Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 06:23, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение методики аудита учета труда и заработной платы, разработка программы аудита и рекомендаций по совершенствованию учета и контроля труда и заработной платы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить основные понятия, цели, задачи и объекты аудита учета труда и заработной платы;
- перечислить основные нормативные документы, регламентирующие учет труда и заработной платы, а также единого социального налога;
- дать характеристику источников информации по аудиту расчетов;
- раскрыть методику аудита начисления оплаты труда, а также порядка удержаний из заработной платы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и значение аудита
Возникновение и становление аудита в России ……………………5
Нормативное регулирование аудиторской деятельности………...….7
Цели и задачи аудита расчетов с персоналом по оплате труда…….11
Глава 2. Планирование аудита расчетов с персоналом по оплате труда
2.1 Краткое организационно-экономической исследование организации МУП «Щербакинское ЖКХ»…………………………………………………………14
2.2 Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля………………………………………………………………………….17
2.3 Определение уровня существенности и аудиторского риска…………….21
2.4 Программа аудита учета расчетов с персоналом по оплате труда……….24
Глава 3. Методика аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда в МУП «Щербакинское ЖКХ» и ее документирование
3.1 Источники и методы сбора аудиторских доказательств………………… 29
3.2 Проведение процедур по существу и их документирование……………. 32
3.3 Сообщение информации руководству аудируемого лица по результатам проверки расчетов с персоналом по оплате труда в МУП «Щербакинское ЖКХ»……………………………………………………………………………..36
Заключение……………………………………………………………………….41
Список используемой литературы ………………

Работа содержит 1 файл

аудит курсовая.docx

— 112.92 Кб (Скачать)

 

По данным тестирования системы  бухгалтерского учета ее надежность можно оценить равную как:

20 вопросов – 100%.

ДА – 17;

НЕТ – 3.

 – внутрихозяйственный аудиторский  риск.

    По итогам проверки в МУП «Щербакинское ЖКХ» можно сказать, что организация системы бухгалтерского учета операций по оплате труда, в общем, отвечает требованиям оперативности и достоверности, и в процентном соотношении составляет 85%.

Систему внутреннего контроля регламентирует федеральный стандарт № 8 «Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом».

Система внутреннего контроля включает следующие элементы:

- контрольная среда;

- процесс оценки рисков аудируемым лицом;

- информационная система, в том числе связанная с подготовкой финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- контрольные действия;

- мониторинг средств контроля.

Разделение системы внутреннего  контроля на 5 элементов предоставляет  аудиторам удобный подход для  анализа того, каким образом различные  элементы системы внутреннего контроля аудируемого лица могут влиять на аудит. Такой подход необязательно  отражает то, каким образом аудируемое лицо организовало и применяет систему  внутреннего контроля. Аудитору важно  установить, что конкретные средства контроля эффективно предотвращают  или выявляют и устраняют существенные искажения на уровне предпосылок  подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности в группах однотипных операций, остатках по счетам бухгалтерского учета или случаях раскрытия  информации. Аудитор может использовать иную терминологию и подходы при  рассмотрении системы внутреннего  контроля и для описания разных элементов  системы внутреннего контроля и  их влияния на аудит при условии, что в ходе аудита будут рассмотрены  все элементы, указанные в настоящем  правиле (стандарте).

  Таблица 2 – Тестирование системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда.

№ п/п

Вопросы

Вариант ответа

ДА

НЕТ

1

2

3

4

1

Применяются ли типовые формы  документов по учету личного состава

Личные карточки (форма  № Т-2)?

 

+

 

2

Приказ о предоставлении отпуска (форма № Т-6)?

+

 

3

Приказ о переводе на другую работу (форма № 15)?

+

 

4

Приказ (распоряжение) о прекращении  трудового договора (ф. № Т-8)?

+

 

5

Ведутся ли на рабочих трудовых книжки?

+

 

6

Проверяется ли отделом кадров соответствие применяемых окладов  и разрядов рабочих, установленных  в штатном расписании?

 

+

7

Ведутся ли в отделах табели учета рабочего времени?

+

 

8

Применяются ли на предприятии  утвержденные отделом кадров нормы  и расценки по видам работ?

+

 

9

Используются ли типовых  формы первичных документов?

+

 

10

Все ли работники предприятия  получают оплату труда через кассу?

 

+

11

Есть ли положение об оплате труда?

+

 

12

Все ли ставки по оплате труда  определяются приказом руководителя?

+

 

13

Проверяет ли ответственный  бухгалтер данные о месячных, квартальных  и годовых накоплениях оплаты труда?

+

 

14

Разработаны ли инструкции по учету затрат и удержаний с  оплаты труда?

 

+

15

Подаются ли кадрами в  бухгалтерию списки вновь нанятых  работников?

+

 

16

Выписывают ли ведомости  на выплату заработной платы лица, не занимающиеся ее начислением?

+

 

17

Подаются ли списки уволенных  работников в бухгалтерию?

+

 

18

Разработаны ли должностные  обязанности работников, осуществляющих начисление оплаты труда?

 

+

19

Сверяет ли бухгалтер объем  выполненных работ с начислением  оплаты труда?

 

+

20

Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда производится ли его подмена?

+

 

 

По данным тестирования системы  внутреннего контроля ее надежность можно оценить равную как:

20 вопросов – 100%

ДА – 15;

НЕТ – 5.

 

 – внутрихозяйственный аудиторский  риск.

Вывод: Система внутреннего  контроля используется для оценки риска  средств контроля. Из полученных данных систему внутреннего контроля в  МУП «Щербакинское ЖКХ» можно охарактеризовать на среднем уровне, т.к. надежность равна – 75%, и полностью рассчитывать на систему внутреннего контроля нельзя.

2.3 Определение уровня  существенности и аудиторского  риска

     Уровень существенности в аудите регламентирует федеральный стандарт № 4 «Существенность в аудите». Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.

Планируя аудиторскую  проверку, необходимо установить материальность (существенность) – максимально  допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в  публикуемых финансовых отчетах  и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в  заблуждение. В настоящее время  считается, что отклонение показателя отчетности до 5% является незначительным, а более 10% – материальным (существенным).

Существенность выражает вероятность того, что применяемые  аудиторские процедуры позволяют  выявить ошибки в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние  на принятие соответствующих решений  ее пользователей.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная  с которого квалифицированный пользователь этой отчетности с большой вероятностью будет не в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать  правильные экономические решения.

Планируя аудиторскую  проверку необходимо установить существенность – максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может  быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как  несущественная, т.е. не вводящая пользователей  в заблуждение.

Определим уровень существенности на основании данных 2010 года МУП «Щербакинское ЖКХ» (табл. 3).

Таблица 3 – Определение  уровня существенности

Наименование базового

показателя

Значение 

базового 

показателя,

тыс. руб.

Доля от базового показателя в %

Значение, применяемое для  нахождения уровня существенности, тыс. руб.

1

2

3

4

1.Балансовая прибыль (ф. № 2)

390

5

19,5

2.Валовый объем реализации без НДС (ф. № 2)

8 274

2

165,48

3.Валюта баланса (ф. № 1, )

3 055

2

61,1

4.Собственный капитал (ф. № 1.)

2 905

10

290,5

5.Общие затраты организации (форма 2)

7 701

2

154,02


 

Расчет уровня существенности показателей составляет:

Средние арифметические показатели уровня существенности:

 тыс. руб.

Наименьшее значение от среднего отличается на:\

Наибольшее значение от среднего отличается на:

Поскольку значение 290,5 тыс. руб. отличается от среднего значительно, а значение 19,5 тыс. руб. не так сильно, то аудиторы принимают решение отбросить  при дальнейших расчетах наибольшее значение, а наименьшее оставить (19,5 тыс. руб.).

Новая средняя арифметическая составит:

 тыс. руб.

Полученную величину допустимо  округлить до 101 тыс. руб. и использовать количественный показатель в качестве значения материальности (существенности).

Различие между значениями уровня существенности до и после  округления составляет:

,

что находится в пределах 20% (единого показателя уровня существенности, который может использовать аудитор  в своей работе).

Таким образом, 101 тыс. руб. является единым показателем уровня существенности.

Аудиторский риск также регламентирует федеральный стандарт № 4.

При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о  том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам  однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования  выборочной проверки и аналитических  процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо  низкого уровня.

Между существенностью и аудиторским  риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость  между существенностью и аудиторским  риском принимается во внимание аудитором  при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских  процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских  процедур аудитор определяет, что  приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень  риска средств контроля там, где  это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем  изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

Аудиторский риск – риск, который берет на себя аудитор, давая  заключение о полной достоверности  данных внешней отчетности, в то время как возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Аудиторский риск (А.Р.) = Риск необнаружения (Р.Н.) * Внутрихозяйственный  риск (В.Х.Р. в %) * Риск средств контроля (Р.С.К.)

А.Р. = Р.Н. * В.Х.Р. * Р.С.К.

Аудиторский риск = 5%

Риск необнаружения = Х

Внутрихозяйственный риск (тест оценки системы БУ) = 85%

Риск средств контроля (тест оценки системы внутреннего  контроля) = 75%

Риск необнаружения = 8%.

Так как аудиторский риск не высок, то аудитор может считать  план приемлемым.

2.4 Программа аудита учета  расчетов с персоналом по оплате  труда

   Программу аудита регламентирует федеральный стандарт № 3 «Планирование аудита».

Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор обязаны  планировать свою работу так, чтобы  проверка была проведена эффективно.

Программа аудита является развитием общего плана аудита и  представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых  для практической реализации плана  аудита. Программа служит подробной  инструкцией и является средством  контроля качества работы.

Имея необходимую информацию составляем общий план аудита расчетов с персоналом по оплате труда в  МУП «Щербакинское ЖКХ» (табл. 4).

Таблица 4 – Программа  аудита расчетов с персоналом по оплате труда в МУП «Щербакинское ЖКХ»

Период проверки

01.01.2010г.

Период проверки

31.12.2010 г.

Период аудита с 

02.02.2011 г.

Аудитор

 Хохлова Елена Николаевна

Уровень существенности

101 тыс. рублей (0,97%)

Аудиторский риск

8%


 

№ п/п

Перечень аудиторский  процедур

Период 

проведения

Проверенные документы

Примечания 

(ссылки)

1

2

3

4

5

1.

Предварительное планирование

     

1.1

Изучение и оценка СБУ  и СВК

02.02.2010 г.

 

Таблица № 1,2

1.2

Определение уровня существенности и аудиторского риска

03.02.2011 г.

Бухгалт. баланс ф. № 1;Отчет  о прибылях и убытках, ф. № 2

Таблица № 3

2

Проверка соблюдения положений  законодательства о труде

     

2.1

Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение)

09.02.2011 г.

Приказы, контракты, труд. договора, личные карточки

 

2.2

Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной  оплате и норм и расценок при сдельной оплате

09.02.2011 г.

Штатное расписание, наряды, алгоритмы расчетов, т.к. расчеты  ведутся с помощью ПК, правила  внутр. труд. распор.

 

2.3

Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы

10.02.2011 г.

Табеля учета расчетов рабочего времени (ф. № Т-12), личные карточки (ф .№ Т-2)

 

3

Проверка выполнения рекомендаций предыдущего аудита

     

3.1

Проверка обоснованности начислений з/п

11.02.2011 г.

Положение по оплате труда, труд. договора, личные карточки, расч.-плат. ведомости, табели учета рабочего времени, штатное расписание

 

3.2

Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат

12.02.2011 г.

Приказы по личному составу, лицевые счета, больничные листы

 

3.3

Проверка правильности расчета  среднего заработка для различных  целей

13.02.2011 г.

Базу для расчета среднего заработка, т.к. расчет ведется при  помощи ПК, расч.-платежн. ведомости, табели учета рабочего времени

 

4

Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из з/п

     

4.1

Проверка правомерности  применения вычетов и льгот для  исчисления налога на доходы физических лиц

16.02.2011 г.

Документы, предоставленные  сотрудником на использование налоговых  социальных вычетов, форма 2-НДФЛ, налоговая  карточка 1-НДФЛ

 

4.2

Проверка правильности удержаний  по исполнительным листам

16.02.2011 г.

Наличие исполнительных листов, регистратор листов, правильность расчета  листов в вкладном деле к исполнительному  листу, облагаемую базу для удержания, лицевые счета

 

4.3

Проверка правильности определения  совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц

18.02.2011г.

Форма 2-НДФЛ, налоговая карточка 1-НДФЛ, облагаемую базу (какие виды начисл.входят в облагаемую базу НДФЛ)

 

4.4

Проверка правильности удержания  подотчетных сумм

18.02.2011 г.

Авансовые отчеты и первичные  документы к ним, кассовые документы (ПКО и РКО)

 

4.5

Проверка депонированных сумм по заработной плате

18.02.2011 г.

Книга аналитического учета  депонированной заработной платы, касса

 

5.

Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных  расчетов по оплате труда

     

5.1

Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим  в списочном составе  МУП «Щербакинское ЖКХ» по всем видам оплат

18.02.2011 г.

Лицевые счета, расч.-платежн. док-ты, налоговая карточка с совокупным годовым доходом на каждого сотрудника

 

5.2

Проверка правильности отражения  оборотов по счетам и субсчетам Главной  книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета

19.02.2011 г.-

20.02.2011 г.

Гл.книга, журналы-ордера, карточка счета, оборотно-сальд. ведомости, своды  проводок и своды начислений и  удержаний по з/пе

 

6.

Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды

     

6.1

Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды

25.02.2011 г.

Индивид. карточки, налоговые  ставки, облагаемая база по ЕСН, Главная  книга, своды проводок

 

7.

Оформление результатов  проверки

     

7.1

По окончании  аудиторской проверки МУП «Щербакинское ЖКХ» можно констатировать, что мероприятия, предусмотренные общим планом и программой аудита, выполнены в полном объеме.

Гл.книга, расч. ведомости  по начислению з/п своды по з/п, табеля учета рабочего времени, наряды, договора на оказанные услуг, учетные регистры (налоговая карточка, журнал-ордер  по счетам 50,51,69,70,71,76,88 и т.д.), «Баланс», «Отчет о прибылях и убытках»и  др.

 

 

Рабочими документами аудиторов  по аудиторской проверке организации  являются аналитические таблицы  и отчетные документы, сформированные с учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации, были учтены следующие факторы:

  1. предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;
  2. объект проверки узконаправленный;
  3. организация использует компьютерный учет и бухгалтерские программы «1С: Предприятие 7.7» и «1С: Зарплата + Кадры».

 

 

3. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ  ПРОВЕРКИ РАСЧЕТОВ С ПЕРСО  НАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В  МУП «Щербакинское ЖКХ» И ЕЕ ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ

3.1 Источники и методы  сбора аудиторских доказательств

Сбор аудиторских доказательств  регламентируется федеральным стандартом № 5 « Аудиторские доказательства».

Данный стандарт аудиторской деятельности разработан с учетом международных  стандартов аудита, устанавливает единые требования к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения  доказательств.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор должны получить достаточные  надлежащие доказательства с целью  формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора.

Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса  тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. В некоторых ситуациях  доказательства могут быть получены исключительно путем проведения процедур проверки по существу.

Аудиторские доказательства – это  информация, полученная аудитором при  проведении проверки, и результат  анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам  относятся, в частности, первичные  документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения  уполномоченных сотрудников аудируемого  лица и информация, полученная из различных  источников (от третьих лиц).

Аудитор получает аудиторские  доказательства путем выполнения следующих  процедур проверки по существу:

- инспектирование;

- наблюдение;

- запрос;

Информация о работе Аудит расчетов с персоналом по оплате труда