Бюджетный учет Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

Значение отчетности о состоянии государственных финансов – как важнейшего инструмента государственного контроля – общество оценило более двухсот столетий назад. Так, во Франции в 1781 г. был издан Отчет о финансах, раскрывший действительное положение финансов страны и расходование государственных средств. Расстройство государственных финансов – одна из причин, приведших к революции во Франции. Позже общество по достоинству оценило значение государственной отчетности, отражающей состояние государственных финансов – важнейшего инструмента общественного контроля.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 4-5
Состояние и развитие бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Франции 5-13
Нормативно-правовая база и задачи, стоящие перед учетом в бюджетных учреждениях Франции 13-16
Правила и принципы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Франции 16-32
Заключение 33-34
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Бюджетный учет Франции.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

   Выполняя  указанные текущие обязанности, государственный бухгалтер обязан также осуществлять контрольные функции за операциями бюджетного учреждения, определенными ст. 12 и 13 Декрета 1962г. В первую очередь к ним относятся операции по получению денежных средств учреждением, контроль за которым включает подтверждение прав бюджетного учреждения на их получение, согласно действующим нормативно-правовым документам, оприходование поступивших денежных средств и контроль дебиторской задолженности.

   В части расходования денежных средств  контроль осуществляется за подтверждением права распорядителя на осуществление операций, наличием необходимых фондов, правильностью отражения операций в бухгалтерском учете и оформления первичных учетных документов, соответствием платежей текущему законодательству. В части учета материальных средств государственный бухгалтер обязан контролировать соблюдение прав бюджетного учреждения на собственность, а также ее сохранность. Кроме того, в части правильности оформления первичных документов контроль государственного бухгалтера распространяется на подтверждение фактов оказанных услуг или выполненных работ, за которые учреждение производит платежи, и на корректность расчета платежа.

   Государственный бухгалтер в соответствии со ст. 37 Декрета 1962г. наделен правом приостанавливать проведение расчетов, если он констатирует какие-либо нарушения. Распорядитель может в письменном виде и под свою ответственность потребовать проведения расчетов, однако государственный бухгалтер должен проигнорировать данный запрос, если приостановка платежа мотивирована отсутствием свободных денежных средств или документов, подтверждающих обоснованность платежа, несоответствием платежа текущему законодательству, а также отсутствием визы уполномоченного финансов контролера в случае, если виза обязательна.

   Таким образом, государственный бухгалтер  во Франции выполняет в основном ревизионно-контрольные функции, но при этом одновременно является и  сотрудником бюджетного учреждения, подчиняясь непосредственно руководителю данного учреждения.

   Французское законодательство прямо предусматривает ответственность распорядителя бюджетного учреждения за решение вопроса об организации работы бухгалтерии. Все сотрудники бухгалтерской службы в первую очередь подчиняются непосредственно государственному бухгалтеру, а не руководителю учреждения. Бухгалтер со своей стороны зависит от иерархической власти директора учреждения только вне рамок обязанностей, выполняемых им в качестве государственного бухгалтера.

   Вне этих рамок, он как главный бухгалтер (l’agent comtable) выступает в качестве советника распорядителя бюджетного учреждения по финансово-хозяйственной деятельности. Применение в бюджетных учреждениях Франции общего плана счетов дает возможность оценивать деятельность бюджетного учреждения точно так же и по таким же критериям, как коммерческих организаций.

   Таким образом, бухгалтерский учет позволяет  предоставлять любую информацию, необходимую для принятия решения  руководителем бюджетного учреждения, а также третьими сторонами при  взаимоотношениях с бюджетным учреждением. Выполнение данной функции включает не просто подготовку первичной  учетной информации для других финансовых служб, но и обработку этой информации, проведение систематического анализа, интерпретацию данных бухгалтерского учета и оценку финансового положения бюджетного учреждении. В частности, это относится к такому важному инструменту управления деятельностью бюджетного учреждения, как анализ состояние сводных оборотных средств. Более того, роль советника подразумевает участие главного бухгалтера в управление всей хозяйственной деятельностью учреждения.

   Можно утверждать, что участие государственного бухгалтера в процессе принятия управленческих решений в бюджетных учреждениях  Франции позволяет более четко  соблюдать все юридические и  финансовые процедуры для избежания вероятных осложнений на стадии проведения расчетов. Когда бухгалтер действует в качестве советника руководителя учреждения, он вправе высказывать свои мнения о тех или иных решениях распорядителя и может использовать аргументы финансово-хозяйственной целесообразности для обоснования своего мнения, что, разумеется, не накладывает никаких обязательств по принятию того или иного решения на распорядителя. Однако, когда государственный бухгалтер (le comptable public) осуществляет контрольно-ревизионные функции, он обязан исключать любые оценки своевременности и целесообразности решений распорядителя бюджетного учреждения, его отказ на проведение той или иной операции может основываться только на нарушениях установленного юридического прядка и являться обязательным для распорядителя.

   Выступая  в качестве государственного бухгалтера (le comptable public) и исключительно в этом случае, государственный служащий располагает независимостью не только по отношению к руководству бюджетного учреждения, но и по отношению к органу власти, который его назначил. Эта независимость является логической компенсацией его персональной и личной финансовой ответственности, определенной законом от 23 февраля 1963г. закрепляющей, что государственный бухгалтер несет персональную и личную финансовую ответственность за правильностью получения и расходования денежных средств бюджетным учреждением, сохранение материальных ценностей, управление оборотными средствами, сохранение массива первичных учетных и прочих документов бухгалтерской службы, которую он возглавляет.

   Кроме того, государственный бухгалтер  несет персональную и личную финансовую ответственность за контроль, который  обязан осуществлять. Помимо этих традиционных случаев государственный бухгалтер  несет ответственность за платежи, осуществляемые по запросу соответствующего распорядителя, в то время как он обязан был их приостановить. Однако при этом государственный бухгалтер не несет ответственность за личные ошибки, замеченные и вовремя исправленные, за исключением случаев сознательного злоупотребления, а также за результаты и последствия операции, осуществленных в соответствии с корректно оформленными запросами распорядителя.

   Пределы ответственности бухгалтера определены в ст. 60 закона 1963г. Так, личная финансовая ответственность государственного бухгалтера распространяется на все операции бухгалтерии, которой он руководит с даты своего назначения до момента прекращения выполнения своих функций. Однако данная ответственность не распространяется на операции, которые осуществлялись прежним бухгалтером, за исключением тех, непосредственное исполнение которых было поручено вновь назначенному служащему в момент передачи дел или которые должны быть выполнены в течение шести месяцев начиная с момента назначения нового бухгалтера.

   Кроме того, данная статья закона указывает обязательным условием назначения на пост государственного бухгалтера (le comptable public) обеспечивающие гарантии на возмещение вероятного ущерба, которые могут быть представлены в виде поручительства третьих лиц, присоединения к Ассоциациям возможного поручительства или залога личного имущества в пользу бюджетного учреждения, в котором государственный бухгалтер выполняет свои функции.

   Правила регламентирующие порядок оформления необходимых гарантий, определены декретами  от 2 июля 1964г. № 64-685 и от 10 мая 1977г. № 77-497. Подчеркнем, что за расходы на оформление и сохранение гарантий в силе обязан нести персональную ответственность государственный бухгалтер и эти расходы не могут быть отнесены на затраты бюджетного учреждения.

   Согласно  декрету 1977г., сумма необходимых гарантий определяется постановлением отраслевого министра и зависит от значимости поста главного бухгалтера в том или ином бюджетном учреждении. В случае если бюджетное учреждение успешно развивается и роль бухгалтера растет, то величина гарантий может пересматриваться в сторону увеличения, равно как и назначение на более высокий пост требует от государственного бухгалтера предоставления дополнительных гарантий, которые должны быть предоставлены в тех же формах, как и первоначальные.

   В случае когда государственный бухгалтер  совмещает должности главного бухгалтера в нескольких бюджетных учреждениях, даже в качестве временного работника, то гарантии должны предоставляться  солидарно для всех постов, за исключением  специальных случаев, особо определенных соответствующим отраслевым министром. При этом предоставленные гарантии предназначены для возмещения возможного ущерба одинаково для всех бюджетных учреждений, без какой-либо дифференциации по величине или значимости учреждения.

   В случае выявления нарушений, допущенных государственным бухгалтером, приведших к нанесению ущерба бюджетному учреждению, компенсация данного ущерба происходит в соответствие со ст. 11 декрета от 29 сентября 1964г. Если гарантии представляют собой денежную сумму, помещенную в депозитную кассу, то выплата производится по запросу нового главного бухгалтера (le comptable public) бюджетного учреждения, выполняющего постановления соответствующего административного органа о взыскании компенсации. В случае с поручительством, предоставленным ассоциацией взаимного поручительства, соответствующий отраслевой министр или распорядитель более низкого уровня уведомляет ассоциацию о нанесенном ущербе бюджетному учреждению и последняя в пределах предоставленных гарантий компенсирует данный ущерб за счет собственных средств.

   Возможен  случай, когда нанесенный ущерб бюджетному учреждению превосходит размерами  величину предоставляемых гарантий. В данной ситуации применяется механизм ареста личного имущества государственного бухгалтера (le comptable public), предусмотренный декретом от 22 апреля 1966г. При наличии уже выявленных нарушений или обоснованных подозрений существования подобных нарушений накладывается арест на личное, в первую очередь недвижимое имущество бухгалтера в размерах, отвечающих сложившимся обстоятельствам конкретного дела.

   Обобщая, можно выделить несколько главных  структурных элементов административных правил бухгалтерского учета в бюджетных  учреждениях Франции:

  • основную роль в определении правил и принципов бухгалтерского учета играет персонально министр финансов, являющийся одновременно главным распорядителем и главой государственных бухгалтеров;
  • функции распорядителя и бухгалтера четко разделены и прописаны в целом ряде нормативно-правовых актов;
  • распорядители и бухгалтеры независимы в выполнении своих задач друг от друга;
  • распорядители принадлежат к общей административной иерархии и следует тем же правилам, что и все остальные госслужащие;
  • государственные бухгалтеры подчиняются министру финансов, их ответственность и способы привлечения к ней жестко определены;
  • определен механизм компенсации возможного ущерба бюджетному учреждению, который может быть нанесен государственными служащими.

      Таким образом, во Франции реализован четкий административный механизм, позволяющий  эффективно управлять финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений, успешно решая задачу контроля за правильностью расходования государственных средств, позволяющих если не избежать, то минимизировать возможный ущерб. Кроме того, в нормативно-правовую базу заложены все необходимые положения для эффективного управления деятельностью бюджетных учреждений. Это в первую очередь относится к техническим правилам учета, которые полностью соответствуют правилам ведения учета в коммерческих учреждения, дополняемые в случае необходимости специальным аналитическим учетом. При этом характерной чертой французского бухгалтерского учета является наличие единого плана счетов для всех компаний и любых организационно-правовых форм, на основе которого формируется и утверждается отраслевые планы счетов бюджетных учреждений.

      Впервые общий план счетов во Франции был  принят в 1947г., а последняя его  редакция вышла 29 апреля 1999г. Бухгалтерский  учет в бюджетных учреждениях  Франции был приведен в соответствие с общим планом счетов в 1982г. Французский общий план счетов построен по принципу кодекса, содержит пять частей и определяет основополагающие принципы системы бухгалтерского учета. Несмотря на объемность общий план не является единственным документом, формирующим систему бухгалтерского учета во Франции, так как некоторые важные ее положения определяются в отдельных статьях Коммерческого кодекса, а так же Четвертой и Седьмой директивами Еврокомиссии.

      Общий план счетов регламентирующих все стадии бухгалтерского учета от регистрации хозяйственных операций до составления бухгалтерской отчетности. Следует отметить, что общий план 1999г. в сравнении с аналогичным документом 1982г. не содержит разделы, посвященные аналитическому учету и консолидированной отчетности, которые регламентируются отдельными нормативно-правовыми документами, включающими Седьмую директиву Еврокомиссии и новую методологию по составлению консолидированной отчетности, принятую Комитетом по регламентации бухгалтерского учета Министерства финансов Франции.

      В первой части плана счетов, которая  называется «Цели и принципы бухгалтерского учета», отмечается обязательное применение плана всеми юридическими и физическими  лицами, составляющими годовую отчетность, приводятся главные принципы учета и отчетности, определяется состав годовой бухгалтерской отчетности. В этой части плана счетов отсутствует перечень основных пользователей бухгалтерской информации, что существенно отличает французский план от основ бухгалтерского учета в странах, использующих англо-американскую модель учета. Вторая часть «Определение активов, пассивов, доходов и расходов» посвящена элементам бухгалтерской отчетности. В целом первые две части общего плана счетов представляют собой теоретические основы французского бухгалтерского учета.

Информация о работе Бюджетный учет Франции