Бюджет региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка мероприятий по укреплению финансовых основ местного бюджета. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть нормативно – правовую базу;
• проанализировать доходную и расходную часть бюджета Нальчикского городского округа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 5
1.1. Понятие местных бюджетов и их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований 5
1.2 Местный бюджет: структура, источники доходов и расходов 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НАЛЬЧИКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА. 14
2.1. Анализ доходов Нальчикского городского округа 14
Налоговые доходы местного бюджета 19
Неналоговые доходы 23
Безвозмездные перечисления 28
2.2. Анализ расходной части местного бюджета 30
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
3.1. Рекомендации для укрепления финансовых основ местного самоуправления 35
3.2. Совершенствование межбюджетных и бюджетных отношений на местном уровне 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа МОЯ ФИНАНСЫ.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

           Рис. 2.4. Структура налоговых доходов за 2009-2011 гг., тыс. руб

 Так налог  на доходы физических лиц вырос  от 590498 тыс. руб. до 700899 тыс. руб., рост налога на совокупный доход составил от 103932 тыс.руб. в 2009 году до 120813 тыс.руб. в 2011 году, поступления земельного налога в 2011 году увеличились более чем в 2 раза.

Таблица 2.3.

Структура налоговых доходов в общем  объеме поступлений

Период

Единица измерения

Всего доходов в местный бюджет

В том  числе: налоговые доходы

2009год

тыс.руб.

2520217

922120

Уд.вес 

%

100

36,6

2010год

тыс.руб.

2412911

1225729

Уд.вес 

%

100

50,8

2010 год

тыс.руб.

2634208

1352149

Уд.вес 

%

100

51,3


 

Анализ структуры  налоговых доходов в разрезе  видов платежей местного бюджета Нальчикского городского округа (табл. 2.4.) за период с 2009 года по 2011 год, показал, что основу собственных доходов составляет налог на доходы физических лиц, его удельный вес в общей сумме налоговых доходов местного бюджета района составил в 2009 году 23,4% к общему доходу налоговых платежей, в 2010 году показатель получился 26,4%, в 2011 году 26,6%, причем данные показатели имели тенденцию к увеличению. Иные собственные источники приходятся на налог на совокупный доход, его доля в общем объеме налоговых поступлений составила в 2009 году 4,1%, в 2010 году 4,6%, в 2011 году 4,6%, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности , налог на имущество, а также земельный налог.

Таблица 2.4.

Структура налоговых доходов местного бюджета Нальчикского городского округа в 2009-2011 гг., %

Вид дохода

Уд. вес  к общ. доходу

Уд. вес  к общ. доходу

Уд. вес  к общ. доходу

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ВСЕГО:

100

100

100

Налог на доходы физических лиц

23,4

26,4

26,6

Налоги на совокупный доход

4,1

4,6

4,6

Единый налог на вмененный доход  для отдельных видов деятельности

4,1

4,5

4,6

Единый сельскохозяйственный доход

0,0

0,0

0,0

Налоги на имущество

1,6

6,0

6,1

Земельный налог

1,5

5,9

5,9

Государственная пошлина

1,4

3,3

3,3

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

1,8

1,1

1,1


 

Действующее законодательство предусматривает зачисление налога на доходы физических лиц по месту работы. В связи с этим местный бюджет недополучает значительные финансовые ресурсы для развития своей территории. При этом социальные, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц производятся по месту проживания налогоплательщика, т.е. возврат сумм налога производится из бюджета, в который он не поступал. Поэтому, необходимо в Налоговом кодексе предусмотреть норму, устанавливающую порядок уплаты налога на доходы физических лиц по месту жительства налогоплательщика, что позволит создать более благоприятные условия для проживания граждан и для развития социальной инфраструктуры муниципального образования.

Таким образом, объем поступлений налоговых  доходов в бюджет муниципального района напрямую зависит от стабильности установленных нормативных отчислений вышестоящими бюджетами органами, которые узаконены нормативными документами, а налогоплательщики как физические, так и юридические лица, соблюдая законодательство в полном объеме, производят налоговые платежи в местный бюджет.

 Неналоговые доходы

Неналоговые доходы являются составной частью доходов  местного бюджета. Неналоговые доходы не имеют постоянного фискального  характера, твердо установленной ставки. В отличие о других доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется, исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве.

Неналоговые доходы формируются за счет прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджет муниципального района подлежат зачислению такие доходы как, доходы от использования имущества  находящегося в государственной  и муниципальной собственности, доходы от продажи материальных и  не материальных активов, платежи за негативное воздействие на окружающую среду (табл. 2.5.).

Таблица 2.5.

Неналоговые доходы местного бюджета за 2009-2011гг., тыс. руб.

Вид дохода

2009 г.

Уд. вес в %

2010 г.

Уд. вес в %

2011 г.

Уд. вес в %

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ВСЕГО

134476

5,3

143041

5,9

157344

6,0

доходы от продажи материальных и нематериальных активов

90181

3,6

93156

3,9

102471

3,9

Доходы от перечисления части прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей

329

0,0

659

0,0

724

0,0

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

5064

0,2

6538

0,3

7191

0,3

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

38902

1,5

42688

1,8

46958

1,8


 

Показатели неналоговых  доходов Нальчикского городского округа за период с 2009 года по 20111 год отражены в табл. 2.6. В 2009 году сумма неналоговых доходов составила 134476 тыс.руб., в 2010 году 143041 тыс.руб., в 2011 году 157344 тыс.руб. Если смотреть в целом на показатели, то можно сказать, что наблюдается рост в поступлении неналоговых доходов как в целом так и по видам основных неналоговых доходов, это хорошо видно на рис. 2.6. Так доходы от продажи материальных и нематериальных активов выросли с 90181 тыс. руб. в 2009 году до 102471 тыс. руб. в 2011 году.

 

 Рис. 2.6. Структуры неналоговых доходов по годам, тыс.руб.

Таблица 2.6.                                                                                                                          

Структура неналоговых доходов в общем объеме поступлений

Период

Един. измерения

Всего доходов

В том числе :

2009 год

тыс.руб.

2520217

134476

Уд.вес 

%

100

5,3

2010год

тыс.руб.

2412911

143041

Уд.вес 

%

100

5,9

2011 год

тыс.руб.

2634208

157344

Уд.вес 

%

100

6,0


Рис. 2.7. Структуры неналоговых доходов в общем объеме поступлений в местный бюджет за 2009-2011 гг., тыс. руб.

Анализ показывает, что удельный вес неналоговых  доходов в доходах консолидированного бюджета составил в 2009 году – 5,3%, в 2010 году – 5,9%, и в 2011 году – 6,0% (табл. 2.6.), наблюдается увеличение неналоговых доходов на 0,7%, при этом в динамике за три года прослеживается рост от 134476 тыс. руб. до 157344 тыс. руб.(рис.2.7). Основными источниками доходной части неналоговых платежей в 2011 году стали доходы от продажи материальных и нематериальных активов, доля их в объеме неналоговых доходов составила 3,9%. Неналоговые доходы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской федерации юридических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей.

Итак, анализ неналоговых  доходов показал, что их доля в  общем объеме доходов местного бюджета  не очень велика. Существует проблема учета неналоговых доходов. Функции учета и контроля всех неналоговых платежей следует передать финансовому органу. Следует проводить постоянную работу с невыясненными платежами. Существенным резервом увеличения неналоговых доходов местного бюджета является предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам не исключительно на основе проведения торгов (конкурсов, аукционов).

                                                        Рис. 2.8. Изменения неналоговых доходов по годам, тыс. руб.

В целях мобилизации неналоговых доходов в бюджет муниципального образования органу местного самоуправления следует постоянно проводить проверки по вопросам предоставления и использования земельных участков, правильности начисления и уплаты арендной платы за землю и муниципальное имущество, зачисления средств от аренды и продажи земельных участков и муниципального имущества; осуществления контроля за передачей в субаренду земельных участков и муниципального имущества. Местным органам власти следует осуществлять строгий налоговый и финансовый контроль за деятельностью муниципальных унитарных предприятий: регулярно оценивать эффективность работы муниципальных унитарных предприятий, а также по определению части прибыли, подлежащей перечислению в районный бюджет по итогам финансово-хозяйственной деятельности; регулярно проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности и своевременно принимать решения о целесообразности их дальнейшего функционирования. Качественное управление муниципальной собственностью, постоянный контроль за эффективным ее использованием является серьезным резервом пополнения доходов бюджета муниципального образования.

Безвозмездные перечисления

Местный бюджет Нальчикского городского округа находится практически в полной зависимости от бюджета вышестоящего уровня (областного бюджета), то есть район является  более чем на 70% дотационным. Финансовая помощь складывается из дотаций, субвенций, субсидии. Доходную часть местного бюджета в общем, характеризуют данные табл. 2.1. По данным таблицы видно, что за период с 2009 по 2011 годы в доходах местного бюджета Нальчикского городского округа преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. При этом доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот имеет рост с 1463621 тыс. руб. до 1124715 тыс. руб.(табл. 2.7).

Это говорит  о том, что собственных доходов Нальчикского городского округа не достаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.

Таблица 2.7.

Финансовая  помощь за 2009-2011 гг., тыс.руб.

Наименование вида дохода

2009 г.

Удельный вес в %

2010 г.

Удельный вес в %

2011 г.

Удельный вес в %

Доходы всего

2520217

100

2412911

100 

2634208

100 

Безвозмездные поступления

284829

11,3

28710

1,2

31581

1,2

Дотации

772556

30,7

793549

32,9

872903

33,1

Субвенции

402258

16,0

200210

8,3

220231

8,4

Субсидии

3978

0,2

1019

0,0

 

0,0

Межбюджетные трансферты

 

0,0

20653

0,9

 

0,0

Прочие безвозмездные  поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

1696134

67,3

1566786

64,9

1723466

65,4


 

Из них в 2011г. датации были перечисленны на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Рис. 2.9. Изменение безвозмездных поступлений в местный бюджет за 2009-2011 гг., тыс. руб.

Снижение или  не значительный рост собственных доходов  приводит к увеличению объема финансовой помощи (рис. 2.9.).

Следует отметить, что снижение доли собственных доходов  происходит не только за счет изменения  бюджетного и налогового законодательства, но и за счет того, что муниципалитетам  не выгодно обеспечивать рост собственных доходов, так как это обернется для них снижением объема финансовой помощи. Снижение уровня неналоговых доходов говорит о повышении зависимости местного бюджета от вышестоящего бюджета.

Столь высокий  показатель обусловлен передачей на уровень муниципальных районов государственных полномочий и полномочий поселений. Наиболее значимым нововведением стало наделение муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения. Финансирование подразделений, зарегистрированных на территории муниципального образования, осуществляется через местный бюджет за счет выделяемых средств областного бюджета в виде субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской федерации на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов):                    .                                                                                                     - на осуществление полномочий по осуществлению мер социальной поддержки граждан;                                                                                                               .                       - на осуществление государственных полномочий по социальному обслуживанию населения;                                                                                        .             - на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;             - на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты;             .                                                              - для осуществления государственных полномочий по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета.

2.2. Анализ расходной части местного бюджета

Расходы денежных средств местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач  и функций местного самоуправления. Расходная часть местного бюджета  включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы Нальчикского городского округа. Планирование расходов на предстоящий финансовый год это очень ответственная работа, которая проводится финансовым органом администрации совместно с главными распорядителями денежных средств. Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов (табл. 2.8.) Органы власти муниципального образования из средств местного бюджета осуществляют финансирование на учреждения народного образования (школ и дошкольных учреждений) в 2009 году сумма расходов составила 1071627 тыс. руб. в 2010 году 1135786 тыс.руб. в 2011 году расходы выросли до 1249365 тыс.руб., на здравоохранение (поликлиник и больниц) в 2009 году было израсходовано 271117 тыс.руб, в 2010 году 318281 тыс. руб. в 2011 году затраты составили 350109 тыс. руб., и на многие другие учреждения непроизводственной сферы. В районе затраты на непроизводственную сферу в течение анализируемого периода составляют значительную долю расходов бюджета. Структура расходов местного бюджета района на протяжении последних трех лет, она не одинакова.

Информация о работе Бюджет региона