Бюджеты в управленческом учете

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в развитии предприятия, изучение структуры и содержания генерального, статического и гибкого бюджетов, оценка целевых показателей, анализ исполнения бюджетов и их значения в управленческом учете.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете..............................................6
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия......................9
3. Статические и гибкие бюджеты.......................................................................20
4. Разработка смет затрат......................................................................................24
5. Целевые показатели при составлении бюджетов...........................................30
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов......................................................36
Заключение.............................................................................................................42
Список литературы................................................................................................44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК ПО БУУ.doc

— 279.00 Кб (Скачать)

При разработке бюджета продаж следует учитывать, что объем продажи продукции (товаров, работ, услуг) зависит не только от внутренних факторов, например, себестоимости, ценовой политики (в части контролируемых факторов), производственных мощностей, закупочных возможностей, уровня качества и сервиса, объемов продаж предыдущих периодов, но и внешних, например, деятельности конкурентов, сезонных колебаний продаж, а также изменений макроэкономических показателей (среднего уровня заработной платы, темпов экономического роста отрасли).

Основные требования, предъявляемые к бюджету продаж:

- должен отражать ожидаемый объем выручки от продажи отгруженной продукции по основным видам деятельности в натуральных и стоимостных показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам; а также по аналитическим показателям- продуктам, потребителям (клиентам), менеджерам по продажам, региональным рынкам;

- должен отражать объем доходов от прочей деятельности в стоимостных (при необходимости и в натуральных) показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам, а также по видам доходов: оказанию услуг, аренде, продаже имущества;

- оставляется с учетом  ценовой политики организации,  спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;

- должен предусматривать возможность гибкого бюджетирования (т.е. фиксировать фактические показатели за требуемый отрезок времени) и содержать показатель «ожидаемая цена продукции».

Бюджет продаж следует составлять параллельно с выбором производственной программы и формированием бюджета производства организации. В этом случае можно получить наиболее реальные бюджеты продаж и производства, поскольку бюджет производства составляется на основании предполагаемого спроса и с учетом   возможностей организации и служит базой для формирования плана отгрузки.

Пример 1. В организации «Z», производящей и продающей один вид продукции, организован процесс бюджетирования (период бюджетирования- полугодие с делением на месяцы); функциональные полномочия при формировании бюджета продаж между отделами распределены следующим образом:

- отдел маркетинга формирует  данные о прогнозных объемах  сбыта, составляет прогноз продаж  и представляет данный документ  в финансовый отдел организации;

- финансовый отдел на основе  прогноза продаж формирует бюджет  продаж.

Согласно Положению о бюджетировании данной организации обязательными  показателями прогноза продаж являются ожидаемый объем продаж с делением по покупателям и предполагаемая цена поставляемого товара. При этом предусмотрена возможность при необходимости расширить перечень показателей прогноза продаж. Отдел маркетинга 20 мая представил финансовому отделу организации прогноз продаж:

                                                                                                                 Таблица 2.1

                                               ПРОГНОЗ ПРОДАЖ

Организация «Z»                                                   Период: июль-декабрь 2008 г.

Кому: Финансовый отдел

Показатель

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Ожидаемый объем

продаж, шт.

1500

1900

1900

2300

2900

3500

в том числе:

           

организация «М»

1000

1200

1200

1500

2000

2500

организация «Р»

500

700

700

800

900

1000

Ожидаемая цена

единицы продукции (без НДС), руб.

2000

3000

3000

3000

3000

3000


 

Проанализировав полученный прогноз, финансовый отдел пришел к выводу, что указанная цена продукции не может быть принята бюджетной из-за увеличения себестоимости единицы продукции (в части переменных расходов) на 600 руб. в апреле. После корректировки прогноз продаж принял следующий вид:

                                                                                                                Таблица 2.2.

                                              ПРОГНОЗ ПРОДАЖ

                                                           (корректировка 1)

Организация «Z»                                                   Период: июль-декабрь 2008 г.

Показатель

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Ожидаемый объем

продаж, шт.

1500

1900

1900

2300

2900

3500

в том числе:

           

организация «М»

1000

1200

1200

1500

2000

2500

организация «Р»

500

700

700

800

900

1000

Ожидаемая цена

единицы продукции (без  НДС), руб.

2600

3600

3600

3600

3600

3600


Прогноз составлен 24 мая 2008 г.

Документ был направлен  на согласование в отдел маркетинга. Финансовый отдел приступил к  формированию бюджета продаж организации  на 2-е полугодие.

Кроме основной деятельности организация оказывает сопутствующие  услуги по обслуживанию продаваемой продукции и сдает часть площадей принадлежащего ей на праве собственности здания в аренду.

Был составлен следующий документ:

                                                                                                                 Таблица 2.3

                                             БЮДЖЕТ  ПРОДАЖ

Организация «Z»                                                   Период: июль-декабрь 2008 г.

                                                                                                                   (тыс. руб.)

Показатель

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Основной вид

деятельности:

           

Ожидаемый объем

продаж  (объем

продукции

отгруженной), шт.

1500

1900

1900

2300

2900

3500

в том числе:

           

организация «М»

1000

1200

1200

1500

2000

2500

организация «Р»

500

700

700

800

900

1000

Ожидаемая цена

единицы продукции (без  НДС), руб.

2,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

Ожидаемая выручка

(без НДС)

3900

6840

6840

8280

10440

12600

Фактический объем продаж

           

Фактическая цена продаж (за 1 ед. продукции без НДС)

           

Фактическая выручка (без  НДС)

           

Прочие доходы:

           

Ожидаемый объем сопутствующих  услуг (без НДС)

200

300

300

350

400

450

Ожидаемый объем арендных платежей (без НДС)

150

150

150

150

150

150

Итого прочих

доходов

350

450

450

500

550

600

Всего продаж

4250

7290

7290

8780

10990

13200


Бюджет составлен 10 июня 2008 г.

В период с июля по сентябрь организация придерживалась бюджета  продаж, а в октябре в связи  с активизацией деятельности второго  покупателя организации «Р» объем продаж увеличился до 1200 ед. продукции, и финансовый директор дал распоряжение о пересмотре с октября бюджета продаж в связи с новыми условиями деятельности.

                                                                                                                 Таблица 2.4

                                               БЮДЖЕТ  ПРОДАЖ

                                                            (корректировка 1)

Организация «Z»                                                    Период: июль-декабрь 2008 г.

                                                                                                                   (тыс. руб.)

Показатель

Октябрь *

Ноябрь **

Декабрь **

Основной вид

деятельности:

     

Ожидаемый объем

продаж  (объем

продукции

отгруженной), шт.

2700

3200

3800

в том числе:

     

организация «М»

1500

2000

2500

организация «Р»

1200

1200

1300

Ожидаемая цена

единицы продукции (без  НДС), руб.

3,6

3,6

3,6

Ожидаемая выручка

(без НДС)

9720

11520

13680

Фактический объем продаж

2700

   

Фактическая цена продаж (за 1 ед. продукции без НДС)

3,6

   

Фактическая выручка (без  НДС)

9720

   

Прочие доходы:

     

Ожидаемый объем сопутствующих  услуг (без НДС)

350

400

450

Ожидаемый объем арендных платежей (без НДС)

150

150

150

Итого прочих

доходов

500

550

600

Всего продаж

10220

12070

14280


*  По факту продаж.

** Уточнен бюджет продаж.

Бюджет составлен 13 июня 2008 г.

 

Бюджет производства формируется на основании данных бюджета продаж, выраженных в натуральных величинах ( приложение 3). Главное предназначение бюджета производства- согласование возможностей рынка, производственных мощностей, квалификации персонала и финансовых возможностей организации.

При формировании бюджета  производства оцениваются все основные ресурсы по периодам. Потребности  сравниваются с имеющимся количеством  ресурсов, т.е. при рациональном подходе к бюджетированию возможен анализ не только производственных мощностей и необходимого персонала. Но также бюджета производственных запасов, включающего бюджеты прямых затрат на производство, прямых затрат на оплату труда и движения готовой продукции.

Бюджет производственных запасов рассчитывается на базе норм расхода сырья и материалов (спецификаций), длительности технологических операций, времени задержек и (или) доставки (технологических маршрутов). Здесь же рассчитывается план производства деталей и сборочных единиц, которые входят в состав узлов и агрегатов выпускаемых товаров. Потребность в производственных запасах рассчитывается в рамках формирования бюджета производства. При этом выполняется детальный расчет показателей производственной и закупочной деятельности, необходимых материалов и мощностей  (приложение 4).

Бюджеты  коммерческих расходов, общепроизводственных затрат и управленческих расходов, как правило, являются сводными. Они могут формироваться по направлениям, например: эксплуатация зданий и сооружений, транспортные расходы, налоги (приложение 5).

Бюджет движения денежных средств – один из наиболее важных бюджетов организации. При его исполнении (или неисполнении) определяются реальная платежеспособность и выполнение финансовых обязательств. Приходная часть этого бюджета (поступления) формируется на базе заказов клиентов, расходная часть (платежи) – на базе заказов на оплату сырья и материалов, оплаты труда (прямые расходы на оплату труда) и эксплуатационных расходов на оборудование.

При формировании бюджета движения денежных средств для всех сделок, в которых используются неденежные формы расчетов, должна рассчитываться реальная рентабельность на основе рыночных цен, действующих при условии расчетов денежными средствами. Источником информации могут быть биржевые котировки, прайс-листы изготовителей и посредников и т.д.

С помощью бюджета «Прибыли/убытки»  оценивается рентабельность текущей  деятельности организации, этот бюджет формируется с помощью специализированного отчета. При соответствующей организации процесса бюджетирования можно получить отчет в целом по фирме или с необходимой степенью детализации, например, отчет по продуктам, подразделению (приложение 6).

Плановый агрегированный баланс формируется на основе специализированного отчета, строящегося по счетам управленческого учета.

Существует ряд подходов к формированию бюджета. Наиболее типичными являются формирование бюджетов по центрам ответственности (центрам затрат/доходов) и по проектам.

Информация о работе Бюджеты в управленческом учете