Аудиторская деятельность и регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является глубокий анализ вопроса развития рынка аудиторских услуг в России, выявление проблем, связанных с этим развитием.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
Рассмотреть факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России.
Рассмотреть аудиторскую деятельность и регулирование в России.
Раскрыть основные направления и перспективы развития аудита в России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России. 5
1.1История развития аудита в России. 5
1.2 Этапы и виды развития аудита в России 8
Глава 2. Аудиторская деятельность и регулирование в России 17
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности. 17
2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России. 19
3 Глава. Основные направления и перспективы развития аудита в России. 27
3.1 Развитие рынка аудиторских услуг в настоящие время. 27
3.2 Перспективы развития 31
Заключение 37
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

«Развитие рынка аудиторских услуг в РФ».docx

— 70.50 Кб (Скачать)

- состояния внутреннего  контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные  службы или

отдельные аудиторы, состоящие  в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние  аудиторы.

К институтам внутреннего  аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

 Работа внутреннего  аудита имеет для руководства  и (или) собственников экономического  субъекта  информационное и консультационное  значение; она призвана содействовать  оптимизации деятельности экономического  субъекта и выполнению обязанностей  его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости  от особенностей экономического субъекта и требований его руководства  и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

- проверки систем бухгалтерского  учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку  рекомендаций по улучшению этих  систем;

- проверки бухгалтерской  и оперативной информации, включая  экспертизу средств и способов, используемых для идентификации,  оценки, классификации такой информации  и составления на ее основе  отчетности, а также специальное  изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

- проверки соблюдения  законов и других нормативных  актов, а также требований учетной  политики, инструкций, решений и  указаний руководства и (или)  собственников;

- проверку деятельности  различных звеньев управления;

- оценку эффективности  механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных  проверок в филиалах, структурных  подразделениях экономического  субъекта;

- проверки  наличия, состояния  и обеспечения сохранности имущества  экономического субъекта;

- работу над специальными  проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

- оценку используемого  экономическим субъектом программного  обеспечения;

- специальные расследования  отдельных случаев, например подозрений  в злоупотреблениях;

- разработку и представление  предложений по устранению выявленных  недостатков и рекомендаций по  повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего  аудита обеспечивается степенью его  независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов  США (Institut of Internal  Auditors) было разработано следующее определение:

Внутренний аудит —  это независимая деятельность в  организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель

внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять  свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют  своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и  другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате  предприятия и подчиненные его  руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего  аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

- проверку систем контроля, направленную на выработку политики  компании в рамках законодательства;

- оценку экономичности  и эффективности операций компании;

- проверку уровня достижений  программных целей;

-  подтверждение достоверности  информации, используемой руководством  при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой  организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего  аудита, руководство предприятия  может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения  внутри предприятия.

В определенной мере функции  внутренних аудиторов выполняют  ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные  главному бухгалтеру или финансовому  директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1. Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2. Подтверждение выполнения  внутрисистемных контрольных процедур.

3. Анализ эффективности  функционирования системы внутреннего  контроля и обработки информации.

4. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной  системой.

Внутренний и внешний  аудит дополняют друг друга и  в то же время существенно отличаются.

Достаточно близок к управленческому  аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическом анализ хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Проведение аудита хозяйственной  деятельности может осуществляться как по заказу администрации, так  и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных  органов. Аудит на соответствие требованиям  заключается в анализе определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях установления ее соответствия предписанным условиям, правилам или  законам. Если такие  условия (например, внутренние правила  контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляется сотрудниками предприятия, которые  выполняют функцию внутреннего  аудита. Если условия устанавливаются  кредиторами (например, требование поддержания  определенного соотношения между  оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку они  часто связаны с финансовыми  отчетами компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов.

Аудит на соответствие требованиям, установленным государственными актами, проводится ревизорами, работающими  в государственном органе, осуществляющем контроль за исполнением этих актов, или сторонними аудиторами, которым поручается такой контроль. Результаты аудита докладываются соответствующему государственному органу.

Аудит финансовой отчетности и специальный аудит заключается  в проверке отчетности субъекта с целью дачи заключения о правильности ее составления в соответствии с установленными критериями и общепринятыми правилами бухгалтерского учета. Этот вид аудита проводится сторонними аудиторами, нанятыми компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Специальный аудит направлен  на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить  законность, добросовестность и эффективность  деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации  Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым  их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке.

 Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению  экономического субъекта, на основе  договора с аудитором (аудиторской  фирмой). Характер и масштабы такой  проверки определяет клиент.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской  фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в  организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного  сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля и т.д.).

 Практика работы аудиторских  фирм свидетельствует о преимуществах  повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно  как аудиторам, так и клиенту.

 Более того, смена клиентом  аудиторской фирмы зачастую вызывает  настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам  аудита необходимо добавить:

- налоговый аудит;

- ценовой аудит;

- экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:

а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности  бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно ориентированный  аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего  контроля. Доказано, что если система  внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную  проверку, потому что в некоторой  степени можно доверять системе  внутреннего контроля в раскрытии  ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;

в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую  работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое  на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более  эффективную с точки зрения затрат услугу.

С точки зрения экономических  субъектов аудит подразделяется на:

- общий аудит (предприятия  и их объединения независимо  от организационно- правовых форм и видов собственности, организации, учреждения);

- банковский аудит;

- аудит страховых организаций;

- аудит бирж;

- аудит внебюджетных фондов;

- аудит инвестиционных  институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Аудиторская  деятельность и регулирование в  России

2.1. Правовые основы  аудиторской деятельности.

 

К правовым и законодательным документам о аудиторской деятельности в Российской Федерации относятся следующие:

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации;

 2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.;

3. Налоговый кодекс Российской Федерации;

4 Уголовный кодекс Российской Федерации;

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

6. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 г.;

7. Федеральный закон « О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. ( в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 г.и последующих изменений и дополнений);

8. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);

9. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);

10. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);

11. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);

12. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»

от 7 мая 1998г. (в редакции последующих  изменений и дополнений);

14. Закон РФ «О потребительской  кооперации (потребительских обществах,  их союзах) в Российской Федерации»  от 19 июня 1992 г. (в редакции последующих изменений и дополнений);

15. Федеральный закон «О финансово  – промышленных группах» от 30 ноября 1995 г.;

16. Постановление Правительства  Российской Федерации «О вопросах  государственного регулирования  аудиторской деятельности в Российской  Федерации» от 6 февраля 2002 г.;

Информация о работе Аудиторская деятельность и регулирование в России