Бухгалтерское дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:02, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях :ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях.

Работа содержит 1 файл

бухгалтерское дело.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Из этого  следует, что активы оцениваются  ниже рыночной стоимости, а доходы — по меньшей из нескольких альтернативных сумм.

В настоящее  время существуют различные мнения о необходимости использования принципа осмотрительности (консерватизма) в учете. Одни считают, что использование принципа консерватизма обезопасит собственников, другие — что консерватизм противоречит требованию отражения всей доказательной информации, связанной с временными ограничениями, и лишает учетные данные сравнимости.

Принцип осмотрительности закреплен в п. 7 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», согласно которому организация должна проявить большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

Принцип постоянства. Этот принцип жизненно необходим для каждой организации, которая стремится представить бухгалтерскую информацию объективно. Согласно принципу постоянства организация, выбравшая метод бухгалтерской обработки определенного типа данных, должна четко придерживаться именно этого метода при обработке всех данных этого типа.

Выбранные методы закрепляются в учетной политике организации и действуют в течение отчетного года. Однако это не означает, что организация не может изменить выбранные методы. Они могут быть изменены, но только на достаточно серьезном основании. Причины изменения закреплены в п. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации». Любое изменение в методах серьезно сказывается на финансовых результатах деятельности организации.

Принцип своевременности. Этот принцип означает, что данные в бухгалтерском учете должны быть представлены без задержки, для того чтобы пользователь мог принять необходимое решение. Требование своевременности сформулировано в п. 7 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации».

Принцип полноты. Согласно данному принципу при отражении бухгалтерской информации недопустимы пропуски и изъятия. В противном случае такая информация может привести к неверному управленческому решению и нанести финансовый ущерб организации. Требование полноты сформулировано в п. 7 ПБУ 1/08 «Учетная политика организации», а п. 5 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязывает организации все хозяйственные операции и результаты инвентаризации своевременно регистрировать без каких-либо пропусков и  изъятий.

Принцип полноты учтен и в ПБУ 11/08 «Информация о связанных сторонах», в п. 11 которого сказано, что информация о связнных лицах должна быть изложена ясно и полно, с тем чтобы пользователям были понятны характер и содержание отношений и операций со связанными лицами.

Принцип ценности, достоверности  и сопоставимости. Ценность информации заключается в ее влиянии на принятие пользователем решений в отношении организации. При этом различают прогностическую ценность (возможность на базе информации сделать прогноз), 
ценность подтверждения прогноза и своевременность.

Достоверной признается информация, в которой нет существенных ошибок, т.е. информация, соответствующая требованиям нейтральности, правдивого представления, полноты и адекватности (отражения экономического содержания хозяйственных операций в соответствующей оценке).

Сопоставимость показателей, содержащихся в финансовой отчетности, с соответствующими показателями предыдущих периодов или показателями других организаций обеспечивается постоянством выбранных методов учета. 
 

     Особенности построения учетного процесса как основы формирования структуры службы бухгалтерского дела 

       Рациональная организация бухгалтерского учета – это система элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной, своевременной и уместной(полезной) для управления информации о деятельности  предприятия и осуществления контроля за эффективностью использования производственных ресурсов.

       Основные элементы и средства  системы организации бухгалтерского  учета:

    1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета.

    2. Регистры бухгалтерского учета.

    3. Первичные учетные документы.

    4. Внутренняя бухгалтерская отчетность.

    5. Документооборот.

    6. Использование средств механизации  и автоматизации учета.

    7. Построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.

       Организация    для осуществления       постановки   бухгалтерского    учета, руководствуясь законодательством  РФ о бухгалтерском учете, нормативными  актами Министерства финансов  РФ и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности. (Согласно п.3 ст.8 и ст.6 Закона РФ «О бухгалтерском учете», организация непрерывно, с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации ведет бухгалтерский учет).

       Ответственность за организацию  бухгалтерского учета в организации,  соблюдение

законодательства  при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации.

      Руководитель организации может  в зависимости от объема учетной  работы:

    1. Учредить бухгалтерскую службу  как структурное подразделение,  возглавляемое главным бухгалтером.

    2. Ввести в штат должность бухгалтера.

    3. Передать на договорных началах  ведение бухгалтерского учета  централизованной бухгалтерии, специализированной  организации или бухгалтеру-специалисту.

    4. Вести бухгалтерский учет лично.

       Основными предпосылками рациональной организации бухгалтерского учета является:

-изучение  организации, законоположений и  инструкций и других регламентирующих  документов по учету и отчетности;

- установление  наиболее рациональных взаимоотношений  производственных участков

организации с ее бухгалтерией;

- определение  характера и объема бухгалтерской  информации; рациональное распределение  труда между работниками учетного  аппарата.

       При изучении специфики функционирования  организации необходимо установить  ее

организационно-правовую форму, организационную структуру и структуру управления, определить наличие видов производств, видов хозяйственной деятельности, а также наличие структурных подразделений и их территориальное расположение. Изучению  подлежат также организационно-технологические особенности и системы методов управления видами деятельности организации. Все эти аспекты оказывают существенное  влияние на организацию и построение учетного процесса, в частности на выбор рабочего плана счетов, других организационных, методических и технических аспектов

бухгалтерского  учета при разработке и принятии учетной политики организации.

       Например, знание организационной  структуры, структуры вспомогательных,  основных и обслуживающих производств  предопределяет возможность правильного документооборота, рациональной расстановки учетных работников и распределения между ними объемов учетных работ. Знание технологии и организации производства позволяет правильно организовать учет затрат и выхода продукции, в практической деятельности использовать наиболее прогрессивные методы производственного и системы управленческого учета затрат на производство и т. д.

       При организации учета важным  условием являются знание работниками бухгалтерской службы законодательных актов и инструктивных материалов, регламентирующих бухгалтерский учет и отчетность в РФ. Без знания общеустановленных правил и принципов (вариантов) организации, методики и техники

ведения бухгалтерского учета нельзя рационально  организовать работу счетного аппарата и правильно отражать хозяйственные операции.

       При организации бухгалтерского  учета необходимо установить  наиболее рациональное взаимоотношение  производственных подразделений  с бухгалтерией. Эти взаимоотношения  должны обеспечить получение  необходимой информации для контроля за ходом процессов воспроизводства и управления хозяйственной деятельностью организации и ее сегментов.

       Для определения объема и характера  бухгалтерской информации, необходимо  установление направлений и характера  учетных работ (определение штата бухгалтерии и распределение работ между отдельными работниками бухгалтерии).

       Рациональное распределение труда  между работниками бухгалтерии  означает составление перечня  учетных операций, подлежащих выполнению  за месяц, и установление норм  времени выполнения каждой операции работниками бухгалтерии. Для этого разрабатывают план организации бухгалтерского учета. Он включает:

    1. План документации – перечень  необходимых документов, график  документооборота.

    2. План инвентаризации – порядок,  сроки и количество проведения инвентаризаций.

    3. План отчетности – определяют  калькуляционный период определения  финансовых результатов,nсроки составления и представления отчетности.

    4. План технического оформления  учета – определяется форма  бухгалтерского учета.

    5. План организации труда и  повышения квалификации работников  бухгалтерии – определяют штат  работников и структуру бухгалтерии,  дают должностную характеристику  каждому работнику, намечают мероприятия  по повышению их квалификации.

    6. План (проект) корреспонденции счетов рабочего плана счетов.

    7. План проверок и ревизий.

    8. Организация бухгалтерского архива.

        Рациональная организация бухгалтерского  учета в значительной степени  зависит от правильности определения  структуры бухгалтерии и бухгалтерского аппарата. Бухгалтерия является самостоятельной структурной единицей организации.

       Количественный состав бухгалтерии  зависит от размеров организации,  от видов  деятельности и  их отраслевой принадлежности, от  организации и технологии производства, от наличия структурных подразделений и их территориального расположения, от квалификации работников учета и автоматизации учетных работ и др.

       Структура аппарата бухгалтерии  зависит от особенностей каждой  организации. Она бывает:

   1. Линейная – все работники  подчиняются главному бухгалтеру (небольшие организации).

   2. Вертикальная – создаются промежуточные  звенья управления (отделы), возглавляемые  старшими бухгалтерами (средние  и крупные организации). Работники  бухгалтерии подчиняются  непосредственно старшим бухгалтерам соответствующих отделов (звеньев управления).  Отделы бывают: расчетный, материальный, учет готовой продукции, производства и калькуляции себестоимости; общий отдел.

   3. При функциональной (комбинированной) организации структуры бухгалтерии ее специальные структурные подразделения ( по центрам ответственности и другим организационным структурам) выполняют замкнутый цикл работ. Права главного бухгалтера передаются руководителям подразделений бухгалтерий в пределах установленных компетенций (на крупных предприятиях).

           

 Организационная структура бухгалтерской службы в организации

       Количество работников бухгалтерии  и число рабочих мест определяются  масштабом организации, количеством  одновременно осуществляемых видов предпринимательской деятельности и объемом бухгалтерской информации по каждому направлению.

       В организации, осуществляющей  предпринимательскую деятельность  по выпуску продукции или занимающейся  торговой деятельностью, бухгалтерской службой должны выполняться операции:

    1. Кассовые.

Информация о работе Бухгалтерское дело