Налоговая  система может преследовать различные  цели, которые не

 обязательно  могут согласовываться между  собой. Возникают противоречия,

 поэтому  и необходимо добиваться временного  компромисса. Например,

 принцип  равенства налогообложения требует  усложнения административной

 системы  и ведет к нарушению принципа  нейтральности, а регулирующая

 функция  налогов может нарушить принцип равенства и справедливости.

 Существует  два подхода к реализации принципа  равенства и справедливости.

 Первый - основывается на принципе выгоды  для налогоплательщиков.

 Справедливой  налоговой системой считается  та, при которой налоги,

 уплачиваемые  плательщиками, соответствуют пользе, получаемой от услуг

 государства,  или, прямо говоря, справедливость  налоговой системы зависит

 от  структуры государственных расходов.

Второй  подход основан на принципе способности  платить, в соответствии с

 которым  налоговая проблема рассматривается сама по себе независимо от

 политики  государственных расходов, то есть  при данной потребности в

 налоговых  поступлениях каждый налогоплательщик  должен внести свою долю в  зависимости от способности платить.  Оба подхода имеют мак свои

 преимущества, так и недостатки. Каждая из  налоговых систем содержит

 элементы  двух подходов.

 При  построении налоговой системы  следует также принять во внимание

 следующие  наблюдения:  

 а)  универсальный налог на потребление  не влияет на выбор товаров, а

 акцизы  влияют; 

 б)  подоходный налог влияет на  выбор между нынешним и будущим

 потреблением, а универсальный не оказывает  такого воздействия на

 потребление; 

 в)  частичный налог на доходы  капиталов нарушает инвестиционный  процесс; 

 г)  при росте налоговых ставок эффективность налоговой системы сначала

 повышается  и достигает своего максимума,  а потом начинает снижаться; 

 д)  расходы прогрессивного подоходного  налогообложения значительно выше

 пропорционального. 

 Общие  принципы построения налоговых  систем находят конкретное выражение в общих элементах налогов, вмещающих субъект, объект, источник, единицу налогообложения, льготы и налоговую ставку.

 Субъекты  налога выступают или в виде  налогоносителя, или конечного

 налогоплательщика,  формально не несущего юридической ответственности, но фактически являющегося плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

 Объектом  или предметом налогообложения  выступают различные виды

 доходов,  товаров и услуг, а также  разные формы накопленного богатства

 или  имущества. Отдельные формы этого  дохода (заработная плата, прибыль,

 рента,  процент) имеют самостоятельное  значение и поэтому предмет

 налогообложения  и источник налога не всегда  совпадают. Принцип равенства  и справедливости распределения налогового бремени, составляющий базу теории конкретного построения налогов, лежит в основе построения налоговых ставок или величины налога на единицу налогообложения.

В зависимости  от принципа и характера предмета налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (абсолютная сумма на единицу

 налогообложения)  или процентными. Процентные ставки, в свою очередь,

 могут  быть пропорциональными и прогрессивными. Налоговая политика в

 Украине  должна содействовать, прежде  всего, росту объемов накопления,

 созданию  условий, облегчающих предприятиям  обновление основного

 капитала.

 Еще  15 лет назад американский экономист,  основатель новой налоговой

 реформы  в США, Лаффер доказал, что  налоговые ставки воздействуют  на

 деловую  активность (или налоговую базу), непосредственно влияя на

 экономические  стимулы. Поэтому ставки налога  новой налоговой системы с

 балансовой  прибыли должны быть на уровне 30-35 %, что отвечает интересам производителей и о чем свидетельствует мировая практика.

Предприятиям  и предпринимателям, занимающимся торгово-посреднической

 деятельностью,  необходимо установить налоги  в размере 35-40 %, а налог

 на  добавленную стоимость - 18-20 %.

Налоги - наиболее адекватный свободе хозяйственной  деятельности метод

 взаимоотношений государства как с предприятиями, так и с населением,

 наиболее  демократичный способ экономического  регулирования. Новая

 налоговая  система должна учитывать принципиальные  изменения в жизни

 страны. Следовательно, необходимо создать  более разветвленную,

 квалифицированную  налоговую службу дня контроля  и своевременной уплаты налогов,  с возможностями (в случаях  нарушения законодательства) вести  следствие, обеспечить безопасность  деятельности ее работников.

Финансовые  отношения, складывающиеся у государства с предприятиями,

 организациями,  учреждениями и населением, называются  бюджетными.

 Специфика  этих отношений как части финансовых  состоит в том, что они,

 во-первых, возникают в распределительном  процессе, непременном

 участником  которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием

 централизованного  фонда денежных средств, предназначенного  на

 удовлетворение  общегосударственных потребностей.

 Бюджетные  отношения характеризуются большим разнообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования. На формах бюджетных отношений сказываются методы ведения хозяйства и социально-культурного обслуживания граждан, а также задачи, решаемые государством на каждом из исторических этапов его развития.

 Бюджетным  отношениям присущ объективный  характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для нужд расширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношений немыслимо вне государства; но, бучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения – это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределено тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.

 В  процессе функционирования бюджетные  отношения получают

 соответствующие  им материально-вещественное воплощение; они

 материализуются  (овеществляются) в бюджетном фонде  страны, имеющем

 сложную  организационную структуру. Конкретная  величина бюджетного фонда,отражающая  степень централизации финансовых  ресурсов в руках

 государства,  зависит от ряда факторов: уровня развития экономики;

 методов  хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях;

 решаемых  обществом экономических и социальных  задач; масштабов

 намечаемых  структурных сдвигов в народнохозяйственных  пропорциях и т.п. В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в

 специфических  формах.

 Совокупных  бюджетных отношений по формированию  и использованию

 бюджетного  фонда страны составляет понятие  государственного бюджета. По экономической сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития.

Бучи  экономической формой существования  реальных, объективно

 обусловленных  распределительных отношений, выполняя  специфическое

 общественное  назначение - по удовлетворению потребностей  общества и его

 государственно-территориальных  структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов, характеризуется теми чертами, которые присущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:

- государственный бюджет является особой экономической формой

 перераспределительных  отношений связанной с обособлением  части

 национального  дохода в руках государства  и с использованием с целью

 удовлетворения  потребностей всего общества  и отдельных его

 государственно-территориальных  формирований;

- с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода,

 реже - национального богатства между  отраслями народного хозяйства,

 территориями страны, сферами общественной деятельности;

 пропорции  бюджетного перераспределения стоимости  в большей мере, чем у других  звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного

 воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед обществом на каждом

 историческом  этапе его развития;

- область бюджетного распределения занимает центральное место в составе

 государственных  финансов, что обусловлено ключевым  положением бюджета в сравнении  с другими звеньями.

Государственный бюджет на 1995 г., представленный правительством на

 рассмотрение  Верховного Совета Украины, составлен  с помощью

 Международного  Валютного Фонда, с учетом его  требований и, в частности,

 того, что дефицит нашего бюджета  не превысит норм, допустимыми

Информация о работе Финасы в Украине