Бухгалтерский учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

При выборе темы курсовой работы я остановилась на основных средствах по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет основных средств очень похож для всех видов предприятий. Во-вторых, этот раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми мы получили возможность ознакомиться.

Содержание

Введение
1. Понятие и классификация основных средств
1.1 Понятие основных средств и задачи их учета
1.2 Единица учета основных средств, ее классификация
2. Учет поступления объектов основных средств
3. Оценка и переоценка основных средств
4. Документальное оформление движения основных средств
5. Учет амортизации основных средств
6. Учет содержания и ремонта основных средств
7. Особенности учета основных средств у арендодателя и арендатора
8. Учет лизинговых операций у лизингодателя и лизнгополучателя
9. Учет доходных вложений в материальные ценности
10. Инвентаризация основных средств

Работа содержит 1 файл

Основные средства.doc

— 310.50 Кб (Скачать)


Введение

При выборе темы курсовой работы я остановилась на основных средствах по нескольким причинам: во-первых, бухгалтерский учет основных средств очень похож для всех видов предприятий. Во-вторых, этот раздел бухгалтерского учета очень широк и охватывает  массу информации и большой круг законодательных актов, с которыми мы получили возможность ознакомиться.

Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы износа основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; контроль за затратами на ремонт основных средств, за их сохранностью и эффективностью использования.

Основные производственные фонды предприятия - это стоимостное  выражение средств труда, которые  участвуют во многих производственных циклах, сохраняя свою первоначальную форму. Главным определяющим признаком основных фондов выступает способ перенесения стоимости на продукт - постепенно частями по мере их износа в течение ряда производственных циклов. Основные производственные фонды строительного предприятия либо непосредственно участвуют в процессе создания строительной продукции, либо создают необходимые условия для его осуществления.

Износ основных фондов учитывается  по установленным нормам амортизации, сумма которой включается в себестоимость  продукции. После реализации продукции  начисленный износ накапливается в особом амортизационном фонде, который теоретически предназначается для капитальных вложений.

 

  1. Понятие и классификация основных средств

Основные средства представляют собой совокупность материально-

вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда, и дейст-

вующих в натуральной  форме в течение длительного  времени как в сфере

материального производства, так и в непроизводственной сфере.

1.1 Понятие  основных средств и задачи  их учета

Основной нормативный  документ − «Положение по бухгалтерскому

учету "Учет основных средств"», ПБУ 6/01 № 26 Н от 30.03.2001 г.

В соответствии с этим положением основные средства – это часть

имущества, используемая в качестве средств труда при  производстве про-

дукции, выполнении работ  и оказании услуг в течение  периода, превы-

шающего 12 месяцев.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных

средств, необходимо единовременное выполнение следующих условий:

1. Использование их  в производстве продукции, выполнении  работ,

оказании услуг.

2. Использование их в течение длительного времени, т. е. более 12

месяцев.

3. Организацией не  предполагается последующая перепродажа

данных активов.

4. Способность приносить  организации экономические выгоды

(доход) в будущем.

К основным средствам относятся здания, сооружения, оборудова-

ние, вычислительная техника  и т. д. К ним относятся также  капитальные

вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и

др. виды работ).

Учет основных средств  ведется в соответствии с их жизненным  цик-

лом, который содержит следующие этапы:

• поступление;

• участие в производственном процессе;

• перемещение внутри предприятия;

• ремонт;

• сдача в аренду;

• инвентаризация;

• выбытие.

Бухгалтерский учет основных средств должен обеспечить выполнение

следующих задач:

1. Правильное оформление документов и своевременное отражение

в учете поступления  основных средств, их внутреннего перемещения  и

выбытия.

2. Достоверное определение  результатов от реализации и  прочего

выбытия основных средств.

3. Полное определение  затрат, связанных с поддержанием основ-

ных средств в рабочем  состоянии (ремонт, техосмотр).

4. Контроль за сохранностью  основных средств, принятых к  учету,

и эффективностью их использования.

Для выполнения этих задач  должна быть разработана рациональная

система документооборота, определены лица, ответственные за сохран-

ность и перемещение  объектов основных средств.

Все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными

документами. Первичные  документы принимаются к учету, если они состав-

лены по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм пер-

вичной учетной документации. Эти альбомы утверждены 30.10.97 г. № 71 А.

В организациях применяется  единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой  основные средства группируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.

Группировка основных средств  по отраслевому признаку (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и  др.) позволяет получить данные об их стоимости в каждой отрасли.

По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устройства; рабочие и силовые машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.

К основным средствам  относятся также капитальные  вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Капитальные вложения в  многолетние насаждения, коренное улучшение  земель включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса работ.

В составе основных средств  учитываются находящиеся в собственности  организации земельные участки, объекты природопользования (вода, недрам другие природные ресурсы).

Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитического учета.

По степени использования  основные средства подразделяются на находящиеся:

  • в эксплуатации;
  • в запасе (резерве);
  • в ремонте;
  • стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;
  • на консервации.

В зависимости от имеющихся  прав на объекты основные средства подразделяются:

  • на принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
  • находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
  • полученные организацией в аренду;
  • полученные организацией в безвозмездное пользование;

• полученные организацией в доверительное управление.

 

1.2 Единица  учета основных средств, ее классификация

Единицей  учета основных средств является инвентаризационный

объект. Инвентаризационный объект − это законченное устройство,

предмет или комплекс предметов со всеми приспособлениями, предна-

значенный для выполнения самостоятельных функций.

Инвентарные объекты  делятся на простые (единичные) и сложные,

состоящие из нескольких предметов.

Согласно классификации, основные средства группируют по отрас-

левому признаку, по назначению, по видам, по принадлежности и ис-

пользованию.

Каждому инвентарному объекту  присваивают определенный инвентарный  номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консервации. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно указывается в документах, связанных с движением основных средств.

Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном объединяющем их объекте.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после выбытия.

Арендуемые основные средства могут учитываться у  арендатора под инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

 

 

2. Учет поступления объектов основных средств

Поступление основных средств в организацию  происходит в следующих случаях:

1)в результате приобретения за плату;

2) в порядке нового строительства;

3)на условиях аренды;

4)в качестве взноса (вклада) в уставный капитал;

5)безвозмездного получения или дарения;

6)выявления как неучтенных по материалам инвентаризации;

7)получения в хозяйственное ведение или оперативное управление;

  1. оприходования с целью осуществления совместной деятельности и доверительного управления;
  2. в порядке товарообменных операций;
  3. другими способами, не противоречащими действующему законодательству.

Когда объекты  основных средств поступают в  распоряжение организации, они принимаются членами постоянно действующей комиссии по приемке и списанию основных средств, назначаемой на год приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав комиссии включаются специалисты, согласно предназначению основных групп объектов основных средств.

В процессе приемки объектов основных средств в обязательном порядке принимают участие будущие материально ответственные лица организации, в ведение которых в дальнейшем будут передаваться объекты.

Для зачисления в состав основных средств отдельных  объектов составляется акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

Приемочная  комиссия определяет техническое состояние  и комплектность объекта, его наименование, год выпуска предприятием-изготовителем или год постройки, первоначальную стоимость и др. сведения, позволяющие вести аналитический учет объекта в соответствии с целевым назначением. Все эти данные отражаются в составляемом акте приемки, к которому прилагается необходимая техническая документация (чертежи, технический паспорт, руководство по эксплуатации и пр.).

Общим актом  приемки-передачи основных средств (накладной) может оформляться принятие к бухгалтерскому учету однотипных объектов одинаковой стоимости и принимаемых бухгалтерской службой к учету одновременно.

В процессе организации аналитического учета  в по объектном разрезе и в случае группового учета однотипных объектов основных средств на основании информации, содержащейся в акте и технической документации (паспорт, спецификации и пр.), приложений к нему в бухгалтерии открывается инвентарная карточка учета основных средств (форма № ОС-6).

Кроме составления акта приемки, принятие объектов основных средств к учету производится на основании иных документов. Эти документы обязательны в соответствии с требованиями действующего законодательства (в частности, документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов основных средств).

Синтетический учет наличия  и движения основных средств ведется  на активном счете 01«Основные средства».

Дебетовое сальдо по данному счету показывает первоначальную стоимость находящихся в распоряжении организации объектов основных средств, включая их наличие в запасе, на консервации и переданных другим организациям на условиях хозяйственного ведения, т. е. без передачи права собственности на них.

Основные  средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. В соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление. Исключение составляют НДС и иные возмещаемые налоги (если они принимаются к зачету согласно НК РФ).

В состав фактических  затрат на приобретение, сооружение и  изготовление основных средств в соответствии с пунктом 8 ПБУ 6/01 включаются:

Информация о работе Бухгалтерский учет основных средств