Бюджетирование и контроль затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 07:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование методологических аспектов бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета, разработка бюджета на будущий год в целях повышения контроля затрат.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические аспекты бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета;
- ознакомиться с методикой разработки бюджета;
- проанализировать и дать оценку системы бюджетирования и контроля затрат на предприятии;
- разработать новую систему бюджета.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты бюджетирование и контроль затрат в
системе управленческого учета……………………………………………….. 7
1.1 Бюджетирование, как метод управления финансовыми ресурсами предприятия………………………………………………………………………7
1.2 Этапы и виды бюджетов, методика разработки…………………………..10
2. Анализ бюджетирования и контроля затрат в системе управленческого учета ОАО "Молоко"……………………………………………………………25
2.1 Управленческий анализ деятельности ОАО"Молоко"……………………25
2.2 Оценка системы бюджетирования и контроля затрат предприятия……..33
3. Разработка мероприятий по формированию бюджета……………………..36
3.1 Формирование бюджета в целях контроля затрат в системе управленческого учета…………………………………………………………..36
3.2 Оценка эффективности проектного бюджета……………………………...41
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованных источников…………………………………………..47
Приложение А - Динамика основных экономических показателей………….50
Приложение Б - Использование наличных и производственных площадей...51
Приложение В - Бюджет продаж по видам продукции……………………….52
Приложение Г - Расчёт выручки методом прямого счёта по группе однородных изделий…………………………………………………………….53
Приложение Д - Бюджет затрат………………………………………………...54
Приложение Е - Прогнозный бюджетный отчет о прибылях и убытках…….55
Приложение Ж - Прогнозный бюджет по балансовому листу……………….56

Работа содержит 1 файл

Бухгалтерский упр. учет курсовая.doc

— 590.50 Кб (Скачать)

      в существующей модели бюджетирования на ОАО "Молоко" очень сложно поддерживать несколько сценариев бюджета, особенно копировать один из сценариев в рабочую версию бюджета. Игра с цифрами типа "то будет если?" практически невозможна, так как очень долго и сложно вносить изменения в шаблоны Excell, еще сложнее проследить к чему привели эти изменения. При этом нет уверенности в сохранении "одной версии правды".

      в процессе разработки бюджета на ОАО "Молоко" часто ли приходится вносить  поправки в рабочую версию бюджета. Типичными примерами поправок являются: изменения состава структуры ассортиментного выпуска от наличия сырья, следовательно изменение себестоимости, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, изменение принципов действия каналов дистрибуции.

      выявлено, что предприятии не устраивает достоверность  прогнозов (по продажам) продукции. Существующая система не поддерживает специализированные прогнозные финансовые функции. Прогнозы создаются ручным вводом и порой базируются на ожиданиях менеджеров.

      выявлено, что не устраивает ли степень детализации  анализируемых данных. При поисках причин отклонений план/факт не возможно определить источник отклонений на детальном уровне. Так же при деконсолидации бюджета сложно сделать разбивку до конечного подразделения или продукта, особенно с учетом весов и коэффициентов, заложенных в принципы консолидации.

      на  предприятии не налажен импорт фактических  данных из внешней системы. На предприятии  не смогли достичь интеграции системы  бюджетирования с внешней системой. Используется ручной ввод. Неизбежно  возникают ошибки.

      на  предприятии в процесс бюджетирования вовлечено30% менеджеров. При верстке и контроле бюджета возникает необходимость использования информации от менеджеров по продажам, закупкам, менеджеров по планированию производства, логистиков. То есть тех людей, которые оперируют натуральными единицами. Они не используются в полной мере, так как стоит проблема преобразования натуральных единиц в финансовые. С другой стороны эти сотрудники не обладают специальными экономическими знаниями.

      Таким образом, очевидно, что решить упомянутые проблемы на предприятии возможно только при внедрении динамической системы финансового планирования и бюджетирования, которая в каждом конкретном случае предложит отработанное решение по конкретному вопросу.

      Для решения данных задач предлагается ОАО "Молоко" использовать различные методы бюджетирования и динамическую модель бюджетирования. Для построения модели бюджетирования предприятия предлагается следующий алгоритм действий:

      1. Сбор детализированных фактических  и плановых финансовых данных от различных подразделений предприятия

      2. Консолидация бюджета на предприятии  комплексной модели в соответствии  с принятым методом. Анализ  данных на агрегированном уровне. Сравнение оперативных финансовых  показателей со стратегическими  планами предприятия. Создание финансовой отчетности. Вычисление отклонений план/факт и поиск причин их возникновения. Принятие управленческого решения.

      3. Коррекция финансовых планов  для всех подразделений компаний  с учетом принятых управленческих  решений.

      Основными преимуществами динамического бюджетирования в сравнении с традиционным (статическим) являются:

      1. Минимизация времени сбора финансовых  данных, и, как следствие, увеличение  времени для их анализа.

      2. Сокращение бюджетного цикла,  и повышение качества и достоверности планирования.

      3. Повышение чувствительности бюджетной  модели к минимальным изменениям, как во внутренней, так и во  внешней деловой среде предприятия.

      4. Высокая скорость и легкость  внесений изменений в бюджетную  модель в соответствии с быстро  меняющимися условиями деятельности предприятия.

      5. Вовлечение в процесс бюджетирования  максимального количества менеджеров  предприятия с целью получения  наиболее достоверных плановых  финансовых показателей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Разработка мероприятий  по формированию бюджета 

      3.1 Формирование бюджета  в целях контроля  затрат в системе  управленческого  учета 

      Одной из наиболее важных задач в области  управления финансами предприятия  является задача бюджетирования, или  говоря другими словами, задача формирования бюджета. Начав бюджетировать, руководители, как правило, начинают более четко представлять свои цели, корректировать бюджеты. Точность планирования при этом повышается.

      В предлагаемый динамический бюджет закладываем  основные показатели деятельности ОАО "Молоко", с учетом которых должны проистекать бизнес-процессы предприятия.

      Набор финансово-экономических показателей  бизнес-процесса "Продажи" будет  содержаться в двух бюджетах: бюджет продаж и бюджет коммерческих расходов. Эти два бюджета должны быть взаимоувязываем между собой, и рассматриваем совместно, так как затратная часть бюджета проистекает из его доходной части. Бюджет продаж свидетельствует о планируемых доходах ОАО "Молоко", а бюджет коммерческих расходов - о запланированных расходах (в соответствии с планом мероприятий), которые необходимы для достижения заданных показателей доходов.

      Первый  этап составления бюджета ОАО "Молоко" - принятие программы сбыта или  бюджета продаж. Для подготовки бюджета  продаж используем следующие оценки предполагаемого спроса на выпускаемую продукцию: экспертные оценки специалистов отдела сбыта; статистические прогнозы на основе спроса за прошлые сопоставимые периоды; сложные эконометрические модели и методики.

      В данной программе принимаем количество продукции и услуг, которое предприятие предполагает реализовать в следующем сметном периоде, и цены на реализуемую продукцию.

      Бюджет  продаж планируем по каждому виду продукции, так как в нем представлен  прогноз совокупного дохода (см. Приложение В).

      Бюджет  продаж является основой всех других бюджетов (смет). На базе его составляется бюджет денежных средств, так как он напрямую зависит от наличных поступлений за реализованную продукцию. Смета расходов предприятия также зависит от полученных доходов и объемов производства.

      Составим прогноз выручки от реализации несколькими методами (методом прямого счёта; расчётным методом и др.), используя при этом план, объемы производства по видам продукции в натуральном выражении, ожидаемые на предприятии.

      В процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО "Молоко", выявлен рост товарных запасов. В прогнозируемом году предлагается уменьшить товарные запасы, план выпуска продукции необходимо увязать с прогнозируемыми остатками нереализованной продукции на конец года.

      ВПпл = Ппл - ТЗк - ТЗк

      ВПпл - прогнозируемый выпуск продукции в предстоящем поду, шт.;

      Ппл - прогнозируемый объём продаж, шт.;

      ТЗк - остатки нереализованной продукции на начало года, шт.;

      ТЗк - остатки нереализованной продукции на конец года, шт.

      Расчёт  выручки методом прямого счёта приведен в Приложение Г.

      Из  данных таблице 15, видно, что чистая выручка от реализации в планируемом  году составит 231805 тыс. руб.

      Маркетинговые исследования показали, что ОАО "Молоко" сможет реализовать в следующем  году молоко и кисломолочную продукцию, а так же оказывать услуги, по возможным ценам реализации и получить доход в сумме 230000 тыс. руб.

      Рассчитаем  выручку от реализации по предприятию  в целом методом укрупнённого счёта.

      Плановую  выручку от реализации продукции  определим не по группе однородных изделий, а по всей продукции исходя из прогнозного объёма товарного выпуска в рыночных ценах и изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец расчётного периодов, данные об остатках возьмем из баланса предприятии и аналитических данных бухгалтерского учета (см. Таблицу 3.1).

      Таблица 3.1 - Сводный расчёт выручки от реализации по предприятию в целом

Показатель Сумма, тыс. руб.
1. Остатки  нереализованной продукции на  начало расчётного периода 28869
2. Прогноз  товарного выпуска в расчётном периоде 232755
3. Остатки  нереализованной продукции на  конец расчётного периода 4063
4. Валовая  выручка от реализации с.1 + с.2 - с.3 257561
5. Налог  на добавленную стоимость 25756
6. Чистая  выручка от реализации, принимаемая  для расчёта валовой прибыли с.4 - с.5 231805

 

      Из  расчетов методом укрупнённого счёта, выявлено, что чистая выручка от реализации, принимаемая для расчёта  валовой прибыли в прогнозируемом периоде составит 231805 тыс. руб. Рассмотрим направления использования выручки  в планируемом периоде.

      При планировании затрат на следующий год  в целом и на период больше года, создание резервов предстоящих расходов практически не влияет на величину себестоимости, поскольку эти резервы  должны быть использованы в течение  одного финансового года. Но при планировании поквартально или помесячно их создание и использование может повлиять на себестоимость готовой продукции в каждом квартале или месяце.

      Для составления бюджета затрат на производство и реализацию продукции возьмем  данные ОАО "Молоко" по статьям затрат, на основе которых будет рассчитываться полная себестоимость продукции на будущий год.

      Составим  бюджет затрат на производство и реализацию продукции на планируемый будущий  год (см. Приложение Д).

      Из  Приложения Д видно, что в будущем году на ОАО "Молоко" запланированы затраты на производство и реализацию продукции в сумме 203710 тыс. руб., и полная себестоимость товарной продукции в сумме 234257 тыс. руб.

      Важный  этап планирования предприятия - разработка бюджета денежных средств или  кассовой консолидированной сметы ОАО "Молоко".

      Финансовое  бюджетирование ОАО "Молоко" включает составление 3-х бюджетов:

      - кассовый консолидированный бюджет;

      - бюджет о прибылях и убытках;

      - бюджет по балансовому листу.

      Рассмотрим  подробнее каждый из выше названных бюджетов.

      Кассовый  консолидированный бюджет разрабатывается  на год, квартал, месяц, неделю и может  быть рассчитана на один день. Основная цель кассового бюджета - обеспечить достаточные денежные средства для  покрытия всех необходимых расходов на данном производственном этапе. Для его составления используются практически все ранее подготовленные бюджеты.

      Поскольку существует высокая степень неопределенности, особенно в поступлении средств  за реализованную продукцию, в кассовом бюджете ОАО "Молоко" допускаются некоторые пределы погрешности, поэтому он подлежит частым и значительным корректировкам. Тем не менее, кассовый бюджет (годовой, квартальный) помогает принять решение о привлечении банковских кредитов в случае нехватки денежных средств или об инвестициях в случае превышения текущих потребностей предприятия.

      Поскольку большинство показателей достаточно трудно спрогнозировать с большой  точностью, нередко прогнозирование  денежного потока сводят к построению бюджетов денежных средств в планируемом  периоде, учитывая лишь основные составляющие потока: объем реализации, доля выручки за наличный расчет, прогноз кредиторской задолженности и др. Прогноз осуществляется на какой-то период в разрезе подпериодов: год по кварталам, год по месяцам, квартал по месяцам и т.п.

Информация о работе Бюджетирование и контроль затрат