Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:49, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение бюджетирования как управленческой технологии в развитии предприятия, изучение структуры и содержания генерального, статического и гибкого бюджетов, оценка целевых показателей, анализ исполнения бюджетов и их значения в управленческом учете.
Введение..................................................................................................................3
1. Бюджеты, их значение в управленческом учете..............................................6
2. Структура и содержание генерального бюджета предприятия......................9
3. Статические и гибкие бюджеты.......................................................................20
4. Разработка смет затрат......................................................................................24
5. Целевые показатели при составлении бюджетов...........................................30
6. План-факт, анализ исполнения бюджетов......................................................36
Заключение.............................................................................................................42
Список литературы................................................................................................44
В случае формирования системы бюджетирования
организации на основе центров финансовой
ответственности выделяются бизнес-единицы
(ЦФО), формирующие бюджеты и
Таким образом, бюджет предприятия (главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и описывает в структурированной форме ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде.
3. Статические и гибкие бюджеты
В управленческом учете бюджеты по признаку «уровень анализа» можно разделить на:
-статичный (жесткий) - нулевой и первый уровни анализа;
- гибкий – второй уровень анализа;
- бюджет, детализирующий отклонения, - третий уровень анализа.
Статический бюджет – бюджет организации, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности. Доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет статические./3, с. 128/.
Показатели статичного (жесткого) бюджета остаются неизменными даже при изменении уровня деловой активности организации (например, увеличении объема продаж).
Рассмотрим на примере порядок использования данных статичного бюджета, показатели которого выражены в денежном измерителе, для нулевого и первого уровней анализа результатов деятельности организации, реализующей один вид продукции (таблица 3.1):
Пример 2 Таблица 3.1
Организация
Показатель |
Сумма, тыс. руб. |
% |
Фактическая операционная прибыль |
300 |
35,3 |
Бюджетная операционная прибыль |
850 |
100,0 |
Отклонения от статичного бюджета |
550 |
64,7 |
Констатация того факта, что план по прибыли был недовыполнен на 550000 руб., а отклонение от жесткого бюджета по показателю «Операционная прибыль» составило 64,7%, как правило, не удовлетворяет руководство из-за ограниченности информации. Таким образом, возникает потребность в проведении как минимум первого уровня анализа, на котором требуется сравнить бюджетные и фактические результаты по следующим показателям: выручка, постоянные и переменные издержки, маржинальный доход (разница между выручкой и переменными издержками) и операционная прибыль (Таблица 6):
Организация
Показатель |
Факт., тыс. руб. |
% |
Статичный бюджет, тыс. руб. |
% |
Отклонение тыс. руб. |
Объем продаж, ед. |
9500 |
- |
10000 |
- |
500 |
Выручка |
9500 |
100 |
10000 |
100 |
500 |
Переменные издержки |
5950 |
62,6 |
6000 |
60 |
50 |
Маржинальный доход |
3550 |
37,7 |
4000 |
40 |
450 |
Постоянные издержки |
3250 |
34,2 |
3150 |
31,5 |
100 |
Операционная прибыль |
300 |
3,2 |
850 |
8,5 |
550 |
Фактически достигнутые результаты сравниваются с фактическими и бюджетными данными, выявляются величины отклонений между ними и причины образования отклонений, оценивается деятельность отдельных подразделений и организации в целом, определяется рентабельность направлений деятельности или видов продукции. Выявленные отклонения за выбранный период часто служат базой оценки результатов деятельности каждого центра финансовой ответственности в конце отчетного периода и принятия регулирующих производственно-хозяйственную деятельность организации решений.
Каждое из отклонений оценивается
как благоприятное или
Поскольку данные статического (жесткого) бюджета включают плановые издержки для прогнозируемого объема производства, а фактически производственные издержки относятся к фактическому объему, их сравнение не совсем корректно. Это касается, в первую очередь, переменных затрат.
Прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Для этих целей используется гибкий бюджет (переменный), который обеспечивает прогнозные данные, скорректированные на изменения в уровне выпуска (или любом другом показателе). Гибкий бюджет – это бюджет, показатели которого могут регулироваться в зависимости от уровня деятельности. Цель гибкого бюджета – изменение всех издержек на единицу продукции. Гибкий бюджет составляется для получения новых плановых показателей, рассчитанных исходя их фактического объема реализации и бюджетных значений затрат на единицу./8, с. 237/.
При этом гибкие бюджеты можно использовать не только на этапе анализа исполнения бюджета, но и на этапе планирования для предварительного анализа возможных колебаний объема сбыта, предположения о котором легли в основу расчета всех основных бюджетных показателей. Формула гибкого бюджета корректно определяет общие бюджетные издержки для любого уровня производственной деятельности:
Гибкий = средние бюджетные * объем продаж + бюджетные
бюджет переменные издержки постоянные затраты
Для проведения второго уровня анализа необходимо представить в едином формате фактические данные, сформированный на базе фактического объема продаж (или другого показателя - по требованию) гибкий бюджет и показатели жесткого бюджета за отчетный период.
Совокупное отклонение бюджетных данных от фактических включает:
- отклонение, вызванное изменением объема производства (продаж) по сравнению с прогнозируемым, определяется путем сопоставления жесткого и гибкого бюджетов (при условии, что цена и средние переменные расходы постоянны);
- отклонение от гибкого бюджета,
Таким образом гибкий бюджет учитывает изменение затрат в зависимости от изменения уровня реализации, он представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.
4. Разработка смет затрат
Рассматривая планирование деятельности предприятия, чаще всего говорят о краткосрочном (или сметном) бюджетировании.
Смета (бюджет) предполагает собой финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий. Это прогноз будущих финансовых показателей./2, с.328/.
Смета затрат представляет
собой сводный план всех расходов
предприятия на предстоящий период
производственно-финансовой деятельности.
Она определяет общую сумму издержек
производства по видам используемых
ресурсов, стадиям производственной
деятельности, уровням управления предприятием и другим
направлениям расходов. В смету включаются
затраты основного и вспомогательного
производства, связанные с изготовлением
и продажей продукции, товаров и услуг,
а также на содержание административно-
В процессе разработки сметы затрат на производство в отечественной экономической науке и практике широко применяю три основных метода:
1) сметный метод —
на основе расчета затрат в
масштабах всего предприятия
по данным всех других
2) сводный метод —
путем суммирования смет
3) калькуляционный метод
— на основе плановых расчетов
по всей номенклатуре
Сметный метод является наиболее распространенным на российских промышленных предприятиях. Его применение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую систему расчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство по отдельным элементам сметы находятся по данным соответствующих разделов годового плана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.
1. Затраты на основные
материалы, полуфабрикаты и
2. Затраты на вспомогательные
материалы также принимаются
на основании годовых планов
их потребности. В состав этих
затрат принято включать
3. Стоимость топлива
в смете затрат планируется
безотносительно к его
4. Стоимость энергии включается в смету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупает ее у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемой энергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, газ и др. Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом предприятии, то данные затраты относятся на соответствующие элементы сметы затрат (материалы, заработная плата и т.д.).
5. Основная и дополнительная
заработная плата всех
На общий фонд заработной
платы промышленно-
6. Амортизационные отчисления предназначены для возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственных сооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемой продукции. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих норм амортизации, срока службы оборудования и первоначальной стоимости основных производственных фондов.
7. Прочие денежные
расходы включают затраты, не
предусмотренные в предыдущих
статьях сметы производства. По
каждой из статей прочих
Разработанная смета
затрат на производство должна также
соответствовать