Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:23, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
- перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
- дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
- раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение аудита
Возникновение и становление аудита в России ……………………5
Нормативное регулирование аудиторской деятельности………...….7
Цели и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда…….11
Глава 2. Планирование аудита расчетов с персоналом по оплате труда
2.1 Краткое организационно-экономической исследование организации МУП «Щербакинское ЖКХ»…………………………………………………………14
2.2 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля………………………………………………………………………….17
2.3 Определение уровня существенности и аудиторского риска…………….21
2.4 Программа аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда……….24
Глава 3. Методика аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда в МУП «Щербакинское ЖКХ» и ее документирование
3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств………………… 29
3.2 Проведение процедур по существу и их документирование……………. 32
3.3 Сообщение информации руководству аудируемого лица по результатам проверки расчетов с персоналом по оплате труда в МУП «Щербакинское ЖКХ»……………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы ………………
По данным тестирования системы бухгалтерского учета ее надежность можно оценить равную как:
20 вопросов – 100%.
ДА – 17;
НЕТ – 3.
– внутрихозяйственный
По итогам проверки в МУП «Щербакинское ЖКХ» можно сказать, что организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда, в общем, отвечает требованиям оперативности и достоверности, и в процентном соотношении составляет 85%.
Систему внутреннего контроля регламентирует федеральный стандарт № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».
Система внутреннего контроля включает следующие элементы:
- контрольная среда;
- процесс оценки рисков аудируемым лицом;
- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- контрольные действия;
- мониторинг средств контроля.
Разделение системы
Таблица 2 – Тестирование системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда.
№ п/п |
Вопросы |
Вариант ответа | |
ДА |
НЕТ | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Применяются ли типовые формы документов по учету личного состава Личные карточки (форма № Т-2)? |
+ |
|
2 |
Приказ о предоставлении отпуска (форма № Т-6)? |
+ |
|
3 |
Приказ о переводе на другую работу (форма № 15)? |
+ |
|
4 |
Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора (ф. № Т-8)? |
+ |
|
5 |
Ведутся ли на рабочих трудовых книжки? |
+ |
|
6 |
Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов и разрядов рабочих, установленных в штатном расписании? |
+ | |
7 |
Ведутся ли в отделах табели учета рабочего времени? |
+ |
|
8 |
Применяются ли на предприятии утвержденные отделом кадров нормы и расценки по видам работ? |
+ |
|
9 |
Используются ли типовых формы первичных документов? |
+ |
|
10 |
Все ли работники предприятия получают оплату труда через кассу? |
+ | |
11 |
Есть ли положение об оплате труда? |
+ |
|
12 |
Все ли ставки по оплате труда определяются приказом руководителя? |
+ |
|
13 |
Проверяет ли ответственный бухгалтер данные о месячных, квартальных и годовых накоплениях оплаты труда? |
+ |
|
14 |
Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержаний с оплаты труда? |
+ | |
15 |
Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых работников? |
+ |
|
16 |
Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением? |
+ |
|
17 |
Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? |
+ |
|
18 |
Разработаны ли должностные обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда? |
+ | |
19 |
Сверяет ли бухгалтер объем
выполненных работ с |
+ | |
20 |
Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена? |
+ |
По данным тестирования системы внутреннего контроля ее надежность можно оценить равную как:
20 вопросов – 100%
ДА – 15;
НЕТ – 5.
– внутрихозяйственный
Вывод: Система внутреннего контроля используется для оценки риска средств контроля. Из полученных данных систему внутреннего контроля в МУП «Щербакинское ЖКХ» можно охарактеризовать на среднем уровне, т.к. надежность равна – 75%, и полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя.
2.3 Определение уровня существенности и аудиторского риска
Уровень существенности в аудите регламентирует федеральный стандарт № 4 «Существенность в аудите». Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.
Планируя аудиторскую
проверку, необходимо установить материальность
(существенность) – максимально
допустимый размер ошибочной суммы,
которая может быть показана в
публикуемых финансовых отчетах
и рассматриваться как
Существенность выражает
вероятность того, что применяемые
аудиторские процедуры
Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большой вероятностью будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.
Планируя аудиторскую проверку необходимо установить существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.
Определим уровень существенности на основании данных 2010 года МУП «Щербакинское ЖКХ» (табл. 3).
Таблица 3 – Определение уровня существенности
Наименование базового показателя |
Значение базового показателя, тыс. руб. |
Доля от базового показателя в % |
Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.Балансовая прибыль (ф. № 2) |
390 |
5 |
19,5 |
2.Валовый объем реализации без НДС (ф. № 2) |
8 274 |
2 |
165,48 |
3.Валюта баланса (ф. № 1, ) |
3 055 |
2 |
61,1 |
4.Собственный капитал (ф. № 1.) |
2 905 |
10 |
290,5 |
5.Общие затраты организации (форма 2) |
7 701 |
2 |
154,02 |
Расчет уровня существенности показателей составляет:
Средние арифметические показатели уровня существенности:
тыс. руб.
Наименьшее значение от среднего отличается на:\
Наибольшее значение от среднего отличается на:
Поскольку значение 290,5 тыс. руб. отличается от среднего значительно, а значение 19,5 тыс. руб. не так сильно, то аудиторы принимают решение отбросить при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить (19,5 тыс. руб.).
Новая средняя арифметическая составит:
тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 101 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения материальности (существенности).
Различие между значениями уровня существенности до и после округления составляет:
,
что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор в своей работе).
Таким образом, 101 тыс. руб. является единым показателем уровня существенности.
Аудиторский риск также регламентирует федеральный стандарт № 4.
При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.
Между существенностью и аудиторским
риском существует обратная зависимость,
то есть чем выше уровень существенности,
тем ниже уровень аудиторского риска,
и наоборот. Обратная зависимость
между существенностью и
Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.
Аудиторский риск (А.Р.) = Риск необнаружения (Р.Н.) * Внутрихозяйственный риск (В.Х.Р. в %) * Риск средств контроля (Р.С.К.)
А.Р. = Р.Н. * В.Х.Р. * Р.С.К.
Аудиторский риск = 5%
Риск необнаружения = Х
Внутрихозяйственный риск (тест оценки системы БУ) = 85%
Риск средств контроля (тест оценки системы внутреннего контроля) = 75%
Риск необнаружения = 8%.
Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать план приемлемым.
2.4 Программа аудита учета
расчетов с персоналом по
Программу аудита регламентирует федеральный стандарт № 3 «Планирование аудита».
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Программа служит подробной инструкцией и является средством контроля качества работы.
Имея необходимую информацию составляем общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в МУП «Щербакинское ЖКХ» (табл. 4).
Таблица 4 – Программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда в МУП «Щербакинское ЖКХ»
Период проверки 01.01.2010г. |
Период проверки 31.12.2010 г. |
Период аудита с |
02.02.2011 г. |
Аудитор |
Хохлова Елена Николаевна |
Уровень существенности |
101 тыс. рублей (0,97%) |
Аудиторский риск |
8% |
№ п/п |
Перечень аудиторский процедур |
Период проведения |
Проверенные документы |
Примечания (ссылки) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Предварительное планирование |
|||
1.1 |
Изучение и оценка СБУ и СВК |
02.02.2010 г. |
Таблица № 1,2 | |
1.2 |
Определение уровня существенности и аудиторского риска |
03.02.2011 г. |
Бухгалт. баланс ф. № 1;Отчет о прибылях и убытках, ф. № 2 |
Таблица № 3 |
2 |
Проверка соблюдения положений законодательства о труде |
|||
2.1 |
Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение) |
09.02.2011 г. |
Приказы, контракты, труд. договора, личные карточки |
|
2.2 |
Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате |
09.02.2011 г. |
Штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты ведутся с помощью ПК, правила внутр. труд. распор. |
|
2.3 |
Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы |
10.02.2011 г. |
Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. № Т-12), личные карточки (ф .№ Т-2) |
|
3 |
Проверка выполнения рекомендаций предыдущего аудита |
|||
3.1 |
Проверка обоснованности начислений з/п |
11.02.2011 г. |
Положение по оплате труда, труд. договора, личные карточки, расч.-плат. ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание |
|
3.2 |
Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат |
12.02.2011 г. |
Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы |
|
3.3 |
Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей |
13.02.2011 г. |
Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при помощи ПК, расч.-платежн. ведомости, табели учета рабочего времени |
|
4 |
Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из з/п |
|||
4.1 |
Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц |
16.02.2011 г. |
Документы, предоставленные сотрудником на использование налоговых социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ |
|
4.2 |
Проверка правильности удержаний по исполнительным листам |
16.02.2011 г. |
Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета листов в вкладном деле к исполнительному листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета |
|
4.3 |
Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц |
18.02.2011г. |
Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начисл.входят в облагаемую базу НДФЛ) |
|
4.4 |
Проверка правильности удержания подотчетных сумм |
18.02.2011 г. |
Авансовые отчеты и первичные документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО) |
|
4.5 |
Проверка депонированных сумм по заработной плате |
18.02.2011 г. |
Книга аналитического учета депонированной заработной платы, касса |
|
5. |
Проверка ведения |
|||
5.1 |
Проверка ведения |
18.02.2011 г. |
Лицевые счета, расч.-платежн. док-ты, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника |
|
5.2 |
Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета |
19.02.2011 г.- 20.02.2011 г. |
Гл.книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно-сальд. ведомости, своды проводок и своды начислений и удержаний по з/пе |
|
6. |
Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды |
|||
6.1 |
Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды |
25.02.2011 г. |
Индивид. карточки, налоговые ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная книга, своды проводок |
|
7. |
Оформление результатов проверки |
|||
7.1 |
По окончании аудиторской проверки МУП «Щербакинское ЖКХ» можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме. |
Гл.книга, расч. ведомости по начислению з/п своды по з/п, табеля учета рабочего времени, наряды, договора на оказанные услуг, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер по счетам 50,51,69,70,71,76,88 и т.д.), «Баланс», «Отчет о прибылях и убытках»и др. |
Рабочими документами
3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПЕРСО НАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В МУП «Щербакинское ЖКХ» И ЕЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ
3.1 Источники и методы
сбора аудиторских
Сбор аудиторских
Данный стандарт аудиторской деятельности разработан с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.
Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить достаточные надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.
Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.
Аудиторские доказательства – это
информация, полученная аудитором при
проведении проверки, и результат
анализа указанной информации, на
которых основывается мнение аудитора.
К аудиторским доказательствам
относятся, в частности, первичные
документы и бухгалтерские
Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:
- инспектирование;
- наблюдение;
- запрос;
Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда