Бюджетирование и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность бюджетирования 5
Цели и задачи бюджетирования 7
Виды и формы бюджетов 10
Этапы планирования бюджета 13
Технология формирования и исполнения бюджетной политики
предприятия 15
Методика составления и организация процесса бюджетирования в
организации 22
Бюджетирование как инструмент к эффективному менеджменту 24
Место бюджетирования в современной системе управлением
предприятием 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 113.99 Кб (Скачать)

      Доходная  часть бюджета включает в себя:

  1. Производство продукции;
  2. Производства услуг промышленного характера;
  3. Производства услуг не промышленного характера.

   Совокупность  этих показателей полностью характеризует  объем промышленного производства – пункт 4 бюджета.

   Уменьшение  складских запасов ведет к  увеличению оборотных средств предприятия, увеличение – к их уменьшению. Одновременно в бюджете показаны разные продажи  предприятия: в пункте 6 – материальных ценностей; в пункте 7 – перепродажи  товаров. В итоге, производство продукции  предприятия, мобилизация складских  запасов этой продукции и перепродажи  дают показатель выручки предприятия, который отражается в пункте 8 (по бухгалтерскому учету – показатель отгрузки продукции, работ, услуг).

      Для определения ожидаемых платежей за продукцию и услуги – пункт 10 – приводятся данные об изменениях дебиторской задолженности –  пункт 9. Уменьшение ее увеличивает ожидаемые платежи за отгруженную продукцию и услуги, увеличение, соответственно, уменьшает эти ожидаемые платежи.

      Таким образом, показатели, приведение в доходной части бюджета в пунктах 1 по 10 включили в себя товарный баланс готовой  продукции, бюджет продаж и прогноз  поступления денежных средств.

  1. Фактические доходы предприятия за отчетный период – всего доходная часть рассчитаны в исполнении бюджета с пунктом 11 по 16. Они включает в себя: 1. Мобилизацию запасов ТМЦ,  т.е. уменьшение их в производственный процесс как оборотных средств;
  2. Остатки денежных средств и векселей на начало планируемого периода;
  3. Увеличение кредитных ресурсов на конец планируемого периода;
  4. Увеличение кредиторской задолженности;
  5. Платежи за готовую продукцию, услуги, ТМЦ и другие поступления.

     Расходная часть исполнения бюджета включает в себя все расходы предприятия, производственные как денежными  средствами, так и зачетом взаимных требований. Расходы разбиты на две  части: расходы на производства, являющиеся составляющей расходов по коммерческой деятельности, и на расходы за счет прибыли. Основной частью расходов является оплата расходов на производство на производство продукции и услуг – пункт 23. Они лимитируются исходя из потребностей производства. Всего расходная часть  бюджета определяется расчетным  путем: она складывается из расходов оплаченных (пункт 29), минус погашение  кредиторской задолженности, минус  погашение кредитов, минус увеличение запасов ТМЦ, т.е. те направления  денежных средств, которые не оказывают  влияние на уже сложившиеся расходы  на производство.

      Значительной  частью исполнения бюджета является определения соотношения расходов оборотных средств к объему производства. Расход оборотных средств к объему производства всегда должен быть ниже. В таком случае этот показатель будет  свидетельствовать об эффективном  использовании предприятием оборотных  средств, получением дополнительных источников финансирования производства и социальной жизни предприятия.

      Бюджет  сформированный таким способом из системы  сбалансированных показателей –  бухгалтерских, статистических, экономических, включил в себя товарный баланс, бюджет закупок, бюджет продаж, бюджет движения денежных средств, кредитный бюджет и прогноз финансовых результатов. Он позволяет по истечению каждого отчетного периода любому руководителю определить значение контрольных показателей для эффективности работы подразделений, выяснить, эффективно ли использовались все материальные, финансовые и денежные ресурсы, а также принять управленческое решение и сделать прогноз на будущее.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6.Методика составления и организация процесса бюджетирования в организации 

     Генеральный (общий) бюджет организации состоит  из двух основных бюджетов - операционного  и финансового бюджетов.

     Операционный  бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции предприятия.

     Операционный  бюджет включает в себя бюджетный (прогнозный) отчет о прибылях и убытках, который  в свою очередь формируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж (бюджет доходов), производственный бюджет, бюджет товарно-материальных запасов  и бюджеты коммерческих и общих  и административных расходов (Рис.4).

          Операционный  бюджет

     

Бюджет  продаж
Определяется  высшим руководством на основе исследований отдела маркетинга. Бюджет продаж и  его товарная структура, оказывают  воздействие на большинство других бюджетов.
Бюджет  коммерческих расходов
Детализируются  все предполагаемые расходы, связанные  со сбытом продукции и услуг в  будущем периоде. За разработку и  исполнение бюджета коммерческих расходов может несет ответственность  отдел продаж.
Производственный  бюджет
Определяется  количество единиц продукции, которые  необходимо произвести, чтобы обеспечить запланированные продажи и необходимый  уровень запасов.
Бюджет  закупки/использования материалов
Определяются  сроки закупки, виды и количества сырья, материалов и полуфабрикатов, которые необходимо приобрести для  удовлетворения производственных планов. Умножая количество единиц материалов на оценочные закупочные цены на эти  материалы, получают бюджет закупки  материалов.
Бюджет  трудовых затрат
Определяет  необходимое рабочее время в  часах, требуемое для выполнения запланированного объема производства, которое рассчитывается умножением количества единиц продукции или  услуг на норму затрат труда в  часах на единицу, В этом же документе  определяются затраты труда в  денежном выражении умножением необходимого рабочего времени на соответствующие  часовые ставки оплаты труда.
Бюджет  общепроизводственных расходов
Детализированный  план производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов и прямых затрат труда.
Бюджет  общих и административных расходов
Детализированный  план текущих операционных расходов, связанных с производством и  сбытом. Этот бюджет необходим для  обеспечения информации, требуемая  для подготовки бюджета денежных средств, а также для целей  контроля расходов. Эта информация также необходима для определения  финансового результата деятельности предприятия.
Прогнозный  отчет о прибылях и убытках
На  основе подготовленных периодических  бюджетов необходимо разработать прогноз  себестоимости реализованной продукции, используя данные бюджетов использования  материалов, затрат труда и общепроизводственных расходов. Информация о доходах берется  из бюджета продаж. Используя данные об ожидаемых доходах и себестоимости  реализованной продукции и добавив  информацию из бюджетов коммерческих затрат и общих и административных расходов можно подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках.

Составление именно этого отчета является последним  шагом при подготовке оперативного бюджета.

 
Рис.4. Методика составления операционного бюджета

     Финансовый  бюджет – это план, в котором  отражаются предполагаемые источники  финансовых средств и направления  их использования в будущем периоде.

     Финансовый  бюджет включает в себя бюджет капитальных  затрат, бюджет денежных средств предприятия  и подготовленные на их основе совместно  с бюджетным отчетом о прибылях и убытках бюджетные бухгалтерский  баланс и отчет о движении денежных средств (рис.5):

          Финансовый бюджет

     Рис.5 Методика составления финансового  бюджета

Бюджет  капитальных расходов.
Информация, касающаяся долгосрочных капиталовложений, влияет на бюджет денежных средств, затрагивая вопросы расходов на приобретение или  строительство, а также выплаты  процентов за кредиты, на прогнозный отчет о прибылях и убытках, на прогнозный бухгалтерский баланс. Следовательно, все решения по капитальным расходам должны планироваться и включаться в общий бюджет.
Бюджет  движения денежных средств
Состоит из двух частей – ожидаемые поступления  денежных средств и ожидаемые  платежи и выплаты. Для определения  ожидаемых поступлений за период используется информация из бюджета  продаж, данные о продажах в кредит или с немедленной оплатой, данные о порядке сбора средств по счетам к получению. Планируется  приток денежных средств и из других источников, таких, как продажа акций, продажа активов, возможные займы, получение процентов и дивидендов. Суммы ожидаемых платежей берутся  из различных периодических бюджетов. Этот бюджет преследует две цели. Во-первых, он показывает конечное сальдо на счете  денежных средств в конце бюджетного периода, величину которого необходимо знать для завершения прогнозного  бухгалтерского баланса. И, во-вторых, прогнозируя остатки денежных средств  на конец каждого месяца внутри бюджетного периода, выявляет периоды излишка  финансовых ресурсов или их нехватки.
Прогнозируемый  баланс
Последним шагом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансового положения или проектного бухгалтерского баланса для предприятия  в целом. После подготовки бюджета  денежных средств, уже зная прогнозное сальдо денежных средств на конец  бюджетного периода и, определив  чистую прибыль и сумму необходимых  капитальных вложений, становится возможным  подготовить прогнозный бухгалтерский  баланс, который является конечным продуктом всего процесса составления  главного бюджета. Именно в этой точке  руководство должно решить, принять  ли предлагаемый общий бюджет или  необходимо изменить планы и пересмотреть отдельные части бюджета снова.
 

7.Бюджетирование как инструмент к эффективному  менеджменту 

     Стремление  работать с максимальной экономической  отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование.

     Бюджетирование  – термин, известный в России. Последние несколько лет популяризации  бюджетирования уделялось большое  внимание.

     Бюджетирование  – это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности  и сегментам бизнеса, позволяющее  анализировать прогнозируемые и  полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.

     Отчеты  по бюджетам могут готовится ежемесячно (наиболее частный случай), поквартально, по полугодиям и раз в год. По некоторым  данным отчитываются ежедневно (например, по производству и продажам). Для  того, чтобы определить периодичность  отчетов, проводится анализ «затраты/выгоды».

      В периодических отчетах сопоставляются запланированные и отчетные данные. По результатам сравнения проводится так называемый анализ план-фактных  отклонений (т.е. оценка уровня отклонений фактических показателей от плановых). При этом отклонения могут измеряться в абсолютных (в рублях)  и в  относительных (в процентах) единицах измерения. Превышение предельно допустимый уровень отклонения оцениваются  на предмет степени их влияния  на результат функционирования организации, выявляются причины таких отклонений.

      Анализ  план-фактных отклонений позволяет  определить требующие первоочередного  внимания проблемные области хозяйственной  деятельности, не предусмотренные в  процессе разработки бюджетов возможности, а также оценить деятельность каждого центра ответственности  и его руководителей.

      Так как некоторые внешние и внутренние факторы функционирования компании меняются, в процессе бюджетирования нужно оперативно принимать во внимание эти изменения. При подготовке отчетов  по бюджетам важно учитывать изменчивость затрат. Другими словами, неверно сравнивать фактические затраты на одном уровне деятельности со сметными на другом уровне. Первоначальная смета должна быть скорректирована по фактическому уровню деятельности. Этот процесс называются составлением гибкой сметы (бюджета).

      Бюджетный анализ обеспечивает информационную прозрачность бизнес-процессов, необходимую для  оперативного и стратегического  менеджмента. Например, бюджетный анализ денежных  потоков позволяет наладить синхронность  поступления и расходования денег в целях поддержания  необходимого для исполнения платежных  обязательств объема денежных средств. Это позволяет более реально  оценивать платежные  возможности  организации. Бюджетный анализ доходов  и расходов позволяет сопоставлять изменения доходов и расходов в динамике, определять и сопоставлять рентабельность отдельных направлений  бизнеса, устанавливать, нормативны и  лимиты расходов и пр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8.Место бюджетирования  в современной системе управлением предприятием 

     Практика  показывает, что большинство российских предприятий все еще не владеют  философией бюджетирования и относятся  скептически к полезности такого подхода к управлению. Основная проблема российских предприятий состоит  в том, что вопросам стратегического  планирования и бюджетирования уделяется  второстепенное внимание. Ввиду сложного финансового состояния многие предприятия  пытаются найти выгодную рыночную нишу в оперативном порядке: без должной  проработки долгосрочных целей они  меняют свои приоритеты в развитии продукции и услуг, выходят на многообещающие сегменты рынка, а затем  бросают их. 

     Обеспечение стратегического управления компанией  выдвинулось в число наиболее важных проблем успешного развития отечественного бизнеса. Реализация стратегии  раскрывается в бюджетах в виде решения  среднесрочных и текущих задач, развивающих и конкретизирующих положение стратегического плана. Ключевую роль при этом играет то, насколько  организационная структура и  система управления предприятия  приспособлены к реализации поставленных стратегических целей и задач.

     В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования –  важнейшей функции управления. Вся  система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, то есть все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, лучше  – денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для  того, чтобы четко представлять, где, когда, что и для кого предприятие  будет производить и продавать, чтобы понимать, какие ресурсы  и в каком объеме для этого  понадобятся, то бюджетирование как  основа планирования – это максимально  точное выражение всех планируемых  показателей и ресурсов в финансовых терминах.

Информация о работе Бюджетирование и его роль в управлении предприятием