Бюджетный учет Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:40, реферат

Описание работы

Значение отчетности о состоянии государственных финансов – как важнейшего инструмента государственного контроля – общество оценило более двухсот столетий назад. Так, во Франции в 1781 г. был издан Отчет о финансах, раскрывший действительное положение финансов страны и расходование государственных средств. Расстройство государственных финансов – одна из причин, приведших к революции во Франции. Позже общество по достоинству оценило значение государственной отчетности, отражающей состояние государственных финансов – важнейшего инструмента общественного контроля.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях 4-5
Состояние и развитие бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Франции 5-13
Нормативно-правовая база и задачи, стоящие перед учетом в бюджетных учреждениях Франции 13-16
Правила и принципы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Франции 16-32
Заключение 33-34
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

Бюджетный учет Франции.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

      Следующий важный этап развития бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях  во Франции во второй половине ХХ в. – это его сближение с бухгалтерским учетом в коммерческих учреждения. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждения Франции был переведен на общий план счетов, который в 1982г. согласно директиве Европейской комиссии соответствует нормам МСФО. Таким образом, Франция начала процесс не просто сбора, распределения и контроля за государственными средствами, но и определения эффективности использования бюджетных денег.

      Система дальнейшего реформирования бюджетного учета проектировать в соответствии с требованиями Европейского союза. Прежде всего, планируемая система регулировалась законом о реформировании системы бюджетного учета; стандартам бюджетного учета; инструкцией о бухгалтерском учете.

      Бюджетный учет там, где это возможно базируется на правилах бухгалтерского учета, принятых для коммерческих организаций. Вместе с тем правила бюджетного учета отличаются от правил бухгалтерского учета в коммерческих учреждениях в силу специфики деятельности государства. Бюджетный учет с бухгалтерским учетом в коммерческих учреждениях сближают следующие признаки: близкие определения, критерии отнесения к финансовому периоду, методы оценки имущества и обязательств.

      Вместе  с тем между коммерческим и  бюджетным учетом имеются следующие  отличия:

  • доходы от налогов и штрафных санкций есть только у публично-правовых образований;
  • в области социальной политики расходы публично-правового образования носят безвозмездный характер;
  • отсутствует связь между налоговыми доходами и расходами публично-правового образования;
  • специфическое содержание понятия финансового результата;
  • у публично-правового образования отсутствует исключительные элементы (непредвиденные расходы); расходы, связанные с непредвиденными событиями, могут быть учтены по другим (обычным) статьям;
  • у публично-правового образования отсутствует уставный капитал.

      Процесс реформирования включает элементы планирования в бюджетном учете. При разработке плана счетов бюджетного учета поставлена задача, чтобы его классификация  основывалась на общем плане счетов хозяйствующего субъекта. План счетов бюджетного учета должен включать следующие классы:

  • основные средства;
  • взаиморасчеты между казначействами;
  • требования и обязательства;
  • средства (банк, касса);
  • издержки;
  • доходы;
  • обязательства, не учтенные в балансе (забалансовые);
  • бюджетные операции (кассовое исполнение).

      Система бюджетного учета строится исходя из того, что финансовая отчетность должна отражать результаты исполнения бюджета  и результаты движения активов. Отсюда и два вида счетов – счета исполнения и счета представления.

      Стандартами предусматривается, что помимо бюджетных операций бюджетный учет должен отражать кассовые операции, операции с третьими лицами, движение активов и доходы от их эксплуатации.

      В стандарте «Финансовые документы» предусмотрено, что рамки учета  определяются бюджетными операциями. При использовании метода начисления должны учитываться права и обязательства. Однако в бюджете не все права и обязательства могут быть отражены.

      Консолидированная отчетность государства должна включать в себя финансовую отчетность министерств и государственных учреждений. В состав финансовой отчетности предполагается включать баланс, отчет о финансовых результатах, дополнительные таблицы.

      К годовой финансовой отчетности предполагается прикладывать отчет главных государственных  казначейств, общий отчет финансовой администрации, отчет об исполненном бюджете.

      В пассиве баланса государства  должны отражать льготы по налогам, резервы, оборотные средства в виде депонированных средств местных органов власти. Актив баланса будет содержать  традиционные статьи.

      Проект  отчета о финансовых результатах  включает в себя три таблицы: чистые издержки, чистые налоговые доходы, сальдо операций.

      В финансовой отчетности планируется  отражать также забалансовые обязательства  в виде гарантий, финансовых инструментов (свопы по процентным ставкам), обязательств по пенсионному обеспечению госслужащих и т.п. На данный момент принято решение отражать такие данные за балансом, в дальнейшем эти обязательства, возможно, будут учитываться в пассиве баланса.

      Наряду  с ежегодной финансовой отчетностью во Франции планируется составление бюджетными учреждениями и внутригодовых отчетов. Бюджетный и финансовые отчеты будут формироваться еженедельно, сводка об операциях казначейства и дополнения к отчетности – ежемесячно.

      Большое внимание в стандартах бюджетного учета Франции уделено критериям отнесения расходов и доходов к текущему финансовому периоду. В случаях закупок, оказания контрагентом услуг, начисления заработной платы используется критерий момента поставки или подписания акта приемки услуг, момента начисления заработной платы. Начисленные проценты по долгам предполагается разносить на весь срок существования долга. Налоговые доходы предусматривается отражать в момент начисления налогов, но с тем условием, чтобы можно было надежно его исчислять:

  • налог на нефтепродукты определяется в момент продажи нефтепродуктов, его начисляет таможенный орган, администрирующий налог;
  • НДС начисляется в момент появления права на налог;
  • подоходный налог с граждан – в момент сдачи деклараций;
  • налог на прибыль организаций в момент подачи налоговых деклараций.

      Налоговый доход планируется признавать за тот год, за который подана декларация. Изменения налоговых обязательств будут относится к году аннулирования. При этом авансовые платежи по налогам планируется признать именно как авансы полученные. Это необходимое условие для Франции, поскольку налоговая система государства такова, что в конце финансового года налогоплательщикам в результата пересчетов возвращают значительную сумму налогов. Подобные правила исчисления налоговых доходов во многом обусловлены организацией сбора налогов.

      Администрирование налоговых поступлений осуществляют три государственных органа:

  • таможенный орган – таможенные платежи, налог на нефтепродукты;
  • казначейство – налог на прибыль, подоходный налог;
  • налоговая инспекция – крупнейшие налогоплательщики.

      Финансовая  отчетность содержит информацию о брутто-налоге, который исчисляется как произведение ставки и налоговой базы.

      При реформирование бюджетного учета во Франции специалисты Министерства финансов столкнулись с задачей формирования входящего баланса на момент введения  в действие новой системы учета. Для решения этой задачи необходимо было оценить все имущество, на которое государство обладает правом собственности. Была проведена следующая оценка:

  • движимое имущество оценивалось по цене приобретения;
  • недвижимость – по рыночной стоимости;
  • специфическое имущество – по символической цене.

      На  задания, как правило, амортизация  начисляться  не будет. В расходы  она будет включаться, в случае если это здание было на балансе. Если известен срок использования основного средства, то амортизация будет рассчитываться.

      На  балансе предлагается учитывать  также имущество, находящееся в  управление государства, но не в собственности. Например, имущество, арендованное государственным учреждением, будет отражено в балансе арендатора – учреждения, а следовательно, государства.

      В составе финансовых активов следует учитывать ссуды по номинальной стоимости. Стоимость ссуды планируется переоценивать: например, она снижает, если есть вероятность, что ссуда будет не возвращена.

      В составе финансовых активов будут  учитывать также доли в коммерческих предприятиях. При этом оценка данных активов будет проводиться по стоимости капитала, а не по биржевым котировкам.

      Задолженность планируется учитывать на балансе  по номинальной стоимости, индексированные  долги – по индексированной стоимости. Запасы будут учитываться по цене приобретения.

      Для каждого стандарта бюджетного учета  Министерством финансов разрабатывает инструкции, которые содержат определения, применяемые в соответствующем стандарте, конкретные схемы учета, типовые корреспонденции, особенности оценки, моменты признания и другие особенности. Инструкции будут лишь уточнять стандарты, а не дополнять их.

      Стоит отметить, что при реформировании системы бюджетного учета и отчетности Министерство финансов Франции значительное внимание уделяет процессу автоматизации  учетных операций.

      3. Нормативно-правовая  база и задачи, стоящие перед  учетом в бюджетных учреждениях Франции

      Органы, определяющие бухгалтерский учет в  бюджетных учреждениях:

  • законодательная власть – Парламент Франции;
  • исполнительная власть – Министерство финансов Франции, Комитет по регламентации бухгалтерского учета Министерства финансов Франции, Департамент бюджетного учета Министерства финансов Франции;
  • профессиональные организации – Национальный совет по бухгалтерскому учету.

      Определив органы, регулирующие бухгалтерский  учет в бюджетных учреждениях  Франции, необходимо рассмотреть структуру нормативно-правовой базы. Во Франции основными документами, непосредственно регулирующими бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях, являются Коммерческий и Гражданский кодексы, Декрет № 62-1587 от 29 декабря 1962г., закрепляющие положение о том, что установление порядка ведения учета и составления отчетности в бюджетных учреждениях является правом Министерства финансов Франции. Согласно этим документам, Министерство финансов Франции приняло общий План счетов, который в отличие от России имеет вид кодекса и соответствующие отраслевые инструкции по его применению. Коммерческий кодекс не случайно поставлен на первое место, так как именно он определяет общее понятие бухгалтерского учета Франции.

      Своеобразие французской системы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях заключается  в том, что используется общий план счетов, единый для организаций всех правовых статусов, и существует целый ряд специальных отраслевых инструкций Министерства финансов Франции, регламентирующих учет в различных типах бюджетных учреждений. В частности, можно назвать:

  • инструкцию от 30 октября 2002г. № 02-088-М14, регулирующую бухгалтерский учет в местных органах самоуправления;
  • инструкцию от 13 ноября 2003г. № 03-058-М19, определяющую правила бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях административного характера;
  • инструкцию от 29 апреля 2002г. № 02-036-М93, определяющую бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях научного, культурного и профессионального характера;
  • инструкцию от 2 сентября 2002г. №02-072-М95, применяемую в бюджетных учреждениях индивидуального и коммерческого характера.

      Применяется также еще целый ряд нормативных  актов. Все эти документы весьма объемны.

      Во  Франции понятие «бюджетное учреждение»  определено в первой статье Декрета 1962г., из которой следует, что бюджетными учреждениями являются государственные органы власти, т.е. непосредственно государство, местные органы самоуправления и национальные общественные учреждения. Таким образом, французское законодательство выделяет три основных вида бюджетных учреждений.

      Во-первых, государство, в виде органов управления, например налоговых органов, исполняющих  бюджет и выступающих в виде платежного агента, т.е. казначейства, напрямую определено в нормативно-правовых актах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях. Подчеркнем, что подобное упоминание относится целиком к деятельности государства в данной области, например налоговой, а не только к отдельным государственным ведомствам. Более того, вся финансово-хозяйственная деятельность государства регулируется правилами и принципами бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, каким бы ни был правовой режим, определяющий эту деятельность.

      Во  вторых, местные органы самоуправления, перечисленные  в ст. 72 Конституции  Франции 1958г., включают в себя департаменты, районы и заморские территории, а также согласно ст. 59 закона от 2 марта 1982г. – регионы. Аналогично государственным органам управления вся их финансовая деятельность регулируется положениями по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, независимо от выполняемых ими функций или видов компаний, в которых местные органы власти являются акционерами.

Информация о работе Бюджетный учет Франции