Аудит расчетов сподотчетными лицами в ООО «Нодус»

Автор: Яна Калашникова, 09 Ноября 2010 в 07:09, курсовая работа

Описание работы

Как правило, в практической деятельности любого предприятия расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер и связаны со многими другими разделами учета, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д., что обуславливает высокую трудоемкость и актуальность аудита расчетов с подотчетными лицами.
Целью данной работы является изучение действующего порядка аудиторской проверки на предприятии и применения полученных знаний для анализа правильности отражения в бухгалтерском учете расчетов с подотчетными лицами в ООО «Нодус» за 2008 год.
Достижение поставленной цели обуславливает решение следующих задач:
•рассмотреть порядок учета, состав первичных и учетных регистров расчетов с подотчетными лицами в соответствие с действующими правилами бухгалтерского учета и нормативными документами;
•рассмотреть этапы проведения аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами;
•на основании полученных знаний провести аудиторскую проверку расчетов с подотчетными лицами в ООО «Нодус» и сделать выводы по ведению учета и осуществлению контроля над расчетами с подотчетными лицами.

Содержание

Введение
Глава 1 Общая характеристика расчетов с подотчетными лицами
1.1. Теоретические основы учета и аудита расчетов с подотчетными лицами….6
1.2. Нормативно-законодательная база аудита расчетов с подотчетными
Лицами………………………………………………………………………………11
1.3. Методика аудита расчетов с подотчетными лицами………………………..14
Глава 2 Аудит расчетов с подотчетными лицами на ООО «Нодус»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Нодус»…………..24
2.2. Оценка системы внутреннего контроля на предприятии…………………...26
2.3. Аудит расчетов с подотчетными лицами на ООО «Нодус»………………..27
Глава 3 Методические приемы аудита расчетов с подотчетными лицами и порядок получения аудиторских доказательств
3.1. Методические приемы аудита и получения аудиторских доказательств…31
3.2. Аудит расчетов с подотчетными лицами в ООО «Нодус»…………………34
Заключение………………………………..………………………………………...45
Список литературы………………………...……………………………………….47
Приложения ………………………………..……………………………………….50

Работа содержит 1 файл

курсовая аудит уля.doc

— 311.00 Кб (Скачать)

     В результате предварительного ознакомления аудитор делает вывод о степени деловой безупречности клиента и принимает решение о проведении аудиторской проверки или отказе от нее.

     Например, едва ли аудитору имеет смысл осуществлять проверку сомнительных хозяйствующих  субъектов (фирм, товариществ), возглавляемых лицами криминогенных наклонностей, ставящих целью получение максимальных доходов любым путем [26].

     После принятия решения о проведение аудиторской  проверки, перед началом основной проверки расчетов с подотчетными лицами аудитор должен составить примерную программу изучения документов в зависимости от состояния данного раздела учета на предприятии. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами можно использовать вопросник, приведенный в Приложении 1 [16].

     По  результатам проведенного опроса у  аудитора должно сложиться определенное мнение о состоянии расчетов с  подотчетными лицами на предприятии:

    1. Внутренний контроль за расходованием и целевым использованием денежных средств из кассы предприятия ослаблен отсутствием на предприятии установленного приказом руководителя круга лиц, которым могут быть выданы деньги на хозяйственные нужды.
    2. В нарушение п. 11 «Порядка ведения кассовых операций» лицам, не отчитавшимся за полученные ранее подотчетные суммы, выдаются новые авансы.
    3. Приказы о направлении работников в командировку не оформляются — следует проверить, не допускается ли под видом командировочных расходов скрытое авансирование работников предприятия.
    4. В нарушение «Порядка ведения кассовых операций» суточные, возмещаемые сверх норм работникам предприятия, не облагаются подоходным налогом. Кроме того, со сверхнормативных суточных необходимо начислить взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости населения.
    5. В нарушение Главы 21 Налогового Кодекса РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет командировочных сумм в пределах норм и сверх норм не ведется.
    6. В нарушение Главы 25 Налогового Кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» сметы представительских расходов не разрабатываются и не утверждаются руководителем предприятия.
    7. В нарушение Главы 25 НК РФ «О налоге на прибыль организаций» и Главы 21 НК РФ «О налоге на добавленную стоимость» для целей налогообложения учет представительских расходов в пределах норм и сверх норм не ведется.
    8. В нарушение «Порядка ведения кассовых операций в РФ» выдача денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в суммах, превышающих необходимые [16].

     Представленный  вопросник позволяет сделать аудитору целый ряд промежуточных выводов, на основании которых он в последствии определит достоверность отчетных данных.

     Некоторые дополнения к процедурам в программе  аудита расчетов с подотчетными лицами. В случаях, когда решением руководителя предприятия сумма, выданная под отчет, не возвращена и списывается за счет чистой прибыли, аудитору необходимо удостовериться в том, что, во-первых, решение о списании действительно существует, во-вторых, что с подотчетных сумм удержан подоходный налог, а также начислен единый социальный налог.

     Кроме того, со сверхнормативных расходов начисляют  взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного  медицинского страхования и в  Фонд занятости населения (в Фонд социального страхования отчисления не производятся). При оплате работникам расходов на краткосрочные командировки как внутри страны, так и за ее пределы, в облагаемый доход работника не включаются: суточные в пределах норм, установленных законодательством; расходы по найму жилья в пределах норм; фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на проезд до места назначения и обратно, сбор за услуги аэропортов, страховые и комиссионные сборы, расходы на проезд на аэродром или вокзал в местах отправления, назначения или пересадок (кроме проезда на такси), на провоз багажа, пользование постельными принадлежностями в поезде, расходы по получению загранпаспорта и виз, прописке загранпаспорта, а также по обмену чека в банке не наличную иностранную валюту.

     Суммы НДС выделяют по проезду к месту служебной командировки и обратно; затратам на пользование в поездах постельными принадлежностями; хранению багажа; расходам по найму жилого помещения в пределах норм.

     Представительские расходы - это затраты предприятия по приему и обслуживанию представителей других предприятий, организаций и учреждений (включая иностранных), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета (правления) предприятия и ревизионной комиссии. К представительским расходам относятся затраты, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия.

     Задолженность подотчетных лиц предприятию  и предприятия подотчетным лицам  должна быть показана в регистрах  учета развернуто.

     Проверка  документов по расчетам с подотчетными лицами по форме осуществляется аудитором  с использованием специальной карточки, [15].

     При тестировании документов на наличие  ошибок аудитору достаточно выявить  пять одинаковых нарушений, чтобы сделать вывод о значительном распространении данной ошибки. Дальнейший поиск таких несоответствий можно опустить.

     Для проверки правильности отражения операций по расчетам с подотчетными лицами аудитор контролирует арифметическую точность и отслеживает взаимоувязку данных аналитического и синтетического учета. При проверке расчетов по содержанию аудитору следует помнить следующие ключевые моменты.

     1. Соответствие дат и сумм, указанных  в документах относящихся к  одной командировке или одному  авансовому отчету;

     2. Соответствие предоставленных документов  правилам оформления, установленных  действующими законодательными  актами;

     3. Правильность отнесения проверяемых  сумм на бухгалтерские счета.

     Состав  первичных документов по расчетам с  подотчетными лицами, с одной стороны, достаточно узок – это авансовые отчеты, заявления на выдачу денег из кассы. С другой стороны, состав документов, сопутствующих расчетам с подотчетными лицами, чрезвычайно широк и разнообразен, так как расчеты с подотчетными лицами связаны со многими другими разделами, например, операциями по кассе, расчетами с поставщиками и подрядчиками, операциями по движению материальных ценностей и т.д. и, следовательно, при проверке необходимо сопоставить авансовые отчеты с документами по другим разделам учета [13].

     Основными документами, которые необходимо подвергнуть  изучению при проверке расчетов с  подотчетными лицами, являются:

  • авансовые отчеты;
  • приходные и расходные кассовые ордера;
  • журнал регистрации авансовых отчетов;
  • акты приемки выполненных работ;
  • журнал ордер №7;
  • оборотные ведомости;
  • приказы (распоряжения) о направлении сотрудников в командировку (формы № Т-9, № Т-9а);
  • служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а);
  • список лиц, которым разрешено получение наличных денег из кассы;
  • сметы представительских расходов;
  • командировочные удостоверения (форма № Т-10);
  • приказы об утверждении смет представительских расходов [19].

     Основные  нарушения (злоупотребления, хищения, ошибки, несоответствия установленному порядку) в области расчетов с подотчетными лицами могут быть представлены в таблице 1.2

     Таблица 1.2.

       Типичные нарушения при аудите  расчетов с подотчетными лицами 

  Нарушения
1. Нарушения порядка выдачи подотчетных сумм 1.1) Отсутствует  приказ руководителя, устанавливающий порядок выдачи работникам подотчетных средств;

1.2). В  приказе о порядке выдачи подотчетных  средств не установлен круг  лиц, имеющих право на получение  денег под отчет, или не указаны  размеры подотчетных сумм, а также  сроки их возращения;

1.3) Выдача денежных средств лицам, не указанным в списке лиц, которым в соответствии с приказом руководителя предприятия могут быть выданы деньги и хозяйственно-операционные расходы;

1.4) Выдача  денежных сумм из кассы под  отчет лицам, не являющимся  работниками предприятия;

1.5) Выдача  денег под отчет лицам, не  рассчитавшимся по ранее выданным  авансам; 

1.6) Списание  подотчетных сумм за счет чистой  прибыли предприятия; 

1.7) Несоответствие  фактического расхода подотчетных  сумм целям, на которые они  были выданы;

1.8) Допускается передача полученных под отчет наличных денег одним работником другому.

2. Нарушения при оформлении командировочных расходов 2.1) Отсутствие  приказов (распоряжений) о направлении  работников в командировку;

2.2) Отсутствие  командировочных удостоверений с отметкой в месте пребывания в командировке;

2.3) Несоблюдение  установленных норм командировочных  расходов;

2.4) Отсутствие  приказов (распоряжений) об оплате  суточных сверх установленных  норм;

2.5) Отсутствие  аналитического учета командировочных  расходов в пределах норм и сверх норм.

3. Нарушения порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов 3.1). Нарушение  порядка удержания подоходного  налога и начисления фондов  социального страхования и обеспечения  с сумм превышения командировочных расходов сверх установленных норм;

3.2) Некорректное  выделение налога на добавочную  стоимость в суммах командировочных  расходов.

4. Нарушения при приобретении материальных ценностей, оплате работ, услуг подотчетными лицами 4.1) Выделение сумм налога на добавленную стоимость расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных за наличный расчет в розничной торговой сети;

4.2) Списание  на затраты сумм налога на  добавленную стоимость от стоимости  материальных ценностей, приобретенный  через подотчетных лиц у изготовителей, в оптовой торговле.

5. Нарушения порядка учета представительских расходов 5.1) Несоответствие фактического размера представительских расходов утвержденной смете (или ее отсутствие);

5.2) Отсутствие  учета представительских расходов в пределах норм и сверх норм.

6. Нарушения порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами 6.1) Некорректное составление бухгалтерских проводок по операциям расчетов с подотчетными лицами;

6.2) Неправильное  выведение остатков на конец отчетного периода;

6.3) Журнал-ордер  № 7 ведется не по каждому  подотчетному лицу и выданной  сумме одновременно;

6.4) Несоответствие  записей в авансовых отчетах  и журнале-ордере № 7 или других  регистрах.

7. Нарушения в форме и реквизитах первичных документов

     Нарушения, связанные с неправильным оформлением  авансовых отчетов, которые выражаются в том, что к авансовым отчетам не прилагаются либо прилагаются не имеющие всех обязательных реквизитов первичные оправдательные документы, подтверждающие произведенные за счет подотчетных сумм расходы.

     При этом пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные документы принимаются  для отражения имеющихся в  них данных в бухгалтерском учете, если содержат реквизиты, дающие полную информацию о хозяйственной операции. К обязательным для первичных бухгалтерских документов реквизитам относятся: наименование документа; дата составления документа; наименование организации, составившей документ; содержание хозяйственной операции; денежные и натуральные измерители хозяйственной операции; наименование должностей ответственных лиц и их подписи, заверенные печатью организации, продавшей материальные ценности, оказавшей услуги, выполнившей работы [25].

     Кроме того, в акте закупки материальных ценностей у физического лица должны быть приведены дополнительные сведения о продавце, такие как  адрес его постоянного местожительства  и паспортные данные.

     При отсутствии первичных оправдательных документов, подтверждающих произведенные расходы за счет наличных денежных средства, выданных под отчет, либо при наличии документов с незаполненными в них обязательными реквизитами нет оснований для отражения операций по счетам бухгалтерского учета и, следовательно, эти суммы организация не имеет право включать в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) [28].

     Часто предприятия или магазины дают только чеки, но обязательно к кассовому чеку должны быть приложены товарные чеки с расшифровкой покупки. Несмотря на то, что унифицированного бланка этого документа нет, его составление обязательно.

     Из  всего сказанного можно сделать  вывод, что аудитору необходимо ознакомиться с предприятием, так как при  аудите расчетов с подотчетными лицами используются различные методы, и их выбирает аудитор. Также он самостоятельно на основе собранных данных составляет план и программу аудита расчетов с подотчетными лицами.

 

Глава 2 Аудит расчетов с подотчетными лицами на ООО «Нодус»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Нодус»

Информация о работе Аудит расчетов сподотчетными лицами в ООО «Нодус»