Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:01, курсовая работа
Развитие и существование человеческого сообщества связано с потреблением и использованием разнообразных ресурсов, преобразуемых в потребительские блага с целью удовлетворения потребностей членов общества. Располагая некоторым количеством ресурсов, общество должно удовлетворить свои потребности. При этом необходимо иметь в виду, во-первых, что ресурсы ограничены, они имеют в каждый данный период времени конкретные количественные значения; во-вторых, что потребности, связанные с потреблением большинства благ, которыми сегодня располагает цивилизованное общество, не имеют конечного количественного значения
Данные таблицы свидетельствуют о том, что коэффициент абсолютной ликвидности соответствует рекомендуемому значению, которое должно быть не менее 0,2, хотя за 2010 год его значение сократилось на 0,6706 и на конец года составило 0,2669. Это говорит о сокращении краткосрочных обязательств ЧПУП «Ратон-МедТех», которые могут быть погашены за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств и финансовых вложений). Также за 2010 год произошло снижение коэффициента промежуточной ликвидности на 0,7132 (на конец года – 1,6993), что свидетельствует о снижении краткосрочных обязательств ЧПУП «Ратон-МедТех», которые могут быть погашены за счет имеющихся остатков денежных средств, реализации финансовых вложений и ожидаемых поступлений от погашения краткосрочной дебиторской задолженности.
Что касается коэффициента текущей ликвидности, то данный показатель за 2010 год сократился на 0,9779 и на конец года составил 2,5034. Данный факт говорит о том, что предприятие ЧПУП «Ратон-МедТех» имеет возможность в перспективе полностью рассчитаться по своим долговым обязательствам краткосрочного характера в результате реализации оборотных активов, так как нормативная величина коэффициента текущей ликвидности для промышленности установлена в размере 1,7.
Для осуществления своей деятельности предприятию ЧПУП «Ратон-МедТех» необходимо получение дохода, достаточного для покрытия расходов и получения прибыли. Следовательно, большое значение имеет анализ показателей рентабельности, который проводится на основании данных бухгалтерского баланса (форма №1) и “Отчета о прибылях и убытках” (форма №2).
Рисунок 1.1 – Динамика показателей рентабельности (убыточности) ЧПУП «Ратон-МедТех» за 2009-2010гг.
Рентабельность продаж ЧПУП «Ратон-МедТех» в 2010 году по сравнению с 2009 годом возросла на 2,23% и составила 3,71%, что свидетельствует о снижении расходов, связанных с производством и реализацией продукции, товаров, работ, услуг. Рентабельность расходов увеличилась на 2,35% и составила в 2010 году 3,87%.
Рентабельность активов в 2010 году составила 4,18% (рост по сравнению с 2009 годом на 3,15%). Это говорит о повышении эффективности использования активов, опережающем темпе роста чистой прибыли по сравнению с темпом изменения активов ЧПУП «Ратон-МедТех».
Руководство бухгалтерским учетом ЧПУП «Ратон-МедТех» осуществляет главный бухгалтер. Бухгалтерский учет ведется в соответствии с требованиями законодательства и учетной политики.
Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным структурным подразделением. Обязанности между работниками бухгалтерии распределяются согласно утвержденным должностным инструкциям. Бухгалтерская служба предприятия имеет в своем штате двух бухгалтеров. Главный бухгалтер имеет высшее образование и стаж работы на данной должности - 13 лет. Один из бухгалтеров имеет среднее общее образование с бухгалтерскими курсами и стаж работы 20 лет.
В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности на основании приказа директора произведена годовая инвентаризация имущества и финансовых обязательств предприятия.
Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения производится в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Законом РБ от 25.06. 2001 г. № 42-3 " О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О бухгалтерском учете и отчетности";
- Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.04.2002 г. № 62;
- Налоговым кодексом Республики Беларусь и другими законами и инструкциями по налогам и сборам.
Правильная постановка учета требует единой научно обоснованной организации первичной документации. Множество данных первичного учета, многообразие реквизитов в формах первичных документов создают значительные трудности при ведении работ на первой стадии учетного процесса. Создание современной системы первичных учетных документов и бухгалтерских регистров является весьма актуальным.
В настоящее время требования по составлению первичных документов сформулированы в Законе Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321- XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (с изменениями и дополнениями) и Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденном Министерством Финансов СССР от 29 июля 1983 г. № 105 (нормы данного Положения в силу статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. № 261-3 «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» действуют на территории Республики Беларусь в части, не противоречащей Закону о бухгалтерском учете.
Движение первичных учетных документов в бухгалтерском учете регламентируется графиком документооборота. Работу по составлению графика организует главный бухгалтер. Необходимо подчеркнуть, что формирование графика зависит в первую очередь от организационной структуры организации, автоматизации учетного процесса и т.п.
Рассмотрим график документооборота по движению материалов на предприятии ЧПУП «Ратон-МедТех».
Поступление материалов на ЧПУП «Ратон-МедТех» от поставщиков производится по договорам купли-продажи, договорам поставки, другим аналогичным договорам в соответствии с законодательством.
Если поставщик требует предоплату, то он выписывает на ЧПУП «Ратон-МедТех» счет-фактуру в двух экземплярах, в которой указывает наименование, количество, отпускную цену, ее обоснование, НДС, общую сумму материальных ценностей с НДС. Срок оплаты также указывается на документе.
После получения оплаты поставщик производит отпуск материальных ценностей с выпиской товарно-транспортной накладной (форма № ТТН-1) и товарной накладной (форма № ТН-2), которые являются основанными первичными документами на получение производственных запасов на ЧПУП «Ратон-МедТех». Товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей, если их перемещение осуществляется с участием автомобильного транспорта, а также для расчетов за их перевозку и учета выполненной транспортной работы. Грузоотправитель выписывает товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах: первый – остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования груза; второй – остается у грузоотправителя и служит основанием для списания материальных ценностей; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями грузоотправителя и грузополучателя, сдаются перевозчику. Третий – служит основанием для расчета за транспорт, и перевозчик его отправит плательщику-заказчику автотранспорта. Четвертый экземпляр прилагается к путевому листу для учета работы транспорта и начисления заработной платы водителю. Товарная накладная составляют в двух экземплярах (1-й экземпляр – получателю, 2-й экземпляр - отправителю). страж
В ТТН-1 и ТН-2 указываются следующие данные: наименование, коды УНП, ОКЮЛП, номера лицензий отправителя и получателя, дату и номер договора, являющегося основанием для отпуска товарно-материальных ценностей, цель их приобретения, кому и по какой доверенности они выданы. В содержательной части указываются наименование, характеристика производственных запасов, их количество, отпускная цена без НДС, ставка и сумма НДС, стоимость материальных ценностей и другие реквизиты. В ТТН-1 также указываются марка автомобиля, владелец транспорта, ФИО водителя, № путевого листа и т.д.
На ЧПУП «Ратон-МедТех» учет полученных и выписанных ТТН-1 и ТН-2
ведут в приходно-расходной книге по учету бланков строгой отчетности.
Приемка и оприходование поступающих материалов и тары под материалы оформляются приходными ордерами при отсутствии расхождений между данными сопроводительных документов и фактическими данными (по количеству и качеству), которые на предприятии ЧПУП «Ратон-МедТех» выписываются с помощью средств автоматизации бухгалтерского учета.
Если товар поступил без сопроводительных документов или имеет место количественное и качественное расхождение поступивших ТМЦ с данными сопроводительных документов поставщика, составляется акт приемки продукции по количеству и качеству. При наличии расхождения по поступившему товару он принимается на ответственное хранение и на балансовые счета не приходуется.
Если ЧПУП «Ратон-МедТех» получает товарно-материальные ценности по месту нахождения поставщика, в этом случае на имя работника, который будет их получать, выписывается доверенность, которая оформляется на бланках типовой формы № М-2а и удостоверяет право работника получить материальные ценности у поставщика. Доверенность, как правило, выдается лицам, работающим на ЧПУП «Ратон-МедТех», выписывается работником бухгалтерии и выдается под расписку получателю. Она полностью заполняется и имеет образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность действует не более 15 календарных дней со дня выписки, а при плановых платежах – весь календарный месяц. Учет выданных доверенностей ведется в специальном журнале формы № М-3. Неиспользованные доверенности подлежат возврату и аннулированию.
Поступившие на склад товарно-материальные ценности приходуются в соответствующих единицах измерения. Учет материалов на складе ЧПУП «Ратон-МедТех» ведут материально ответственные лица (завскладом, кладовщик) в карточках складского учета формы № М-12п, которые открывает бухгалтер и под расписку в реестре карточек передает кладовщику. Карточки открываются на год, и учет в них ведется только в натуральном (количественном) выражении.
В карточках указывается наименование материалов, его цена, единица измерения, номенклатурный номер, приход и расход по каждому документу и выводится остаток после каждой записи. Основанием для записи являются накладные и счета-фактуры поставщика, требования, лимитно-заборные карты, которые затем сдаются в бухгалтерию.
Чтобы придать складскому учету бухгалтерскую достоверность, бухгалтер ЧПУП «Ратон-МедТех» в присутствии завскладом проверяет правильность оформления документов и правильность записей в карточках, расписывается в карточках и ставит дату проверки. Такая проверка производится систематически не реже одного раза в 7-10 дней.
Сырье и материалы со склада отпускаются на производственные нужды, различные хозяйственные нужды (ремонт и др.) для переработки на сторону, на продажу излишних и ненужных запасов.
Отпуск материалов со складов ЧПУП «Ратон-МедТех» в основное производство осуществляется на основе установленных лимитов. Лимиты отпуска материалов в основное производство устанавливаются на основе норм расхода материалов должностными лицами. Для отпуска материалов по установленным лимитам предназначены лимитно-заборные карты по форме № М-8п, которые заполняются в течение всего месяца и в которых ежедневно указывается количество отпущенных материалов по наименованиям (номенклатурным номерам), остаток лимита, возврат материалов и фактический отпуск за месяц. За каждый день ставятся подписи работника склада и цеха-получателя.
Лимитно-заборные карты выписываются должностным лицом в двух экземплярах. Один экземпляр до начала месяца передается получателю материалов (мастеру и другим материально ответственным лицам), второй экземпляр передается на склад, с которого производится отпуск.
При отпуске материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах) ставится штамп (надпись) «Сверх лимита». Отпуск материалов сверх лимита производится с разрешения руководителя ЧПУП «Ратон-МедТех». На первичных учетных документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.
Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделениям предприятия ЧПУП «Ратон-МедТех» на производство может оформляться путем записи в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не выписываются. Лимит отпуска указывается в самой карточке складского учета. Материально ответственное лицо расписывается в получении материалов в карточке складского учета и в ней же указывается шифр или наименование затрат.
При отпуске материалов от одного материально ответственного лица другому в пределах объекта, между объектами используется накладная на внутреннее перемещение. Также накладной на внутреннее перемещение материалов приходуются на склад списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками) или подлежащие сдаче в виде отходов.
Если материалы реализуются и вывозятся автотранспортом, то выписывается товарно-транспортная накладная (ТТН-1), а при самовывозе – товарная накладная (ТН-2).
При осуществлении международной автомобильной перевозке материалов на ЧПУП «Ратон-МедТех» выписывается CMR-накладная, которая является бланком строгой отчетности. CMR-накладная выписывается в четырех экземплярах: первый экземпляр – для отправителя; второй – для получателя; третий – для перевозчика, четвертый – для расчетов.
Количество выданных горюче-смазочных материалов на ЧПУП «Ратон-МедТех» записывается в ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов, в которой за полученные горюче-смазочные материалы расписывается водитель, а в путевом листе расписывается материально ответственное лицо, отпустившее горюче-смазочные материалы.
В конце месяца материально-отчетное лицо на основании приходных и расходных документов составляет “Материальный отчет” в двух экземплярах. Материальный отчет включает общие сведения: наименование организации, отчетный период, число составления и утверждения отчета, фамилию, имя, отчество МОЛ; указывается количество приходных и расходных документов, дата поступления и принятия отчета с подписью бухгалтера. В материальном отчете указывается номенклатурный номер и наименование материала, единица измерения, цена за единицу, остаток на начало месяца, который переносится с отчета за прошлый период, приход за отчетный период, расход по количеству и сумме по каждому наименованию материала. Также указывается расход материалов в разрезе каждого вида продукции по количеству и сумме. И выводится остаток материалов на конец отчетного периода. Отчет подписывается материально-ответственным лицом. Первый экземпляр отчета с приходными и расходными документами передают в бухгалтерию, а второй экземпляр после проверки отчета с подписью бухгалтера о его приемке возвращают материально- ответственному лицу.