Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 14:56, дипломная работа
Целью дипломного проекта является – изучение организации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и анализ кредиторской задолженности.
С учетом поставленной цели в дипломной работе необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и формы расчетов с поставщиками;
исследовать порядок документального оформления операций по учету расчетов;
отразить особенности синтетического учета расчетов с поставщиками;
выявить преимущества автоматизации бухгалтерского учета расчетов с поставщиками;
раскрыть понятие дебиторской и кредиторской задолженности, а также значение и задачи экономического анализа;
проанализировать состав и структуру дебиторской и кредиторской задолженности;
произвести анализ оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе факторный анализ времени обращения;
осуществить сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
Введение 4
Глава 1.Теоретические аспекты учета и аудита операций с поставщиками
Значение и задачи бухгалтерского учета расчетов с поставщиками.
Формы безналичного расчета с поставщиками
Понятие дебиторской и кредиторской задолженности. Значение и задачи экономического анализа расчетов с поставщиками.
7
11
18
Глава 2. Учет расчетов с поставщиками на ОГУП «Птицефабрике «Свердловская».
Краткая природно-экономическая характеристика ОГУП «Птицефабрика «Свердловская».
Особенности документального оформления расчетов с поставщиками.
Синтетический и аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Операции по расчетам ОГУП «Птицефабрики «Свердловская».
Автоматизация бухгалтерского учета расчетов с поставщиками.
Анализ состава и структуры кредиторской задолженности.
Анализ дебиторской задолженности.
Пути снижения кредиторской задолженности
23
33
39
46
50
55
61
69
Глава 3. Аудит расчетных операций
Цели и задачи аудиторской деятельности и расчетных операций
Аудит расчетов с поставщиками
Аудит организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками на ОГУП «Птицефабрике «Свердловская».
План и программа проверки.
Учетная политика и организация бухгалтерского учета
70
72
76
79
83
Заключение 92
Список используемой литературы 98
Приложение
Поступление материальный ценностей от поставщиков, выполнения работ и услуг подрядчиками производится на основании заключенных между заказчиками (покупателями) и подрядчиками (поставщиками) договоров (Приложение 1). В договорах оговаривается: виды поставляемых материальных ценностей или услуг, порядок расчетов (условия платежей).
Порядок расчетов по внутри российским поставкам на территории России между покупателями и поставщиками определяется в соответствии с Положением о безналичных расчетах в РФ.
В соответствии с условиями поставок четко определяется, кто организует и оплачивает перевозку товара от продавца к покупателю, несет риск и ответственность при осуществлении этих функций и при гибели или порче товара.
Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями поставки, договорами купли-продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.
Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товаротранспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими, и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д.
Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильными транспортном. Товарно-транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом.
При
доставке товаров железнодорожным
транспортом в качестве сопроводительного
документа выступает
Счет фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке предусмотренном Налоговым кодексом РФ ст.169..
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету-фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара.
Оприходование
поступивших товаров
Если товары получает материально-ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Постановлением Государственного Комитета статистики РФ от 30.10.97 г. № 71а.
Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительными документами (наличие или отсутствие) и т.д.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности – требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности, если товар находится в не нарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество и качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.
В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонении по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата поставщику могут быть различными и оговариваются в договоре поставки.
Учет первичных документов по приходу товаров на ОГУП «Птицефабрике «Свердловская» ведется в «Журнале поступления товаров», в котором указывается название приходного документа, его дата и номер, краткую характеристика документа, дата регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
После проверки, приемки и таксировки принятых от материально ответственных лиц отчетов о движении материальных ценностей с приложенными оправдательными документами, на основании которых были сделаны записи в "Журнале поступления товаров", бухгалтер предприятия переносит остатки на конец месяца из отчетов в сальдовые ведомости.
Отчеты о движении материальных ценностей являются регистрами аналитического учета и одновременно оборотными ведомостями. Они составляются материально ответственным лицом в двух экземплярах в количественном выражении на основании первичных документов. Бухгалтер, после проверки отчета и таксировки, второй экземпляр отчета передает на склад материально ответственному лицу с отметкой о дате приема от него отчета и дате окончания его обработки.
Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).
На птицефабрике поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.
Для расчетов с поставщиками на предприятии применяется счет 60. Аналитический учет на предприятии по счету 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” ведется по наименованию поставщиков. Для проверки соответствия данных аналитического учета синтетические записи с карточек переносят в оборотную ведомость. Суммы по оборотной ведомости должны соответствовать сальдо по счету 60.
Бухгалтерией ОГУП «Птицефабрикой «Свердловская» ведется "журнал учета расчетов с поставщиками". Записи в журнал производят по каждому платежному документы позиционным способом (вне зависимости оттого, что расчеты производятся с одним и тем же поставщиком).
При отсутствии сопроводительных документов (или в случае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счет № 002, с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.
За
нарушение условий договоров
поставщики и покупатели несут взаимную
материальную ответственность в
виде неустойки, штрафов и пени за невыполнение
договорных условий, за задержку оплаты
расчетных документов и за необоснованный
отказ.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками за приобретенные товары, выполненные работы и оказанные услуги сельскохозяйственные предприятия учитывают на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Этот счет является пассивным и имеет кредитовое сальдо.
По кредиту счета 60 отражается задолженность с поставщиками, по дебету – уменьшение этой задолженности.
На счете 60 учитывают, в частности, расчеты с поставщиками за:
Счет
60 кредитуется на стоимость фактически
поступивших или принятых к оплате
товарно-материальных ценностей, потребленных
услуг и работ в
материальных ценностей или затрат. Независимо от оценки товарно-материальных ценностей, указанной на материальных счетах, счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», кредитуется на сумму расчетных документов поставщиков (счетов-фактур, платежных требований и т.п.).
На неотфактурованные поставки (при отсутствии счетов-фактур или других расчетных документов) счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей по планово-учетным ценам.
На счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» учитывают также расчеты с подрядными организациями за выполненные ими работы и по другим платежам.
По
дебету счета 60 учитывается уплаченные
суммы в погашение
Следует иметь в виду, что расчеты с поставщиками, подрядчиками за выполненные услуги и работы отражают на счете 60 во всех случаях, даже если предъявленный счет оплачен одновременно с получением материальных ценностей или сумма перечислена предварительно. Если счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза, а при приемке материальных ценностей (при проверке счета) выявлены расхождения, соответствующую сумму списывают с кредита счета 60 и относят на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».