Бухгалтерский учет в комерческих банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является – изучение теоретических аспектов организации и порядка ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
- рассмотреть план счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках;

Содержание

Введение
1.Организационно-технические и методологические основы ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках
1.1 Назначение, особенности организации и основные принципы ведения бухгалтерского учета в коммерческом банке
1.2 Особенности плана счетов бухгалтерского учета в коммерческом банке
1.3 Документы аналитического и синтетического учета. Исправление ошибок в регистрах
2. Организация бухгалтерского учета ЗАО «Экономбанк»
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика ЗАО «Экономбанк»
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ЗАО «Экономбанк»
2.3 Мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета в ЗАО «Экономбанк»
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

бухгалтерский учет в коммерческих банках.doc

— 692.00 Кб (Скачать)

     - осуществление внутрибанковских  операций;

     - учет документов и ценностей  на внебалансовых счетах, счетах  депо;

     - ведение учета сделок купли-продажи  различных финансовых инструментов, по которым дата расчетов не совпадает с датой заключения сделки (срочные операции).

     Совокупность  процессов, связанных с выполнением  операционной работы и ведением бухгалтерского учета в банках, называют учетно-операционной работой, а работников, выполняющих соответствующие функции, - учетно-операционным аппаратом банка.

     Под операционной техникой понимают совокупность приемов и правил по оформлению и  совершению банковских операций, по их учету и контролю.

     Бухгалтерские операции выполняют работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.

     Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключение документов, подлежащим дополнительному контролю.

     Конкретные  обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых  ими счетов определяет главный бухгалтер  кредитной организации или по его поручению начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах. В зависимости от специализации банка, а также объема выполняемых операций могут быть выбраны различные организации и структуры учетно-операционных отделов.

     Распоряжения  руководителя кредитной организации  по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

     Все счета бухгалтерского учета, открытые в банке, распределяются между ответственными исполнителями. Ответственными исполнителями по осуществляемым банком операциям считаются работники банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому кругу операций.

     Операционные  группы создаются там, где преобладают операции, требующие дополнительного контроля, поэтому в состав операционной группы также входит контролер. Контролер руководит работой операционной группы, осуществляет контроль всех выполняемых группой операций и правильности их отражения в учете.

     Бухгалтерский учет в ЗАО «Экономбанк» организован  по мемориально-ордерной автоматизированной форме счетоводства, т.е. до группировки  однородных операций банка на счетах (журналах, ведомостях). Они оформляются  в мемориальном ордере, в котором  указывается краткое содержание операции, сумма, корреспонденция счетов. Если эти реквизиты имеются в первичном документе, на основании которого совершается операция, то мемориальный орден по ним не выписывается (кассовые документы, выписки из корреспондентских счетов и др.).

     В соответствии с Федеральным законом  «О бухгалтерском учете» в ЗАО  «Экономбанк» разработаны правила  документооборота и технология обработки  учетной информации. Учет и обработка  бухгалтерской документации, составление  выходных форм производится с использованием ЭВМ. При совершении бухгалтерских операций на ЭВМ должно автоматически обеспечиваться одновременной отражение сумм по дебету и кредиту (принцип двойной записи) лицевых счетов и во всех взаимосвязанных регистрах. Под регистрами понимаются документы, в которых систематизируется и накапливается информация, содержащаяся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.

     Регистры  бухгалтерского учета ведутся в  специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. Операции в ЗАО «Экономбанк» отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их, а также осуществляющие дополнительный контроль. При хранении регистров бухгалтерского учета обеспечиваются их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре должно быть обоснованным и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной.

     ЗАО «Экономбанк» самостоятельно определяет продолжительность операционного  дня, представляющего собой часть  рабочего дня, в течение которого производится обслуживание клиентов по вопросам бухгалтерского учета, приема документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего дня). В ЗАО «Экономбанк» продолжительность операционного дня определяется периодом с 9.00 часов до 19.00 часов и составляет 10 часов.

     В банке установлен график документооборота, в котором указывается конкретное время (интервал) для расчетно-кассового обслуживания организаций и учреждений, кредитных, депозитных, а также межбанковских операций, операций на фондовом рынке и время прохождения документов по всем участкам их обработки.

     Организация рабочего дня бухгалтерских работников установлена с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное  оформление документов и отражение  их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.

     При разработке правил документооборота было учтено следующее:

     - Все документы, поступающие в  операционное время в бухгалтерские  службы, в том числе из филиалов, подлежат оформлению и отражению  по счетам кредитной организации в этот же день. Бухгалтерскими проводками оформляются также по счетам аналитического учета внутри одного счета второго порядка.

     Документы, поступившие во внеоперационное  время, отражаются по счетам на следующий  рабочий день. Порядок приема документов после операционного времени определяется ЗАО «Экономбанк» и оговаривается в договорах по обслуживанию клиентов.

     - Если необходимо по принятым  документам осуществить перевод  денежных средств с корреспонденских  счетов, открытых в учреждениях Банка России или в других кредитных организациях, то операции совершаются в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

     Оплата  расчетных и кассовых документов производится в пределах наличия средств на счете плательщика на начало дня и по возможности с учетом поступления стредств текущим днем или в пределах сумма «овердрафта», определенной договором.

     - Утром следующего рабочего дня  документы передаются работнику,  на которого возложено составление  сводных платежных поручений  для оплаты с корреспондентских счетов, и в этот же день эти расчетные документы с описью передаются в РКЦ Банка России или другую кредитную организацию для оплаты с корреспондентских счетов. Реестры помещаются в документы текущего дня.

     При наличии возможности оплаты документов с корреспондентских счетов, эти операции могут проводиться текущим днем. Данные документы в реестры принятых документов не включаются.

     - Выписки с корреспондентских  счетов кредитные организации  должны получать из РКЦ Банка  России, других кредитных организаций не позднее, чем на следующий день до начала рабочего дня кредитной организации. Полученные выписки разрабатываются и операции, отраженные в них, включаются в баланс кредитной организации, днем их проводки по корреспондентскому счету. Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов, послуживших основанием для совершения этих операций (если иное не предусмотрено в договоре с клиентом). В тех случаях, когда поступившие суммы не могут быть проведены по счетам клиентов, они отражаются на счетах по учету средств клиентов по незавершенным расчетным операциям при осуществлении расчетов через подразделения Банка России с последующим отнесением на счета клиентов либо на счета до выяснения.

     Выписки по внебалансовым счетам по учету расчетов с Банком России по обязательным резервам кредитные организации получают в порядке, установленном для получения выписок из лицевых счетов по корреспондентским счетам.

     Средства, зачисленные на корреспондентские  счета без оправдательных документов, кредитная организация отражает или по счету учета сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, или на счета получателей средств. Порядок использования получателями средств, зачисленных без соответствующих подтверждающих документов, определяет кредитная организация по согласованию с клиентом.

     Кредитная организация принимает оперативные  меры к зачислению средств по назначению. Если в течение 5 рабочих дней не выяснены владельцы средств, то суммы, зачисленные на счет по учету сумм, поступивших на корреспондентские счета до выяснения, откредитовываются РКЦ Банка России в кредитные организации по месту ведения корреспондентских счетов.

     Во  взаимоотношениях с банками –  нерезидентами документооборот  регулируется договорами, заключаемыми с ними.

     - Чтобы обеспечить выполнение  требований, изложенных в пунктах  2-4, кредитная организация должна  предусмотреть в договорах банковского  счета об установлении корреспондентских  отношений обязанности и ответственность  каждой стороны.

     - Прием расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, осуществляется бухгалтерским работником, которым на всех экземплярах документа проставляется подпись и штамп, содержащий текст «Принято «__» _______г.». Последний экземпляр расчетного документа возвращается клиенту.

     - При подписании документов фамилия  подписавшего работника кредитной  организации обозначается разборчиво (штампами) с указанием фамилии  и инициалов. Даты и подписи  могут оформляться комбинированными штампами.

     - В целях улучшения обслуживания  клиентов и равномерного распределения  нагрузки в кредитной организации  может разрабатываться по согласованию  с клиентами график их обслуживания.

     Физические  лица - вкладчики обслуживаются в течение всего операционного дня, при возможности и позже.

     - Оплата документов со счетов  клиентов при недостаточности  средств на счете для удовлетворения  всех предъявленных к нему  требований производится с соблюдением  установленной законодательством  Российской Федерации очередности.

     - Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в кредитные организации в виде расчетных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных оптических носителях). Кредитная организация в договоре банковского счета определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении безналичных расчетов кредитными организациями. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется в правилах документооборота кредитной организации.

     Документы по операциям, связанным с перечислением  средств через учреждения Банка  России, оформляются в соответствии с нормативными актами Банка России.

     Расчетные операции через другие кредитные  организации (их филиалы) осуществляются на основании договора о корреспондентских  отношениях, в котором отражаются следующие вопросы:

     - какими документами оформляются расчеты между банками – корреспондентами;

     - порядок направления документов  и используемые технические средства;

     - способы удовлетворения права  распоряжения денежными средствами;

Информация о работе Бухгалтерский учет в комерческих банках