Аудит оплаты труда и фонда заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

В зависимости от цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:
раскрыть экономическую сущность аудита и анализа фонда оплаты труда;
дать организационно-экономическую характеристику организации;
оценить организацию аудита оплаты труда;
- осуществить аудиторскую проверку организации оплату труда;
- провести анализ фонда оплаты труда в качественном и количественном аспекте;
- обобщить полученные результаты и подготовить аудиторское заключение по объекту.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 498.00 Кб (Скачать)

     В заключение аудита расчетов с ФСС  РФ аудитор осуществляет проверку правильности составления бухгалтерских записей. Бухгалтерский учет расчетов с ФСС  РФ ведется на балансовом счете 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", к которому открывается субсчет 69.1 - "Расчеты по социальному страхованию"17.

     Аудитор при проверке учета труда и  заработной платы руководствуется  следующими нормативными документами:

     - Гражданский кодекс РФ, ч.1 и 2

     - Налоговый кодекс РФ, ч.1 и 2

     - Трудовой кодекс РФ от 31.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 30.12.2008 № 313-ФЗ)

     - Комментарий к Трудовому кодексу РФ

     - Федеральный закон от 21.11.1996г. №129-ФЗ " О бухгалтерском учете".

     - положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998г. №34н

     - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10 2000г. №94н

     - постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997г. №71а " Об утверждении унифицированных форм первичной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" ред. От 21.01.2003г).

 

1.2. Анализ фонда заработной  платы.

     Анализ  и обоснование  нормативов для определения фонда заработной платы.

     В рыночных условиях хозяйствования предприятиям предоставлена большая свобода  в использовании трудовых ресурсов и определении форм и размеров оплаты труда сотрудников. Сотрудники же, в свою очередь, достаточно свободно могут выбирать предприятие, на котором им будут предложены наиболее привлекательные условия, причем едва ли не во всех случаях на первом месте при принятии ими решения о трудоустройстве будет стоять размер оплаты труда.

     Оплата  труда – это выраженная в денежной форме доля труда сотрудника, вложенного им при создании продукции предприятия. Эта доля выплачивается сотруднику, и он единолично распоряжается этими средствами18.

     Заработная  плата всех сотрудников предприятия  в сумме дает показатель ФЗП (фонда  заработной платы), который занимает немалую долю в расходах предприятия. В зависимости от отраслевой принадлежности, индивидуальных особенностей деятельности предприятия и политики руководства в области выплат сотрудникам доля расходов на ФЗП может колебаться от нескольких процентов до половины общей суммы затрат предприятия. Это немалая величина, поэтому анализ этой статьи расходов предприятия так важен.

     Заработная  плата является частью национального  дохода страны, распределяемого в  соответствии с количеством и  качеством затраченного труда. От оплаты труда зависит рост реальных доходов  и уровень материального благосостояния работников. Предприятие обязано использовать оплату труда как важнейшее средство стимулирования роста его производительности, ускорения научно-технического прогресса, улучшения качества продукции, повышение эффективности производства и укрепления дисциплины. Для этого предприятие само определяет формы и системы оплаты труда работников, не допуская уравнительности; вводит различные доплаты (за совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ и т.д.). При этом доплаты могут выплачиваться без каких- либо ограничений, но за счет и в пределах экономии фонда заработной платы высвобожденных работников. Средства на оплату труда нужно использовать таким образом, чтобы темпы роста производительности труда обгоняли темпы роста его оплаты. Только при таких условиях создаются возможности для наращивания темпов расширенного воспроизводства.

     Помимо  заработной платы, выплачиваемой сотрудникам  в денежной и натуральной форме (оклады, премии и вознаграждения регулярного  характера, компенсационные выплаты  за вредные условия труда, внеурочные работы и т.п.), расходы предприятия, связанные с оплатой труда, включают оплату неотработанного времени и единовременные выплаты, а также различные обязательные отчисления. Все эти расходы формируют показатель ФОТ.

     Полезную  информацию для оперативного управления производством дает анализ выполнения норм выработки и использования рабочего времени. Нормы выработки устанавливаются технологическими подразделениями предприятий или вышестоящими органами, ответственными за нормирование. Разумеется, не для каждого вида деятельности возможно нормирование, но для промышленных предприятий, выпускающих серийную продукцию или предоставляющих стандартизированные услуги, нормы выработки имеют решающее значение в процессе деятельности. Нормирование устанавливает нормы расхода ресурсов (материальных и трудовых) на изготовление единицы выпуска, а также на отдельные операции в ходе технологического процесса. Нормирование лежит в основе определения размера заработной платы производственных рабочих в большинстве отраслей народного хозяйства.

     Фонд  оплаты труда является неотъемлемой частью финансовой системы предприятия. Планирование фонда оплаты труда  – неотъемлемый процесс, определяющий положение предприятия на рынке  и его внутреннюю среду на будущий  период.

     Если расходы на все виды материальных ресурсов нацелены на достижение определённого конечного результата производства, то расход на рабочую силу непосредственно соизмеряется с этим результатом на всех стадиях формирования, он активен по отношению к результату производства, он его и формирует. Именно тесная связь с процессом производства и его результатами определяет то обстоятельство, что оплата труда должна производиться после окончания процесса производства, но до начала процесса реализации продукции, независимо от его результатов.

     В соответствии с действующими нормативно-правовыми  актами, подлежат включению в фонд заработной платы следующие составляющие:

     - Оплата за отработанное время:

     заработная  плата, начисленная работникам по тарифным ставкам и окладам за отработанное время, по сдельным расценкам в процентах от выручки;

     периодические или регулярные премии, вознаграждения, доплаты, надбавки, в том числе  за выслугу лет, компенсационные, связанные  с режимом работы или условиями  труда;

     доплаты за работу во вредных или опасных производствах, в ночное время, в выходные или праздничные дни, за сверхурочные;

     оплата  работникам за дни отдыха, предоставленные  за работу сверх нормы;

     комиссионные  вознаграждения и гонорары, другие выплаты.

     - Оплата за неотработанное время:

     оплата  ежегодных и дополнительных отпусков;

     оплата  льготных часов подросткам;

     оплата  учебных отпусков и обучения работников, проходящих повышение квалификации;

     оплата  простоев не по вине работника или  вынужденных прогулов, по желанию  администрации, в связи с донорством, и др.;

     - Единовременные поощрительные выплаты:

     единовременные, годовые выплаты и вознаграждения;

     материальная  помощь и дополнительные выплаты;

     стоимость бесплатно предоставляемых работникам акций;

     - Выплаты на питание, жильё,  топливо, транспорт19.

     Ознакомление  со всей совокупностью выплат, входящих в фонд заработной платы и их группировкой, позволяет сделать вывод о  том, что его структура является достаточно сложной является задача контроля за обоснованностью расходования средств, выделенных на оплату труда.

     Плановый  фонд заработной платы должен быть в максимальной степени минимизирован. Это означает, что прежде всего  достаточно обоснованным должен быть численный и качественный состав персонала. О должен учитывать и  планируемый объём производства и требования к качеству продукции, её материалоёмкость, энергоёмкость и трудоёмкость, а также необходимость поддержания в работоспособном состоянии всей инфраструктуры предприятия и решения как текущих, так и перспективных задач.

     Плановый  фонд заработной платы должен учитывать в максимальной степени, но в тоже время достаточно реалистично необходимость сокращения потерь рабочего времени и повышения обоснованности норм трудовых затрат, показателей и условий премирования и других форм материального поощрения работников. В то же время минимизация размеров фонда заработной платы не должна приводить к снижению средней заработной платы и гарантированности выплат за выполненную работу, к падению реальной заработной платы. Фонд заработной платы хотя и должен быть минимальным, одновременно он должен быть достаточным для нормального функционирования предприятия.

     Излишек оплаты труда ложится на себестоимость  продукции, сокращает прибыль и  снижает рентабельность. В то же время недостаток фонда, особенно в  период инфляции, вызывает относительное снижение уровня заработной платы, может привести к увеличению текучести кадров, дестабилизации коллектива и даже к социальным конфликтам вплоть до забастовок.

     Естественно, фонд заработной платы, как неотъемлемая составная часть структуры средств, направляемых на потребление требует периодического внесения изменений в связи с действием определённых факторов:

     - себестоимость продукции;

     - чистая прибыль;

     - средства на потребление в  составе себестоимости;

     - оплата отработанного времени;

     - оплата неотработанного времени;

     - единовременные поощрительны выплаты  из чистой прибыли или входящие  в себестоимость;

     - выплаты социального характера.

     Методы  планирования фонда заработной платы  в зависимости от стадий планирования могут быть подразделены на укрупненные и подетальные. Укрупнённые методы применяются на стадиях предварительного планирования и длительную перспективу и базируются на учёте динамики численности работающих и средней заработной платы. Оба этих фактора, в свою очередь, зависят от показателей динамики производительности труда. Другим методом укрупнённого планирования является планирование на основе количественно выявленных нормативных величин: затрат заработной платы на единицу продукции, нормативов соотношения темпов роста производительности труда и заработной платы, нормативов прироста фонда заработной платы на каждую единицу прироста объёма производимой продукции и т.д.

     Методы  подетального планирования применяются  при расчёте фонда заработной платы на очередной планируемый год с поквартальной разбивкой в тесной увязке с конкретными мероприятиями по уменьшению расходов по заработной плате на единицу продукции. Они, как правило, базируются на дифференцированном подходе к определению каждой статьи структуры фонда заработной платы в целом по предприятию и по каждому его подразделению.

     Наиболее  распространённым методом укрупнённого планирования фонда заработной платы  является корректировка фонда, принимаемого за базу, на изменение численности  работников и средней заработной платы в планируемом периоде:

     ФЗПпл = ФЗПбаз * Iч.п * Iср.зп20,

     где ФЗПпл, ФЗПбаз – соответственно, плановый и базовый фонды заработной платы  всего персонала предприятия;

     Iч.п  – индекс численности работающих  на предприятии;

     Iср.зп  – индекс средней заработной  платы в планируемом периоде.

     При расчётах планового фонда заработной платы персонала основной деятельности могут быть использованы показатели динамики объёма производимой продукции, производительности труда и средней  заработной платы:

     ФЗПпл осн = ФЗПбаз осн * Iвал * Iпроизв * Iср.зп21 ,

     где ФЗПпл осн , ФЗПбаз осн – фонд заработной платы соответственно в  плановом и базовом периодах;

     Iвал  – индекс динамики объёма валовой  (товарной) продукции в соответствующих  ценах;

     Iпроизв  – индекс динамики производительности  труда в планируемом периоде.

     Если  в планируемом периоде ожидается  рост инфляции, то в расчёт планового  фонда заработной платы необходимо включить его увеличение, определённое в соответствии с согласованным  с профсоюзом порядком индексации заработной платы на рост потребительских цен на товары и услуги.

     Нередко в период, когда проводятся укрупнённые  расчёты, нет точной информации о  размере фонда заработной платы  в базовом периоде. В связи  с этим в практике планирования принято  определять так называемый ожидаемый фонд заработной платы. Он представляет собой прежде всего сумму уже известного фактического фонда заработной платы за прошедший период базового года и части планового фонда, оставшейся до конца базового года.

Информация о работе Аудит оплаты труда и фонда заработной платы