Финасы в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 11:06, реферат

Описание работы

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известых мировой
практике, характеризуются тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемого осударственным регулированием. Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений,так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы.

Работа содержит 1 файл

финасы.doc

— 140.50 Кб (Скачать)
n="justify"> налогообложения  в вопросах об источнике уплаты  налогов, о трудоемкости

 получения доходов (прибыли), и в том числе - о предоставлении

 определенных  льгот. 

 В-третьих,  сочетание интересов государства,  регионов, предприятий и

 граждан  и обеспечение поступления средств  в бюджеты соответствующих

 уровней  и государственные целевые фонды. 

Обязанности и ответственность в системе  налогообложения обусловлены

 также  действием двух взаимосвязанных  принципов системы - стабильности 

 и  гибкости. Принцип стабильности  системы означает, что она должна

 носить  устойчивый характер при определении  нормативных ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом и в каждом регионе в отдельности обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности и т. д. В Законе Украины "О системе налогообложения" также предусматривается, что ставки налогов и  размер других обязательных платежей не должны меняться на протяжении

 бюджетного  года, если иное не предусмотрено 3законодательством Украины. В условиях рынка такая стабильность требуется на более длительное время.

 В  целях стабилизации налоговых  отношений установлено, что закон,

 предусматривающий  изменение размеров налогов и  других обязательных

 платежей, обратной силы не имеет (за  исключением случаев, когда он

 улучшает  положение лица или снимает  с него ответственность). Никто  не

 может  нести ответственность за действия, которые во время их совершения

 не  признавались правонарушением.

Под гибкостью  налогового законодательства понимается способность

 налоговой  системы быстро перестраиваться  для эффективного решения 

 разнообразных  вопросов, возникающих в налоговой  политике государства,

 без  нарушения стабильности системы  налогообложения. Исходя из требований налоговой политики Украины в современных условиях, в новом налоговом законодательстве государство отказалось от не оправдавших себя крайне жестких ставок налогов на предприятия, установило финансовую

 ответственность  банков и других кредитных учреждений за нарушение

 законов  о налогах, устранило уравниловку  в применении административного

 штрафа  к должностным лицам предприятий  и гражданам, более четко

 регламентировало  права, обязанности и ответственность  государственных

 налоговых  инспекций с учетом действующего законодательства Украины.

 Принцип  гибкости обеспечивается наличием  комплекса налоговых льгот,

 устанавливающего  полное или частичное освобождение  юридических или

 физических  от обязанностей по уплате  налогов и других обязательных

 платежей, что, в очередь, создает предварительные  условия для развития

 наиболее  необходимых приоритетных для  общества направлений деятельности  субъектов хозяйствования. Гибкость  налоговой системы в условиях  рыночных отношений выступает  необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов в целях экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирования развития производства и др.

 Современная  налоговая система регламентирует  основные обязанности

 плательщиков: вести бухгалтерский учет, составлять отчетность о

 финансово-хозяйственной  деятельности и обеспечивать  ее сохранность; в

 сроки,  установленные законодательством,  подавать в государственные

 налоговые  инспекции и другие государственные  органы бухгалтерскую

 отчетность  и другие документы и сведения, связанные с исчислением и

 уплатой  налогов и других обязательных  платежей; своевременно и в полном

 размере  уплачивать налоговые суммы и  осуществлять другие обязательные

 платежи,  допускать служебных лиц налоговых инспекций для обследования

 помещений,  которые используются с целью  получения доходов или связаны  с содержанием объектов налогообложения,  а также для проверок по  вопросам исчисления налогов и других обязательных платежей; выполнять другие обязанности, связанные с исчислением и уплатой налогов и других

 обязательных  платежей. 

 Среди  мер ответственности в налоговом  законодательстве особое место

 занимают  санкции как эффективный инструмент  государственного

 экономического  и административного воздействия на плательщиков налогов и должностных лиц, не соблюдающих действующего законодательства.

Санкции предусматривают взыскание с  нарушителя определенной денежной

 суммы  в бюджет и призваны усилить  экономическую ответственность  за

 эффективность  хозяйственной деятельности, а также за исполнение законов

 о  налогообложении. Наиболее существенные  изменения и дополнения к

 законодательству, регламентирующие порядок определения  размера и

 применения  штрафных санкций к предприятиям, должностным лицам и

 гражданам, внесены в Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине". Размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям,

 значительно  уменьшен. До принятия нового  закона финансовые санкции

 применялись  к предприятию в виде штрафа  в двухкратном (200 %), а при

 повторном  нарушении в течение года - в  десятикратном (1000 %) размере от

 суммы  сокрытой (заниженной) прибыли (дохода); за отсутствие учета

 прибыли  (дохода) или ведение этого учета  с нарушением установленного

 порядка,  а также за непредставление налоговой декларации, отчетов,

 расчетов  и других документов для исчисления  и уплаты налогов и других

 обязательных  платежей в бюджет взыскивался  дополнительный штраф в

 размере  50 % положенной суммы налога или  других обязательных платежей.

 В  новом законе размер основного штрафа в названных случаях сократился до 500 % (в 2 раза), в дополнительного - до 10 % (в 5 раз). Кроме того,

 дополнительный  штраф не применяется к предприятиям  за нарушения

 бухгалтерского  учета, связанного с налогообложением) а имущественная

 ответственность  в подобных случаях возлагается  на должностных лиц

 предприятий,  виновных в этих нарушениях. В  результате усиливается

 персональная  ответственность работников за  финансовую деятельность

 предприятия.

 Принципиальные  изменения в законодательстве объясняются следующими

 основными  причинами. Во-первых, ранее принятые  законы о налогах исходили

 из  неправильной посылки о том,  что, чем выше размер штрафа, тем больше

 денежных  средств поступает в бюджет, и  в связи с этим главной цепью

 финансовых санкций было сосредоточение на фискальной функции

 налогообложения  - пополнении доходной части государственного  и местного бюджетов. Однако практика  доказала ошибочность такой политики. По результатам проверки, проведенной  налоговыми инспекциями в 1993 г. в

 Донецке,  одном из крупнейших промышленных  городов Украины, в бюджет было  доначислено 497 млн. крб. налогов  и обязательных платежей, а вследствие применения финансовых санкций (штраф, пеня) - взысканы денежные средства на сумму 643,3 млн. крб., или в 1,3 раза больше доначисленных сумм. Применение таких жестких санкций не улучшает положения дел с взысканием налогов. Жизнь показала: чем больше налоги и жестче санкции,тем меньше денег поступает в бюджет. К концу 1993 г. налоговая задолженность по Донецку составила 236,6 млн. крб.. то есть увеличилась (по сравнению с 1992 г.) в 2,7 раза. Поэтому важно, чтобы фискальная и  экономическая функции налогообложения действовали сбалансировано, как единый механизм, управляемый всеми принципами данной системы.

 Приведем  данные о финансовых санкциях, применяемых к предприятиям по

 действующим  законодательствам Украины и  России. В РФ при сокрытии

(занижении)  дохода (прибыли) взыскиваются вся  сумма недоплат и штраф в

 размере  этой суммы, при повторном нарушении - штраф в двухкратном

 размере  указанной суммы (ее пятикратный  размер взимается только при

 умышленном  сокрытии доходов, установленном  судом). За отсутствие учета

 объектов  налогообложения и за ведение  такого учета с нарушением

 установленного  порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверенный период, взыскивается дополнительный штраф в размере 10 % денежной суммы налога. Как видим, по новому Закону Украины, размер финансовых санкций, применяемых к предприятиям, приближается к размерам, установленным законодательством Российской Федерации, чем намечается интеграция налоговых систем обеих стран.

Для создания оптимальных налогов наиболее важными  являются следующие

 требования: 

 а)  налоговая структура должна способствовать  использованию налоговой

 политики  с целью стабилизации, оздоровления  и подъема экономики страны; 

 б)  налоговая система должна быть  справедливой, не допускать

 произвольного  толкования, быть понятной налогоплательщикам; 

 в)  налоги должны по возможности  не влиять на принятие различными лицами

 экономических  решений или такое влияние  должно быть минимальным; 

 г)  сокращение издержек налогами  на содержание администрации  и соблюдение

 налогового  законодательства; 

 д)  использование налоговой политики  для достижения

 социально-экономической цели необходимо свести к минимуму; 

 е)  ставки налогов не должны превышать  аналогичные ставки в соседних

 странах; 

 ж)  система налогов должна иметь  минимум необоснованных льгот,  быть

 увязанной  с общей политикой ценообразования  и ростом заработной платы; 

Информация о работе Финасы в Украине