Аудит расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ООО «Компания ПВХ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 08:54, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования избранной темы «Аудит расчетов с покупателями и заказчиками» обусловлено тем, что участок учета расчетов с покупателями и заказчиками является до сих пор самым трудоемким, сложным участком учетной работы бухгалтерии любого предприятия.
Цель курсовой работы – определение содержания учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками, установление порядка отражения в учете расчетов и последовательности процедур контроля, систематизация информационной базы аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками.
Предмет исследования: нормативно-правовые документы, регулирующие бухгалтерский учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками; учетная политика, регулирующая порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками; вся первичная документация по учету операций расчетов с покупателями и заказчиками; учетные регистры и отчетность.
Объект исследования – расчеты с покупателями и заказчиками на примере Общества с Ограниченной Ответственностью «Компания ПВХ».
В рамках курсовой работы представляется целесообразным решить следующие задачи:
- необходимо рассмотреть сущность и нормативно-правовое регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- требуется проанализировать процесс организации учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО «Компания ПВХ»;
- рассмотреть методику проведения аудита расчетов с покупателями и заказчиками;
- выявить типичные ошибки бухгалтерского учета и аудита расчетов с покупателями и заказчиками.
- предложить возможные пути совершенствования бухгалтерского учета и аудита на предприятии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………..…….…... 3
ГЛАВА 1. НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АУДИТА
С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
1.1 Основные понятия и определения ………………………………………..….. 5
1.2 Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита с покупателями и заказчиками…………………………………………………………………..…...9
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ
2.1. Внутренний контроль в организации …………………………………….…15
2.2 Уровень существенности и программа аудита ………………………….….17
2.3 Аудиторские доказательства и применяемые аналитические
процедуры ……………………………………………………………………..…..19
2.4 Аудиторское заключение…………………………………………….……….21
ГЛАВА 3. АУДИТ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ В ООО "КОМПАНИЯ ПВХ"
3.1 Характеристика объекта исследования …………………………………..….23
3.2 Программа аудита на предприятии ……………………………………….…25
3.3 Пути совершенствования системы аудита на предприятии………………. 30
Заключение ………………………………………………………………….……. 33
Используемая литература ……………...……………………………………..….. 35

Работа содержит 1 файл

Аудит расчетов с покуп и заказ.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      В заключение выясняется правильность применяемых  схем корреспонденций счетов по расчетам с покупателями и заказчиками.

      Типичные  ошибки:

      - отсутствие договоров на поставку продукции, первичных расчетно-платежных документов или неполное их оформление;

      - неправильное определение налогооблагаемой  базы по НДС и Т.Д.; - некорректная  корреспонденция счетов бухгалтерского  учета; 

      - недостоверность аналитического учета;

      - формальное проведение инвентаризации  расчетов.  

     1.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и аудита с покупателями и заказчиками 

      Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и организаций, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита (табл. 1.1) должны регулировать взаимоотношения аудиторских фирм, организаций, налоговых служб, проверяющих законность деятельности организаций, а также учитываться в арбитражном процессе. Эти стандарты содержат основные правила проведения аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. С их помощью аудитор сможет выбрать как необходимый масштаб и глубину аудиторской проверки, так и ее целесообразную методику. Стандарты аудита определяют также критерии, с помощью которых можно оценить качество аудиторской проверки [14].

      Таблица 1.1

      Действующие федеральные стандарты аудиторской  деятельности

№ российского стандарта Наименование  стандарта
1 Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности
2 Документирование  аудита
3 Планирование  аудита
4 Существенность  в аудите
5 Аудиторские доказательства
6 Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности
7 Внутренний  контроль качества работы в аудите
8 Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом
9 Аффилированные  лица
10 События после  отчетной даты
11 Применимость  допущения непрерывности деятельности аудируемого лица
12 Согласование  условий проведения аудита
13 Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита
14 Учет  требований нормативных правовых актов  Российской Федерации в ходе аудита
15 Понимание деятельности аудируемого лица
16 Аудиторская выборка
 

      В Российской Федерации бухгалтерский учет регламентируется правовыми и нормативными документами. Государство в лице Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Банка России, Госкомстата России при помощи законов, постановлений и инструкций устанавливает правила учета. Основным разработчиком документов по бухгалтерскому учету является Министерство финансов РФ. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет четыре уровня:

      - первый – законы и иные акты  законодательства РФ, регулирующие  прямо или косвенно постановку  учета;

      - второй – положения по бухгалтерскому  учету;

      - третий – методические указания  по ведению бухгалтерского учета;

      - четвертый – рабочие документы  организации, формирующие его  учетную политику (в методическом, техническом и организационном  аспектах).

      Документы первого уровня закрепляют обязательность ведения бухгалтерского учета всеми хозяйствующими субъектами, его основные принципы и правила (кодексы, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ). К таким документам относятся:

      1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II – определяет основания приобретения и перехода права собственности на имущество, правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера.

      Договор — это соглашение сторон, акт, в  котором выражено их взаимное согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.

      В Гражданском кодексе РФ отсутствуют  правовые нормы, регулирующие структуру  договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ предусматривает  свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст. 421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421, 422 ГК РФ) [1].

      Стороны могут использовать примерные условия  договоров (ст.427 ГК РФ), но это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством установления законов. Следует учесть, что Правительство в соответствии с п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сторон при заключении договоров.

      К важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку товаров (выполнения работ или оказания услуг) относятся соблюдение формы договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами соответствующих договоров вне зависимости от срока договора. Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установленной Гражданским кодексом РФ формы, не в полном объеме или несвоевременно, в соответствии с Гражданским кодексом РФ являются ничтожными. Установлено, что обязательным условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы или оказанные услуги).

      Установлено также, что предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).

      Суммы неистребованной кредитором задолженности  по обязательствам, порожденным указанными сделками подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров (выполнения работ, оказания услуг) как безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за исключением случаев, когда в его действиях отсутствует умысел.

      - при поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), необходимо проверить, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность;

      - проводилась ли инвентаризация расчетов. Посмотреть ее результаты, а в необходимых случаях провести встречную проверку расчетов;

      - полнота оприходования материальных ценностей;

      - правильность установления цен на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах поставки;

      - правильность списания затрат  с кредита расчетов с дебиторами  и кредиторами на себестоимость  продукции (работ, услуг);

      - правильность списания задолженности  с истекшим сроком исковой давности.

      2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001года, в котором дано понятие аудиторской деятельности, аудиторской организации, аудитора, права и обязанности аудиторской организации и аудируемого лица, назначение стандартов аудиторской деятельности и другие положения [4].

      3. Федеральный закон «О защите прав потребителей» в ред. ФЗ от 17.12.1999 г. №212-ФЗ регулирует все возникшие споры и претензии, возникающие между продавцами и покупателями,

      4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ является определяющим. В законе сформулированы понятия бухгалтерского, аналитического и синтетического учета; определены задачи, объекты и способы организации бухгалтерского учета; перечислены требования к ведению бухгалтерского учета, регламентировано назначение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, инвентаризации имущества и пр. [3].

      5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 г. № 166-ФЗ) – устанавливает порядок налогообложения и налогового учета хозяйственных операций [2].

      6. Постановления Правительства РФ регулируют правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС.

      7. Инструкция МФ СССР регулирует порядок выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности.

      Правила отпуска товара в продажу предусматривают  отпуск товара по предоставленной покупателем доверенности на получение товара.

      8. Документы второго уровня представлены положениями по бухгалтерскому учету, устанавливающими правила его ведения [7], [9].

      Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать закон о бухгалтерском учете и отчетности отдельных участках.

      Из положений особенно важным является Положение «Учетная политика организации», поскольку в нем изложены основные принципы учета [5].

      9. К числу важных документов третьего уровня относятся методические указания по бухгалтерскому учету расчетов, которые определяют особенности учета частности методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические рекомендации по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» [12], [13].

      10. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной Деятельности предприятий и Инструкция по его применению. Утв. Приказом МФ РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (в ред. от 7 мая 2003 г. № 38н) [11].

      11. О формах бухгалтерской отчетности организаций. Приказ МФ РФ от 22 июля 2003 г. № 67н.

      12. Расчеты с покупателями и заказчиками за товары могут проводиться безналичным образом (через расчетные счета в банках). Эти операции регулируются Положением о безналичных расчетах в РФ: Утверждено ЦБ РФ, октябрь 2002 г.

      Руководствуясь, законодательством РФ о бухгалтерском учете и нормативными правовыми актами Министерства Финансов РФ непосредственно сами организации формируют самостоятельно свою учетную политику и регулируют учетный процесс, исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.

      13. Основными рабочими документами организации являются:

  • документ об учетной политике предприятия;
    • утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;
  • графики документооборота;
  • утвержденный руководителем План счетов бухгалтерского учета;
  • утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

      Нормативные акты, в которых рассматриваются  вопросы регулирования расчетных операций, как следует из приведенного списка использованных источников, включают Кодексы, Законы, Положения, План счетов бухгалтерского учета, постановления Правительства, Инструкции, рекомендации и другие виды документов [17]. 
 

 

     2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  АУДИТА С ПОКУПАТЕЛЯМИ И ЗАКАЗЧИКАМИ 

     2.1. Внутренний контроль в организации 

      Единые  требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и  его составных частей диктует  федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

      По  стандарту «система бухгалтерского учета» - это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организаций и их движении, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками (на примере ООО «Компания ПВХ»)