Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:02, курс лекций
Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях :ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях.
поставщикам, подрядчикам, государству.
В отношении информации для
внутренних пользователей –
Руководство организации заинтересовано в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной дополнительной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.
Бухгалтерское дело
документально обоснованной информации в системе бухгалтерского учета.
Для реализации поставленных задач (целей) при организации бухгалтерского дела предполагается, что:
1. имущество и обязательства
2. организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности организации);
3. выбранная организацией
4. факты хозяйственной
При формировании информации
интересы налоговой системы
Формирование информации, удовлетворяющей
потребности заинтересованных
Таким образом, эффективная и
рациональная организация
необходимой
информации.
ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Принципы бухгалтерского учета — это исходные, базовые положения бухгалтерского учета, которые лежат в основе разработки правил ведения учета и составления отчетности и закреплены в стандартах, положениях, регламентирующих бухгалтерский учет. На основе базовых принципов разрабатывается учетная политика организации и формируются показатели финансовой отчетности.
Бухгалтерский язык — язык бизнеса любой организации, на котором общаются бухгалтеры и менеджеры всех уровней. Оперируя понятиями и показателями, они должны понимать под ними одно и то же либо знать методы расчетов этих показателей для обеспечения их сопоставимости при анализе.
Стремление
снабдить многочисленные заинтересованные
стороны одними и теми же правилами,
использовать конкретно определенные
подходы к регистрации
Рассмотрим принципы бухгалтерского учета, лежащие в основе ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Принцип стоимости. В соответствии с этим принципом средства учитываются по цене приобретения или создания (фактической себестоимости), которая и служит основой для оценки будущего использования средств.
В соответствии
с Положением по ведению бухгалтерского
учета и бухгалтерской
В состав фактически произведенных затрат включаются, в частности, затраты на приобретение самого объекта имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавка), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций.
Текущая рыночная стоимость формируется на основе цены, действующей на дату оприходования имущества, полученного безвозмездно на данный или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Под стоимостью изготовления понимают фактически произведенные затраты, связанные с использованием в процессе изготовления имущества основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на изготовление объекта имущества.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования, допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
Принцип денежного выражения. Бухгалтерский учет оперирует только теми фактами, которые с достаточной степенью объективности могут быть измерены в денежном выражении.
Этот принцип нашел отражение в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» (п. 1 ст. 11) и Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (п. 23). Согласно этим документам имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.
Принцип
действующей организации. В бухгалтерском
учете всегда, за исключением случаев,
когда наверняка известно обратное, считается,
что организация будет работать на протяжении
неопределенно длительного периода времени.
Исходя из этого принципа составляется
отчетность, где имущество показывается
с обеих сторон: по составу и размещению
и по источникам формирования. Необходимость
оценить сумму выручки от реализации имущества
организации возникает только при его
продаже или закрытии. Во всех остальных
случаях эти сведения считаются не представляющими
интереса. Этот принцип тесно связан с
принципом стоимости: если организация
не признается действую
щей непрерывно, применение принципа стоимости
невозможно. Более
значимой является не стоимость, а продажная
цена имущества сразу
же после составления бухгалтерской отчетности.
Этот принцип закреплен в п. 10 Положения
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности в Российской Федерации.
Принцип целостности организации. Этот принцип предполагает имущественную обособленность организации от имущества ее собственников и других юридических лиц. Хозяйствующий субъект юридически самостоятелен по отношению к своим собственникам и другим хозяйствующим субъектам. Бухгалтерский учет ограничен рамками организации и не распространяется на личные средства собственников и других юридических лиц. Принцип сформулирован как допущение имущественной обособленности в п. 6 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».( ПБУ 1/08)
Принцип реализации. В бухгалтерском учете прибыль считается полученной, когда товары или услуги поступили заказчику и он принял на себя обязательства по ним. Для отражения в бухгалтерском учете дохода необходимо, чтобы у организации возникло право на получение денежных средств. Оно возникает не в момент подписания договора и его оплаты, а в момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
Принцип двойственности. Для понимания данного принципа рассмотрим балансовое уравнение.
Для осуществления своей деятельности любой организации необходимо имущество, или в бухгалтерской терминологии — средства. Средства, которыми владеет организация, называются активами. Часть этих средств предоставляется собственником. Общая сумма внесенных им средств называется капиталом (собственным). Если собственник является единственным, кто внес средства, то справедливым будет уравнение:
А = Ск,
где А — активы;
Ск — собственный капитал.
В реальной практике часть активов вносится кроме собственника еще кем-то. Задолженность организации за эти активы называется обязательствами. В этом случае уравнение принимает следующий вид:
А = Ск + О,
где О — обязательства.
Суммы левой и правой сторон совпадают. В этом равенстве сформулирован основной подход к представлению данных в бухгалтерском учете — одна и та же вещь рассматривается с двух точек зрения: с одной стороны, чем являются средства (активы), с другой стороны, откуда они появились (капитал + обязательства).
Таким образом, любая хозяйственная операция рассматривается в двух аспектах: один представлен активами, другой — источником. Эти два аспекта всегда равны друг другу. Метод записи операций, при котором соблюдается принцип двойственности, называется двойной записью.
В соответствии с п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, Федерального закона «О бухгалтерском учете» организация ведет бухгалтерский учет путем двойной записи на счетах бухгалтерского учета.
Принцип накопления. Сущность этого принципа заключается в том, что под чистой прибылью организации понимают разницу между доходами и расходами, а не между непоступившими и затраченными денежными средствами. Наибольшую сложность на практике представляет приведение в соответствие расходов и доходов.
Принцип существенности. Этот принцип рассмотрим на примере. Предположим, организация приобрела блокнот для деловых записей с двумя запасными блоками, которые будут использованы в течение какого-то периода. Его стоимость будет уменьшаться по мере расходования бумаги. Можно было бы записывать эти расходы по мере использования бумаги. Однако цена блокнота настолько мала, что такой учет лишен всякого смысла. Поэтому стоимость блокнота будет отнесена на затраты в тот период, когда был приобретен блокнот. Коробка спичек также будет отнесена на расходы того периода, когда она была куплена.
Очевидно, что такие предметы не относятся к существенным, хотя и могут прослужить достаточно долго.
Согласно принципу существенности информация считается существенной, если ее значение важно в процессе выработки и принятия решения; каждая существенная величина актива или обязательств должна представляться в бухгалтерской отчетности отдельной строкой.
Согласно п. 18.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» существенной наминается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5%.
Принцип осмотрительности (консерватизма). В основе этого принципа лежит неопределенность в учете. Это обусловлено тем, что бухгалтерский учет оперирует величинами, которые (в большинстве своем) будут существовать в дальнейшем. Раскрытие учетной информации между прошлыми и будущими отчетными периодами производится исходя из определенных предположений.
Термин «осмотрительность» стал применяться по отношению к этому принципу в 70-е годы XX в. Ранее он назывался принципом консерватизма».
Сущность принципа сводится к тому, что бухгалтер должен отражать самую низкую из возможных стоимостей активов и доходов и самую высокую из возможных стоимостей пассивов и расходов. Этот принцип определяет также временной параметр отражения доходов и расходов. Расходы должны быть зафиксированы как можно раньше, а доходы — как можно позднее.