Бюджет региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: разработка мероприятий по укреплению финансовых основ местного бюджета. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть нормативно – правовую базу;
• проанализировать доходную и расходную часть бюджета Нальчикского городского округа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 5
1.1. Понятие местных бюджетов и их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований 5
1.2 Местный бюджет: структура, источники доходов и расходов 9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НАЛЬЧИКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА. 14
2.1. Анализ доходов Нальчикского городского округа 14
Налоговые доходы местного бюджета 19
Неналоговые доходы 23
Безвозмездные перечисления 28
2.2. Анализ расходной части местного бюджета 30
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 35
3.1. Рекомендации для укрепления финансовых основ местного самоуправления 35
3.2. Совершенствование межбюджетных и бюджетных отношений на местном уровне 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа МОЯ ФИНАНСЫ.doc

— 579.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет является главным универсальным финансовым планом государства. Через бюджет происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы денежных средств. От правильного функционирования системы поступления и расходования финансов зависит благосостояние всей страны в целом и в частности государственных и муниципальных образований.

Финансовой базой местных  органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. Это  обуславливает актуальность темы исследования.

Именно местным  бюджетам на современном этапе развития страны уделяется значительное внимание, поскольку они являются гарантом финансового обеспечения развития регионов.

Интересы экономической независимости государства, его финансовой стабильности требуют создания системы принципиально новых межбюджетных отношений, их прозрачности и четкости. 
Стабильные и достаточные финансы микроуровня - важный источник внутренних инвестиционных ресурсов.

В последнее  время наблюдается регионализация экономических и 

социальных  процессов. Через местные финансы  государство активно проводит социальную политику, финансируя местные учреждения образования, медицины, коммунального  обслуживания населения и т.д

Перспективы социально-экономического развития муниципального образования  напрямую связаны с уровнем финансового  обеспечения конкретной территории. В сложившихся условиях экономического развития страны и дотационности  большинства территорий РФ на первый план выдвигаются задачи эффективного управления финансовыми ресурсами территории, наращивания финансовых ресурсов, являющихся основным фактором реализации местного самоуправления.

Объектом исследования является местный бюджет, в частности, Нальчикского городского округа.

Предметом курсовой работы являются теоретические и практические аспекты формирования и исполнения местных бюджетов.

Цель курсовой работы: разработка мероприятий по укреплению финансовых основ местного бюджета. Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть нормативно – правовую базу;
  • проанализировать доходную и расходную часть бюджета Нальчикского городского округа;
  • наметить мероприятия по укреплению основ  местного бюджета. 
    разработка предложений по совершенствованию существующего механизма функционирования местных бюджетов.

По структуре курсовая работа состоит из: введения, 3-х глав и заключения.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ  БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

    1. Понятие  местных бюджетов и их роль в социально-экономическом развитии муниципальных образований

Муниципальные финансы являются основой экономического процесса местного самоуправления и  наряду с государственным имуществом, переданным в управление муниципальным  органам власти, объектами муниципальной собственности; служат базой для решения проблем эффективного функционирования и развития объектов инфраструктуры муниципального образования.

Муниципальные финансы включают в себя средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности. Они построены на принципах самостоятельности, прозрачности финансовых потоков, гласности, государственной финансовой поддержки.

Местные финансы  или финансы местных (муниципальных) образований органов управления являются важным составляющим звеном финансовой государственной системы. К местным финансам относятся  финансы сельских и городских  поселков, городов и районов, общин и округов. В ряде стран, в соответствии с национальными особенностями территориального устройства, к местным финансам относятся финансы графств и областей. В Российской Федерации более 12 тыс. муниципальных образований имеют утвержденный статус. Однако примерно лишь половина из них (около 6 тысяч) имеет самостоятельный бюджет.

Общеэкономическая эффективность местных финансов во многом зависит от законодательного закрепления полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления. В  Российской Федерации законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к предметам ведения местного самоуправления в рамках территории муниципального образования отнесен ряд вопросов местного значения. Прежде всего, это принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, распоряжение местными финансами, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения. Местные органы власти ведают также комплексом социально-экономических проблем, развитием муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечением санитарного благополучия населения. В их ведении находится организация и. содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью. Большое место занимают вопросы культуры, работы средств массовой информации, организации занятости населения и социальной поддержки нуждающихся, охраны окружающей среды и многое другое.

Доходы и  расходы муниципальных образований  следует рассматривать, в первую очередь, через процесс формирования и исполнения местных бюджетов. Они образуют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации , бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

С позиций развития муниципальных финансов термин «местный бюджет» может пониматься как  совокупность экономических отношений  между юридическими и физическими лицами, как участниками формирования аккумулированного централизованного фонда финансовых средств конкретного муниципального образования .

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении. Они выполняют  следующие функции:

- формирование  денежных фондов, являющихся финансовым  обеспечением деятельности местных  органов власти;

  • распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении  общегосударственных экономических  и социальных задач - в первую очередь  в распределении государственных  средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Роль местных  бюджетов в социально-экономическом  развитии районов характеризуется  следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130).

Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам  в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда и дорожного хозяйства.

В-третьих, с  помощью местных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.

С этой целью формируются  и реализуются региональные программы  экономического и социального развития регионов по благоустройству сел и городов, развитию сети дорог, возрождению культурных памятников, используя в необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной  власти могут увеличивать или уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть  финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов.

Отмечая роль местных  бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов, нельзя не учитывать, что кризисной является в экономике страны инфляция, и расcтроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Бюджеты муниципальных  образований (местные бюджеты) являются составной частью финансовой системы  Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом развитии регионов возрастает в связи с  расширением прав местных органов  власти в соответствии с Законом Российской Федерации «О местном самоуправлении».

Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение  и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.2 Местный бюджет: структура, источники доходов и расходов

Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Бюджетный процесс - регламентированная нормами права деятельность органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за исполнением бюджетов.

Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и  имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты  — один из главных каналов доведения  до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местный бюджет (англ. regional budget) - в бюджетном законодательстве РФ форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ). Местный бюджет называют также бюджетом муниципального образования. Местные бюджеты относятся к третьему уровню бюджетной системы РФ.

Бюджет муниципального образования - в РФ - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. При этом местный бюджет может быть дефицитным или профицитным.

Дефицит местного бюджета - превышение расходов бюджета развития над его доходами, выраженное в абсолютных и относительных величинах.

Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.

Местный бюджет состоит из доходной и расходной частей (таб.1).

Таблица 1.1

Бюджет  муниципального образования

ДОХОДЫ 

РАСХОДЫ

1. НАЛОГОВЫЕ  ДОХОДЫ:

Бюджетные инвестиции на увеличение стоимости основных средств

Налог на доходы физ. лиц

Общегосударственные вопросы

Налог на совокупный доход

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

Налог на прибыль  организаций

Национальная  экономика

Единый сельскохозяйственный налог

Сельское хозяйство  и рыболовство

Единый налог  на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Жилищно-коммунальное хозяйство

Земельный налог

Образование

Платежи за пользование природными ресурсами

Культура и  искусство

Прочие налоги, пошлины и сборы

Здравоохранение и физическая культура

2. НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Социальная  политика

Доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

Межбюджетные  трансферты

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

 

Доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

 

Доходы от продажи  материальных и нематериальных активов

 

3. БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ  ПОСТУПЛЕНИЯ

 

Дотации

 

Субвенции

 

Субсидии

 

Межбюджетные  трансферты

 

Информация о работе Бюджет региона