Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа
При выборе темы курсовой работы я остановилась на основных средствах по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет основных средств очень похож для всех видов предприятий. Во-вторых, этот раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми мы получили возможность ознакомиться.
Введение
1. Понятие и классификация основных средств
1.1 Понятие основных средств и задачи их учета
1.2 Единица учета основных средств, ее классификация
2. Учет поступления объектов основных средств
3. Оценка и переоценка основных средств
4. Документальное оформление движения основных средств
5. Учет амортизации основных средств
6. Учет содержания и ремонта основных средств
7. Особенности учета основных средств у арендодателя и арендатора
8. Учет лизинговых операций у лизингодателя и лизнгополучателя
9. Учет доходных вложений в материальные ценности
10. Инвентаризация основных средств
Введение
При выборе темы курсовой работы я остановилась на основных средствах по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет основных средств очень похож для всех видов предприятий. Во-вторых, этот раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми мы получили возможность ознакомиться.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.
Основные производственные фонды предприятия - это стоимостное выражение средств труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою первоначальную форму. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт - постепенно частями по мере их износа в течение ряда производственных циклов. Основные производственные фонды строительного предприятия либо непосредственно участвуют в процессе создания строительной продукции, либо создают необходимые условия для его осуществления.
Износ основных фондов учитывается
по установленным нормам амортизации,
сумма которой включается в себестоимость
продукции. После реализации продукции
начисленный износ накапливаетс
Основные средства представляют собой совокупность материально-
вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда, и дейст-
вующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере
материального производства, так и в непроизводственной сфере.
1.1 Понятие основных средств и задачи их учета
Основной нормативный документ − «Положение по бухгалтерскому
учету "Учет основных средств"», ПБУ 6/01 № 26 Н от 30.03.2001 г.
В соответствии с этим положением основные средства – это часть
имущества, используемая в качестве средств труда при производстве про-
дукции, выполнении работ и оказании услуг в течение периода, превы-
шающего 12 месяцев.
При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных
средств, необходимо единовременное выполнение следующих условий:
1. Использование их
в производстве продукции,
оказании услуг.
2. Использование их в течение длительного времени, т. е. более 12
месяцев.
3. Организацией не
предполагается последующая
данных активов.
4. Способность приносить
организации экономические
(доход) в будущем.
К основным средствам относятся здания, сооружения, оборудова-
ние, вычислительная техника и т. д. К ним относятся также капитальные
вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и
др. виды работ).
Учет основных средств ведется в соответствии с их жизненным цик-
лом, который содержит следующие этапы:
• поступление;
• участие в производственном процессе;
• перемещение внутри предприятия;
• ремонт;
• сдача в аренду;
• инвентаризация;
• выбытие.
Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить выполнение
следующих задач:
1. Правильное оформление документов и своевременное отражение
в учете поступления основных средств, их внутреннего перемещения и
выбытия.
2. Достоверное определение результатов от реализации и прочего
выбытия основных средств.
3. Полное определение затрат, связанных с поддержанием основ-
ных средств в рабочем состоянии (ремонт, техосмотр).
4. Контроль за сохранностью основных средств, принятых к учету,
и эффективностью их использования.
Для выполнения этих задач должна быть разработана рациональная
система документооборота, определены лица, ответственные за сохран-
ность и перемещение объектов основных средств.
Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными
документами. Первичные документы принимаются к учету, если они состав-
лены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм пер-
вичной учетной документации. Эти альбомы утверждены 30.10.97 г. № 71 А.
В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.
К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.
Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
В составе основных средств
учитываются находящиеся в
Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.
По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:
В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются:
• полученные организацией в доверительное управление.
1.2 Единица учета основных средств, ее классификация
Единицей учета основных средств является инвентаризационный
объект. Инвентаризационный объект − это законченное устройство,
предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями, предна-
значенный для выполнения самостоятельных функций.
Инвентарные объекты делятся на простые (единичные) и сложные,
состоящие из нескольких предметов.
Согласно классификации, основные средства группируют по отрас-
левому признаку, по назначению, по видам, по принадлежности и ис-
пользованию.
Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.
Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.
Арендуемые основные средства могут учитываться у арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.
2. Учет поступления объектов основных средств
Поступление основных средств в организацию происходит в следующих случаях:
1)в результате приобретения за плату;
2) в порядке нового строительства;
3)на условиях аренды;
4)в качестве взноса (вклада) в уставный капитал;
5)безвозмездного получения или дарения;
6)выявления как неучтенных по материалам инвентаризации;
7)получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;
Когда объекты основных средств поступают в распоряжение организации, они принимаются членами постоянно действующей комиссии по приемке и списанию основных средств, назначаемой на год приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав комиссии включаются специалисты, согласно предназначению основных групп объектов основных средств.
В процессе приемки объектов основных средств в обязательном порядке принимают участие будущие материально ответственные лица организации, в ведение которых в дальнейшем будут передаваться объекты.
Для зачисления в состав основных средств отдельных объектов составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).
Приемочная комиссия определяет техническое состояние и комплектность объекта, его наименование, год выпуска предприятием-изготовителем или год постройки, первоначальную стоимость и др. сведения, позволяющие вести аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением. Все эти данные отражаются в составляемом акте приемки, к которому прилагается необходимая техническая документация (чертежи, технический паспорт, руководство по эксплуатации и пр.).
Общим актом приемки-передачи основных средств (накладной) может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерской службой к учету одновременно.
В процессе организации аналитического учета в по объектном разрезе и в случае группового учета однотипных объектов основных средств на основании информации, содержащейся в акте и технической документации (паспорт, спецификации и пр.), приложений к нему в бухгалтерии открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6).
Кроме составления акта приемки, принятие объектов основных средств к учету производится на основании иных документов. Эти документы обязательны в соответствии с требованиями действующего законодательства (в частности, документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов основных средств).
Синтетический учет наличия и движения основных средств ведется на активном счете 01«Основные средства».
Дебетовое сальдо
по данному счету показывает первоначальную
стоимость находящихся в
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление. Исключение составляют НДС и иные возмещаемые налоги (если они принимаются к зачету согласно НК РФ).
В состав фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление основных средств в соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 включаются: