Бухгалтерское дело

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:02, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерское дело – это профессиональная деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях :ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики организации, контроль, анализ отчетных данных, участие в профессиональных организациях.

Работа содержит 1 файл

бухгалтерское дело.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

       При ориентации на МСФО имелось  в виду, что они изначально  не предназначены для

регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения потребительских качеств представляемой финансовой отчетности организациями, в первую очередь транснациональными корпорациями.

       Как свидетельствует мировая  практика, переход к использованию  МСФО является постепенным и целенаправленным процессом, так как возникает необходимость реализации широкого круга мероприятий, делающих этот процесс реальным (коррективы в законодательстве, пересмотр нормативной базы бухгалтерского учета).

       Основные направления реформы  учета в стране определены  Концепцией бухгалтерского учета  в рыночной экономике России, одобренной методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Институтом профессиональных бухгалтеров России в декабре 1997г. И опубликованной в профессиональной печати. В этой Концепции, на основе проведенного анализа

российской  и международной практики, тенденций  развития бухгалтерского учета, были сформулированы подходы к построению российской системы бухгалтерского учета в ближайшие 10 – 15 лет.

       Концепция бухгалтерского учета  в рыночной экономике России  определила основы построения системы бухгалтерского учета в условиях экономической среды, складывающейся в стране. Она была основана на последних достижениях науки и практики, ориентирована на модель рыночной экономики, использовала опыт стран с развитой рыночной экономикой и отвечает международно признанным принципам учета и отчетности.

       Концепция является основой построения  системы бухгалтерского учета  в стране и призвана:

   1. Обеспечить заинтересованных специалистов  информацией об общих подходах  к организации и ведению бухгалтерского учета.

   2. Быть основой поэтапной разработки новых и пересмотра действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету.

   3. Быть в основе принятия решений  по вопросам, еще не урегулированным  нормативными актами.

   4. Помогать потребителям бухгалтерской  информации в понимании данных, содержащихся в бухгалтерской отчетности.

       Концепция не заменяет никакие  нормативные акты по бухгалтерскому  учету.

       Если какое-либо положение Концепции  противоречит положению законодательного  или нормативного акта по бухгалтерскому учету, то исполнению подлежит положение законодательного или нормативного акта. Концепция определяет основы организации и ведения бухгалтерского учета организациями всех отраслей хозяйства, видов деятельности и организационно-правовых форм. 
 
 

  Основы организации бухгалтерского дела и нормативное регулирование бухгалтерского учета

       Важнейшей предпосылкой правильной  организации бухгалтерского учета  в современных условиях является государственное руководство бухгалтерским учетом. Оно обеспечивает единообразие подхода к однородным хозяйственным процессам, единство их оценки и отражения в учете, унификацию учетных документов, регистров бухгалтерского учета и форм отчетности, что способствует наиболее рациональной

организации и экономному расходованию средств на ведение бухгалтерского учета.

       В соответствии с Федеральным  законом «О бухгалтерском учете»  общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ. Методологическим центром по бухгалтерскому учету является Министерство РФ, которое разрабатывает и изучает нормативные акты по бухгалтерскому учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями.

       Органы, которым федеральными законами  предоставлено право регулирования  бухгалтерского учета (Центральный банк РФ, федеральные службы по надзору за страховой деятельностью и различные ведомства), руководствуясь законодательством РФ, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории РФ:

    1. Планы счетов бухгалтерского  учета и инструкции по их  применению.

    2. Положения (стандарты) по бухгалтерскому  учету (принципы, правила и способы  ведения учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности).

    3. Другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

        Нормативные акты и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов РФ.

       При разработке нормативных актов  Минфин РФ тесно взаимодействует  с заинтересованными ведомствами через Методологический Совет по бухгалтерскому учету и отчетности. Методологический Совет разрабатывает концепции бухгалтерского учета и

документов  нормативного регулирования бухгалтерского учета.

       В регулировании бухгалтерского  учета и отчетности в России  важная роль отводится

Государственной Думе, разрабатывающей и принимающей законодательные акты по бухгалтерскому учету. В составе Государственной Думы действует экспертный совет, который разрабатывает проекты законов по аудиту, бухгалтерскому учету, статистике и проводит экспертизы законопроектов, содействует их реализации.

       В работе Экспертного и Методологического  советов большую помощь призваны  оказать общественные организации (ассоциации бухгалтеров и аудиторов РФ и стран Содружества, Институт профессиональных бухгалтеров России и Международный консультативный комитет по бухгалтерскому учету и аудиту в РФ). Эти организации оказывают большое содействие в разработке программ и мероприятий по подготовке и переподготовке аудиторских и бухгалтерских кадров, а также разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету и аудиту и норм профессиональной этики.

          В настоящее время систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России составляют документы четырех уровней.

     Первый уровень  – законодательный. Составляют законы, указы президента, постановления правительства, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

   К этой группе документов относятся: Гражданский кодекс Российской Федерации,

 -Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»,

Он определяет особенности организации бухгалтерского учета, основные требования к его ведению и первичным документам, декларирует права и обязанности главного бухгалтера;

-Положение по ведению бух учета бух отчетности от 29. 07.1998г.№34-н

Оно дает единые более конкретные нормативы по основам бухгалтерского учета и отчетности, дополняет и конкретизирует правила оценки следующих статей бухгалтерской отчетности: капитальные финансовые вложения; основные средства и нематериальные активы; сырье, материалы, готовая продукция и товары; проведение аудита; публичность и периодичность бухгалтерской отчетности: формирование незавершенного производства и расходов будущих периодов; образование капитала и резервов; своевременность расчетов с разными дебиторами и кредиторами; 

-Гражданский  Кодекс Российской  Федерации I и II части 1998 г. с дополнениями

В нем  законодательно закреплены многие вопросы  учетной работы. Среди них: наличие  самостоятельного баланса как необходимый  признак юридического лица, обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета, обязательные случаи аудиторского заключения, понятие чистых активов, дочерних и зависимых обществ (предприятий), порядок реорганизации и ликвидации юридических лиц различных организационно-правовых форм,;

- Налоговый Кодекс 25 глава

, в котором  сделана попытка установить правила  организации налогового учета.  Принципы налогового учета, в  свою очередь, должны базироваться  на данных, полученных на основе  традиционных принципов бухгалтерского  учета.

-Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»,

-Федеральный  закон от 26 декабря  1995 г. № 208-ФЗ  «Об акционерных обществах» и -Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 22-Ф3 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,

Он определяет правовые основы введения применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства — юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей); 

Второй  уровень -нормативный. Составляют Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В этих документах обобщены принципы и базовые правила бухгалтерского учета, изложены основные понятия, относящиеся к отдельным участкам учета, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения и к определенному веду деятельности. Документы второго уровня утверждаются Министерством финансов РФ, на которое возложено методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью в народном хозяйстве в целом по стране.

             . В настоящее время утверждены и применяются на практике следующие положения:

- ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ"(ПБУ 1/2008 Утверждено приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н

- ПОЛОЖЕНИЕ  ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ ДОГОВОРОВ

СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА" (ПБУ 2/2008) Утверждено приказом Минфина России от 24 октября 2008 г. N 116н

-Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000. Утверждено приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н;

-Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

-Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. Утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;

-Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

-Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты» ПБУ 7/98. Утверждено приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 56н;

-Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01. Утверждено приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н;

-Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н;

-Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн;

-ПОЛОЖЕНИЕ  ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ИНФОРМАЦИЯ  О СВЯЗАННЫХ СТОРОНАХ" (ПБУ  11/2008) Утверждено приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. N 48н

-Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № Ин;

-Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000. Утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000. Утверждено приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. №91н;

- ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ РАСХОДОВ

Информация о работе Бухгалтерское дело