Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 13:03, курсовая работа

Описание работы

Бюджетирование давно и активно используется компаниями как технология финансового планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Руководителям предприятия требуется постепенный переход к бюджетному управлению.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации. 5
1.1. Планирование в системе управленческого учета. 5
1.2. Бюджетирование в управлении предприятиями. 8
1.2.1. Понятие, цели и задачи бюджета. 8
1.2.2. Виды и состав бюджетов 12
1.2.3. Центры финансовой ответственности, как способ координации деятельности структурных подразделений организации 19
Глава 2. Практическая часть
2.1 Технико-экономическая характеристика объектов исследования……….25
2.2 Формулировка задачи бухгалтерского управленческого учёта………….26
2.3 Решение задачи………………………………………………………………30
Заключение. 40
Список используемой литературы 41
Приложение А……………………………………………………………………43
Приложение Б…………………………………………………………………....44

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ БУУчёта[1].doc

— 289.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 

Введение.

     Бюджетирование  давно и активно используется компаниями как технология финансового  планирования. Однако немногие компании рассматривают бюджетирование как  реальный инструмент управления эффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач.              Руководителям предприятия требуется постепенный переход к бюджетному управлению.

     Сегодня много говорят о роли и месте  бюджетирования в управлении предприятиями. Вопросы организации и практического  построения систем бюджетирования находятся в центре внимания финансистов. И несмотря на то, что бюджетирование - не единственная задача финансово-экономического характера, стоящая перед современным предприятием, важность этой задачи переоценить сложно: грамотно поставленное бюджетирование дает руководителю возможность своевременно посмотреть в будущее и понять, как будет выглядеть компания через несколько месяцев или даже лет, какие проблемы придется решать, какими методами и способами.

     Целью данной курсовой работы является исследование процесса разработки бюджета и его необходимость в деятельности любой организации, а также выполнение практической задачи.

     Исходя  из целей работы, можно определить задачи:

  • раскрыть сущность понятия «бюджетирование»;
  • определить особенности составления бюджетов;
  • раскрыть взаимосвязь операционных и финансовых бюджетов;
  • охарактеризовать центры финансовой ответственности, как способ координации деятельности структурных подразделений организации.
  • охарактеризовать систему управления по отклонениям;
  • выполнить практическую часть работы – решить задачу.

     Объектом  данного исследования является швейное предприятие ООО «Красная шапочка». 

     Предмет исследования – бюджет организации  как средство координации деятельности всех структурных подразделений.

     Объектом  данного исследования является швейное предприятие ООО «Красная шапочка», которое занимается пошивом женской и мужской одежды. Предприятие является одним из крупных поставщиков одежды по Архангельской области. Находится предприятие по адресу: г. Архангельск, ул. Дежнёвцев, строение 10. Основной вид деятельности: пошив женской и мужской одежды.

     В практической части курсовой работы необходимо: рассчитать и представить следующие виды бюджетов: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет использования прямых материалов, бюджет трудовых затрат, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет конечных запасов (материалов и готовой продукции), бюджет себестоимости реализованной продукции, план прибылей и убытков. Определить величину постоянных и переменных затрат предприятия, рассчитать количество затрат материалов, необходимых для производства запланированного объёма готовой продукции, рассчитать себестоимость готовой продукции (сарафаны и брюки).

     Теоретическая и фактологическая основа. Теоретической  основой данного исследования является работа отечественных авторов ( Вахрушина М.А., Шеремет А.Д., Керимов, Волкова А.Н., Саклакова О.А.), а фактологической основой являются материалы инженерных и экономических служб предприятия (бухгалтерия, плановый отдел, отдел главного инженера, механика).

     Структура курсовой работы. Данная работа имеет объем 43  листа печатного компьютерного текста, состоит из введения, двух глав, практической части, заключения и списка литературы, в работе содержится 24 таблиц и 1 рисунок и 2 приложения. Введение на двух страницах.

    Глава 1.  Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации.

1.1.  Планирование в  системе управленческого  учета.

     Планирование  является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

     Результатом процесса планирования является система планов. Поскольку план — это документ, то на каждом этапе планирования составляется документ, соответствующий поставленным целям.

     В связи с этим в практике планирования различают: проекты; стратегические планы; долгосрочные планы; среднесрочные планы; годовые планы; оперативные планы.

     План  — это система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы. [3, с. 210]

     Планирование  является основой для принятия управленческого  решения. Процесс планирования состоит  из следующих этапов:

  • определение целей и задач;
  • поиск альтернативных вариантов;
  • сбор информации об альтернативных вариантах;
  • выбор альтернативы, подлежащей реализации;
  • проведение в жизнь выбранной альтернативы.

     Определение целей и задач. В общепринятом смысле основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли. Некоммерческие организации осуществляют предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы.

     К достижению поставленных целей ведет  производство конкурентоспособных товаров и услуг.

     Оказавшееся убыточным предприятие не выполняет своей основной задачи. Владельцы фирмы, являющиеся держателями акций, как правило, в лучшем случае принимают решение о смене управляющего компанией.

     Следует реально смотреть на жизнь. Пустые фантазии, неумение точно ответить на вопрос о целесообразности занятия выбранным видом деятельности могут привести только к одному логическому концу — краху.

     На  данном этапе важно определить задачи с учетом поставленных целей и имеющихся возможностей.[11, с. 229]

     В общих чертах можно определить следующие  цели планирования:

  1. детализированное планирование;
  2. координация деятельности каждого подразделения, обеспечивающая их взаимосвязь;
  3. обеспечение необходимой информацией всех руководителей центров ответственности;
  4. стимулирование (мотивация) деятельности руководства по достижению целей организации;
  5. контроль за производством;

     6) оценка эффективности работы руководителей. [11, с. 231]

     В зависимости от поставленных целей  планирование бывает стратегическим, тактическим и оперативным, а  по времени действия планирование классифицируется как долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное.

     Стратегическое  планирование (долгосрочное, на срок от пяти до десяти лет) представляет собой концепцию перспективного развития предприятия.

     Объектами стратегического планирования являются: максимизация прибыли; расширение доли рынка; освоение производства принципиально новых продукции и услуг, расширение экспортных возможностей; переоснащение производства и т.д.

     Стратегическое  планирование осуществляется при помощи всей системы планов, разрабатываемых на предприятии. Изменение стратегических планов происходит только в случае необходимости, в связи:

  • с утерей конкурентоспособности производимой продукции;
  • развитием новых, более прибыльных видов деятельности;
  • внедрением новых технологий и др.

     Тактическое планирование (среднесрочное, на срок от трех до пяти лет) представляет собой детализацию стратегических целей и задач предприятия.

     Тактическое планирование базируется на стратегических планах предприятия и имеющихся материальных ресурсах и обеспечивает их взаимоувязку. [11, с. 234]

     Оперативное планирование (краткосрочное, на срок один день, неделя, декада, месяц, квартал, год). Оперативные планы разрабатываются на основе текущих планов и утвержденных программ. Они имеют высокую степень детализации и узкую направленность. Оперативные планы доводятся до исполнителей и обеспечивают согласованную, ритмичную работу цехов, участков, рабочих мест.

     Задание по выпуску продукции цехам, участкам, бригадам определяется в развернутом  ассортименте на смену, день, месяц и т.д. При этом обеспечивается пропорциональность заданий по участкам и цехам, их взаимосвязь. Для оперативного решения сложных вопросов проводятся совещания, на которых выясняются и удовлетворяются взаимные претензии цехов и служб.

     В настоящее время получило развитие так называемое непрерывное планирование. Непрерывное планирование представляет собой процесс, при котором на основании фактических данных текущего года корректируются планы предстоящего года и уточняются и обосновываются планы на последующие два года. [11, с. 237]

     В планировании необходимо соблюдать  следующие принципы:

  • Гибкость. Планирование должно обеспечивать организации возможность адаптации к изменениям макроэкономической обстановки.
  • Непрерывность. Процесс производства, предполагающий непрерывность, должен быть обеспечен непрерывным планированием.
  • Коммуникативность. Координация и взаимодействие всех подразделений, обеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость всех плановых показателей.
  • Творческие подходы в планировании и тщательная проработка плана.
  • Многовариантность. Демонстрация разнообразных возможностей, предполагающая выбор наилучшей из представленных.
  • Участие. Вовлечение в процесс планирования  всех руководителей, начиная с высшего руководства предприятия и включая всех руководителей подразделений, цехов и пр.
  • Адекватность. В процессе планирования важно реально и правильно отразить проблемы предприятия. [16, с. 167]
    1. Бюджетирование  в управлении предприятиями.
      1. Понятие, цели и задачи бюджета.

     В отличие от планирования, бюджетирование — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности предприятия, разработанная с учетом центров ответственности, дающая возможность анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами

     Для обеспечения эффективного внутрифирменного бюджетирования используется ряд инструментов и методов:

  • бюджеты;
  • нормирование;
  • выделение центров финансовой ответственности;
  • сценарный анализ;
  • анализ отклонений. [3, с. 211]

     Бюджетирование  является составной частью одной  из основных функций управления - планирования, поэтому оно присутствует в любой эффективной системе управления организацией и служит для конкретизации целей планирования. К частным задачам бюджетирования можно отнести информационное обеспечение производства и продаж необходимыми компонентами, недопущение движения активов и пассивов вне рамок запланированных целей и задач, в частности, сверхнормативного отвлечения средств из оборота, недопущение излишних расходов, мотивации персонала, контроля и координации работ по выполнению планов и др. Совокупность бюджетов позволяет руководству видеть четкую картину будущей деятельности предприятия: материальные потоки, структуру затрат, финансовые потоки, в частности, налоговые платежи, инвестиции и т.д. Утвержденный бюджет формализует работу деятельности подразделений, организует их деятельность в соответствии с общими целями предприятия, повышает ритмичность бизнес-процессов, протекающих на предприятии.

     Центральным звеном бюджетирования является бюджет - количественное выражение плана в натуральных и денежных измерителях. Структура любого бюджета представляет собой иерархическую модель статей и плановых показателей (набор контрольных цифр) в определенном временном периоде. Бюджет представляет собой финансовый документ установленного формата. Бюджеты могут иметь формат бухгалтерских отчетов, так как бюджет - это отчет о будущем.

     Качество  бюджетирования определяется структурой бюджетов, составом бюджетных статей, согласованностью бюджетов между собой, наличием регламентов, определяющих функции бюджетов и менеджеров, участвующих в системе бюджетирования. Безусловно, бюджетирование эффективно при замкнутом цикле управления, включающем весь набор функций, в том числе функции контроля. [9, с. 244]

Информация о работе Бюджетирование как средство координации деятельности всех структурных подразделений организации