Бухгалтерский учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

При выборе темы курсовой работы я остановилась на основных средствах по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет основных средств очень похож для всех видов предприятий. Во-вторых, этот раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми мы получили возможность ознакомиться.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация основных средств
1.1 Понятие основных средств и задачи их учета
1.2 Единица учета основных средств, ее классификация
2. Учет поступления объектов основных средств
3. Оценка и переоценка основных средств
4. Документальное оформление движения основных средств
5. Учет амортизации основных средств
6. Учет содержания и ремонта основных средств
7. Особенности учета основных средств у арендодателя и арендатора
8. Учет лизинговых операций у лизингодателя и лизнгополучателя
9. Учет доходных вложений в материальные ценности
10. Инвентаризация основных средств

Работа содержит 1 файл

Основные средства.doc

— 310.50 Кб (Скачать)

Все текущие затраты  на ремонт на основании первичных  расходных документов накапливаются  на счете 23 «Вспомогательное производство». На счетах бухгалтерского учета это отражается сле-1ующими записями:

Д-т 23 «Вспомогательные производства»

К-т 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и  обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.

После завершения ремонтных  работ фактически произведенные затраты списываются на основании утвержденного руководителем организации акта о приеме-передаче отремонтированных объектов основных средств в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств на счета учета затрат:

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

К-т 23 «Вспомогательные производства».

Другим вариантом учета  затрат на ремонт основных средств  является создание резерва на проведение ремонтов. Такой резерв создается для сглаживания колебаний в затратах на производство (расходов на продажу), т.е. для равномерного включения предстоящих расходов на ремонт объектов основных средств в затраты отчетного периода. Если в учетной политике организации предусмотрено создание резерва расходов на ремонт основных средств, то для его нормирования используется информация о необходимости и объеме ремонтных работ (дефектные ведомости, акты технического обследования доклады о техническом состоянии объектов основных средств), о первоначальной (или восстановительной) стоимости объектов, сметы стоимости ремонта, график проведения работ, итоговый расчет отчислений в резерв. При образовании резерва на ремонт основных средств в затраты на производство (расходы на продажу) включается сумма ежемесячных отчислений, исчисленная исходя из 1/12 годовой сметной стоимости ремонта.

В бухгалтерском учете  образование резерва расходов на ремонт основных средств отражается:

Д-т 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на I продажу» и др.

К-т 96 «Резервы предстоящих  расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств».

По мере выполнения ремонтных  работ фактические затраты на их проведение независимо от способа их выполнения (подрядный или хозяйственный) списываются за счет сформированного резерва:

Д-т 96 «Резервы предстоящих  расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств»

К-т 23 «Вспомогательные производства»  или 60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками».

В конце отчетного  года излишне зарезервированные  суммы сторнируются, т.е. отражаются в учете аналогичной проводкой  только способом «красное сторно».

Кроме того, в бухгалтерском  учете можно создавать резервы  на ремонт, которые накапливаются  в течение нескольких лет. В случаях, когда ремонтные работы по объектам основных средств (с длительным сроком и значительным объемом их проведения) заканчиваются в году, следующем за отчетным годом, остаток резерва допускается не сторнировать. По окончании ремонтных работ излишне начисленная сумма резерва отражается как внереализационные доход: Д-т 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на ремонт основных средств» К-т 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы».

Несколько иной метод  формирования и использования резерва на ремонт объектов основных средств предусмотрен налоговым законодательством (ст. 324 НК РФ). Для образования резерва организация должна определить размер отчислений в него. Размер отчислений определяется исходя из совокупной стоимости основных средств и норматива отчислений, который указывается в учетной политике организации для целей налогообложения. Совокупная стоимость основных средств определяется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств на начало года создашь резерва. Для определения норматива отчислений нужно рассчитать предельную сумму отчислений исходя из составленной сметы на отчетный год и средней величины фактических расходов на ремонт за три предшествующих года. За основу при определении норматива берется меньшая из сумм - сформированная смета или средняя величина фактических расходов за предыдущие годы. Норматив отчислений рассчитывается как процентное отношение предельной суммы отчислений к совокупной стоимости основных средств. Таким образом, получается (для целей налогообложения), что вновь созданные организации или организации, в которых не проводился ремонт основных средств, не могут создавать резерв.

Отчисления в резерв в течение налогового периода  включаются затраты равными долями. И в течение налогового периода сумма фактически произведенных затрат на ремонт списывается за счет созданного резерва. По окончании же налогового периода организация сравнивает фактические затраты на ремонт и сумму созданного резерва. Если фактические расходы в конце года оказались больше, чем созданный резерв, организация включает остаток в прочие расходы. Если же фактические расходы на ремонт оказались больше резерва, остаток является внереализационным доходом.

Выше был рассмотрен порядок проведения ремонта основных средств. Но восстанавливаются объекты основных средств и путем модернизации и реконструкции.

К реконструкции относится  переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей, осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества г изменения номенклатуры продукции.

Основное отличие ремонта  основных средств от модернизации реконструкции заключается в том, что затраты на ремонт увеличивают текущие затраты организации, а затраты на модернизацию и реконструкцию отражаются как капитальные вложения и увеличивают первоначальную стоимость объектов.

Если в результате проведенной модернизации и реконструкции были улучшены (повышены) первоначальные показатели функционирования объекта основных средств, то организацией может быть принято решение увеличить срок его полезного использования. Бухгалтерские записи по отражению модернизации и реконструкции аналогичны записям по отражению капитальных вложений.

Порядок списания затрат по ремонту ОС на

себестоимость продукции

По решению предприятия  затраты на ремонт ОС учитываются  по

одному из следующих  способов:

1) прямое списание  затрат на издержки производства (1 способ).

Расходы на все виды ремонтов включаются непосредственно в

затраты на производство продукции в том периоде, в  котором они

возникли. Расходы на ремонт могут формировать следующие

проводки:

* / 10.5 – расход запасных  частей на ремонт;

* / 70 – начисление зарплаты рабочим, осуществляющим ремонт и т. д.

(* – счет затрат).

Первый вариант учета  затрат по ремонту основных средств

применяют, как правило, при равномерных расходах по ремонту  в

течение года или небольших  объемах ремонтных работ.

При неравномерно проводимых ремонтных работах такой способ

может вызвать резкие колебания в себестоимости продукции;

2) использование резерва  на осуществление ремонтных работ  (2 способ).

Сущность метода заключается  в том, что ежемесячно

дополнительно формируются отчисления, включаемые в затраты на

производство. Эти отчисления составляют ремонтный фонд, для

учета которого используется счет 96 «Резервы предстоящих

расходов», на котором  открывается отдельный субсчет  «на ремонт

основных средств» (например, 96.1).

Отчисления  на этот субсчет осуществляются проводками:

*/96. (* – счета учета затрат на производство и расходов на

продажу).

Например, 25/96.

По дебету счета 96 списываются  затраты на выполненные

ремонтные работы. При  этом, если ремонтные работы выполнялись

подрядным способом, то кредитуется  счет 60 «Расчеты с

поставщиками и подрядчиками». Если ремонт выполняется

хозяйственным способом, то кредитуются непосредственно  счета

учета производственных ресурсов, использованных на проведение

ремонтных работ:

96/ 10.5 – расход запасных частей на ремонт;

96/70 – начисление зарплаты  рабочим, осуществляющим ремонт

и т. д.

Данный способ позволяет  равномерно распределить затраты по

ремонту ОС на себестоимость  продукции и целесообразен для

производств, где основная часть расходов по ремонту ОС

приходится на вторую половину года;

3) использование счета  97 – «Расходы будущих периодов»  (3 способ).

88

Сущность способа заключается  в том, что фактические затраты

сначала учитываются  в дебете счета 97 (97/10, 97/70 и т. д.), а  затем,

как правило, равномерно распределяются на издержки производства

и обращения.

Данный способ позволяет  равномерно распределить затраты по

ремонту ОС на себестоимость  продукции и целесообразен для

производств, где основная часть расходов по ремонту ОС

приходится на первую половину года.

Ремонт  и содержание основных средств непроизводственного

назначения  осуществляют за счет прибыли предприятия.

Фактические расходы по ремонту указанных  объектов

списывают в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с

кредита материальных денежных и расчетных счетов (10, 70,

69, 60, 76 и пр.).

 

7. Особенности  учета основных средств у арендодателя  и арендатора

По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное  владение и пользование или во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой их выбытия в инвентарной карточке по учету основных средств. При значительном количестве объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки группируют в отдельную группу.

Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемно-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, оговаривается срок их предстоящей службы, рассчитанной исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислении, и величина арендной платы. Арендная плата за имущество включает в себя, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление и сметами затрат на ремонт основных средств и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент).

Арендная  плата может быть установлена  в следующих видах:

• в определенных (в  твердой сумме) платежах, которые  вносятся пе-

риодически;

• в виде предоставления арендатором определенных услуг;

• в виде возложения на арендатора затрат на улучшение арендованного имущества.

Передача основных средств  производится путем оформления арендодателем  акта с приложением карточки учета  сданного вида основных

средств, которые содержат его основные характеристики.

 

В соответствии с ПБУ'9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов.

При первом варианте сдача  имущества в аренду признается обычным  видом деятельности. Расходы по этой деятельности учитывают на счетах учета производственных затрат (20, 26,44 и др.), а доходы — на счете учета выручки от продажи (90).

При втором варианте сдача  имущества в аренду не является предметом  деятельности организации, и поэтому  доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов.

Произведенные затраты  на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает  в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.).

Начисление амортизационных  сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит  на уменьшение прибыли и оформляет  следующей записью:

Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы»

Кредит счета 02 «Амортизация основных средств».

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств