Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:54, курсовая работа
Цель данной работы – провести аудит основных средств, не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга.
Введение 3
1 Теоретические основы аудита основных средств 5
1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учёта основных средств 5
1.2 Классификация возможных нарушений основных средств 17
2 Характеристика объекта исследования 30
2.1 Общие сведения 30
2.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля 34
3 Планирование аудиторской проверки 40
3.1 Расчет уровня существенности и аудиторского риска 40
3.2 План проведения аудиторской проверки основных средств 41
3.3 Программа проведения аудиторской проверки основных средств 41
4 Аудиторская проверка основных средств 44
4.1Источники информации для аудиторской проверки 44
4.2 Описание основных контрольных процедур 45
4.3 Аудиторское заключение 51
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 59
Амортизация начисляется по имуществу, которое не является амортизируемым. В налоговом учете амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Стоимость данного имущества относят на уменьшение налогооблагаемой прибыли частями посредством начисления амортизации в соответствии с нормами статей 258 и 259 НК РФ.
При этом в кодексе установлено два исключения. Во - первых, не подлежит амортизации имущество, указанное в пункте 2 статьи 256 НК РФ. Это земля и иные объекты природопользования, имущество бюджетных организаций (за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности), объекты внешнего благоустройства, продуктивный скот и т.д. Также из состава амортизируемого имущества исключаются основные средства:
- переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование;
-
переведенные по решению
-
находящиеся по решению
В бухгалтерском учете, так же как и в налоговом, существуют объекты основных средств, по которым амортизация не начисляется. Перечень объектов, по которым амортизацию не считают, приведен в пункте 17 ПБУ 6/01. К ним относятся:
-
объекты жилищного фонда (
-объекты внешнего благоустройства и другие аналогичные объекты (лесного и дорожного хозяйства, специализированные сооружения судоходной обстановки и т.п.);
- продуктивный скот, буйволы, волы и олени;
- многолетние насаждения, не достигшие эксплуатационного возраста;
- объекты основных средств некоммерческих организаций.
По указанным объектам основных средств начисляют не амортизацию, а амортизация в конце отчетного года по установленным нормам амортизационных отчислений.
Также не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования).
Неправильно определен срок полезного использования. Причины ошибок могут также заключаться в неверном определении срока полезного использования объектов основных средств.
В постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1для каждой амортизационной группы основных средств указаны пределы сроков, например, для первой группы – от одного года до двух лет включительно; для второй группы – от двух лет до трех лет включительно и т.д. Конкретный срок использования имущества фирма устанавливает сама.
При этом возможно допустить ошибку, устанавливая в месяцах предельный срок, определенный для конкретной группы. Для первой группы максимальный срок составляет 24 месяца, для третьей минимальный срок – 25 месяцев, а максимальный – 36. В результате неправильного толкования «граничащих» сроков искажена сумма ежемесячных амортизационных отчислений и, как следствие, прибыль.
Нарушения правил учета расходов на модернизацию и реконструкцию. Распространенной ошибкой в организациях является неправильное отражение в учете расходов на модернизацию, реконструкцию и ремонт основных средств. Часто бухгалтеры организаций неправильно классифицируют произведенные расходы, и соответственно искажают показатели бухгалтерской и налоговой отчетности.
В первую очередь организациям необходимо выделять в учете капитальные затраты, перенос стоимости которых на издержки производства обращения производится через амортизационные отчисления (п.6 ст. 8 закона о бухгалтерском учете, п. 11 Положения по ведению бухгалтерского учета). Такие затраты учитываются отдельно от текущих затрат.
Как свидетельствует практика, некоторые бухгалтеры относят расходы на модернизацию и реконструкцию основных средств на текущие затраты. Однако это является ошибкой. На такие расходы надо увеличивать стоимость основных средств. Ведь целью проведения модернизации (реконструкции) по общему правилу должно являться улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.). Об этом говорится в пункте 27 ПБУ 6/01. Бухгалтер организации ошибочно отнес произведенные расходы в дебет счета 20 «Основное производство», признав их расходами на текущий ремонт.
Ошибки,
допускаемые при отражении
Минфин России в письме от 14 января 2004 г. № 16-00-14/10 сообщил, что вопросы определения видов ремонта не регулируются законодательством о бухгалтерском учете.
Поэтому
основанием для определения видов
ремонта должны являться соответствующие
документы, разработанные техническим
службами организаций в рамках системы
планово-предупредительных
Ремонт объектов основных средств может производиться силами самой организации (хозяйственным способом) и/или силами сторонних организаций (подрядным способом).
Организация может использовать один из следующих способов учета затрат на ремонт основных средств:
-
фактические затраты на ремонт
списываются на расходы на
производство текущего
-
фактические затраты на ремонт
равномерно списываются за
-
неравномерно производимые
Для целей бухгалтерского учета надо отметить в учетной политике организации выбранный способ отражения в учете затрат на проведение ремонтов основных средств.
Типичными ошибками учета расходов на ремонт основных средств являются следующие:
-
несоответствие метода учета
расходов на ремонт основных
средств, закрепленного
-
неправильное разграничение
У
бухгалтеров часто возникают
проблемы по учету для целей
Организация не создала резерва на ремонт. В бухгалтерском учете ПБУ 10/99 «расходы организации» не запрещает учитывать затраты на ремонт по объектам, стоимость которых уже списана. Причем ремонт относится к расходам по обычным видам деятельности (п.7 ПБУ 10/99). А, следовательно, его стоимость списывается в дебет счетов 20, 25, 26 или 44. Это зависит то того, какой деятельностью занимается организация и каково назначение имущества.
Что же касается налогового учета, то там расходы на ремонт позволяет учесть подпункт 2 пункта 1 статьи 253 и пункт 1 статьи 260 НК РФ. При этом никаких ограничений для «малоценных» основных средств не установлено. Кстати, такого же мнения придерживаются и специалисты МНС России в ответах на частные запросы. Главное, чтобы затраты были обоснованны и документально подтверждены.
Если фирма создала резерв под расходы на ремонт основных средств. Порядок создания резерва закреплен в статье 324 НК РФ. И в этой же статье сказано, что отчисления в данный резерв рассчитываются исходя из совокупной стоимости всех амортизируемых основных средств. А согласно пункту 1 статьи 256 НК РФ, основные средства стоимостью до 10 000 руб. не считаются амортизируемыми. Следовательно, стоимость ремонта таких объектов надо списывать не за счет резерва, а относить на прочие расходы. Такого же мнения и МНС России.
В
бухгалтерском учете
Неверное отражение выбытия основных средств. В соответствии с пунктом 76 Методических указаний по учету основных средств выбытие объекта основных средств признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету.
Выбытие объекта основных средств может иметь место в случаях:
- продажи;
- списания в случае морального и физического износа;
-
ликвидации при авариях,
- передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд;
- передачи по договорам мены, дарения;
-
передачи дочернему (
- недостачи и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств;
-
частичной ликвидации при
- в иных случаях.
При выбытии объектов основных средств к счету 01 «Основные
средства»
может открываться субсчет «
Рассмотрим ошибки, возникающие при передаче объектов в уставный капитал других организаций.
Передача основного средства в уставный капитал является финансовым вложением (ПБУ 19/02). Оценивается такое вложение по стоимости, согласованной учредителями. При отражении выбытия основных средств в счет вклада в уставный капитал некоторые бухгалтеры допускают методологические ошибки. Согласно пункту 85 Методических указаний по учету основных средств, выбытие объекта основных средств, передаваемого в счет вклада в уставный (складочный) капитал, паевой фонд в размере его остаточной стоимости отражается в бухгалтерском учете по дебету счета учета расчетов и кредиту счета учета основных средств. Многие же бухгалтеры счета расчетов при этом не используют, списывая остаточную стоимость напрямую на счет 58 «Финансовые вложения».
Неправильный
учет арендных и лизинговых операций
В настоящее время широкое
применение в хозяйственной деятельности
экономических субъектов
Некоторые фирмы ошибочно списывают на расходы стоимость коммунальных услуг по зданию, хотя договор со специализированными организациями на водо-, тепло-, энергоснабжение заключен физическим лицом. Ведь счета на оплату услуг выписаны на имя собственника помещения. А в
целях
налогообложения прибыли