Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:03, курсовая работа
При современном уровне развития науки и техники, информатизации различных областей жизни в современном обществе, появилось множество новых технических возможностей проведения денежных расчетов и взаимозачетов без использования денег так таковых. Коммерческие банки в современных условиях, просто обязаны идти в ногу со временем, и предоставлять клиентам усовершенствованные банковские услуги, связанные с применением электронных систем расчетов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Автоматизированная банковская система………………………...4
1.1 Влияние информационных технологий на работу банков………………..4
1.2 Преимущества развития автоматизированной банковской системы…….6
1.3 Основные каналы банковского обслуживания клиентов…………………7
Глава 2. Дистанционное банковское обслуживание на примере Сбербанка России……………………………………..………………………..20
2.1 Сбербанк России…………………………………………………………...20
2.2 Инфомация о системе Сбербанк ОНЛАЙН……………………….……..21
2.3 Офис самообслуживания Сбербанка России…………………………….21
Глава 3. Проблемы внедрения ДБО...............................................................27
3.1 Проблемы внедрения офиса самообслуживания………………………..27
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников……………………………………….31
Приложение 1……
Банковский офис самообслуживания
Теперь в различных городах для клиентов-держателей пластиковых карт оборудованы просторные помещения, в которых круглосуточно работают банкоматы и информационно-платежные терминалы.
Идея создания комфортных условий, позволяющих самостоятельно, в удобное время, реализовывать преимущества «электронных денег», держателям банковских карт пришлась весьма кстати. Введение в эксплуатацию банковского офиса самообслуживания в городах России осуществляется поэтапно. Уже работают банкоматы, запущены информационно-платежные терминалы, с помощью которых можно расплатиться за услуги операторов мобильной связи, а также произвести различные платежи. В настоящее время держатели пластиковых карт здесь же смогут самостоятельно оплатить коммунальные услуги по платежным документам со штрих-кодом. [ 16 ]
Расчеты за сотовую связь — это хорошо стандартизированная операция. Независимо от компании мобильной связи, услуги которой оплачиваются, плательщик должен сообщить оператору или системе самообслуживания номер оплачиваемого телефона и сумму. Платежи, как правило, проводятся с предавторизацией в биллинге получателя, что позволяет сократить количество ошибок. Номер оплачиваемого телефона клиент, как правило, помнит, так как пользуется связью (сообщает другим или набирает номер телефона) постоянно. Все это в совокупности делает процесс платежа быстрым и достаточно простым (требуется минимальное обучение операторов либо плательщиков, если платеж выполняется через устройство самообслуживания). [ 10 ]
В ближайшем будущем ожидается увеличение числа операций, осуществляемых владельцами пластиковых карт в режиме самообслуживания. Завершается тестирование программ, которые позволяют через информационно-платежные терминалы принимать имущественные платежи, а также штрафы за административные правонарушения, предусмотренные Правилами дорожного движения.
Таким образом, программа развития «пластикового» бизнеса отделениями Сбербанка России последовательно реализуется. В 2007 году ежемесячный прирост числа эмитированных пластиковых карт Сбербанка России в регионе составлял 2,5-3 тысячи, а на начало 2008 года их обладателями уже являются около 124 тысяч жителей края и это не последняя цифра.
У владельцев банковских карт Центрально - Черноземного банка Сбербанка России появилась уникальная возможность быстрой оплаты основных коммунальных услуг через информационно - платежные терминалы самообслуживания. [ 16 ]
Для совершения платежа за коммунальные услуги требуется указывать цифровые идентификаторы, которые трудно держать в памяти (номер лицевого счета квартиросъемщика, номер абонентской книжки, показатели счетчиков и т.п.), а иногда и текстовые реквизиты (адрес, фамилию). Очевидно, что наибольшей квалификацией в приеме платежей за коммунальные услуги обладают Сбербанк и Почта, накопившие за десятилетия работы большой опыт, технологии и культуру операций, а также квалифицированный персонал. К тому же Сбербанк (и в ряде регионов Почта) обладает самой солидной базой договоров с получателями платежей, а в большинстве случаев и деловыми долгосрочными отношениями с ними (обслуживает расчетные счета многих предприятий коммунальной сферы).
Проведенное социологическое исследование дает информацию также о том, что именно не устраивает плательщиков. На первом месте по частоте упоминания — вынужденное ожидание в очередях. Более половины респондентов (58%) отметили большие затраты времени на оплату. Почти четверть опрошенных (24%) указали на неоперативность работы персонала. Далее идут: неудобство расположения отделений Сбербанка (14%), непродуманный режим работы его отделений (11%), плохое качество помещений (9%). Причины, которые характеризуют собственно качество расчетного обслуживания, отметило значительно меньшее количество респондентов: 8% — низкий уровень консультационного обслуживания, 5% — недостаточно образцов заполнения платежей, 5% — невысокий уровень квалификации персонала, 4% — недружелюбные работники, 3% — мало информационных материалов. Таким образом, более всего клиенты хотели бы сэкономить при оплате коммунальных услуг личное время, а это значит, что точка приема платежей должна находиться на привычном пути следования людей, недалеко от их дома либо работы, при обслуживании не должно быть очередей. [ 10 ]
Итак, в Рязанском банковском офисе самообслуживания для совершения платежа по квитанциям со штрих кодом достаточно совершить несколько простых операций:
Для проведения следующего платежа выбрать пункт: «ПРОДОЛЖИТЬ»;
Для возврата карты выбрать пункт: «ПРЕРВАТЬ ОПЕРАЦИЮ».
После завершения операций терминал распечатает чек с реквизитами платежного документа.
В
терминалах самообслуживания принимаются
карты международных платежных
систем Visa, Visa Electron, MasterCard, Maestro, эмитированные
Центрально-Черноземным банком Сбербанка
России. [ 16 ]
Глава 3. Прблемы внедрения ДБО.
2.4
Проблемы внедрения
дистанционного банковского
обслуживания
Многие банки расширяют каналы предоставления своих услуг населению — и движет ими, скорее, желание сократить издержки. Использование высоких технологий дает возможность расширять клиентскую сеть и привлекать самых взыскательных клиентов без необходимости открывать новые отделения в городах и увеличивать штат сотрудников.
Несомненно деятельность банков направлена и на потребности клиентов, которые желают иметь постоянную связь с банками, даже на расстоянии. Но технически грамотных клиентов не так много, а многие из них не всегда доверяют технологиям, когда речь идет о столь деликатном деле. Именно поэтому, несмотря на то, что дистанционное банковское обслуживание развивается динамично, в абсолютных цифрах достижения крупных банков выглядят более чем скромно.
Станут ли удаленные банковские сервисы ближе к клиенту? Многое зависит от динамики введения безналичных платежей разными секторами экономики, от технологий, соотношения выгоды и затрат. Но еще — от готовности самих людей осваивать новое.
При внедрении новых банковских технологий всегда существуют ключевые психологические факторы, на которых следует акцентировать внимание. Это «страх» клиентов перед новыми технологиями и роль консультанта в процессе ознакомления клиентов банка с системами самообслуживания. [ 1 ] Для клиентов привычнее постоять в очереди, заполнить бумажки и попросить работника операционного отдела провести операцию с денежными средствами клиента. [ 9 ]
Как показывает мировой опыт, банки не могут полностью переходить на виртуальное обслуживание своих клиентов. Роль персональных банковских менеджеров снижаться не должна [ 8 ].
Перевод любого бизнеса на самообслуживание, как правило, сопровождается его коренной перестройкой. Необходимо реконструировать головные офисы, филиалы, закупить новое банковское оборудование и новейшие технологии, сократить и переобучить персонал, поддерживать в рабочем состоянии систему безопасности и т.д. [ 3 ].
Также необходимо помнить, что в силу несовершенства аппаратных и/или программных средств или отсутствия внутренних инструкций банка, а также по соображениям безопасности, всегда будут существовать операции, которые не могут быть автоматизированы. [ 1 ]
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что если раньше банки соревновались в скорости платежей, величине депозитных ставок и т. д., то теперь определяющим становится предоставление клиентам удобств в получении банковских услуг, чему во многом способствует широкое использование современных информационных технологий.
Существуют различные автоматизированные системы банковского обслуживания клиентов. Например, система дистанционного банковского обслуживания «Клиент-Банк», Интернет – банкинг, платежные торговые терминалы, банки самообслуживания.
Специфика создания банков самообслуживания в каждом конкретном случае определяется стратегией банка на рынке предоставления услуг частным вкладчикам.
Банки самообслуживания могут быть развернуты в местах, связанных с работой и учебой (офисные комплексы и деловые центры, университетские городки), повседневной жизнью (аэропорты, вокзалы, супермаркеты, торговые комплексы, заправочные станции) и отдыхом (курорты, центры развлечений и досуга).
Банковский комплекс самообслуживания позволяет клиентам банка самостоятельно обменять валюту, снять наличные по пластиковой карте в рублях, в долларах и в евро, получить выписку по счёту, пополнить свой карточный счёт наличными денежными средствами в режиме реального времени, внести наличные денежные средства для погашения потребительского кредита, оплатить услуги операторов сотовой связи и спутникового телевидения. Особенностью комплекса является то, что он сразу пересчитывает внесённые наличные и определяет подлинность купюр.
Однако населению не сразу пришелся по душе автоматизированный сервис. Только с 2006 года года люди стали активно пользоваться услугами автоматизированных устройств. Массовый спрос возник в 2006 году, когда в число организаций - получателей платежей вошли крупные региональные операторы сотовой связи, поставщики коммунальных услуг. В 2007 году услуга была востребована и популярна среди клиентов банка. Раскусив этот сервис, люди с удовольствием пользуются новыми предоставляемыми возможностями.
Банковские комплексы самообслуживания в перспективе будут получают всё более широкое распространение. С одной стороны, автоматизированные комплексы можно установить там, где нельзя открыть обычный банковский офис, при этом они совершают целый набор операций в режиме реального времени, круглосуточно и без выходных. С другой стороны, себестоимость операций в банковском комплексе значительно меньше, чем себестоимость аналогичных операций, совершенных при участии сотрудника, и это важно, учитывая задачу снижения издержек, которая стоит перед российскими банками. Новый комплекс — сделает услуги банка ещё более востребованными и доступными, а клиенты привыкнут к механическому чуду и станут доверять ему, как сотрудникам банка. [ 8 ]
Однако
перевод любого бизнеса на самообслуживание,
как правило, сопровождается его коренной
перестройкой. Необходимо реконструировать
головные офисы, филиалы, закупить новое
банковское оборудование и новейшие технологии,
сократить и переобучить персонал, поддерживать
в рабочем состоянии систему безопасности
и т.д.
Список использованных источников
1. А.
В. Тютюнник Реинжиниринг
2. А. М. Карминский, П. В. Нестеров Информатизация бизнеса. – М. – 2005 г.
3. В.
Г. Чаплыгин Роль банковской
системы в реализации
4. Денежное обращение и банки / Под ред. Г. Н. Белоглазовой, Г. В. Толоконцевой. – М. – 2005 г.
5. Банковские технологии конца ХХ века А. Г. Саркисянц // Финансы и кредит. – 2004. - № 5 – с. 37 – 43.
6. Конкурентная разведка в коммерческих банках Г. А. Герасимов // Банковское дело. – 2006 г. - № 8 – с. 60 – 67.
7. Новые технологии в банковском деле А. Саркисянц, Л. Чепурина // Банковское дело. – 2006 г. - № 7 – с. 28 – 33.
8. Роль информационных технологий В. И. Одесс, В. Т. Наумик // Банковское дело. – 2003 г. - № 6 – с. 31 – 33.
9. Финансовая телепатия // Профиль. – 2006. - №39.
10. Как достичь конкурентных преимуществ на рынке платежей // www.uba.ru
11. Ланит установил один из первых в России банковских комплексов самообслуживания // www.cfin.ru
12. На терминалах самообслуживания можно заработать. О. Ружина // www.izvestia.ru