Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в развитии предприятия, изучение структуры и содержания генерального, статического и гибкого бюджетов, оценка целевых показателей, анализ исполнения бюджетов и их значения в управленческом учете.
Введение..................................................................................................................3
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете..............................................6
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия......................9
3. Статические и гибкие бюджеты.......................................................................20
4. Разработка смет затрат......................................................................................24
5. Целевые показатели при составлении бюджетов...........................................30
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов......................................................36
Заключение.............................................................................................................42
Список литературы................................................................................................44
При разработке бюджета продаж следует учитывать, что объем продажи продукции (товаров, работ, услуг) зависит не только от внутренних факторов, например, себестоимости, ценовой политики (в части контролируемых факторов), производственных мощностей, закупочных возможностей, уровня качества и сервиса, объемов продаж предыдущих периодов, но и внешних, например, деятельности конкурентов, сезонных колебаний продаж, а также изменений макроэкономических показателей (среднего уровня заработной платы, темпов экономического роста отрасли).
Основные требования, предъявляемые к бюджету продаж:
- должен отражать ожидаемый объем выручки от продажи отгруженной продукции по основным видам деятельности в натуральных и стоимостных показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам; а также по аналитическим показателям- продуктам, потребителям (клиентам), менеджерам по продажам, региональным рынкам;
- должен отражать объем доходов от прочей деятельности в стоимостных (при необходимости и в натуральных) показателях на бюджетируемый период с разбивкой по месяцам или кварталам, а также по видам доходов: оказанию услуг, аренде, продаже имущества;
- оставляется с учетом ценовой политики организации, спроса на продукцию, географии продаж, категорий покупателей, сезонных факторов;
- должен предусматривать возможность гибкого бюджетирования (т.е. фиксировать фактические показатели за требуемый отрезок времени) и содержать показатель «ожидаемая цена продукции».
Бюджет продаж следует составлять параллельно с выбором производственной программы и формированием бюджета производства организации. В этом случае можно получить наиболее реальные бюджеты продаж и производства, поскольку бюджет производства составляется на основании предполагаемого спроса и с учетом возможностей организации и служит базой для формирования плана отгрузки.
Пример 1. В организации «Z», производящей и продающей один вид продукции, организован процесс бюджетирования (период бюджетирования- полугодие с делением на месяцы); функциональные полномочия при формировании бюджета продаж между отделами распределены следующим образом:
- отдел маркетинга формирует
данные о прогнозных объемах
сбыта, составляет прогноз
- финансовый отдел на основе
прогноза продаж формирует
Согласно Положению о
Организация «Z»
Кому: Финансовый отдел
Показатель |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Ожидаемый объем продаж, шт. |
1500 |
1900 |
1900 |
2300 |
2900 |
3500 |
в том числе: |
||||||
организация «М» |
1000 |
1200 |
1200 |
1500 |
2000 |
2500 |
организация «Р» |
500 |
700 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб. |
2000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
3000 |
Проанализировав полученный прогноз, финансовый отдел пришел к выводу, что указанная цена продукции не может быть принята бюджетной из-за увеличения себестоимости единицы продукции (в части переменных расходов) на 600 руб. в апреле. После корректировки прогноз продаж принял следующий вид:
Организация «Z»
Показатель |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Ожидаемый объем продаж, шт. |
1500 |
1900 |
1900 |
2300 |
2900 |
3500 |
в том числе: |
||||||
организация «М» |
1000 |
1200 |
1200 |
1500 |
2000 |
2500 |
организация «Р» |
500 |
700 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб. |
2600 |
3600 |
3600 |
3600 |
3600 |
3600 |
Прогноз составлен 24 мая 2008 г.
Документ был направлен на согласование в отдел маркетинга. Финансовый отдел приступил к формированию бюджета продаж организации на 2-е полугодие.
Кроме основной деятельности
организация оказывает
Был составлен следующий документ:
Организация «Z»
Показатель |
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
Основной вид деятельности: |
||||||
Ожидаемый объем продаж (объем продукции отгруженной), шт. |
1500 |
1900 |
1900 |
2300 |
2900 |
3500 |
в том числе: |
||||||
организация «М» |
1000 |
1200 |
1200 |
1500 |
2000 |
2500 |
организация «Р» |
500 |
700 |
700 |
800 |
900 |
1000 |
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб. |
2,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
Ожидаемая выручка (без НДС) |
3900 |
6840 |
6840 |
8280 |
10440 |
12600 |
Фактический объем продаж |
||||||
Фактическая цена продаж (за 1 ед. продукции без НДС) |
||||||
Фактическая выручка (без НДС) |
||||||
Прочие доходы: |
||||||
Ожидаемый объем сопутствующих услуг (без НДС) |
200 |
300 |
300 |
350 |
400 |
450 |
Ожидаемый объем арендных платежей (без НДС) |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
150 |
Итого прочих доходов |
350 |
450 |
450 |
500 |
550 |
600 |
Всего продаж |
4250 |
7290 |
7290 |
8780 |
10990 |
13200 |
Бюджет составлен 10 июня 2008 г.
В период с июля по сентябрь организация придерживалась бюджета продаж, а в октябре в связи с активизацией деятельности второго покупателя организации «Р» объем продаж увеличился до 1200 ед. продукции, и финансовый директор дал распоряжение о пересмотре с октября бюджета продаж в связи с новыми условиями деятельности.
Организация «Z»
Показатель |
Октябрь * |
Ноябрь ** |
Декабрь ** |
Основной вид деятельности: |
|||
Ожидаемый объем продаж (объем продукции отгруженной), шт. |
2700 |
3200 |
3800 |
в том числе: |
|||
организация «М» |
1500 |
2000 |
2500 |
организация «Р» |
1200 |
1200 |
1300 |
Ожидаемая цена единицы продукции (без НДС), руб. |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
Ожидаемая выручка (без НДС) |
9720 |
11520 |
13680 |
Фактический объем продаж |
2700 |
||
Фактическая цена продаж (за 1 ед. продукции без НДС) |
3,6 |
||
Фактическая выручка (без НДС) |
9720 |
||
Прочие доходы: |
|||
Ожидаемый объем сопутствующих услуг (без НДС) |
350 |
400 |
450 |
Ожидаемый объем арендных платежей (без НДС) |
150 |
150 |
150 |
Итого прочих доходов |
500 |
550 |
600 |
Всего продаж |
10220 |
12070 |
14280 |
* По факту продаж.
** Уточнен бюджет продаж.
Бюджет составлен 13 июня 2008 г.
Бюджет производства формируется на основании данных бюджета продаж, выраженных в натуральных величинах ( приложение 3). Главное предназначение бюджета производства- согласование возможностей рынка, производственных мощностей, квалификации персонала и финансовых возможностей организации.
При формировании бюджета производства оцениваются все основные ресурсы по периодам. Потребности сравниваются с имеющимся количеством ресурсов, т.е. при рациональном подходе к бюджетированию возможен анализ не только производственных мощностей и необходимого персонала. Но также бюджета производственных запасов, включающего бюджеты прямых затрат на производство, прямых затрат на оплату труда и движения готовой продукции.
Бюджет производственных запасов рассчитывается на базе норм расхода сырья и материалов (спецификаций), длительности технологических операций, времени задержек и (или) доставки (технологических маршрутов). Здесь же рассчитывается план производства деталей и сборочных единиц, которые входят в состав узлов и агрегатов выпускаемых товаров. Потребность в производственных запасах рассчитывается в рамках формирования бюджета производства. При этом выполняется детальный расчет показателей производственной и закупочной деятельности, необходимых материалов и мощностей (приложение 4).
Бюджеты коммерческих расходов, общепроизводственных затрат и управленческих расходов, как правило, являются сводными. Они могут формироваться по направлениям, например: эксплуатация зданий и сооружений, транспортные расходы, налоги (приложение 5).
Бюджет движения денежных средств – один из наиболее важных бюджетов организации. При его исполнении (или неисполнении) определяются реальная платежеспособность и выполнение финансовых обязательств. Приходная часть этого бюджета (поступления) формируется на базе заказов клиентов, расходная часть (платежи) – на базе заказов на оплату сырья и материалов, оплаты труда (прямые расходы на оплату труда) и эксплуатационных расходов на оборудование.
При формировании бюджета движения денежных средств для всех сделок, в которых используются неденежные формы расчетов, должна рассчитываться реальная рентабельность на основе рыночных цен, действующих при условии расчетов денежными средствами. Источником информации могут быть биржевые котировки, прайс-листы изготовителей и посредников и т.д.
С помощью бюджета «Прибыли/
Плановый агрегированный баланс формируется на основе специализированного отчета, строящегося по счетам управленческого учета.
Существует ряд подходов к формированию бюджета. Наиболее типичными являются формирование бюджетов по центрам ответственности (центрам затрат/доходов) и по проектам.