Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 14:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение вопросов аудита основных средств на предприятии, выявление методов и способов ведения аудиторских проверок на исследуемом предприятии и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Обзор экономической литературы и нормативно – правовых
документов……………………………………………………………………….5
• 1.1 Обзор экономической литературы……………….…………………………5
1.2 Обзор нормативно – правовых документов, регламентирующих
аудит операций с основными средствами …………………………………9
2.Экономическая характеристика ООО «Хохол – Тростянка» и
организация учета……………………………………………………………….13
3.Аудит операций с основными средствами ООО «Хохол – Тростянка»…….21
4.3.1 Планирование аудита…………………………..…………………………...21
5.3.2 Методика проведения аудита операций с основными средствами……...28
6.3.3 Отчет аудитора руководству проверяемого субъекта.…………………...37
Заключение………………………………………………………………………….40
Список используемой литературы………………………………………………...43
Аудитору необходимо выяснить состав и структуру основных средств, числящихся на предприятии. Для этого аудитор должен потребовать от руководства подробный список основных средств, в который необходимо включить следующие показатели: наименование объекта, дата приобретения, краткая характеристика, балансовая стоимость, норма амортизации, сумма начисленной амортизации. При проверке состава и структуры основных средств следует знать, что к ним относятся: здания, сооружения, оборудования, рабочие и силовые машины, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные средства.
Так, в ходе проверки правильности отнесения отдельных объектов к основным средствам в ООО «Хохол – Тростянка» нарушений не обнаружено. Балансовая стоимость основных средств по предоставленному руководителем списку соответствует балансовой стоимости основных средств в форме №1 Годового отчета.
В соответствии с учетной политикой предприятия к основным средствам относятся активы, используемые в производстве продукции, при выполнении работ. В составе основных средств на предприятии используются: инструмент, инвентарь, хозяйственные принадлежности, сменное оборудование сроком более года.
Объекты основных средств, стоимостью не более 20000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры не входящие в библиотечный фонд (независимо от стоимости) списываются на производство по мере отпуска их в производство или эксплуатацию без отражения их на счете 02 «Амортизация основных средств». В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве организуется контроль за их движением на забалансовых счетах.
Особо
тщательно следует проверять
полноту и своевременность
В ходе проверки инвентаризации в бухгалтерском учете выявлены следующие нарушения: инвентаризация основных средств проводится формально; инвентаризационные описи передаются членам инвентаризационной комиссии с указанными данными бухгалтерского учета.
Также
при поверке результатов
Расхождение обнаружены по сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств № 1, на что составлен рабочий документ.
Отражение результатов инвентаризации основных средств.
Списаны с баланса недостача компьютера PC Intel 1100 MHz:
- первоначальная стоимость 25000 руб.
- амортизация 14200 руб.
- остаточная стоимость 10800 руб.
При выявлении факта недостачи основных средств на предприятии не было проведено служебное расследование по установлению причины виновных в недостаче. Бухгалтер отнесла недостачу основных средств, выявленную при инвентаризации: Дт 91 Кт 94.
При проверке сохранности основных средств аудитору необходимо убедиться в правильности проведения переоценки основных средств. В ООО «Хохол – Тростянка» последняя переоценка основных средств была проведена по состоянию на 1 января 2007 года. На предприятии применяется метод прямой оценки восстановительной стоимости основных средств.
Восстановительная стоимость отдельных объектов основных средств определяется путем прямого пересчета, согласно, рыночных цен на аналогичные объекты.
В ходе проверки правильности расчета переоценки основных средств на 01.01.07 г. ошибок и нарушений не обнаружено, замечаний аудитора нет.
Необходимым этапом проверки основных средств является поступление их на предприятие. Основные средства могут поступать в организацию в следующих случаях:
- в качестве вклада в уставный капитал (складочный) капитал;
-
по договору дарения (
- приобретения;
-
оприходования неучтенных
Аудитору необходимо помнить, что во всех случаях поступление основных средств оформляется актом (накладной) приемки – передач основных средств формы № ОС – 1. При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре на каждый отдельный объект членами приемной комиссии, назначенной распоряжением (приказом) руководителя предприятия. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце [20].
Акт
(накладная) после ее оформления с
приложенной технической
При проверке правильности оформления основных средств обнаружены следующие нарушения. Встречаются случаи, когда бухгалтер приходует основное средство на основании накладной и счета – фактуры, а акт приемки – передачи составляет через некоторое время.
Следует отметить, что товарные документы не являются основанием для оприходования и введения в эксплуатацию основных средств. Оприходования и ввод в эксплуатацию объекта основных средств должно быть оформлено актом приема – передачи основных средств (ф. ОС -1). Только с этого момента начинается отсчет начисления амортизации и возмещения уплаченного поставщикам НДС. Отсюда следует вывод, что несвоевременное оприходование основных средств влечет за собой не доначисление амортизации, что приводит к искажению остаточной стоимости объектов и финансовых результатов деятельности предприятия.
Необходимо проверить также правильность оценки приобретенных основных средств. В бухгалтерском учете основные средства оценивают по первоначальной стоимости. Применяют также восстановительную и остаточную стоимости.
Первоначальной (фактической) стоимостью объектов основных средств считается:
- для объектов, внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал, - их денежная оценка по договоренности сторон, если иное не предусмотрено законодательством РФ;
-
для объектов основных средств,
-
для объектов основных средств,
-
для объектов основных средств,
Проверке подлежит также правильность определения восстановительной стоимости – стоимости воспроизводства основных средств на момент их переоценки.
Необходимо проверить правильность отражения операций по приобретению основных средств на счетах бухгалтерского учета.
Схема бухгалтерских проводок по учету основных средств в ООО «Хохол – Тростянка» представлена в таблице 9.
Таблице 9. Схема бухгалтерских проводок по учету поступления основных средств в ООО «Хохол – Тростянка»
№ п/п |
Документ и содержание операции |
Корреспонденция счетов | Сумма, руб. | |
Дебет | Кредит | |||
1 | Счет№31.Акт
о приемке оборудования Ф.№ОС-14.Оприходована
поступившая от поставщика автоматизированная
линия:
-стоимость оборудования -налог на добавленную стоимость |
08 19 |
60 60 |
500000 100000 |
2 | Счет № 117 транспортной
организации. Принят к оплате счет транспортной
организации за доставку автоматизированной
линии:
-стоимость доставки -налог на добавленную стоимость |
07 19 |
60 60 |
2000 400 |
3 | Акт приемки - передач оборудования в монтаж ф. №ОС-15. Сдана в монтаж автоматизированная линия. | 08 |
-7 |
202000 |
4 | Счет №82 подрядной
организации. Принят счет за работы по
монтажу автоматизированной линии:
-стоимость монтажа -налог на добавленную стоимость |
08 19 |
60 60 |
40000 8000 |
5 | Акт (накладная) №2 приемки-передачи основных средств. Введена в эксплуатацию автоматизированная линия. | 01 |
08 |
202000 |
6 | Выписка из расчетного счета. Оплачено поставщику за объект основных средств, доставку и монтаж. | 60 |
51 |
290400 |
7 | Расчет. Определен налоговый счет по НДС по введенным в эксплуатацию основным средствам. | 68НДС |
19 |
40400 |
8 | Счет- фактура №2.Накладная
поставщика материалов. Поступили строительные
материалы от поставщика:
-цена материалов -налог на добавленную стоимость |
10-8 19 |
60 60 |
50000 10000 |
9 | Платежное поручение №143. Оплачены счета поставщика материалов | 60 |
51 |
60000 |
10 | Требование-накладная №87. Отпущены материалы на строительство склады | 08 |
10 |
50000 |
11 | Расчетно-платежная ведомость. Начислена заработная плата работникам по строительству склада | 08 |
70 |
20000 |
12 | Расчет. Начислен единый социальный налог и отчисления в фонд социального страхования по заработной плате | 08 |
69 |
8000 |
13 | Платежное поручение №75. Оплачено за регистрацию здания склада как объекта недвижимости | 08 |
51 |
500 |
14 | Расчет. Начислен НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом | 08 |
68 |
15700 |
15 | Расчет. Определен налоговый вычет по НДС по материалам, использованным на строительство склада | 68 |
19 |
10000 |
16 | Расчет. Определен налоговый вычет по НДС начисленному по строительным - монтажным работам | 68 |
08 |
5700 |
17 | Акт (накладная) №2 приемки-передачи основных средств. Введен в эксплуатацию склад | 01 |
08 |
88500 |
18 | Инвентаризационная опись. Сличительная ведомость. Оприходован неучтенный инструмент. | 01 |
91 |
10000 |
В ходе проверки правильности корреспонденции счетов по учету основных средств ошибок не обнаружено.
Важным направлением аудита основных средств является установление правильности начисления амортизации по основным средствам. Основные средства предприятия в процессе производства постепенно изнашиваются.
Износ – стоимостной показатель потери объектами основных средств физических качеств или утраты технико-экономических свойств, а в следствии, этого – стоимости.
Стоимость основных средств предприятия погашается путем начисления износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства (расходов на продажу) в течение всего срока их полезного использования по нормам, утвержденным в установленном порядке [11].
В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов:
- линейный способ;
-способ уменьшаемого остатка;
-способ
списания стоимости по сумме
чисел срока полезного
-способ
списания стоимости
При проведении аудита основных средств аудитор должен убедиться в правильности: выбора учетной политики и использования того или иного способа амортизации по отношению к конкретным видам и группам объектов основных средств; установления экономическим субъектом сроков полезного использования объектов основных средств; определения конкретных дат начала и прекращения амортизационных отчислений по объектам основных средств. Необходимо установить, к какой группе по назначению относятся основные средства: производственного или непроизводственного назначения.
Проверкой установлено, что сумма амортизации по основным средствам производственного назначения относятся на соответствующие издержки обращения в дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44, а по основным средствам непроизводственного назначения и передаваемые в аренду – на счета 29, 91. В ходе проверки ошибок не обнаружено.
Следующим этапом является проверка правильности учета и отнесения затрат на ремонт основных средств.
Так, в ООО «Хохол – Тростянка» ремонт основных средств проводится как хозяйственным способом – ремонтным цехом, так и подрядным способом. На предприятии действует система планово-предупредительных ремонтов (ППР), однако имеет место не соблюдения графиков ППР основных средств (по срокам и количеству ремонтов). Увеличивается время и расходы на ремонт, что отрицательно влияет на себестоимость продукции и финансовый результат деятельности организации. Рекомендуется усилить контроль за соблюдением графиков ППР.