Аудиторская деятельность и регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является глубокий анализ вопроса развития рынка аудиторских услуг в России, выявление проблем, связанных с этим развитием.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
Рассмотреть факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России.
Рассмотреть аудиторскую деятельность и регулирование в России.
Раскрыть основные направления и перспективы развития аудита в России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России. 5
1.1История развития аудита в России. 5
1.2 Этапы и виды развития аудита в России 8
Глава 2. Аудиторская деятельность и регулирование в России 17
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности. 17
2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России. 19
3 Глава. Основные направления и перспективы развития аудита в России. 27
3.1 Развитие рынка аудиторских услуг в настоящие время. 27
3.2 Перспективы развития 31
Заключение 37
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

«Развитие рынка аудиторских услуг в РФ».docx

— 70.50 Кб (Скачать)

17. Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г.;

18. Постановление Правительства  Российской Федерации «О мерах  по обеспечению проведения обязательного  аудита» от 12 июня 2002 г.;

19. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности. Утверждены  Постановление Правительства Российской  Федерации от 23 сентября 2002 г.;

20. Положение о Совете по аудиторской  деятельности при Министерстве  финансов Российской Федерации,  утвержденное приказом Минфина  России от 3 июня 2002 г.;

21. Положение о Департаменте  организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации, утвержденное приказом  Минфина России от 7 марта 2002 г.;

22. Временное положение о порядке  аккредитации профессиональных  аудиторских объединений при  Министерстве финансов Российской  Федерации, утвержденное приказом  Минфина России от 29 апреля 2002 г.;

23. Временное положение о системе  аттестации, обучения и повышения  квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г.;

24. Перечень документов, требований  и условий, необходимых для  подачи заявления в лицензирующий  орган о предоставлении лицензии  на осуществление аудиторской деятельности, утвержденный письмом Минфина России от 11 апреля 2002 г.;

25. Порядок предоставления отчета  аудиторскими организациями и  аудиторами, имеющими лицензии на  осуществление аудиторской деятельности  в области общего аудита, аудита  бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных  институтов, а также аудита страховщиков, утвержденный приказом Минфина  России от 27 октября 1999 г.;

26. Правила (стандарты) аудиторской  деятельности, утвержденные Комиссией  по аудиторской деятельности  при Президенте РФ;

27. Типовая программа проверки  соответствия лицензионным требованиям  и условиям, а также качества  работы аудиторских организаций  (индивидуальных аудиторов), утвержденная  приказом Минфина России от 17 мая 2002 г. ( в редакции приказом Минфина России от 9 сентября 2002 г. и 26 сентября 2002 г.).

Из приведенного перечня нормативных  документов по регулированию аудиторской  деятельности можно выделить:  кодексы  и федеральные законы (пп. 1 - 15); постановления Правительства РФ, положения,  утвержденные министерствами и ведомствами (пп. 16 - 27).

Приведенный перечень нормативно –  правовых документов обеспечивает организации аудиторской деятельности в РФ, однако он будет расширяться за счет принятия новых федеральных стандартов и других нормативных документов3.

 

2.2 Нормативное  регулирование аудиторской деятельности  в России.

 

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике.

В мировой практике можно выделить две различные концепции регулирования  аудиторской деятельности. Первая из них получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, ФРГ, в которых аудиторская деятельность строго регламентируется централизованными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция развития в  англоязычных странах (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в  некоторой  степени саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования  аудиторской деятельности находится  в стадии становления. Происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, роли и функций государственных  и общественных аудиторских организаций. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной нам представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Аудит – деятельность по проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятий и частных  предпринимателей. Аудиторская деятельность регулируется нормативными актами и  стандартами. 
Эта система включает 4 основных уровня (табл. 1)

Таблица 1. Система нормативного регулирования  аудиторской деятельности РФ

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования

Степень разработанности  и применения

1

Федеральный закон  «Об аудиторской деятельности»

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово  – экономической системе.

Закон принят

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие  вопросы регулирования аудиторской  деятельности, обязательные для всех субъектов нормы аудита

Разработано 6 федеральных  правил (стандартов), остальные разрабатываются  (вместо них пока действуют российские правила (стандарты)

Подзаконные нормативные  акты

Устанавливают общие  положения по регулированию аудиторской  деятельности для аудиторских организаций  и индивидуальных аудиторов

В соответствии с ФЗ разработаны нормативные  документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности.

 

 

3

Внутренние правила (стандарты) аккредитованных профессиональных объединений

Регулирование специфических  вопросов аудиторской деятельности на уровне профессиональных объединений

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями

 

 

3.1

Нормативные документы  министерств и ведомств

Регулирование специфических  особенностей аудита по видам

Министерствами  и ведомствами принят и разрабатывается  ряд документов по видам аудита

4

Внутренние стандарты  аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)

Использование при  проведении аудита и сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются и используются аудиторскими организациями  и индивидуальными аудиторами


 

Первый (верхний) уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской  деятельности». Федеральный закон  определяет место аудита в финансово  – хозяйственной деятельности в  качестве ее необходимого равноправного  элемента. Для РФ это особенно важно, поскольку исторически государственный  финансовый контроль превалировал над  другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать, что становление  аудита в РФ состоялось.

К документам второго уровня относятся  подзаконные нормативные акты и  федеральные правила (стандарты). В  настоящее время утверждено 6 федеральных  стандартов и другие подзаконные  нормативные акты. До их полной разработки действуют российские правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка4.

Согласно ст. 9 ФЗ «Об аудиторской  деятельности», стандарты аудиторской  деятельности - это единые требования к порядку осуществления, аудиторской  деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих  ему услуг, а также к порядку  подготовки аудиторов и оценке их квалификации. Стандарты подразделяются на:

- Федеральные стандарты аудиторской  деятельности

- Внутренние стандарты аудиторской  деятельности, действующие в профессиональных  аудиторских объединениях 

-Внутрифирменные стандарты аудиторских  организаций и индивидуальных  аудиторов. 

Федеральные стандарты аудиторской  деятельности являются обязательными  для аудиторской организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых сказано, что они имеют рекомендательный характер и утверждаются Правительством РФ. Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов стандарты ауд. деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам ауд. деятельности. Требования внутренних стандартов ауд. деятельности не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности, аудиторской организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать внутрифирменные стандарты ауд. деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам ауд. деятельности. При этом требования стандартов ауд. деятельности ауд. организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных стандартов аудиторской деятельности и внутренних стандартов ауд. деятельности профессиональных аудиторских объединения, членами которого они являются. Стандарты ауд. деятельности - это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Стандарты аудиторской деятельности:

- Стандарт №1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности

- Стандарт №2. Документирование аудита

- Стандарт №3. Планирование аудита

- Стандарт №4. Существенность в аудите

- Стандарт №5. Аудиторские доказательства

- Стандарт №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

- Cтандарт № 7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту (действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт №7. Внутренний контроль качества аудита (не действует с 16.12.2008 г.)

- Cтандарт № 8.Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности (действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт №8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом (не действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт № 9. Связанные стороны (действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт №9. Аффилированные лица (не действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт №10. События после отчетной даты

- Стандарт №11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

- Стандарт №12. Согласование условий проведения аудита

- Стандарт №13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

- Стандарт №14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита

- Стандарт №15. Понимание деятельности аудируемого лица (не действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт №16. Аудиторская выборка

- Стандарт №17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

- Стандарт №18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

- Стандарт №19. Особенности первой проверки аудируемого лица

- Стандарт №20. Аналитические процедуры

- Стандарт №21. Особенности аудита оценочных значений

- Стандарт № 22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям (действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт №22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника (не действует с 16.12.2008 г.)

- Стандарт №23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

-  Стандарт №24. Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами

-Стандарт №25. Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация

- Стандарт №26. Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности

- Стандарт №27. Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность

- Стандарт №28. Использование результатов работы другого аудитора

- Стандарт №29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

- Стандарт №30. Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации

- Стандарт №31. Компиляция финансовой информации

- Стандарт № 32. Использование аудитором результатов работы эксперта

- Стандарт № 33. Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности

- Стандарт № 34. Контроль качества услуг в аудиторских организациях

Третий уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских  объединений, а также нормативные  акты министерств и ведомств, устанавливающие  правила организации аудиторской  деятельности и проведения аудита применительно  к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета , хозяйственного права.

Четвертый уровень включает внутрифирменные  стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские  организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой  аудиторских фирм, их ноу-хау. Именно они во много определяют качество и престиж аудиторских фирм.

 

 

 

 

3 Глава. Основные  направления и перспективы развития  аудита в России.

3.1 Развитие рынка  аудиторских услуг в настоящие время.

Возникновение рынка аудита и консалтинга  происходило на западе больше ста  лет назад. Формирование этого рынка  было следствием реального рыночного  спроса. Собственникам, чей бизнес в  какой-то момент достигал определенного  уровня, требовалась независимая  оценка реального положения дел. Это требовалось и инвесторам, которые на основании аудиторского заключения принимали решение — инвестировать им в компанию или нет.

Развитие российского рынка  аудита и консалтинга происходило  более быстрыми темпами, чем на западе. На создание бизнеса, конкурентного  западным аудиторским фирмам, отечественным  компаниям потребовалось менее  двадцати лет. И хотя этот путь практически  повторял все этапы, которые проходили  иностранные игроки рынка аудиторско-консалтинговых услуг, отечественный рынок имел свои особенности.

Информация о работе Аудиторская деятельность и регулирование в России