Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 09:24, дипломная работа
Целью данного дипломной работы является проведение анализа финансового состояния организации, как инструмента для принятия управленческих решений и выработки на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния и стабилизации положения предприятия.
Предметом дипломной работы – является финансовое состояние хозяйствующего субъекта в аспекте финансовой устойчивости.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 5
1.1. Значение и сущность анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия 5
1.2. Информационная база финансового анализа 9
1.3. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности 11
2 Анализ финансового состояния Бардымского районного потребительского общества 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика Бардымского райпо 17
2.2. Структурный анализ активов и пассивов предприятия Бардымское райпо 25
2.3.Анализ платежеспособности и ликвидности баланса Бардымского райпо. 30
2.4 Анализ финансовой устойчивости Бардымского райпо 35
3. Факторинг как инструмент платежеспособности предприятия 39
3.1 Сущность и понятие факторинга 39
3.2. Возможность применения факторинга в Бардымском райпо 43
3.3 Экономический эффект от внедрения факторинга в Бардымском Райпо 45
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Факторинг – это комплекс услуг по обслуживанию факторинговой компанией (фактором) поставок клиента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финансирование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание.
Суть договора факторинга состоит в том, что кредитор, имея дебиторскую задолженность по договору поставки товаров (работ, услуг) уступает право требования задолженности к должнику своему финансовому агенту. То есть организация, осуществившая поставку товаров (работ, услуг) заключает с кредитной организацией договор, по которому последняя, фактически осуществляет финансирование под уступку денежного требования.
Особенность данного договора состоит в том, что, несмотря на то, что он является двусторонним (заключается между клиентом и финансовым агентом), но взаимоотношения, возникающие по такому договору, связывают три стороны, а именно:
клиента – хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку товаров (работ, услуг);
должника – хозяйствующего субъекта, которому осуществлена поставка товаров (работ, услуг);
финансового агента – кредитную организацию.
Таким
образом, факторинг представляет собой
разновидность торгово-
В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80–90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10–20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.п.
Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Преимущества факторинга следующие:
– возможность пополнения оборотных средств;
– ускорение оборачиваемости оборотных средств;
– расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;
– предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;
– рост объема продаж, а значит рост прибыли;
– улучшение структуры баланса – появляется возможность взять кредит, например для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров.
Рынок факторинга в данный момент динамично развивается. В то же время при сравнении рынка факторинга РФ с рынками зарубежных стран отмечается пока еще серьезное отставание отечественного рынка. Так в 2008 г. объем рынка факторинга в России составил 0,5% годового ВВП, тогда как в Польше, Венгрии и Чехии – от 2% до 8% ВВП, а в Великобритании, Франции и Италии – более 10% годового ВВП. Это говорит о наличии проблем, замедляющих развитие рынка факторинга в нашей стране, основными из которых являются противоречивость законодательства и слабая научная разработанность проблем применения факторинга.
Россия все сильнее ощущает на себе влияние мирового финансового кризиса. Ни один из участников торгового оборота теперь не может с уверенностью сказать, выполнят ли партнеры свои обязательства по оплате, и когда будет проведена соответствующая банковская операция. Факторинг позволяет существенно снизить риски для поставщиков. Рост популярности данной банковской услуги привел к тому, что отечественный рынок факторинга на сегодняшний день является весьма насыщенным. Финансирование под уступку денежного требования предлагают многие банки. Сейчас факторинг – это комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью. Поэтому при выборе фактора необходимо учитывать опыт его работы на данном рынке, объем оборота капитала, клиентскую базу.
В данный момент наиболее перспективным сегментом является предоставление услуг факторинга молодым предприятиям малого и среднего бизнеса, остро нуждающимся в оборотном капитале. Большинство из них не имеют возможности получить традиционное финансирование в банке в виду «непрозрачности» бухгалтерии, отсутствия залогового обеспечения, молодости предприятия. Финансы малого предприятия обладают большей маневренностью, чем финансы крупной промышленной компании. Финансовый цикл таких предприятий, как правило, достаточно короткий, поэтому оценить эффективность финансирования можно в течение отчётного года. Для оценки применения факторинга на предприятии целесообразно использовать опыт именно малого предприятия ввиду объективной ограниченности его возможностей в использовании иных инструментов финансирования и управления дебиторской задолженностью.
На данный момент предоставлением факторинговых услуг на территории Российской Федерации занимаются в основном кредитные учреждения. Это связано с тем, что гл. 43 ГК РФ ст. 825 устанавливает: «В качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида».
Рассмотрим некоторые компании, предоставляющие факторинговые услуги: Национальная Факторинговая Компания (НФК), ЗАО ЮниКредит Банк, а также банк «Петрокоммерц».
Национальная Факторинговая Компания (НФК) – крупнейший поставщик факторинговых услуг на российском рынке. Факторинговые услуги позволяют качественно влиять на взаимоотношения поставщика и дебитора (покупателя). Команда НФК работает на рынке факторинга с 1999 года.
Прибегая к услугам факторинга, как поставщик, так и дебитор (покупатель) остаются в плюсе:
1.
поставщик при факторинговых
операциях получает сразу
2. дебитор (покупатель) по упрощенной схеме факторинговых операций получает товарный кредит с возможностью отсрочки платежа на 3 месяца, при этом у дебитора (покупателя) в результате факторинговых операций появляется еще возможность увеличить объем закупок, ускорить оборот средств и уменьшить риск получения некачественных товаров.
Также можно проводить факторинговые операции по управлению дебиторской задолженностью с помощью НФК. Поставщик (предприятие-продавец), не желающий брать риски неуплаты по задолженностям на себя, обращается за услугами факторинга в НФК. Управление дебиторской задолженностью в данном случае позволяет предпринять целый ряд мероприятий, для своевременного погашения дебиторской задолженности со стороны дебитора (покупателя). Управление дебиторской задолженностью предполагает учет состояния данной задолженности, регулярное представление документов / отчетов клиенту, контроль своевременности оплаты, прямую работу с дебиторами. НФК занимается управлением дебиторской задолженностью уже довольно продолжительное время.
Общие затраты на факторинг складываются из комиссионных факторинговой компании и процентов, если фирма использует средства до того, как инкассирована задолженность.
Таблица 3.1. Сравнение тарифов факторинговых компаний.
Факторинговые компании | Факторинговые услуги | ||
финансирование | управление дебиторской задолженностью | обработка документов | |
Национальная Факторинговая Компания | 0,061% | 0,5% | 50 руб. |
ЗАО ЮниКредит Банк | 0,055% | 0,4% | 65 руб. |
Банк «Петрокоммерц» | 0,048% | 0,7% | 60 руб. |
Сравнив тарифы факторинговых компаний, можно сделать вывод: комиссия за факторинговое финансирование меньше в банке «Петрокоммерц», комиссия за управление дебиторской задолженностью – в ЗАО ЮниКредит Банке, а комиссия за обработку документов – в Национальной Факторинговой Компании.
Рассчитаем и сравним затраты при работе с различными факторинговыми компаниями. Допустим, Бардымское Райпо отгружает товар на сумму 500000 руб. в месяц, отсрочка составляет 90 дней (3 месяца). Следовательно, общий лимит для финансирования будет равен 1500 тыс. руб.
Размер финансирования составляет 90% от суммы переданного денежного требования. Расчет представим в виде таблицы 3.2.
Таблица 3.2. Сравнение затрат на факторинговые услуги для Бардымского Райпо
Факторинговые компании | Факторинговые компании | ||
Национальная Факторинговая Компания | ЗАО ЮниКредит Банк | Банк «Петрокоммерц» | |
Комиссия за факторинговое обслуживание | 7500 | 6000 | 10500 |
Комиссия за факторинговое финансирование | 74115 | 66825 | 58320 |
Обработка документов | 50 | 65 | 60 |
Итого затраты на факторинг | 81665 | 72890 | 68880 |
Таким образом, наименьшие затраты на факторинговые услуги будут при работе с банком «Петрокоммерц».
Факторинг является универсальным коммерческим продуктом, который может быть использован самыми разными компаниями для решения именно тех задач, которые объективно возникают перед ними в процессе их деятельности, в зависимости от масштабов бизнеса, отраслевой принадлежности, обеспеченности собственными ресурсами, а также существующего потенциала увеличения продаж. Возможность комбинации услуг обеспечивает гибкость факторинга, его способность к быстрому реагированию на возникающие запросы различных типов клиентов.
Дополнительные доходы и выгоды поставщика связанные с факторинговым обслуживанием:
1.
Получение дополнительной
2.
Получение дополнительной
3. Экономия за счет появления возможности закупать товар у своих поставщиков по более низким ценам. Такая возможность появляется за счет того, что клиент, получая значительную часть от суммы поставки в день поставки, и, теряя тем самым зависимость от соблюдения своими дебиторами платежной дисциплины, может пойти на сокращение срока отсрочки платежа при закупках товаров и потребовать от своих поставщиков лучших ценовых условий на закупаемый товар. Кроме того, он получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом;
Защита от потерь при неоплате или несвоевременной оплате дебиторами за поставленный им товар. Особенно при применении двухступенчатого факторинга;
Экономия на оплате дополнительных мест (включая офисное оборудование) и дополнительного рабочего времени сотрудников;
Защита от упущенной выгоды от потери клиентов за счет невозможности при дефиците оборотных средств предоставлять покупателям конкурентные отсрочки платежа и поддерживать достаточный ассортимент товаров на складе.
Информация о работе Факторинг как инструмент платежеспособности предприятия