Бухгалтерский баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:16, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы - раскрыть сущность бухгалтерского баланса: показать его значение и функции; виды и формы; принцип построения в России и международной практике; связь с другими формами бухгалтерской отчетности; технику его составления; методы оценки отдельных статей баланса и их влияние на достоверность баланса.



………………

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
1. Обзор литературы…………………………………………………………….5
2. Сущность баланса…………………………………………………………….7
2.1. Значение и функции бухгалтерского баланса в рыночной экономике...7
2.2. Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация…………...8
2.3. Схемы построения баланса в России и международной практике: определение актива, пассива баланса, состав характеристика и классификация статей……………………………………………………11
2.4. Схемы построения баланса по международным стандартам (МСФО)….18
3. Взаимосвязь бухгалтерского баланса с отчетом о прибылях и убытках...20
4. Методы оценки отдельных статей баланса и их влияние………….……..21
4.1. Методы оценки отдельных статей баланса в отечественной практики, нормативное регулирование в России оценки отдельных статей баланса…………...……………………………………………………….21
4.2. Методы оценки отдельных статей баланса в международной практике…………………………………………………………………..23
4.3. Влияние методов оценки на достоверность бухгалтерского баланса ..24
4.4. Рекомендации международных стандартов об оценке статей баланса в условиях инфляции…………………………………………………………………24
5. Реальность и преемственность баланса……………………………………26
5.1. Реальность баланса: абсолютная и относительная, установление реальности годового баланса………………………………………………….26
5.2 Пути достижения реальности баланса…………………………………….27
5.3. Преемственность баланса и необходимые условия, обеспечивающие преемственность балансов. ..28
6. Техника составления бухгалтерского баланса………………………………29
6.1. Техника и этапы составления бухгалтерского промежуточного баланса (месячного, квартального) ...…29
6.2. Техника и этапы составления годового баланса..………………………...30
Заключение ..………………………………………………………………………..31
Список литературы…………………………………………………………………32
Расчетная часть работы…………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Курсовая основной вариант.doc

— 258.00 Кб (Скачать)

Переход к МСФО безусловно повлечет огромное количество изменений в Российском законодательстве. Так 16 мая 2005 года был обнародован вариант проекта закона о бухучете, разработанный фондом НСФО «Национальная организация по стандартам финансового учета  и отчетности» под руководством Виталия Палия.  Автор данного закона считает например, что бухгалтерский баланс должен составлять директор[8]. Второй вариант законопроекта о бухгалтерском учете разработан Институтом профессиональных бухгалтеров (ИПБР). Какой из этих законопроектов и с какими доработками Министерства финансов вступит в силу к 2007 году станет ясно, скорее всего, уже в 2006 году.

В завершение можно так же отметить и еще  об одной особенности бухгалтерского баланса, которая вызывает ряд вопросов, постоянных обсуждений, рекомендаций в литературе, это ведение бухгалтерского и налогового учета, которые в ряде случаев не совпадают, в результате чего образуются постоянные и временные разницы, согласно ПБУ 18/02, отражаемые в бухгалтерском балансе, как отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства. Можно привести такую статистику в МСФО так же присутствуют постоянные и временные разницы, но на Западе постоянных разниц две, а временных пять, в России соответственно пятьдесят и двести пятьдесят, что значительно осложняет их учет и достоверное отражение в балансе.

2. Сущность бухгалтерского  баланса. 

     Баланс – это модель, с помощью  которой в интересах пользователей  представляется на определённый  момент времени финансовое положение  предприятия. Термин баланс происходит  от латинских слов bis и lanx, которые можно перевести как двучашие или двойная чаша, т.е. символ равновесия равенства.

Бухгалтерский баланс следует признать главной  и  наиболее универсальной, формой отчетности, поскольку наглядность и уровень  обобщения учетных данных находятся  в ней на качественно более высоком уровне. Баланс характеризует деятельность предприятия в целом, все другие формы дополняют его, хотя в силу идентичности учетных данных все формы отчетности необходимо понимать как единое целое.

По своей  сущности бухгалтерский баланс это источник информации об имущественном состоянии организации и его структуре.

Таким образом, в современном составе  отчетности организации форма №1 выполняет роль своеобразного стержня  вокруг которого группируются представленные в наглядной форме данные о деятельности предприятия за определенный период времени (отчетный период). 

1.1. Значение и функции  бухгалтерского баланса  в рыночной экономике. 

     В условия рыночной экономики  бухгалтерский баланс служит  основным источником информации  для различных пользователей. Баланс предприятия знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, с имущественным состоянием предприятия. По конечному финансовому результату деятельности предприятия судят о способности руководителей сохранить и приумножить вверенные им материальные и денежные ресурсы. На основе данных  баланса строится оперативное финансовое планирование любого предприятия, осуществляется контроль за движением денежных средств в соответствии с полученной прибылью. Данные баланса широко используются налоговыми службами, кредитными учреждениями и органами государственного управления.

Финансовое  положение компании зависит от имеющихся  у нее экономических ресурсов, ее финансовой структуры, ее ликвидности  и платежеспособности, а также ее способности адаптироваться к изменениям окружающей среды. Всю эту информацию можно почерпнуть их баланса.

Информация  об экономических ресурсах компании и ее способности в прошлом  преобразовывать эти ресурсы полезна для прогнозирования ее способности создавать денежные средства и их эквиваленты в будущем.

Информация  о финансовой структуре нужна  для прогнозирования будущих  потребностей в заемных средствах и того, как будущие прибыли и денежные потоки будут распределяться между теми, кто имеет долю в компании. Эта информация также полезна для оценки того, насколько успешной будет компания в получении финансирования в дальнейшем.

Информация  о ликвидности и платежеспособности необходима для прогнозирования  способности компании выполнить  в срок свои финансовые обязательства перед третьими лицами или ему грозят финансовые затруднения.

 

    Бухгалтерский баланс выполняет  и ряд очень важных функций:

1) Самостоятельный  бухгалтерский баланс является  одним из признаков юридического лица, то есть выполняет экономико-правовую функцию, при этом обеспечивается реализация одного из принципов бухгалтерского учета – имущественная обособленность хозяйствующего субъекта.

2) Источник  информации:

- О имущественном  состоянии. Количественная характеристика  имущественной массы собственника (сумма собственного и заемного капитала;

- О степени предпринимательского риска (платежеспособность и финансовая устойчивость);

- О сохранении  и приумножении капитала (нераспределенная  прибыль). 

2.2. Виды и формы  бухгалтерских балансов  их классификация 

   В зависимости от возникающих в хозяйственной жизни целей можно выделить различные классификации бухгалтерских балансов, основными из которых являются:

     1) по функциональной роли на  различных этапах жизненного  цикла организации (срокам составления).

- Вступительные  (организационные) балансы составляют  в момент организации предприятий  (регистрация устава). Со вступительного  баланса начинается ведение бухгалтерского учета данного хозяйствующего субъекта. Различают вступительные балансы вновь создаваемых предприятий и хозяйственных единиц, образованных на условиях правопреемственности ранее действовавших. В первом случае во вступительном балансе отражается уставный капитал, зарегистрированный в уставе предприятия, и реально внесенное имущество и имущественные обязательства учредителей по взносам в уставный капитал. Во втором случае вступительный баланс может соответствовать заключительному ликвидационному балансу предприятия, правопреемником которого выступает создаваемое предприятие, правда, с уточнением оценки отдельных статей ликвидационного баланса. И наконец, когда вступительный баланс составляется для предприятия, приобретенного на аукционе по цене, превышающей (занижающей) чистую стоимость идентифицированных материальных и неосязаемых активов, необходимо ввести во вступительный баланс показатель положительной или отрицательной репутации фирмы.

- Текущие  (операционные) балансы. В отличие  от вступительных балансов, которые составляются только один раз, текущие балансы разрабатываются в соответствии с принципом учетного периода периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие). Начальные и заключительные балансы разрабатываются в начале и конце финансового года.

Промежуточные балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного периода. В России промежуточные балансы заполняются нарастающим итогом за первый квартал, за полугодие и  девять месяцев. При  этом каждый промежуточный баланс должен рассматриваться с двух точек зрения: как начинательный и как заключительный баланс.

Промежуточные балансы отличаются от заключительных, с одной стороны, набором прилагаемых  отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи; с другой — источниками составления баланса (промежуточные балансы строятся по данным текущего учета, а заключительные балансы, кроме того, подтверждаются данными полной инвентаризации всех статей баланса и его трансформацией. Показатели заключительных балансов наиболее адекватно отражают объекты бухгалтерского наблюдения.

Промежуточные балансы могут быть начинательными, заключительными и ликвидационными.

- Санируемые  балансы. Потребность в такой  разновидности балансов возникает только в исключительных случаях, когда предприятие находится на пороге банкротства и необходимо определиться: принять решение о ликвидации путем объявления о банкротстве или убедить кредиторов в целесообразности отсрочки платежей. Для составления санируемого баланса привлекаются независимые аудиторы, которые еще до окончания финансового года должны выдать заключение о реальном состоянии дел на предприятии, величине понесенного убытка, путях и реальности его покрытия в будущем, возможных сроках реализации мероприятий, направленных на оздоровление финансового состояния предприятия.

- Ликвидационные  балансы составляются при ликвидации  предприятия и разрабатываются неоднократно: на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс); в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы; их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов); на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс). В соответствии с принципом непрерывности при  ликвидации вступают в силу особые правила бухгалтерского учета: ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»; ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности".

- Разделительные  балансы составляются при реорганизации в форме разделения или выделения (в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких предприятий  или при передаче одной или нескольких структурных единиц данного предприятия другому предприятию (в последнем случае баланс называется передаточным)). Оценка передаваемого имущества производится в соответствии с решением о реорганизации: по балансовой стоимости, текущей рыночной или иной. Этому предшествует, как правило, составление ликвидационного баланса.

- Соединительные  балансы разрабатываются при реорганизации в форме слияния или присоединения нескольких предприятий в одно предприятие или при присоединении одной или нескольких структурных единиц к данному предприятию. Составляется путем суммирования показателей заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся или присоединяющихся организаций.

     2) по объему информации баланс  делят: 

- Единичные  (индивидуальные) балансы характеризуют  деятельность только одного предприятия.

- Сводные  балансы разрабатывают министерства  и ведомства, рассчитывая агрегированные данные в целом по отрасли или по подведомственным единичным предприятиям путем простого суммирования одноименных показателей и исключения остатков по взаимным расчетам между предприятиями внутри отрасли.

- Консолидированные балансы составляет группа, представленная материнской и ее дочерними компаниями, не просто суммированием одноименных показателей, а осуществлением определенных  корректировок. Сводный баланс формирует информацию о группе как о едином предприятии и показывает, каким был бы собственный баланс материнской компании, если бы она закрыла все дочерние и сама осуществляла непосредственное управление их деятельностью.

     3) По объекту отражения балансы  бывают:

- Самостоятельный  баланс имеют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица.

- Отдельные балансы составляют подразделения предприятий. Он не является формой внешней финансовой отчетности, это способ децентрализации бухгалтерского учета и передачи учетных данных в головное подразделение.

    4) По полноте оценки (способу очистки)  выделяются:

- Балансы-брутто - это баланс, включающий в себя  регулирующие (контрарные) счета бухгалтерского  учета: «Амортизация основных  средств», «Отклонение в стоимости  материалов» и др., которые предназначены для регулирования (уточнения) оценки имущества и обязательств, учтенных на основных счетах. В балансе-брутто данные счета имеют место и влияют на валюту баланса.

- Балансы-нетто  – это баланс с вычитанием  регулирующих статей и отражением  объектов по чистой стоимости. В российской практике действует форма баланса-нетто с 1996 года. Объекты в современном российском балансе отражаются только по остаточной стоимости (в нетто-оценке).

Информация о работе Бухгалтерский баланс