Аудиторская деятельность и регулирование в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является глубокий анализ вопроса развития рынка аудиторских услуг в России, выявление проблем, связанных с этим развитием.
Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:
Рассмотреть факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России.
Рассмотреть аудиторскую деятельность и регулирование в России.
Раскрыть основные направления и перспективы развития аудита в России.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России. 5
1.1История развития аудита в России. 5
1.2 Этапы и виды развития аудита в России 8
Глава 2. Аудиторская деятельность и регулирование в России 17
2.1. Правовые основы аудиторской деятельности. 17
2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России. 19
3 Глава. Основные направления и перспективы развития аудита в России. 27
3.1 Развитие рынка аудиторских услуг в настоящие время. 27
3.2 Перспективы развития 31
Заключение 37
Список литературы 39

Работа содержит 1 файл

«Развитие рынка аудиторских услуг в РФ».docx

— 70.50 Кб (Скачать)

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России. 5

1.1История развития аудита в России. 5

1.2 Этапы и виды развития аудита в России 8

Глава 2. Аудиторская деятельность и регулирование в России 17

2.1. Правовые основы аудиторской деятельности. 17

2.2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России. 19

3 Глава. Основные направления и перспективы развития аудита в России. 27

3.1 Развитие рынка аудиторских услуг в настоящие время. 27

3.2 Перспективы развития 31

Заключение 37

Список литературы 39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком  положении и функционировании, и  осуществляемый компетентным независимым  лицом, которое, исходя из установленных  критериев, выносит заключение о  качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение  мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита состоит в  определении достоверности и  правильности финансовой отчетности субъекта проверки, а также контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. 

С помощью аудита организации могут  исправить, проконтролировать и  подтвердить свою отчётность. Заключения аудиторских фирм или самостоятельных  аудиторов представляются в государственные  органы. Это помогает государству  контролировать в должной степени  экономических субъектов, что в  целом является необходимым фактором для развития экономики страны. Аудит  является своеобразным методом контроля на первой ступени проверки государством экономических субъектов. Аудит  помогает исправить ошибки ведения  учёта финансовой деятельности предприятия, это позволяет предотвратить  взыскания со стороны государственных  органов контроля, что способствует сохранению и правильности определения прибыли на данном предприятии. Более того, аудиторы , по результатам проверки, могут предложит новые методы и пути ведения отчётности для наилучшего контроля деятельности предприятия, и наилучшем использовании ресурсов. А это приводит к увеличению полученной прибыли предприятием, следовательно и развитию экономики в целом. Немаловажно отметить то, что аудиторские фирмы и самостоятельные аудиторы являются полностью независимы, ведут только деятельность связанную с аудитом. Таким образом, можно определить, что аудит является независимой формой финансового контроля, обеспечивающий не только необходимую проверку, но и дополнительную консультацию по наилучшему устройству и организации финансово-экономической деятельности предприятия, что в конечном счёте важно и необходимо для становящегося российского бизнеса в условия противоречиво складывающейся экономики. 

Российский аудит развивается  по особым федеральным законам. Поэтому  главной положительной тенденцией явилось появление и развитие законодательной базы аудиторской  деятельности, принятие новых аудиторских  стандартов. Вторая положительная тенденция - это устойчивый рост рынка аудиторских  услуг. Значительно выросло доверие  к советам аудиторов со стороны  крупного, среднего и малого бизнеса. Рынок потребовал укрупнения и универсальности  аудиторских организаций. Сейчас значительная часть юридических лиц проходит ежегодную аудиторскую проверку, а потому формируется устойчивая тенденция к расширению клиентской базы.

Актуальность выбранной темы обусловлена  те, что развитие рынка аудиторских услуг в России идет очень быстрыми темпами. С каждым годом число компаний, которые нуждаются в действительно качественных услугах аудитора, растет и растет значительно, российские аудиторы набирают опыт, нарабатывают так необходимую интуицию, а, соответственно, растет и доля прогрессивных российских аудиторских фирм на рынке.

Целью данной курсовой работы является глубокий анализ вопроса развития рынка  аудиторских услуг в России, выявление  проблем, связанных с этим развитием.

Исходя из цели, формируются задачи курсовой работы:

  1. Рассмотреть  факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России.
  2. Рассмотреть аудиторскую деятельность и регулирование в России.
  3. Раскрыть основные направления и перспективы развития аудита в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Факторы, повлиявшие на становление развития аудита в России.

1.1История развития  аудита в России.

 

Слово «аудитор» - латинского происхождения  и в переводе на русский язык означает «слушатель». Так в духовных учебных  заведениях называли отлично успевающего  ученика, который по поручению учителя  производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие  доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности (аудите). В первооснове аудиторская  деятельность представляет собой процесс  проверки аудиторами (аудиторскими фирмами  и товариществами) правильности ведения  бухгалтерского учета, осуществляемого  экономическими субъектами.

В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде появилась сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время. Между тем, как отмечает известный специалист в области аудита, контроля и ревизии  проф. Ю. А. Данилевский, попытки создать в России институт аудита предпринимались в 1889, 1912 и 1928 гг., но все они закончились провалом.

Четвертая попытка, предпринятая в  конце 80-х гг., оказалась, как нам  представляется, наиболее успешной.

Многие теоретики-аудиторы считают что построение аудита в нашей стране началось, образно говоря, с крыши, а не с фундамента, т.е. не было поддержано глубокими экономическими преобразованиями.

Между тем подлинный аудит мог  появиться и появился только при  наличии одновременно трех условий: частной собственности, демократических  свобод и высокого уровня обобществления производства и капитала. Но на момент возникновения современного аудита в нашей стране не было ни того, ни другого, ни третьего.

Другие столь же уважаемые специалисты-аудиторы так же уверенно говорят о «создании аудита в России «снизу», т.е. по воле обстоятельств, а не по указу или постановлению государственного органа».

Вообще любая проблема всегда имеет  несколько сторон. Проблема становления  аудита в России – не исключение. Спорные вопросы происходят здесь  не из-за незнания или какого-то недопонимания  теоретиками его (аудита) сущности, а ввиду спорности же, заложенной в истории появления и начальных  этапах развития аудиторской деятельности:

- Подготовительный (Создание хозрасчетных  ревизионных групп при Минфине  СССР);

-  Первый-1987 г. (Появление первой  аудиторской фирмы АО «Инаудит»);

- Второй-1989-1991гг. (Попытка принятия  законодательного акта об аудиторской  деятельности в СССР);

- Третий-5 декабря 1991г. (Период разработки  проекта Закона об аудите и  утверждение «Временных правил  аудиторской деятельности РФ»  (29 декабря 1993 г.));

- Четвертый этап (Принятие федерального  Закона «Об аудиторской деятельности»  7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (с изменениями 2002 г.).

Четвертый этап в истории развития аудита в России ознаменован вступлением  в силу Федерального Закона от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001). К сегодняшнему дню его последняя редакция была проведена 03.11.2006г.. Этот Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности.

 В нем дается четкое понятие  аудиторской деятельности, аудиторской  организации, аудиторское заключение, упоминается и заведомо ложное  аудиторское заключение и последствия,  которые оно за собой влечет, описывается, кто может называться  аудитором их права и обязанности. 

Также рассмотрены права и обязанности  аудируемых лиц, предусмотрен обязательный аудит и страхование при его проведении, в законе также прописаны стандарты аудиторской деятельности, предусмотрен контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, в этом законе предусмотрели проведение аттестации на право проведения аудиторской деятельности, лицензирование аудиторской деятельности. Рассмотрели деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, предусмотрели ответственность за нарушение законодательства РФ об аудите.

Принято думать, что для России аудит – явление новое. Однако эта должность была введена Петром I для армии и флота еще в начале XVIII в., с задачей учетно-ревизионного и юридического решения аудиторами определенных споров и судебных разбирательств, главным образом имущественного характера. В отличие от западных аудиторов XVIII-XIX вв. российские имели гораздо больше прав и обязанностей. На протяжении полутора веков они были и ревизорами, и следователями, и прокурорами. Вплоть до 1867 г. в нашей стране существовали особые учреждения, именуемые аудиториатами. Но это были не мелкие частные фирмы, а высшие военные ревизионные суды при военном и морском министерствах России. Следовательно, и принципы их построения, и функции русских аудиториатов были значительно шире, нежели обычных небольших аудиторских фирм на Западе.

Так, в Великобритании по определению, данному Британским комитетом по аудиторской практике в 1989 г., аудит представляет собой «независимое изучение бухгалтерской отчетности предприятия с целью выражения о ней профессионального мнения специально назначенным аудитором при соблюдении любых правил, установленных действующим законодательством». Подобные определения, с теми или иными языково-филологическими (но не сущностными) тонкостями, мы найдем в специальной литературе по аудиту, изданной в Англии и Австралии, Германии и Франции, Испании и других странах. Приведем поэтому для полноты одно из наиболее приемлемых западных (США) определений аудита1.

 

1.2 Этапы и виды  развития аудита в России.

 

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным  характером создания аудиторских организаций (1987г. – создание первой аудиторской  организации «Интераудит»), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первичных сертификатов и лицензий в период 1990 – 1993 гг. )

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона «Об аудиторской деятельности» - август 2001 г. ) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., Постановление Правительства Российской федерации «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности» от 6 мая 1996 г. и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

За период 1994 -2001 гг. ЦАЛАК МФ РФ было выдано 23 600 лицензий лицензиатам (в том числе аудиторским организациям 14 700и индивидуальным аудиторам – 8900). Число действующих лицензий составило около 8900, в том числе по общему аудиту 7700, аудиту инвестиционных институтов, аудиту страховщиков – 266.

За тот же период ЦАЛАК МФ РФ утверждено к выдаче почти 36500 квалификационных аттестатов аудитора. Число действующих  квалификационных аттестатов составило 24900.

За период 1996 – 2000 гг. Комиссий по аудиторской  деятельности при Президенте РФ было разработано и одобрено 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составляющие методологическую   основу российского аудита.

Третий этап аудиторской деятельности в России начался после принятия Федерального закона «Об аудиторской  деятельности» (от 7 августа 2001 г. в редакции Федерального закона от 14 декабря 2001 г.). Принятие Федерального закона подтвердило окончательное становление аудита в России, позволило принять ряд нормативно – правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему2.

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его  основная задача — решение отдельных  функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит  — неотъемлемая часть управленческого  контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно  подчиняться не исполнительному  органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим  субъектом, действующая в интересах  его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами  система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля.

Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Организация, роль и функции  внутреннего аудита определяются самим

экономическим субъектом, а  именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

- содержания и специфики  деятельности экономического субъекта;

- объемов показателей  финансово-экономической деятельности  экономического субъекта;

- сложившейся системы  управления экономического субъекта;

Информация о работе Аудиторская деятельность и регулирование в России