Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:40, реферат
Значение отчетности о состоянии государственных финансов – как важнейшего инструмента государственного контроля – общество оценило более двухсот столетий назад. Так, во Франции в 1781 г. был издан Отчет о финансах, раскрывший действительное положение финансов страны и расходование государственных средств. Расстройство государственных финансов – одна из причин, приведших к революции во Франции. Позже общество по достоинству оценило значение государственной отчетности, отражающей состояние государственных финансов – важнейшего инструмента общественного контроля.
Введение 3
Теоретические основы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 4-5
Состояние и развитие бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Франции 5-13
Нормативно-правовая база и задачи, стоящие перед учетом в бюджетных учреждениях Франции 13-16
Правила и принципы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Франции 16-32
Заключение 33-34
Список использованных источников 35
Выполняя указанные текущие обязанности, государственный бухгалтер обязан также осуществлять контрольные функции за операциями бюджетного учреждения, определенными ст. 12 и 13 Декрета 1962г. В первую очередь к ним относятся операции по получению денежных средств учреждением, контроль за которым включает подтверждение прав бюджетного учреждения на их получение, согласно действующим нормативно-правовым документам, оприходование поступивших денежных средств и контроль дебиторской задолженности.
В части расходования денежных средств контроль осуществляется за подтверждением права распорядителя на осуществление операций, наличием необходимых фондов, правильностью отражения операций в бухгалтерском учете и оформления первичных учетных документов, соответствием платежей текущему законодательству. В части учета материальных средств государственный бухгалтер обязан контролировать соблюдение прав бюджетного учреждения на собственность, а также ее сохранность. Кроме того, в части правильности оформления первичных документов контроль государственного бухгалтера распространяется на подтверждение фактов оказанных услуг или выполненных работ, за которые учреждение производит платежи, и на корректность расчета платежа.
Государственный бухгалтер в соответствии со ст. 37 Декрета 1962г. наделен правом приостанавливать проведение расчетов, если он констатирует какие-либо нарушения. Распорядитель может в письменном виде и под свою ответственность потребовать проведения расчетов, однако государственный бухгалтер должен проигнорировать данный запрос, если приостановка платежа мотивирована отсутствием свободных денежных средств или документов, подтверждающих обоснованность платежа, несоответствием платежа текущему законодательству, а также отсутствием визы уполномоченного финансов контролера в случае, если виза обязательна.
Таким
образом, государственный бухгалтер
во Франции выполняет в основном
ревизионно-контрольные
Французское законодательство прямо предусматривает ответственность распорядителя бюджетного учреждения за решение вопроса об организации работы бухгалтерии. Все сотрудники бухгалтерской службы в первую очередь подчиняются непосредственно государственному бухгалтеру, а не руководителю учреждения. Бухгалтер со своей стороны зависит от иерархической власти директора учреждения только вне рамок обязанностей, выполняемых им в качестве государственного бухгалтера.
Вне этих рамок, он как главный бухгалтер (l’agent comtable) выступает в качестве советника распорядителя бюджетного учреждения по финансово-хозяйственной деятельности. Применение в бюджетных учреждениях Франции общего плана счетов дает возможность оценивать деятельность бюджетного учреждения точно так же и по таким же критериям, как коммерческих организаций.
Таким
образом, бухгалтерский учет позволяет
предоставлять любую
Можно
утверждать, что участие государственного
бухгалтера в процессе принятия управленческих
решений в бюджетных
Выступая в качестве государственного бухгалтера (le comptable public) и исключительно в этом случае, государственный служащий располагает независимостью не только по отношению к руководству бюджетного учреждения, но и по отношению к органу власти, который его назначил. Эта независимость является логической компенсацией его персональной и личной финансовой ответственности, определенной законом от 23 февраля 1963г. закрепляющей, что государственный бухгалтер несет персональную и личную финансовую ответственность за правильностью получения и расходования денежных средств бюджетным учреждением, сохранение материальных ценностей, управление оборотными средствами, сохранение массива первичных учетных и прочих документов бухгалтерской службы, которую он возглавляет.
Кроме
того, государственный бухгалтер
несет персональную и личную финансовую
ответственность за контроль, который
обязан осуществлять. Помимо этих традиционных
случаев государственный
Пределы
ответственности бухгалтера определены
в ст. 60 закона 1963г. Так, личная финансовая
ответственность
Кроме того, данная статья закона указывает обязательным условием назначения на пост государственного бухгалтера (le comptable public) обеспечивающие гарантии на возмещение вероятного ущерба, которые могут быть представлены в виде поручительства третьих лиц, присоединения к Ассоциациям возможного поручительства или залога личного имущества в пользу бюджетного учреждения, в котором государственный бухгалтер выполняет свои функции.
Правила регламентирующие порядок оформления необходимых гарантий, определены декретами от 2 июля 1964г. № 64-685 и от 10 мая 1977г. № 77-497. Подчеркнем, что за расходы на оформление и сохранение гарантий в силе обязан нести персональную ответственность государственный бухгалтер и эти расходы не могут быть отнесены на затраты бюджетного учреждения.
Согласно декрету 1977г., сумма необходимых гарантий определяется постановлением отраслевого министра и зависит от значимости поста главного бухгалтера в том или ином бюджетном учреждении. В случае если бюджетное учреждение успешно развивается и роль бухгалтера растет, то величина гарантий может пересматриваться в сторону увеличения, равно как и назначение на более высокий пост требует от государственного бухгалтера предоставления дополнительных гарантий, которые должны быть предоставлены в тех же формах, как и первоначальные.
В
случае когда государственный
В случае выявления нарушений, допущенных государственным бухгалтером, приведших к нанесению ущерба бюджетному учреждению, компенсация данного ущерба происходит в соответствие со ст. 11 декрета от 29 сентября 1964г. Если гарантии представляют собой денежную сумму, помещенную в депозитную кассу, то выплата производится по запросу нового главного бухгалтера (le comptable public) бюджетного учреждения, выполняющего постановления соответствующего административного органа о взыскании компенсации. В случае с поручительством, предоставленным ассоциацией взаимного поручительства, соответствующий отраслевой министр или распорядитель более низкого уровня уведомляет ассоциацию о нанесенном ущербе бюджетному учреждению и последняя в пределах предоставленных гарантий компенсирует данный ущерб за счет собственных средств.
Возможен
случай, когда нанесенный ущерб бюджетному
учреждению превосходит размерами
величину предоставляемых гарантий.
В данной ситуации применяется механизм
ареста личного имущества
Обобщая,
можно выделить несколько главных
структурных элементов
Таким образом, во Франции реализован четкий административный механизм, позволяющий эффективно управлять финансово-хозяйственной деятельностью бюджетных учреждений, успешно решая задачу контроля за правильностью расходования государственных средств, позволяющих если не избежать, то минимизировать возможный ущерб. Кроме того, в нормативно-правовую базу заложены все необходимые положения для эффективного управления деятельностью бюджетных учреждений. Это в первую очередь относится к техническим правилам учета, которые полностью соответствуют правилам ведения учета в коммерческих учреждения, дополняемые в случае необходимости специальным аналитическим учетом. При этом характерной чертой французского бухгалтерского учета является наличие единого плана счетов для всех компаний и любых организационно-правовых форм, на основе которого формируется и утверждается отраслевые планы счетов бюджетных учреждений.
Впервые общий план счетов во Франции был принят в 1947г., а последняя его редакция вышла 29 апреля 1999г. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях Франции был приведен в соответствие с общим планом счетов в 1982г. Французский общий план счетов построен по принципу кодекса, содержит пять частей и определяет основополагающие принципы системы бухгалтерского учета. Несмотря на объемность общий план не является единственным документом, формирующим систему бухгалтерского учета во Франции, так как некоторые важные ее положения определяются в отдельных статьях Коммерческого кодекса, а так же Четвертой и Седьмой директивами Еврокомиссии.
Общий план счетов регламентирующих все стадии бухгалтерского учета от регистрации хозяйственных операций до составления бухгалтерской отчетности. Следует отметить, что общий план 1999г. в сравнении с аналогичным документом 1982г. не содержит разделы, посвященные аналитическому учету и консолидированной отчетности, которые регламентируются отдельными нормативно-правовыми документами, включающими Седьмую директиву Еврокомиссии и новую методологию по составлению консолидированной отчетности, принятую Комитетом по регламентации бухгалтерского учета Министерства финансов Франции.
В
первой части плана счетов, которая
называется «Цели и принципы бухгалтерского
учета», отмечается обязательное применение
плана всеми юридическими и физическими
лицами, составляющими годовую