Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является – изучение организации бухгалтерского
учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать следующие задачи исследования учета расчетов с поставщиками:
• рассмотреть задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками;
• изучить синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками;

Работа содержит 1 файл

Курсовик Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками..doc

— 343.00 Кб (Скачать)

      правильное  отражение  операций  в  первичных  документах  и   регистрах синтетического и аналитического учета по расчетным операциям;

      своевременное  выполнение  расчетов  с   организациями,   предприятиями, учреждениями и физическими лицами;

      ликвидация просроченных задолженностей  и  недопущение  задолженностей  с истекшими сроками исковой давности.

      Методологические основы  организации  учета  расчетов  с  поставщиками устанавливают правила документального оформления приема,  хранения,  отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском  учете  и  отчетности, являются элементом системы нормативного регулирования  бухгалтерского  учета товароматериальных ценностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Содержание объекта учета и основные формы безналичных расчетов

 

Поставщик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который на основе договора купли-продажи передает в собственность товары (работы, услуги), находящееся у него на праве владения, пользования и распоряжения покупателю, который в свою очередь обязуется оплатить эти товары (работы, услуги) в срок, обусловленный договором купли-продажи.

Подрядчик – юридическое или физическое лицо (в т.ч. индивидуальный предприниматель), который в силу заключенного договора подряда обязуется выполнить определенную работу и сдать ее заказчику, а заказчик обязуется принять выполненную работу и оплатить ее в сроки, предусмотренные договором подряда. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику.

Взаимоотношения покупателя и поставщика оформляются договором купли-продажи, а заказчика и подрядчика – договором подряда.

Отличительной особенностью этих договоров является то, что предметом договора купли-продажи является переход права собственности на товарно-материальные ценности, а предметом договора подряда выступают оказанные подрядчиком услуги, которые не имеют материально-вещественной формы.

Основанием возникновения расчетных отношений является совершение плательщиком действий, направленных на совершение платежа другому лицу (получателю).

На правовое регулирование расчетов направлен ряд нормативных актов различного уровня. Прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливающий формы расчетов и правовые

 

 

основы расчетов, регулирующий договорные основы осуществления безналичных расчетов.

Случаи использования иностранной валюты в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов предусмотрены Федеральным законом от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями).

Правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002г. №86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями).

Положение ЦБ РФ регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки.

Расчетные операции могут осуществляться с учетом наличных денежных средств, либо в порядке безналичных платежей.

Расчеты между организациями осуществляются преимущественно в безналичном порядке путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте.

В Гражданском кодексе и Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов:

      расчеты платежными поручениями;

      расчеты по инкассо;

      расчеты по аккредитиву;

      расчеты чеками.

Формы безналичных расчетов избираются организациями самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых организациями с банками. В рамках безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Платежное поручение – документ, оформляющий поручение организации своему банку перевести сумму, указанную в документе, на счет получателя либо произвести депонирование указанной суммы для последующего перечисления денежных средств на счет получателя. Оно действительно в течение 10 дней со дня его выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и оформляется в трех экземплярах при совершении операции в рамках одного кредитного учреждения, в остальных случаях – в четырех экземплярах.

Платежными поручениями могут производиться:

      перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

      перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

      перечисления денежных средств в целях возврата или размещения кредитов (займов) / депозитов и уплаты процентов по ним;

      перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Платежные поручения принимаются к исполнению независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. Если товары уже получены или оказаны услуги, что подтверждается соответствующими документами (приходными ордерами, накладными, актами приемки выполненных работ), то банк принимает платежное поручение покупателя и при отсутствии средств на расчетном счете. В этом случае принятые платежные поручения банка помещает  в картотеку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Такие платежные поручения банк оплачивает по мере поступления средств на счет покупателя в установленной очередности.

Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк несет ответственность по основаниям и в размерах, которые предусмотрены гл. 25 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Рассмотрим схему расчетов при помощи платежных поручений  (Рисунок 1)

 

 

 

 

1

 

 

1.      предоставление в банк платежного поручения;

2.      возврат банком последнего экземпляра платежного поручения с отметкой о выполнении приказа владельца счета;

3.      пересылка платежного поручения в банк, для зачисления денег на его счет;

4.      сообщение получателю о зачислении денег на его счет (в выписке банка).

Рисунок 1 – Схема расчетов при помощи платежных поручений

 

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) осуществляет действия по получению от плательщика платежа на основании:

      платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке);

      инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

 

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получателем средств (взыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя).

Основу взаимоотношений участников расчетов по инкассо должен составлять договор, в силу которого у сторон появляются определенные права и обязательства.

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, принимает на себя обязательство доставить их по назначению, а также информировать получателя средств по его требованию о причинах неоплаты расчетных документов в оговоренные договором сроки. Для получателя эта услуга сопряжена с обязательством по уплате банку соответствующей суммы вознаграждения, размер которого оговаривается сторонами в договоре.

Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика и при отсутствии в договоре банковского счета, условия об оплате расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств, платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения помещаются в картотеку. Оплата расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет плательщика в очередности, установленной законодательством.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению платежа на основании платежного требования или инкассового поручения банк-эмитент несет перед ним ответственность в соответствии с законодательством.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, принимаемое банком (банк-эмитент) по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполняющий банк) произвести такие платежи.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в основном договоре, в котором отражаются следующие условия:

      наименование банка-эмитента;

      наименование банка, обслуживающего получателя средств;

      наименование получателя средств;

      сумма аккредитива;

      вид аккредитива;

      способ извещения получателя средств об открытии аккредитива;

      способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим банком;

      полный перечень и точная характеристика документов, представляемых получателем средств;

      сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;

      условие оплаты (с акцептом или без акцепта);

      ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

      покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

      отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.

При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущего у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Аккредитив является отзывным, если в его тексте прямо не установлено иное. Отзывной аккредитив не обеспечивает интересы поставщика и поэтому на практике встречается редко.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок доставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками. При оформлении договора продавец стремится оговорить безотзывность аккредитива, так как это дает поставщику уверенность в том, что поставленная им продукция будет оплачена, как только он выполнит условия аккредитива.

Аккредитивная форма расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика вслед за ее отгрузкой после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива).

Информация о работе Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками