Бюджетирование и его роль в управлении предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 05:02, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики процесс планирования деятельности предприятия претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической ситуации. Старая система планирования также не соответствовала новым послеприватизационным условиям. Работать же без планирования, как оказалось, не в состоянии ни одно предприятие. Таким образом, возникла необходимость разработки новой системы, отвечающей целям и задачам предприятия в условиях рыночной экономики, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность.

Содержание

Введение 3
Понятие и сущность бюджетирования 5
Цели и задачи бюджетирования 7
Виды и формы бюджетов 10
Этапы планирования бюджета 13
Технология формирования и исполнения бюджетной политики
предприятия 15
Методика составления и организация процесса бюджетирования в
организации 22
Бюджетирование как инструмент к эффективному менеджменту 24
Место бюджетирования в современной системе управлением
предприятием 26
Заключение 29
Список использованных источников 30

Работа содержит 1 файл

курсовик.docx

— 113.99 Кб (Скачать)

   Исходя  из этого, можно обозначить главные  цели бюджетирования следующим образом (рис.1):

     
             
            Главные цели бюджетирования
 
 
 
     
    1. Планирование  и контроль 2. Распределение  ответственности 3. Оптимизация 4. Мотивация  персонала
    Контроль  за результатами деятельности предприятия  осуществляется путем сопоставления  плановых и фактических результатов  деятельности и последующим их детальным  анализом причин отклонений. Делегирование ответственности за понесенные издержки, полученные доходы и прибыль. Обеспечивает  наилучшее использование ограниченных ресурсов. Предоставляет сотрудникам информацию о намеченных целях в количественном выражении  и обеспечивает возможность оценить  эффективность их работы.

   Рис.1. Главные цели бюджетирования. 

     Таким образом общие цели бюджетирования направлены на выполнение стратегических задач предприятия, а выполнение тактических задач содействуют  главные цели бюджетирования.

     К частным целями бюджетирования относятся:

  • максимизация выручки (дохода);
  • минимизация затрат;
  • удержание и расширение рынка сбыта;
  • достижение и поддержание определенных  темпов роста;
  • экономических показателей организации;
  • максимизация рыночной стоимости организации;
  • технологическое лидерство в отрасли;
  • создание определенного имиджа организации.

     Бюджетирование  может рассматриваться как одна из целей организации, но в, то, же время  система бюджетирования должна реализовывать  несколько поставленных целей в  зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.

     Бюджетирование  выполняет следующие основные функции (табл.1):

Таблица 1. – Основные функции бюджетирования

     
  Основные функции бюджетирования
Название Характеристика
Функция планирования Исходя из стратегических целей предприятия, система бюджетирования решает задачи распределения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Формируется количественная определенность выбранным перспективам развития предприятия, все затраты  и результаты приобретают денежное выражение.
Функция учета Формирует основу управленческого учёта. Позволяет  получать точную информацию: по подразделениям, видам продукции и т.п. Также  позволяет сравнивать намеченные цели с действительными результатами работы предприятия.
Функция контроля Бюджет представляет собой набор показателей (критериев) которые должны использоваться при  контроле деятельности предприятия. Также, бюджетное планирование позволяет  выявить отклонения от плановых показателей  и скорректировать действия.
 

     Бюджеты должны постоянно пересматриваться и корректироваться по мере необходимости  для установления объективности  затрат по достижению поставленных целей.  

  1. Виды  и формы бюджетов
 

     Экономическая эффективность любого предприятия  возможна только в том случае, если имеются четко заданные и реальные для выполнения параметры затрат и результатов. С помощью бюджета  и определяются данные параметры. Бюджет же и является инструментом процесса бюджетирования.

     Виды бюджетов представлены на рис.2.

Основные

бюджеты

1.Бюджет

Доходов и расходов

2.Бюджет  движения 

денежных  средств

3.Расчётный

(прогнозный) баланс

4.Бюджет  продаж

5.Бюджет  запасов 

 готовой  продукции

6.Производственный 

бюджет

Бюджет

коммерческих  расходов

Бюджет

 управленческих  расходов

     Бюджет

       коммерческих расходов 

     Бюджет

       коммерческих расходов 

Производственный  бюджет

7.Бюджет  прямых

материальных  затрат

Бюджет  прямых

материальных  затрат

8.Бюджет  накладных

расходов

Вспомогательные     бюджеты

Операционные

бюджеты

     Рис.2. Типовая классификация бюджетов организации. 
 
 

     Рассмотрим  функции разных видов бюджета:

     1. Бюджет доходов и расходов  – определяет экономическую эффективность  деятельности предприятия. Данный  бюджет формирует основной финансовый  результат деятельности предприятия,  т.е. его прибыльность.

     2. Бюджет движения денежных средств  носит более очевидный характер, он непосредственно планирует  и фиксирует реальные потоки  денежных средств и сравнительно  прост для составления. Бюджет  движения денежных средств определяет  “платежеспособность” предприятия  как разницу поступлений и  “выбытий” денежных средств  за период.

     3. Расчетный (прогнозный) баланс - определяет  экономический потенциал и финансовое  состояние предприятия. Расчетный  (прогнозный) баланс является результирующим  бюджетом, при корректной модели  финансового учета он формируется  на основе бюджета доходов  и расходов и бюджета движения  денежных средств. 

     4. Бюджет продаж - предопределяет уровень  и общий характер всей деятельности  предприятия. Определение и обоснование  объема продаж и его товарной  структуры является ключевым  в системе бюджетирования любого  предприятия, ориентированного на  достижение стратегических планов.

     5. Бюджет запасов готовой продукции  - является планом изменения стоимостного  и физического объема и структуры  запасов готовой продукции предприятия  за бюджетный период.

     6. Производственный бюджет – входит  в состав операционного бюджета  и является планом физического  объема и структуры выпуска  (производственной программы) и  производственных затрат и себестоимости  выпуска предприятия на бюджетный  период.

     7. Бюджет прямых материальных затрат  – входит в состав бюджета  производственных затрат и являющийся  планом прямых производственных  затрат в части расходования  материальных и финансовых оборотных  ресурсов (сырье, материалы, комплектующие,  субподряд сторонних организаций).

     8. Бюджет накладных расходов –  включает все виды текущих  затрат предприятия, не относящихся  к прямым затратам.

     В бухгалтерском управленческом учете  существует несколько форм бюджетов (табл.2):

Таблица 2. – Формы бюджетов

Тип бюджета Характеристика
- «снизу  вверх»

- «сверху  вниз»

-сбор и фильтрация  бюджетной информации осуществляется  от исполнителей к руководству  компании;

-обеспечивает  согласованность бюджетов всех  уровней. 

На практике применяют смешанные варианты бюджетов.

Долгосрочные 

Краткосрочные

- от полугода  до года;

- квартальные. 

Часто долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяют в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного  бюджета.

Непрерывный (скользящий) бюджет По мере того, как заканчивается месяц(квартал) к «старому» бюджету добавляется  новый. Он составляется в условиях неопределенности: на первый квартал – максимально  подробный бюджет; на последний квартал  – приблизительные данные.
Постатейный бюджет Ограничение суммы  каждой отдельной статьей расхода  без переноса в другую статью.
Бюджет  с временным периодом Неизрасходованный остаток средств переносится  на следующий период.
Статистический (жесткий и гибкий) бюджет Статистический  – когда цифры находятся вне  зависимости от объемов производства (постоянные затраты);

Гибкий –  отражает переменные затраты.

Бюджет  с нулевым уровнем, преемственный  и предполагаемый Нулевой уровень  → каждый раз составляется заново преемственный бюджет → имеющиеся  шаблоны, в которые вносят коррективы. Несколько вариантов альтернативных событий, выбирается только один.
Недостижимый 

Неприемлемый  бюджет

- если на  практике не удается достигнуть  целей бюджета;

- цели достижимы,  но неприемлемы для организации. 

Генеральный (общий)

Частный бюджет

- охватывает  общую деятельность предприятия;

- объединяет  и суммирует сметы и планы  подразделений предприятия. 

 

     Тщательно спланированный и правильно выбранный  бюджет предприятия является одним  из факторов успешной деятельности организации.  

  1. Этапы планирования бюджета
 

     Ключевым  фактором успеха при создании системы  бюджетирования является формирование адекватной компании финансовой структуры  и делегирование руководителем  центра финансовой ответственности (ЦФО) реальных полномочий и ответственности  за исполнение бюджетных показателей. Поэтому при разработке системы  бюджетирования компания должна вначале  уделить максимум внимания разработке финансовой структуры, а уже затем  заниматься «рисованием» бюджетных  форм.

           Таким образом, разработка финансовой структуры является тем  этапом, от которого во многом зависит  успех всего проекта и который  должен быть завершен в первую очередь. Но еще до разработки финансовой структуры  компания должна принять ряд решений, касающихся основополагающих принципов  работы системы. Данные принципы, оставаясь  неизменными на протяжении длительного  времени, будут обеспечивать стабильную работу всей системы и будут обеспечивать стабильную работу всей системы и  будут давать возможность сопоставления  и анализа бюджетов разных периодов.

В частности  компания должна принять решения  по следующим вопросам:    1)Каковы минимальные и максимальные периоды  планирования?

2) Каково  основное направления бюджетирования («сверху-вниз», снизу-вверх» или  их комбинация)?

3) Какие  методы формирования бюджетов  будут формироваться?

4) Планирует  ли компания использовать концепцию  «гибкого бюджета» при формировании  и анализе бюджетов?

5) Испытывает  ли компания потребность в  проведении процедуры консолидации  бюджетов и, соответственно, необходимо  ли использование соответствующих  принципов планирования?

6) Планирует  ли компания использовать скользящее  бюджетирование?

7) Необходимо  ли многовалютность?

8) Прочие  важные аспекты, касающиеся общего  устройства и механизмов работы  системы?  
 

     Таким образом, разработка бюджета включает в себя основные этапы (рис.3):

Информация о работе Бюджетирование и его роль в управлении предприятием