Бухгалтерский учет арендных и лизинговых операций с основными средствами

Автор: Ольга Дунаевская, 05 Ноября 2010 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Рассмотрены определение аренды, характеристика объекта исследования, классификация и виды арендных отношений,
определены задачи бухгалтерского учета арендных операций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Глава 1. Теоретические основы построения бухгалтерского учета опера-ций по аренде основных средств
1.1. Нормативное регулирование операций по аренде……………….5
1.2. Теоретические основы отношений аренды………………………6
2. Глава 2. Основы организации арендных отношений в ЗАО «Белгородст-роймонтаж»
2.1. Организационно – экономическая характеристика……………..16
2.2. Порядок документального оформления операций по аренде….22
2.3. Синтетический и аналитический учет расчетов отношений арен-ды…………………………………………………………………..24
2.4. Проблемы в организации бухгалтерского учета арендных опера-ций и пути их решения…………………………………………...31
Заключение……………………………………………………………………...34
Список литературы……………………………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

курсовая БФУ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)
 

    Выручка от продаж в 2008 году возросла в основном за счет увеличения выручки, полученной от сдачи в аренду и от оказания юридических услуг. Убыток в 2007 году был получен за счет  капитального ремонта административного здания. Чистая прибыль в 2008 году значительно увеличилась, так как в этом году не было крупных расходов. Производительность труда также возросла, что свидетельствует об успешном перераспределении обязанностей в штате сотрудников. Уменьшение показателей в 2009 году обусловлено общим уменьшением выручки из-за сокращения числа арендаторов и увеличения невыплаченной дебиторской задолженности.

    Организация бухгалтерского учета.

    Бухгалтерский и налоговый учет ведет главный бухгалтер. Организация использует План счетов, разработанный для программы «lС:бухгалтерия: Упрощенная система налогообложения» (Приложение 3). Для ведения бухгалтерского учета используются унифицированные формы первичной документации. Для ведения налогового учета применяется регистр – книга учета доходов и расходов организации, которая заполняется в электронном виде.

    Главный бухгалтер выполняет свои обязанности  согласно должностной инструкции.

    Согласно  данной инструкции главный бухгалтер  осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно – финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью предприятия. Кроме того, бухгалтер формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости; также он возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, и обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля  за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской. информации и порядка документооборота.

    График  документооборота организация не имеет, что противоречит ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а так же должностной инструкции.

    В ПБУ 1/2008 сказано:

    Учетная политика организации (Приложение 4) формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

    При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

    Кроме того, в учетной политике организации не отражен порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, учет операций по аренде, а этот пункт является обязательным, так как  сдача в аренду помещений является основным видом деятельности организации. 

    1. Порядок документального оформления операций по аренде.
 

    Арендодатель  обязан предоставить арендатору имущество  в состоянии, соответствующем условиям договора аренды (Приложение 1) и назначению имущества. При передаче имущества оформляется акт. Форма акта может быть произвольной, если только речь не идет об аренде предприятия как имущественного комплекса или о финансовой аренде (лизинге), когда объект будет учитываться на балансе арендатора (лизингополучателя). В этих случаях применяется акт формы N ОС-1 (N N ОС-1а, ОС-1б) в соответствии с требованиями Постановления Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

    Акт приема – передачи (Приложение 2) содержит балансовую оценку имущества по данным арендодателя (в этой оценке объект будет отражен у арендатора на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства»).

    Арендодатель  может также передать арендатору копию инвентарной карточки объекта по форме N ОС-6. Согласно п. 14 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств арендатору рекомендуется открыть инвентарную карточку на арендованный объект для организации учета вышеуказанного объекта на забалансовом счете. Объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

    В установленные договором аренды сроки (обычно ежемесячно) арендодатель выставляет арендатору счет на сумму арендной платы. Стоимость арендных услуг организации ЗАО «Белгородстроймонтаж» складывается из расчета фактических затрат на основные средства, увеличенные на коэффициент рентабельности.

    Ежемесячно  арендодатель должен выставлять арендатору счет-фактуру на сумму арендной платы. На выбранной нами организации счет-фактура не выставляется, так как ЗАО «Белгородстроймонтаж» работает на упрощенной системе налогообложения.

    НК  РФ, в частности применительно  к НДС, рассматривает аренду как услугу, которая оказывается арендодателем арендатору помесячно. По общему правилу в течение пяти дней с момента оказания услуги арендодатель должен выставить арендатору счет-фактуру, на основании которого арендатор будет иметь возможность принять «входящий» НДС к вычету. ЗАО «Белгородстроймонтаж» не выставляет счет на НДС, т.к. не является его плательщиком в соответствии с п. 2 ст. 346 НК РФ.

    По  сообщению Минфина России Письмом от 08.02.2005 N 03-04-11/21, сроки выставления счетов-фактур при реализации услуг, в том числе услуг по предоставлению имущества в аренду, непосредственно связаны с датой оказания данных услуг. Выставление счетов-фактур возможно не ранее окончания налогового периода, в котором фактически оказаны услуги.

    Кроме того, каждый месяц арендатор выставляется акт об оказанных услугах  в соответствии с договором аренды, в котором указана стоимость всех оказанных арендатором услуг, информация о качестве оказанных услуг и, кроме того, претензии одной из сторон, если таковые имеются.

    В соответствии с п. 82 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств возврат арендуемого объекта основных средств арендодателю также оформляется актом приемки-передачи, на основании которого бухгалтерская служба арендатора списывает возвращенный объект с забалансового учета. 

     2.3.Синтетический  и аналитический  учет расчетов  отношений аренды

     Синтетический и аналитический  учет аренды у арендодателя

     По  общему правилу при передаче имущества  в аренду оно продолжает учитываться  на балансе арендодателя за исключением случаев аренды предприятия и финансовой аренды.

     Организация может передавать в аренду как  временно не используемое в производственных и непроизводственных целях имущество, так и имущество, специально приобретённое для передачи в аренду с целью получения дохода.

     Организация, передающая в аренду временно не используемое имущество, должна обеспечить его обособленный учёт.

     В соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной  деятельности организации и Инструкцией по его применению, утвержденный приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н (далее – Планом счетов и Инструкцией по его применению) для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящийся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде и доверительном управлении, предназначен счет 01 «Основные средства»

     Для учёта передачи основных средств  в аренду можно открыть субсчет  «Основные средства, переданные в  аренду».

     Аналитический учёт необходимо организовать таким  образом, чтобы обеспечить возможность получения данных по видам основных средств, местам их нахождения, арендаторам и т.п. Передача имущества арендатору будет отражена в учете арендодателя следующим образом:

     Таблица 7

     Корреспонденция счетов      Содержание  операции      
     Дебет      Кредит
01, субсчёт «Основные средства, переданные в аренду» 01, субсчёт «ОС в организации» Переданы в  аренду объекты основных средств.
При возврате арендатором основных средств  их собственнику, если условиями договора не предусмотрен выкуп арендованного  имущества
01, субсчёт «ОС в организации» 01, субсчёт «Основные  средства, переданные в аренду» Возвращены  основные средства

     В общем случае при передаче имущества  в аренду арендодатель продолжает учитывать его в составе собственного имущества. Если объектом аренды являются основные средства, то после передачи их арендатору они продолжают учитываться у арендодателя на счете 01.  

     Пример.

     12 января 2009 года ЗАО «Белгородстроймонтаж»  передало ООО «Белмонтажстрой-1»  транспортные средства первоначальной стоимостью 262688, 96 рублей без учета НДС по договору аренды на 1 год. Сумма накопленной амортизации составляет 251883.45 рублей. Договором аренды предусмотрено ежемесячное поступление арендной платы в размере 1239,16 рублей. 

     1. Передаются в текущую аренду  транспортные средства по первоначальной стоимости.

     Дт  01.2 Кт 01.1    262688,96 руб.

     2. Списывается амортизация к транспортным  средствам.

     Дт 02.1 Кт 02.2  251883,45 руб.

     3. Начислена амортизация по переданным  в аренду осн. средствам.

     Дт 91 Кт 02.2 – 6067,04 руб.

     4. Отражается сумма арендной платы, подлежащей к получению.

     Дт 62 Кт 90.1    1239,16 руб.

     5. Отражены поступившие денежные средства от арендатора

     Дт 51 Кт 62        1239,16 руб.

     6. По окончанию аренды  имущество возвращено арендодателю

     Дт 01.1 Кт 01.2     262688,96 руб.

     7. Восстанавливается амортизация

     Дт  02.2 Кт 02.1   257950,49 

     Основные  средства могут списываться с  баланса организации в случае их продажи или износа.

01

Дт Кт
Сальдо  начальное = 0 руб  
  Выбытие = 48544 руб.
Начислена амортизация = 48544 руб.  
  Оборот = 48544 руб. Оборот= 48544 руб.
Сальдо  конечное = 0 руб.  

Информация о работе Бухгалтерский учет арендных и лизинговых операций с основными средствами