Бухгалтерский учет расходов организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:13, реферат

Описание работы

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Работа содержит 1 файл

Теоретические аспекты БУ по учету расходов организации.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

      К «Прочим расходам» относятся  оплата услуг связи, вычислительных центров, банков (о частности, услуг  факсимильной и спутниковой связи, электронной почты а также информационных систем), плата за аренду.

      Расходы на ремонт основных средств, производимые промышленными организациями, относятся  к прочим расходам в размере фактических  затрат в том отчетном периоде, в  котором были осуществлены.

      К расходам предприятия относятся  проценты по полученным заемным средствам (кредитам, займам и др.) при условии, что размер процентов существенно  не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам в том же отчетном периоде. Существенным отклонением считается повышение или понижение от среднего уровня более чем на 20%. При отсутствии необходимых данных для определения существенного отклонения на расходы предприятия относится предельная величина процентов, которая равна ставке рефинансирования Центрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях). Проценты по кредитам в иностранной валюте принимаются равными ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 15%.

      Группировка расходов по вышеперечисленным экономическим элементам применяется при определении обшей суммы себестоимости продукции фирмы. В процессе анализа учитывается удельный вес каждого элемента затрат в общей сумме себестоимости, исходя из специфики отрасли промышленности, а также уровень внереализационных расходов, т.е. расходов, не связанных с производством и реализацией продукции. К внереализационным расходам относятся в основном следующие виды расходов: содержание имущества, переданного по договору аренды, лизинга; расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида; расходы по выпуску, обслуживанию и хранению цепных бумаг; расходы от переоценки имущества, стоимость которого выражена в иностранной валюте, в связи с изменением официального курса к рублю, установленного Центральным банком РФ; расходы на ликвидацию, демонтаж, разборку основных средств; затраты на содержание законсервированных производств; штрафы, пени и другие санкции за нарушение договорных обязательств; расходы на оплату услуг банков; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также потери от брака, простоев; недостачи материальных ценностей в производстве, на складах, а также убытки от хищений; потери от стихийных бедствий, пожаров, чрезвычайных ситуаций и др.

      При всей важности и значимости классификации  расходов по элементам, а также внереализационных  расходов, невозможно дать исчерпывающую  оценку — во сколько обходится  фирме производство единицы каждого  вида продукции, каковы характер и уровень затрат. Поэтому кроме группировки расходов по экономическим элементам практикуется их классификация по калькуляционным статьям, т.е. по целевому назначению расходов. В этом случае рассчитывается себестоимость единицы продукции с выделением всех составляющих.

      Группировка расходов по калькуляционным статьям отражается в специальном документе бизнес-плана — смете затрат на производство. В этой смете выделяются, как правило, следующие статьи:

      - сырье и материалы;

      - топливо и энергия;

      - затраты на оплату труда;

      - амортизационные отчисления;

      - отчисления на социальные нужды;

      - расходы на подготовку и освоение производства;

      - расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

      - цеховые расходы;

      - общезаводские расходы; прочие, в том числе внепроизводственные расходы.

      В зависимости от взаимодействия с  изменением объема производства затраты  делятся на постоянные и переменные (их называют также условно-постоянные и условно-переменные). Постоянные —  затраты, независящие от изменения  объема производства, а переменные — это расходы, которые находятся в пропорциональной зависимости от изменения объема производства.

      Деление затрат на постоянные и переменные взаимодействует с делением затрат на прямые и косвенные. Так, прямые матери­альные  затраты, а также заработная плата основного производственного персонала, топливо, энергия относятся к переменным расходам и зависят от изменения объемов производства. К постоянным издержкам, которые не зависят от изменения объемов производства, относятся такие косвенные расходы, как амортизационные отчисления, арендная плата, налог на имущество, административные и управленческие расходы. Это взаимодействие учитывается при расчете себестоимости реализованной товарной продукции и наличия остатков готовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода.

      Классификация затрат на постоянные и переменные имеет важное значение при анализе  безубыточности фирмы.

    Таким образом, классификация расходов, формирующих  себестоимость продукции, является важнейшим многофакторным компонентом, определяющим величину прибыли фирмы. 
 

    1. Нормативно-законодательная  база
 

     Бухгалтерский учет организуется исходя из сложившейся  системы нормативного регулирования, которая определяет установленную государством совокупность обязательных правил и норм организации и ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности в хозяйствующих субъектах (организациях, предприятиях). Совокупность действующих правил и норм в учете, обязательных к применению, позволяет рассматривать бухгалтерский учет как систему, организуемую в каждом хозяйствующем субъекте и выполняющую определенные функции.

     В зависимости от статуса и назначения нормативные документы делятся  на следующие группы, определяющие уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета.

     Первый  уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета, включает законы РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

     Основой правового регулирования бухгалтерского учета в стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории Российской Федерации.

     В соответствии с Конституцией РФ официальный  бухгалтерский учет, являющийся инструментом финансового регулирования и единой финансовой политики, находится в ведении государства. Вторым по значимости документом, определяющим предпринимательские отношения в стране и оказывающим прямое воздействие на систему бухгалтерского учета и отчетности, является Гражданский кодекс РФ, который регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе.

     Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение  участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

     Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

     Нормативным актом, регулирующим организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

     Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

     - обеспечение единообразного ведения  учета имущества, обязательств  и хозяйственных операций организации;

     - составление и представление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся  на территории Российской Федерации, на филиалы и представительства  иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами, кроме организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения (УСН, ЕНВД и т.д.).

     Закон содержит следующие нормы:

     - основные требования к ведению  бухгалтерского учета;

     - порядок оформления всех хозяйственных  операций, проводимых организацией, первичными учетными документами;

     - правила ведения регистров бухгалтерского  учета, предназначенных для систематизации  и накопления учетной информации, для отражения на счетах бухгалтерского  учета и в бухгалтерской отчетности;

     - виды оценки имущества и обязательств  организации для их отражения  в учете и отчетности, а также  в случаях начисления амортизации  объектов и оценки объектов  бухгалтерского учета путем резервирования;

     - правила проведения инвентаризации  имущества и обязательств организации, порядок урегулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;

     - состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок оформления, периодичность ее составления, правила представления и утверждения отчетных форм и др.

     Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет, что общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. В настоящее время  общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации возлагается на Минфин России.

     Основной  задачей Минфина России, определенной в Постановлениях Правительства  РФ от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», названа выработка единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности. Минфину России предоставлены функции регулирования бухгалтерского учета и отчетности путем подготовки проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, разработки и утверждения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, методических указаний по его ведению, форм бухгалтерской отчетности, указаний по их составлению и представлению и других документов методического характера.

     Кодекс  Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет закрепить  законодательно установленные меры ответственности в области административных правонарушений в отношении различных  субъектов права, включая собственность, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, а также предупредить их.

     Второй  уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в России включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Положения по бухгалтерскому учету относятся к актам, которые принимают федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства), и обязательны к использованию организациями.

     По  состоянию на 1 апреля 2009 г. принято 20 ПБУ, обязательных к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами страны. Они содержат принципы, правила признания, оценки, группировки информации по объектам бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности имущества, обязательств и групп хозяйственных операций.

     Правила формирования в бухгалтерском учете  информации о расходах прописаны  в Положении по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному  Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В данных положениях прописаны условия признания расходов.

     Третий  уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включает акты методического (нормативно-технического) характера. Они представлены методическими указаниями, положениями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами.

 

Таблица1 – Нормативно - законодательная  база, регулирующая учет расходов организации

№ п/п Наименование  документа Уровень Объект  регулирования
1 ФЗ «О бухгалтерском  учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ 1 Правила организации  бухгалтерского учета
2 ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах»  от 07.05.1998 № 75-ФЗ 1 Вознаграждение  и необходимые расходы управляющей  организации, необходимые расходы
3 ФЗ «О порядке  формирования  и использования  целевого каптала некоммерческих организаций» от 30.12.2006 № 275-ФЗ 1 Расходы, связанные  с доверительным управлением  имуществом, составляющим целевой капитал
4 «Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть  вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ 1 «Налоговый  кодекс Российской Федерации (часть  вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ
5 «Гражданский  кодек Российской Федерации (часть  вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ 1 Обязанности арендатора по содержанию предприятия и оплате расходов на его эксплуатацию
6 Закон РФ от2806.1991 «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» 1 Право страховой  медицинской организации на возмещение расходов
7 Приказ Минфина  РФ от 06.05.1999 № 33н «Об утверждении  Положения по бухгалтерскому учету  «Расходы организации» ПБУ 10/99» 2 Формирование  информации о расходах коммерческих организаций
8 Приказ Минфина  РФ от 31.12.2008 № 154н «Об утверждении  форм Книги учета доходов и  расходов организаций и ИП, применяющих  УСН 2 Форма Книги  учета расходов и доходов организаций  и ИП, порядок ее заполнения
9 Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 «О порядке компенсации расходов , понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 1 Правила компенсации  расходов, понесенных организациями  и гражданами РФ
10 Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 «Об установлении норм расходов на выплату компенсаций за использование для служебных личных легковых автомобилей, в приделах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации, такие расходы относят к прочим» 1 Нормы расходов на выплату компенсаций

Информация о работе Бухгалтерский учет расходов организации