Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 00:05, курсовая работа
Цель аудита учета труда и заработной платы – основываясь на действующих нормативно-правовых актах, осуществить аудиторскую проверку и выразить мнение о достоверности и порядке ведения бухгалтерского учета труда и заработной платы.
Высокие требования к уровню профессиональной подготовки специалистов в области аудита предъявляет рыночная экономика. Аудитор должен хорошо разбираться в вопросах бухгалтерского учета, права, налогообложения, умело ориентироваться в хозяйственной обстановке. Для этого он должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками в области аудита. [19]
3. Штатное расписание (ф. №Т-3).
4. Приказ (распоряжение) о переводе на другую работу (ф. №Т-5) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров при оформлении перевода работника из одного подразделения в другое. Один экземпляр остается в отделе кадров, второй передается в бухгалтерию. Приказ визируется руководителями соответствующих структурных подразделений и подписывается руководителем организации.
5. Приказ о предоставлении отпуска (ф. №Т-6) – применяется для оформления ежегодного отпуска и отпусков других видов. Содержит все необходимые сведения для расчета отпускных сумм и удержаний.
6. График отпусков (ф. №Т-7).
7. Приказ о прекращении трудового договора (контракта) (ф. №Т-8) – составляется в двух экземплярах в отделе кадров и подписывается руководителем организации. В нем указывают причину и основание увольнения.
8. Приказ о направлении работника в командировку (ф. №Т-9).
9. Командировочное удостоверение (ф. №Т-10).
10. Приказ о поощрении работника (ф. №Т-11).
По учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда применяются:
- табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12),
- табель учета использования рабочего времени (ф. №Т-13)
- расчетно-платежная ведомость (ф. № Т-49),
- расчетная ведомость (ф. № Т-51),
- платежная ведомость (ф. №Т-53),
- лицевой счет (ф. № Т-54),
- записка-расчет о предоставлении отпуска работнику (ф. №Т-60)
- записка-расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) (ф. №Т-61)
- акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы (ф. №Т-73).
Необходимо отметить, что табельный учет охватывает всех работников организации. Каждому из них присваивается определенный табельный номер, который указывается во всех документах по учету труда и заработной платы. Сущность табельного учета заключается в ежедневной регистрации явки работников на работу, ухода с работы, всех случаев опозданий и неявок с указанием их причины, а также часов простоя и часов сверхурочной работы.
Независимо от формы первичные документы содержат в себе, как правило, следующие реквизиты: место работы (цех, участок, отделение); время работы (дата); наименование и разряд работы; количество и качество работы; фамилии, инициалы, табельные номера и разряды рабочих; нормы времени и расценки за единицу работы; сумму заработной платы рабочих; шифры учета затрат, на которые относится начисленная заработная плата. [37]
Кроме того, применяются первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы: наряды, рапорты, маршрутные листы и другие документы.
Также принимаются во внимание распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера (подряда, возмездного оказания услуг и др.), договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит и т.д.
К регистрам, которые подлежат проверке, относятся сводные ведомости распределения заработной платы (по видам, шифрам затрат и др.), регистры по сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части расчетов по исполнительным листам и депонированной заработной плате, журналы-ордера № 8 и № 10 (при журнально-ордерной форме учета), Главная книга, баланс (ф. № 1). [7]
При аудите учета труда и расчетов с персоналом по оплате труда следует руководствоваться следующими основными нормативными документами:
- Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-Ф3; [9]
- Налоговым кодексом РФ / часть I от 31.07.97 № 146-Ф3, в ред. Федерального закона от 24.03.2001 № 118-Ф3/; [4]
- Федеральным законом от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями);
- Методическими рекомендациями по применению главы 21 “Налог на доходы физических лиц”, части второй Налогового кодекса РФ от 29.11.2000 № БГ-3-08/415, в ред. Приказа МНС РФ от 25.03.2001 № БГ-3-08/73; [2]
- Методическими рекомендациями по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса) утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465, в ред. Приказа МНС РФ от 28.04.2001 № БГ-3-07/138; [3]
- Письмом МНС РФ от 04.02.2002 № СА-6-04/124 “О социальных налоговых вычетах”;
- Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н.
В ходе аудиторской проверки следует изучить первичные документы по учету расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям: штатное расписание, положения, приказы, распоряжения, контракты, договоры гражданско-правового характера, договоры личного страхования, на выдачу ссуд, табеля учета использования рабочего времени и учета заработной платы, наряды, путевые листы, листки временной нетрудоспособности, исполнительные листы, расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и налоговые карточки работников, авансовые отчеты, журналы-ордера, Главную книгу, копии со свидетельств о рождении детей, удостоверений участников войны, пенсионеров и другие документы, а также учетные регистры по соответствующим счетам бухгалтерского учета. [24]
1.3. Методические приемы и способы аудита расчетов по оплате труда
Одна из важнейших функций аудита заключается в том, чтобы своевременно выявить негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способствовать их корректировке до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Поэтому в аудиторской практике возникает необходимость использования различных форм осуществления контроля с целью своевременного предупреждения допущения ошибок и их исправления. [33]
Метод аудита — это совокупность приемов, с помощью которых оценивается состояние изучаемых объектов. Многообразные приемы можно объединить в три группы: определение реального состояния объектов, анализ, оценка. [36]
Приемы первой группы — это осмотр, пересчет, измерение, позволяющие определять количественное состояние объекта; лабораторный анализ, цель которого — определение качественного состояния объекта; запрос; документальная проверка.
Для сравнения отдельных показателей отчетности используются аналитические процедуры (приемы второй группы).
На стадии планирования анализ помогает аудитору планировать характер, время и объем других аудиторских процедур; на стадии проведения существенных проверок — обрабатывать значительную детализированную информацию, на финальной стадии — делать общий обзор финансовой информации. [38]
Приемы третьей группы — это оценка прошлого, настоящего и будущего состояния объектов аудита, логическое завершение процесса сопоставления. Оцениваются состояние ресурсов, целесообразность и законность хозяйственных операций, достоверность экономической информации, касающиеся событий и, соответственно, не отраженные в бухгалтерском учете.
Помимо указанных приемов аудитор может привлекать внешние по отношению к проверке методические положения, заимствованные из других наук математические теории; экономические теории; теории бухгалтерского учета и финансов; теории информации и коммуникации; информационные технологии; управление; вопросы права и налогообложения.
Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы проверки операций, сальдо счетов и т.п. [42]
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) — это проверка арифметической точности источников документов и бухгалтерских записей и выполнение независимых подсчетов; как правило, осуществляется выборочно.
Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.
Подтверждение. Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторской задолженности аудиторская организация должна получить подтверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны. [31]
Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.
Для проведения типовых опросов аудиторская организация может готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.
Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа.
Виды проверки документов:
- формальная проверка (правильность заполнения всех реквизитов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и в цифрах; подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц);
- арифметическая проверка (правильность подсчетов в документах, т.е. правильность показанных итогов в первичных документах, Учетных регистрах и отчетных формах);
- проверка документов по существу (законность и целесообразность операции; правильность отнесения на счета и статьи). [47]
Прослеживание - процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетического и аналитического учета, находит заключительную корреспонденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хозяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете.
Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого экономического субъекта с целью выявления необычных и неверно отраженных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.
Подготовка альтернативного баланса. Для получения доказательств о реальности и полноте отражения в учете готовой продукции выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходованного сырья и материала по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Методические приемы и технические способы проведения аудита в свою очередь делятся на методы документальной проверки и способы фактического контроля.
Полнота аудиторского контроля для объективной оценки достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности достигается путем проведения документальных проверок.
Среди них следует выделить: проверку документов (формальную проверку и проверку по существу), арифметическую, или счетную, проверку документов, сопоставление (сверку) документов, письменный запрос и экономический анализ. [35]
Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и правильности его оценки путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов. [40]
При проведении аудиторской проверки аудитор в праве выбирать самостоятельно как методы получения аудиторских доказательств, так и способы и приемы проведения самой проверки. Аудитор реально принимает на себя риск неправильности выбранных методов и ставит его в один ряд с теми должностными лицами, которых он проверяет, так как они тоже несут риски того, что при проверке могут быть как обнаружены, так и не обнаружены существенные искажения бухгалтерской финансовой отчетности. [23]
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:
- проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
- проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
- устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
- проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет) используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов сумм по оплате труда персонала и точности отражения их в бухгалтерских записях.
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.
Устный опрос используется при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.