Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:42, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение методологии учета затрат по системе директ-костинг и разработка рекомендаций по совершенствованию учета затрат на предприятии.
Для достижения данной цели в ходе выполнения дипломной работы были решены следующие задачи:
• раскрыта сущность и определено понятие метода учета затрат по системе директ-костинг;
• рассмотрены основные принципы организации учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции по системе директ-костинг;
• рассмотрены перспективы и проблемы применения системы «директ-костинг» в отечественной практике;
• изучены аналитические возможности системы «директ-костинг» на примере производственного предприятия;
• предложены пути по снижению себестоимости продукции
Описанный
вариант, так же как и традиционная
схема учета затрат на производство,
может быть реализован с использованием
счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
При этом записи в части учета условно-переменных
расходов делаются по аналогии с описанными
выше.
1.3 Перспективы и проблемы применения системы «директ-костинг» в отечественной практике
Директ-костинг – западная система управленческого (производственного) учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. В нашей стране до настоящего времени была распространена система учета и калькулирования полной себестоимости, система “директ-костинг” практически не применялась. Поэтому среди отечественных авторов, анализирующих западный опыт, в том числе излагающих вопросы “директ-костинга”, нет единого мнения о сущности этой системы.
Многообразие мнений по данному вопросу вызвано не только отсутствием опыта применения “директ - костинга” в практике отечественного учета и недостаточной его изученностью, но и отсутствием единства взглядов среди наших экономистов-бухгалтеров на содержание и взаимосвязь методов учета затрат на производство и методов калькулирования.
Разнообразие мнений ученых нашей страны об определении системы “Директ-костинг” обусловлено еще и тем, что все они пытаются оценить западную систему учета с точки зрения методов учета затрат и калькулирования и подходов к организации учета, принятых у нас.
Различные направления учета и анализа, которые принято рассматривать в нашей теории и практике раздельно, зачастую обособленно один от других, объединены на Западе в целостную систему управленческого (производственного) учета.
Для отечественного учета традиционным является калькуляционный вариант, при котором учет направлен на получение данных о полной себестоимости продукции. При этом варианте в себестоимость продукции включаются все расходы предприятия независимо от их деления на постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, производственные и периодические. Затраты, которые невозможно непосредственно отнести на продукцию, в течение месяца накапливаются на собирательно-распределительных счетах, а затем переносятся на себестоимость продукции пропорционально выбранной базе. Однако при этом варианте не учитывается одно важное обстоятельство: себестоимость единицы изделия изменяется при изменении объема выпуска продукции. Если предприятие расширяет производство и продажи, то себестоимость единицы продукции снижается, если же предприятие сокращает объем выпуска – себестоимость растет.
В этих условиях становится необходимым и целесообразным применение системы «директ-костинг» на отечественных предприятиях. Так как директ-костинг позволяет руководству заострить внимание на изменении маржинального дохода как по предприятию в целом, так и по различным изделиям: выявить продукцию с большой рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск, так как разница между продажной ценой и суммой переменных затрат не скрывается в результате списания постоянных затрат на себестоимость отдельных изделий. Система обеспечивает возможность быстрого реагирования производства в ответ на меняющиеся условия рынка. Она также становится составной частью маркетинга – системы управления предприятием в условиях рынка и свободной конкуренции.
Еще
одно достоинство системы «директ-
Однако организация производственного учета по системе “директ-костинг” связана с рядом проблем, которые вытекают из особенностей, присущих этой системе:
-
В случае использования в
-
Противники системы «директ-
-
Ведение учета в разрезе
Организация учетной практики на отечественных предприятиях по системе «директ-костинг» - не дань моде, а требование сегодняшнего дня. Ее применение способствовало бы повышению эффективности производственной и коммерческой деятельности предприятий, усилению контроля, аналитичности и достоверности исчисляемых показателей и более полному выявлению и использованию резервов снижения себестоимости продукции.
1.4 Аналитические возможности системы «директ-костинг»
Анализ соотношения «затраты – объем производства – прибыль» (CVP– анализ, анализ безубыточности) обычно привлекает большинство людей, изучающих менеджмент.
Данный анализ часто используют при планировании производственной деятельности. Если определен объем производства, то в соответствии с портфелем заказов благодаря этому анализу можно рассчитать величину затрат и продажную цену, чтобы организация могла получить определенную величину прибыли, как балансовую, так и чистую. При помощи данных анализа легко просчитать различные варианты производственной программы, когда изменяются, например, затраты на рекламу, цены на продукцию или поставляемые материалы, структура производства. Иначе говоря, анализ "затраты — объем — прибыль" позволяет получить ответ на вопрос, что мы будем иметь, если изменится один параметр производственного процесса или несколько таких параметров.
Цель анализа безубыточности состоит в том, чтобы установить, что произойдет с финансовыми результатами при изменении масштаба производственной деятельности организации. Это инструмент управленческого планирования и контроля.
Анализ безубыточности, основанный на зависимости между доходами от продаж, издержками и прибылью, формирует основную модель финансовой деятельности, что позволяет использовать его для краткосрочного планирования и оценки альтернативных решений. По существу этот анализ сводится к определению точки безубыточности (критической точки, точки равновесия) такого объема производства (продаж), который обеспечивает организации нулевой финансовый результат, то есть фирма уже не несет убытков, но еще не имеет и прибылей.
Задачи анализа безубыточности выражаются через те вопросы, на которые отвечает данный анализ, а именно:
1) Какой объем продаж обеспечит достижение безубыточности?
2)
Какой объем продаж позволит
получить запланированный
3) Какую прибыль можно ожидать при данном уровне продаж?
4)
Какое влияние на прибыль
5)
Как изменение в структуре
продаж влияет на уровень
Любой CVP– анализ основывается на допусках поведения затрат, объема и выручки. Изменение ситуации приведет к изменениям графика, точки перелома.
Реальный вклад от использования CVP – модели будет, несомненно, богаче, если полностью отражена взаимосвязь факторов, влияющих на прибыль и особенно на затраты.
Ниже приведены допуски, которые могут ограничить точность и надежность анализа безубыточности. К ним относят:
1)
поведение общих затрат и
2) все затраты можно разделить на переменные и постоянные, и их поведение может быть измерено точно;
3)
постоянные расходы остаются
независимыми от объема в
4)
переменные расходы прямо
5) цена реализации не меняется;
6) цены на материалы и услуги, используемые в производстве, не меняются;
7)
Производительность не
8)
отсутствуют структурные
9) возможно, что наиболее существенным является допущение того, что на затраты релевантно влияет только объем. Экономисты не допускают линейности в CVP – анализе. Они, например, считают, что снижение цены может стимулировать рост объема продаж;
10)
объем производства равен
Несоблюдение даже одного из этих условий может привести к ошибочным результатам. Однако, бизнес динамичен. Более того, не следует жестко связывать CVP – анализ с традиционными допусками линейности и неизменности цен.
Управленческие модели, основанные на изучении CVP – анализа, иногда трактуются более узко, как анализ критической точки. Для ее вычисления можно использовать следующие основные методы: математический метод (или его еще называют методом уравнений), метод маржинального дохода и метод графического изображения. Теперь рассмотрим каждый из них подробнее.
В основе математического метода определения точки безубыточности лежит формула расчета прибыли предприятия:
где В – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
ПЗ – переменные затраты;
ПОЗ – постоянные затраты;
П – прибыль.
Детализируя порядок расчета показателей формулы, ее можно представить в следующем виде:
где ц – цена единицы продукции, рублей;
х – объем реализации, штук:
пр – переменные расходы на единицу, рублей.
Затем в левой части уравнения за скобку выносится объем реализации (х), а правая часть – приравнивается к нулю (поскольку цель данного расчета в определении точки, где у предприятия нет прибыли):
При этом в скобках образуется маржинальный доход на единицу продукции. Далее выводится конечная формула для расчета точки равновесия:
где ТБ – точка безубыточности, в единицах продаж;
мд – маржинальный доход на единицу продукции.
Метод уравнения можно использовать при анализе влияния структурных сдвигов, который часто вносит ясность в отношения фактической прибыли от запланированной, даже если менеджеры строго контролируют общий объем продаж.