Аудит учета основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести аудит основных средств, не только имеющихся в наличии у организации, но и арендованных и приобретенных по договору лизинга, ну и соответственно переданных в аренду и по договору лизинга.

Содержание

Введение 3

1 Теоретические основы аудита основных средств 5

1.1 Нормативное регулирование бухгалтерского учёта основных средств 5

1.2 Классификация возможных нарушений основных средств 17

2 Характеристика объекта исследования 30

2.1 Общие сведения 30

2.2 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля 34

3 Планирование аудиторской проверки 40

3.1 Расчет уровня существенности и аудиторского риска 40

3.2 План проведения аудиторской проверки основных средств 41

3.3 Программа проведения аудиторской проверки основных средств 41

4 Аудиторская проверка основных средств 44

4.1Источники информации для аудиторской проверки 44

4.2 Описание основных контрольных процедур 45

4.3 Аудиторское заключение 51

Заключение 53

Список использованных источников 55

Приложение 59

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ АУДИТ.doc

— 502.50 Кб (Скачать)

    а) промышленно – производственные;

    б) производственного назначения других отраслей народного хозяйства;

    в) непроизводственные (объекты социальной сферы).

    6. Степень использования в производственном процессе:

    а)действующие, т.е. находящиеся в эксплуатации, функционирующие;

    б)бездействующие, т.е. установленные, но не эксплуатируемые (например, находящиеся в ремонте, в стадии достройки и т.п.);

    в)находящиеся  в запасе, т.е. не установленные и предназначенные для пополнения выбывающих из эксплуатации объектов;

    г)пребывающие  в состоянии консервации.

     7. Принадлежность: собственные и  арендованные основные средства.

     Единицей  учета основных средств является инвентарный объект - это объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.

    В настоящее время основные средства отражаются в учете по первоначальной или восстановительной стоимости  в следующих регистрах: журналах-ордерах  или ведомостях, Главной книге.

    В бухгалтерском балансе основные средства отражаются по остаточной стоимости.

    Первоначальной  стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение или изготовление, за исключением НДС и налога с продаж, если оплата произведена наличными.

    Фактическими  затратами на приобретение, сооружение и изготовление являются:

    - суммы, уплаченные в соответствии с договорами поставки или продавцу;

    - суммы, уплачиваемые по доставке, монтажу, установке;

    - суммы, уплаченные за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам (монтаж и т. д.);

    - суммы, уплаченные организацией за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;

    - регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением основных средств;

    - таможенные пошлины и аналогичные платежи;

    - невозмещаемые налоги, уплаченные в связи с приобретением основных средств,

    - вознаграждения, уплаченные посреднической организации, через которую производилась покупка основных средств;

    - командировочные расходы, связанные с приобретением основных средств;

    - иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.

    Первоначальная  стоимость выявляется в момент ввода объекта в действие и остается неизменной в течение всего срока нахождения основного средства на предприятии, кроме случаев, установленных законодательством РФ и ПБУ6/01. Изменение первоначальной стоимости основного средства допускается в случаях:

    - достройки;

    - дополнительного оборудования;

    - реконструкции;

    - частичной ликвидации;

    - переоценки.

    При переоценке основного средства первоначальная стоимость становится восстановительной, т.е. стоимостью воспроизводства основного  средства.

    Аудит - это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, так как наличие достоверной  финансовой информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка  капитала и дает возможность оценивать  и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Значение аудита в хозяйственной деятельности предприятия можно определить сопоставлением затрат на аудиторские услуги и получении экономии, увеличение доходов от решений, своевременно принятых предпринимателем на основании информации, предоставленной аудитором.

     Источники информации, используемые при аудите основных средств, зависят от принятой предприятием учетной политики. Это  выражается в выборе форм учета: журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной, а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Но следует помнить, что при любой форме учета операции по основным средствам должны оформляться унифицированными межведомственными формами первичной учетной документации:

     - форма ОС-1 — акт (накладная) приемки-передачи основных средств;

     - форма ОС-3 — акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов;

     - форма ОС-4 — акт на списание основных средств;

     - форма ОС-4а — акт на списание автотранспортных средств;

     - форма ОС-6 — инвентарная карточка учета основных средств;

     - форма ОС-14 — акт о приемке оборудования;

     - форма ОС-15 — акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

     - форма ОС-16 — акт о выявленных дефектах оборудования;

     - синтетический учет движения основных средств и ведется в журналах-ордерах №13,10,10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01, 02;

     - Главная книга;

     - баланс (ф. № 1);

     - отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

     - приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

     Основные  направления аудита учета основных средств должны обеспечить:

     - контроль за наличием и сохранностью основных средств;

     - правильность отнесения предметов к основным средствам;

     - правильность оценки основных средств в учете;

     - правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

     - правильность начисления и отражения в учете амортизации и ремонта основных средств;

     - правильность отражения данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности.

     В соответствии с основными направлениями  и задачами аудита основных средств  можно выделить следующие направления  проверки:

     1. оценка сохранности и проверка наличия основных средств

     2. проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам

     3. проверка документального оформления и учета основных средств

     4. проверка правильности формирования первоначальной и восстановительной стоимости основных средств

     5. аудит начисления амортизации в бухгалтерском учете и налоговом учете

     6. проверка операций с основными средствами в рамках заключенных договоров аренды

     7. анализ и обобщение результатов аудита

     Результатом работы аудитора является составление аудиторского заключения. Для того чтобы иметь основания для выводов по основным направлениям аудиторской проверки, аудитор должен собрать соответствующие доказательства. Информация, собранная и проанализированная аудитором в ходе проверки, служит обоснованием выводов аудитора и называется аудиторскими доказательствами. Собирая аудиторские доказательства, аудитор использует следующие методы:

     1. Методы фактического контроля

           а) инвентаризация;

           б) контрольный обмер.

     2. Методы документального контроля

           а) формальная проверка;

           б) арифметическая проверка;

           в) проверка документов по существу.

     3. Прочие методы

           а) наблюдение;

           б) опрос;

           в) экономический  анализ.

    Инвентаризация  проводится в целях обеспечения  достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности. Сразу по прибытии в организацию аудитор должен уточнить дату проведения последней инвентаризации. Если инвентаризация основных средств не проводилась более 2-3 лет, то аудитор может потребовать ее проведение, что позволит более качественно провести последовательную проверку и уменьшить аудиторский риск. Аудитор может сам участвовать в проведении инвентаризации или ограничиться наблюдением за ее проведением. Рекомендуется убедиться в наличии наиболее дорогостоящих предметов. Часть имущества может отсутствовать, в этом случае надо проверить, по каким документам, кому и когда оно передано. При использовании работниками какого-либо имущества в домашних условиях стоимость этого имущества (компьютеров, принтеров) может рассматриваться в качестве налогооблагаемой базы (дохода) работников. В том случае, когда при проведении инвентаризации основных средств выясняется, что один из цехов проверяемого экономического субъекта занят иным хозяйствующим субъектом (признаков тому может быть несколько: весит вывеска с наименованием другого экономического субъекта; выпускается продукция, не соответствующая профилю проверяемого экономического субъекта и т.п.), а в составе доходов от внереализационных операций нет статьи “доходы от аренды”, то речь идет о “скрытой аренде” и уклонении от уплаты налогов. Аудитор может сделать вывод о нарушении клиентом законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций. Инвентаризация основных средств производится на основании “Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств” утв. Приказом МФ РФ от 13.06.95 № 49.

    Метод контрольного обмера эффективен при  проверке затрат на ремонт основных средств. Аудитор может произвести контрольный  обмер объемов выполненных работ  по ремонту непосредственно на объектах, что позволит дать объективную оценку фактических ремонтных работ и установить сумму необоснованно списанных материалов, а также сумму незаконно выплаченной заработной платы, если при попустительстве отдельных работников организации имело место завышение объемов выполненных работ.

    При проведении формальной проверки документов аудитор визуально просматривает  первичные документы по учету  основных средств, инвентарные карточки, журналы-ордера, расчетные таблицы, форму №5, Главную книгу и др. Необходимо проверить соответствие документов типовым межведомственным формам, правильность заполнения всех реквизитов, наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и цифр, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, карточек подписей должностных лиц.

    Метод арифметической проверки предусматривает  проверку правильности подсчетов, а  также правильности составления  алгоритмов расчетов при автоматизации  бухгалтерского учета, проверку расчетов сумм амортизации, переоценки основных средств, правильности применения норм амортизации и коэффициентов пересчета. Также сверяются данные аналитических и синтетических счетов, журналов-ордеров, главной книги, баланса, приложения к балансу по ф. №5.

    При проверке документов по существу рассматривается  законность и целесообразность хозяйственной  операции, правильность отнесения на счета и включения в статьи затрат. При реализации основных средств  на сторону аудитору необходимо убедиться, что на это есть письменное разрешение руководителя. Если при проверке первичный документ вызывает сомнение, то необходимо получить письменное объяснение у лиц, ответственных за данную сделку, и сделать встречную проверку.

    Наблюдение - получение общего представления о возможностях клиента на основании визуального наблюдения. Аудитор наблюдает за тем, как оформляется та или иная операция по учету движения основных средств, заполняются первичные документы и регистры синтетического учета. Однако операции по учету основных средств не так многообразны и часты, особенно на малых предприятиях, поэтому наблюдение как метод аудиторской проверки малоэффективен. Более полную информацию можно получить в результате документальной проверки, опроса сотрудников и экономического анализа.

Информация о работе Аудит учета основных средств