Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:59, курсовая работа
Цель работы – исследование организации аудита операций по реализации продукции, работ и услуг.
Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи:
изучить особенности аудита операций по реализации продукции, работ и услуг;
разработать рекомендации по устранению недостатков и усовершенствованию аудита процесса реализации продукции, работ и услуг.
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ АУДИТА ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ
Цели и задачи аудита операций по реализации продукции, работ и услуг
Планирование проведения аудиторской проверки
Аудиторские доказательства и процедуры
АУДИТ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ, РАБОТ И УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ АО «РОСА»
Ознакомление с финансово-производственной деятельностью АО «Роса»
Определение последовательности проверки операций по реализации продукции, работ и услуг
Проверка системы внутреннего контроля операций по реализации
Выполнение аудиторских процедур
Оформление материалов аудиторской проверки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СВК предприятия включает три основных элемента: среду контроля, систему бухгалтерского учета и процедуры контроля (рисунок 1).
Рисунок 1 – Элементы системы внутрихозяйственного контроля
Среда контроля – это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников предприятия к контролю, степень значимости контроля для предприятия. При оценке среды контроля выделяются следующие элементы: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, влияние внешних факторов.
Система бухгалтерского учета – это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах и хозяйственных операциях предприятия. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.
Для понимания системы бухгалтерского учета предприятия необходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственной деятельности:
учетная политика и основные принцип ведения бухгалтерского учета;
организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности;
распределение обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии;
порядок подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;
средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета.
Процедуры контроля – это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных обеспечена учетными регистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность в том, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности, защите активов и файлов данных, будут достигнуты и будет выдана надежная финансовая информация.
Основными функциями СВК являются:
проверка достаточности и соответствия действующим нормативным актам и учредительным документам системы внутренних регламентов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкций);
экспертиза правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета, достоверности бухгалтерской отчетности;
анализ внешних факторов и оценка их влияния на деятельность предприятия;
организация подготовки к проведению внешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов.
3) Планирование аудита. Планирование является начальным этапом проведения аудита и состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о финансовой отчетности субъекта, их исполнителей.
Планируемый объем работы зависит от размеров и характера (вида) деятельности организации, сложности аудита, результатов предшествующих проверок финансово-хозяйственной деятельности данного объекта.
Планирование аудита должно проводиться аудиторской организацией (аудитором) в соответствии со следующими принципами:
комплексности планирования;
непрерывности планирования;
оптимальности планирования.
Разработка общего плана аудита представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Общий план аудита процесса реализации продукции
Процедуры аудита | Источники информации | Испол-нитель | Срок проверки | Характер проверки |
Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета реализации продукции, работ и услуг | Главная книга, журналы-ордеры №6, и другие учетные регистры, первичные документы, карточки складского учета | Мальсагова З.Г. | 5 часов | Выбороч-ный |
Проверка правильности оформления первичных документов по реализации продукции, работ и услуг | Накладные, счета-фактуры, приходные кассовые ордера | Степнова А.Г. | 5 часов | Выбороч-ный |
В общем плане аудитор определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита.
Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита.
Для проведения аудита операций по реализации продукции, работ и услуг составляется программа, которая приведена в таблице 2.
Таблица 2 - Программа аудиторской проверки процесса реализации
Перечень процедур | Источники информации |
Проверка соответствия показателей баланса данным Главной книги | Бухгалтерский баланс, Главная книга |
Проверка правильности оформления первичных документов | Накладные, счета-фактуры, приходные кассовые ордера |
Проверка правильности ведения синтетического и аналитического учета реализации продукции, работ и услуг | Главная книга, журналы-ордеры №6, и другие учетные регистры (ведомость учета расчетов с покупателями), первичные документы, карточки складского учета |
Проверка данных регистров реализации продукции, работ и услуг и сверка их со счетами Главной книги | Ведомости, журналы-ордера, машинограммы, Главная книга |
Выборочная проверка соответствия цен (тарифов), указанных в документах на отпуск, ценам в договорах | Счета-фактуры, договора, машинограммы |
Выборочная проверка правильности отражения задолженности покупателей в учетных регистрах | Акты сверки расчетов, машинограммы, Главная книга |
Проверка своевременности и полноты списания себестоимости реализованной продукции, работ и услуг и расходов по реализации | Расчет фактической себестоимости реализованных товаров |
Проверка правильности корреспонденции счетов по учету поступления дохода от реализации, списанию себестоимости реализованной продукции, работ и услуг | Ведомости, журналы-ордера, машинограммы, Главная книга |
При составлении программы проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за учетом операции по реализации продукции, работ и услуг, выявляет наиболее уязвимые участки, планирует состав основных контрольных процедур, определяет особенности ведения учета в организации.
4) Системное изучение. Оно позволяет определить потоки и объемы информации, пункт наибольшей загруженности сбором и обработкой информации и на этой основе сделать вывод: кому предоставлено право принятия решения и ответственность за реализацию этих решений по интересующим аудитора аспектам деятельности предприятия, то есть кто является центром ответственности.
5) Выполнение аудита. Этот этап и есть выполнение аудиторских процедур. По каждой теме необходимо составить программу аудиторской проверки, указав в ней последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.
6) Составление отчета о результатах аудита. Аудитор по результатам аудита составляет отчет и представляет его заказчику в срок, определенный договором.
При проведении аудита следует знать, что искажение финансовой отчетности у проверяемой организации может быть существенным и несущественным.
Уровень существенности – это количественная мера и предельное значение искажения отчетности, начиная с которой пользователь этой отчетности с большей степенью вероятности не сможет на ее основе сделать правильные выводы и принимать обоснованные экономические решения.
Примерная методика определения уровня существенности может состоять из двух этапов:
выбор базовых показателей финансовой отчетности, для которых будет установлен уровень существенности;
установление уровня существенности для каждого из выбранных базовых показателей.
При проведении аудиторской проверки аудитор находит искажения, определяет их суммарную величину применительно к какому базовому показателю, сравнивает эту суммарную величину с соответствующим показателем уровня существенности и делает вывод о влиянии найденных нарушений на финансовую отчетность.
Аудиторский риск (риск аудитора) означает вероятность того, что финансовая отчетность организации может содержать не выявленные существенные искажения после подтверждения аудитором ее достоверности и признания, что она не достоверна, когда на самом деле существенные искажения отсутствуют.
То есть, аудиторский риск заключается в возможной выдаче неправильного аудиторского отчета. Аудиторский риск рассчитывается по формуле:
где,
AR - аудиторский риск;
DR - риск необнаружения;
CR - риск внутреннего контроля;
IR - неотъемлемый риск.
Степень аудиторского риска имеет обратную зависимость от уровня существенности. Иными словами, для низкого уровня допустим высокий уровень существенности и наоборот.
При аудиторской проверке проверяется не вся документация, так как объем бухгалтерской информации как правило объемен.
Результаты проверки распространяют на всю совокупность документов. Методы выборочной проверки можно объединить в две группы: статистические и нестатистические.
Статистические базируются на теории вероятности и предположении о том, что все ошибки в совокупности равновозможны и распределены случайным образом. При их использовании должна соблюдаться репрезентативность и случайность выборки.
При использовании нестатистических методов произвольно отбираются и оцениваются какие-либо позиции, как правило, на основании опыта или интуиции аудитора.
На завершающем этапе аудита аудитор должен обобщить всю полученную в ходе проверки и сосредоточенную в его рабочей документации информацию, обработать и сформировать на основе этого свое профессиональное мнение о достоверности финансовой отчетности в аудиторском отчете.
Аудиторский отчет (согласно МСА - 700) должен содержать четкое письменное выражение мнения по финансовой отчетности в целом.
Исходя из международного опыта, применяются четыре варианта аудиторского заключения: безусловное (без оговорок); условное (с оговорками); отказное; отрицательное.
1.3 Аудиторские доказательства и процедуры
Методика аудита операций по реализации продукции, работ и услуг направлена на то, чтобы были достигнуты цели аудита: существование, полнота, оценка, права и обязанности, точность, представление и раскрытие. Содержание данных целей в отношении проверки учета операций по реализации сводится к следующему.
Существование. Аудитор в процессе проверки должен получить доказательства, что средства, отраженные в документах, на самом деле существуют в наличии. В ходе проверки аудитор должен выяснить:
существуют ли фактически все средства, показанные в балансе;
существуют ли ошибочные (преднамеренные и непреднамеренные) записи по поступлениям и платежам;