Аудит оплаты труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Цель аудита учета труда и заработной платы – основываясь на действующих нормативно-правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы.
Высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов в области аудита предъявляет рыночная экономика. Аудитор должен хорошо разбираться в вопросах бухгалтерского учета, права, налогообложения, умело ориентироваться в хозяйственной обстановке. Для этого он должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в области аудита. [19]

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 414.50 Кб (Скачать)

3.            Штатное расписание (ф. №Т-3).

4.            Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода  работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.

5.            Приказ о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) – применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.

6.            График отпусков (ф. №Т-7).

7.            Приказ о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем  организации. В нем указывают причину и основание увольнения.

8.            Приказ о направлении работника в командировку (ф. №Т-9).

9.            Командировочное удостоверение (ф. №Т-10).

10.       Приказ о поощрении работника (ф. №Т-11).

По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются:

- табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12),

- табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13)

- расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49),

- расчетная ведомость (ф. № Т-51),

- платежная ведомость (ф. №Т-53),

- лицевой счет (ф. № Т-54),

- записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (ф. №Т-60)

- записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. №Т-61)

- акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (ф. №Т-73).

Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.

Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как правило, следующие реквизиты: место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы; количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; нормы времени и расценки  за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата.  [37]

Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.

Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д.

 

К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1). [7]

При аудите учета труда и расчетов с персоналом по оплате труда следует руководствоваться следующими основными нормативными документами:

     - Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-Ф3; [9]

          - Налоговым кодексом РФ / часть I от 31.07.97 № 146-Ф3, в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 118-Ф3/; [4]

          - Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);

          - Методическими рекомендациями по применению главы 21 “Налог на доходы физических лиц”, части второй Налогового кодекса РФ от 29.11.2000 № БГ-3-08/415, в ред. Приказа МНС РФ от 25.03.2001 № БГ-3-08/73; [2]

          - Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса) утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465, в ред. Приказа МНС РФ от 28.04.2001 № БГ-3-07/138; [3]

          - Письмом МНС РФ от 04.02.2002 № СА-6-04/124 “О социальных налоговых вычетах”;

          - Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.

В ходе аудиторской проверки следует изучить первичные документы по учету расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты, журналы-ордера, Главную книгу, копии со свидетельств о рождении детей, удостоверений участников войны, пенсионеров и другие документы, а также учетные регистры по соответствующим счетам бухгалтерского учета. [24]

 

1.3. Методические приемы и способы аудита расчетов по оплате труда

 

Одна из важнейших функций аудита заключается в том, чтобы своевременно выявить негативные явления в хозяй­ственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способствовать их корректировке до того, как эти пробле­мы перерастут в кризис. Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость использования различных форм осуществле­ния контроля с целью своевременного предупреждения допущения ошибок и их исправления. [33]

Метод аудита — это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные при­емы можно объединить в три группы: определение реального со­стояния объектов, анализ, оценка. [36]

Приемы первой группы — это осмотр, пересчет, измерение, по­зволяющие определять количественное состояние объекта; лабо­раторный анализ, цель которого — определение качественного со­стояния объекта; запрос; документальная проверка.

Для сравнения отдельных показателей отчетности используют­ся аналитические процедуры (приемы второй группы).

На стадии планирования анализ помогает аудитору планиро­вать характер, время и объем других аудиторских процедур; на стадии проведения существенных проверок — обрабатывать зна­чительную детализированную информацию, на финальной стадии — делать об­щий обзор финансовой информации. [38]

Приемы третьей группы — это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение про­цесса сопоставления. Оцениваются состояние ресурсов, целесооб­разность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий и, соответ­ственно, не отраженные в бухгалтерском учете.

Помимо указанных приемов аудитор может привлекать внеш­ние по отношению к проверке методические положения, заим­ствованные из других наук математические теории; экономические теории; теории бухгалтерского учета и финансов; теории информации и коммуникации; информационные технологии; управление; вопросы права и налогообложения.

Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы провер­ки операций, сальдо счетов и т.п. [42]

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) — это проверка арифметической точности источни­ков документов и бухгалтерских записей и выполнение независи­мых подсчетов; как правило, осуществляется выборочно.

Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опе­раций позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.

Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторс­кой задолженности аудиторская организация должна получить под­тверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны. [31]

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.

Для проведения типовых опросов аудиторская организация мо­жет готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа.

Виды проверки документов:

- формальная проверка (правильность заполнения всех реквизи­тов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и в цифрах; подлинность подписей должностных и матери­ально ответственных лиц);

- арифметическая проверка (правильность подсчетов в докумен­тах, т.е. правильность показанных итогов в первичных документах, Учетных регистрах и отчетных формах);

- проверка документов по существу (законность и целесообраз­ность операции; правильность отнесения на счета и статьи). [47]

Прослеживание - процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетичес­кого и аналитического учета, находит заключительную коррес­понденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хо­зяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете.

Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших фи­нансовых и экономических показателей проверяемого экономи­ческого субъекта с целью выявления необычных и неверно отра­женных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельнос­ти, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

Подготовка альтернативного баланса. Для получения доказательств о реальности и полноте отраже­ния в учете готовой продукции выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходо­ванного сырья и материала по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания ус­луг).

Методические приемы и технические способы проведения аудита  в свою очередь делятся на методы документальной проверки и способы фактического контроля.

Полнота аудиторского контроля для объективной оценки до­стоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достига­ется путем проведения документальных проверок.

Среди них следует выделить: проверку документов (формаль­ную проверку и проверку по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) доку­ментов, письменный запрос и экономический анализ. [35]

Фактический контроль заключается в установлении дей­ствительного, реального состояния объекта проверки и пра­вильности его оценки путем пересчета, взвешивания, обме­ра, лабораторного анализа и иных приемов. [40]

При проведении аудиторской проверки аудитор в праве выбирать самостоятельно как методы получения аудиторских доказательств, так и способы и приемы проведения самой проверки. Аудитор реально принимает на себя риск неправильности выбранных методов и ставит его в один ряд с теми должностными лицами, которых он проверяет, так как они тоже несут риски того, что при проверке могут быть как обнаружены, так и не обнаружены существенные искажения бухгалтерской финансовой отчетности. [23]

При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:

- проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);

- проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;

- устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;

- проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.

Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.

Устный опрос используется при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.

Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.

Информация о работе Аудит оплаты труда