Аудит кассовых операций коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита кассовых операций является проверка соблюдения банком требований законодательства в части совершения и отражения в учете кассовых операции, выявления недостатков в организации и ведении кассовой работы.
В соответствии с Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» № 199-П для осуществления кассового обслуживания физических и юридических лиц, а также для выполнения операций с наличными деньгами и другими ценностями кредитные организации в зданиях, принадлежащих или арендуемых ими, создают оборудованные и технически укрепленные помещения.

Содержание

1. Кассовых операций кредитной организации 3
2. Отражения в бухгалтерском учете кассовых операций в кредитной организации 6
3. Нормативные основы аудита кассовых операций кредитных организаций 19
4. Организационно-методические основы аудита кассовых операций кредитных организаций 27
5. Разработка тестов для аудита кассовых операций 39
Заключение 47
Список литературы 48

Работа содержит 1 файл

Аудит банков.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     Для осуществления аудита кассовых операций могут быть использованы: Инструкция ЦБ РФ «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации»; Методические рекомендации ЦБ РФ по проверке кассовой работы кредитной организации.

     Денежная наличность сдается предприятиями непосредственно  в кассы учреждений банков или  через объединенные кассы при  предприятиях, а также предприятиям Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться предприятиями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

     Пунктом 2.7.1 Положения № 199-П установлено, что по усмотрению руководителя кредитной  организации рублевая денежная наличность и иностранная валюта по окончании работы операционной кассы инкассируются кредитной организацией (сдаются кассовым работником операционной кассы вне кассового узла), либо хранятся в сейфе, который закрывается кассовым работником и сдается под охрану в порядке, установленном договором на охрану или приказом руководителя кредитной организации.

     При этом согласно пункту 6.3.16 Положения  № 199-П, инкассация денежной наличности и других ценностей из филиалов, операционных касс кредитной организации  осуществляется на основании препроводительных ведомостей или по описи. Опись составляется заведующим кассой филиала, кассовым работником операционной. Первый экземпляр описи вкладывается в сумку с ценностями. Также при инкассации операционной кассы вне кассового узла в сумку вместе с описью вкладывается сводная справка о кассовых оборотах.

     При сдаче денежной наличности в кассу  непосредственно кассиром операционной кассы операция оформляется кассовыми  ордерами.

     Пункт 6.1.5 Положения № 199-П предусматривает  составление описей только в случае отправки ценностей через инкассаторов.

     Согласно  пунктам 2.7.4 и 2.7.5 Положения № 199-П  в конце операционного дня  кассовый работник операционной кассы  вне кассового узла сверяет имеющийся  у него остаток денежной наличности с суммами, указанными в приходных  и расходных кассовых документах по произведенным операциям, и авансом, составляет сводную справку о кассовых оборотах и сдает денежную наличность заведующему кассой кредитной организации на основании приходных кассовых ордеров. Составления описи или препроводительной ведомости на сдаваемые ценности в данном случае не требуется.

     Однако  в большинстве случаев подкрепление и инкассация денежной наличности и  других ценностей из операционных касс вне кассового узла банка производятся аппаратом инкассации в целях  обеспечения безопасности перевозимых ценностей.

     При доставке и инкассации денежной наличности и других ценностей операционной кассы через инкассаторов на рублевую денежную наличность, иностранную валюту и ценности составляются отдельные  описи, которые подписываются заведующим кассой кредитной организации, его подпись скрепляется печатью. В описях указываются: на рублевую денежную наличность - достоинство банкнот (монеты), сумма по каждому достоинству и общая сумма денег; на иностранную валюту и платежные документы в иностранной валюте - наименование (код) валюты, сумма номиналов по каждому виду наличной иностранной валюты, сумма рублевого эквивалента, определяемая по курсу Банка России на дату отправления валюты, и общая сумма в рублях; на ценности - вид, наименование ценностей, их номинальная или условная оценка, общая сумма вложения. Описи составляются в трех экземплярах.

     Лицевая сторона дает следующую информацию: дату, месяц и год инкассации; откуда направлены валютные ценности; документы, вложенные в инкассаторскую сумку (использованные и неиспользованные бланки строгой отчетности); кем сформирована и сдана инкассаторская сумка; кем из инкассаторов принята сумка; кем приняты валютные и другие ценности кредитной организации; форму акта при расхождении фактической суммы вложенных валютных ценностей, документов с записью в препроводительных документах.

     В частности, форма акта в этом документе  больше соответствует требованиям  к осуществлению валютных операций, чем форма сопроводительных документов к сумке с валютными ценностями, предлагаемая Положением № 199-П.

     На  оборотной стороне документа  имеется опись валютных и других ценностей, вложенных в сумку  для направления в кассу банка.

     Информационной  базой для осуществления аудиторской  проверки служат: приказы и распоряжения руководителя банка о назначении должностных лиц, ответственных за сохранность денежных средств и ценностей; договоры о полной индивидуальной материальной ответственности; договоры о коллективной (бригадной) материальной ответственности; положение о кассовом подразделении банка; заключение территориального учреждения ЦБ РФ по технической укрепленности кассового узла банка (его филиалов); письма территориального учреждения ЦБ РФ об установлении минимального остатка наличных денег в операционной кассе; книга учета принятых и выданных денег (ценностей); книга учета денежной наличности и других ценностей; кассовые журналы по приходу и расходу; кассовые документы дня; образцы подписей операционных работников банка; карточки образцов подписей должностных лиц клиентов; справки о сумме принятых денег и количестве поступивших в кассу денежных документов; журнал учета принятых сумок с ценностями и порожних сумок; справки о принятых сумках с денежной наличностью и порожних сумках; акты ревизий кассы (внезапные и при смене материально ответственных лиц) и другие документы по кассовым операциям.

     Проверка  кассовых документов осуществляется, как правило, выборочно, т. е. проверяются  кассовые документы за выбранные  дни.

     Нормативные основы аудита кассовых операций кредитных организаций

 

     Нормативной базой аудита расчетно-кассовых операций кредитных организаций являются следующие Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности «Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 02.08.2010) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности»

     Федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских  организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении  которых указано, что они носят рекомендательных характер. Федеральные стандарты аудита утверждаются Правительством Российской Федерации.

     В настоящее время утверждены следующие  федеральные стандарты аудиторской  деятельности.

     К нормативно-правовой базе, регулирующей аудит расчетно-кассовых операций относятся следующие федеральные стандарты аудита:

     1. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности первой  очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (ред. от 02.08.2010) "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности"

     - «Цель и основные принципы  аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности» - устанавливает единые  цели и основные принципы проведения  аудита финансовой (бухгалтерской)  отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать;

     - «Документирование аудита» - устанавливает  единые требования к составлению  документации в процессе аудита  финансовой (бухгалтерской) отчетности;

     - «Планирование аудита» - устанавливает  единые требования к планированию аудита;

     - «Существенность в аудите» - устанавливает  единые требования, касающиеся концепции  существенности и ее взаимосвязи  с аудиторским риском.

     - «Аудиторские доказательства» - устанавливает единые требования  к количеству и качеству доказательств, которые необходимо получить при аудите финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также к процедурам, выполняемым с целью получения доказательств.

     - «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» - устанавливает  единые требования к форме и содержанию аудиторского заключения, которое составляется по итогам проведенного аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности. Большая часть этих требований может быть использована для подготовки аудиторских заключений по бухгалтерской информации, которая не является финансовой (бухгалтерской) отчетностью.

     2. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности второй  очереди, утвержденные Постановлением  Правительства РФ № 405 от 04.07.03:

     - «Внутренний контроль качества  аудита» - устанавливает единые требования к контролю качества аудита»

     - «Оценка аудиторских рисков и  внутренний контроль, осуществляемый  аудируемым лицом» - устанавливает единые требования к пониманию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, а также аудиторского риска и его составных частей;

     - «События после отчетной даты»  - устанавливает единые требования  к событиям после отчетной  даты;

     - «Применимость допущения непрерывности» - устанавливает единые требования  к применимости допущения непрерывности  аудита.

     3. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности третьей  очереди, утвержденные Постановлением  Правительства РФ № 532 ред. от 02.08.10:

     - «Согласование условий проведения  аудита» - устанавливает единые  требования к порядку согласования  условий проведения аудита с аудируемым лицом.

     - «Обязанности аудитора по рассмотрению  ошибок и недобросовестных действий  в ходе аудита» - устанавливает  единые требования к аудиторской  организации и индивидуальному  аудитору (далее именуются - аудитор)  по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

     - «Учет требований нормативных  правовых актов Российской Федерации  в ходе аудита» - устанавливает  единые требования в отношении  обязанности аудиторской организации  и индивидуального аудитора (далее именуются - аудитор) учитывать соблюдение аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности этого аудируемого лица.

     3. Федеральные правила (стандарты)  аудиторской деятельности четвертой очереди, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 228 от 16.04.05:

     - «Получение аудитором подтверждающей  информации из внешних источников»  - устанавливает единые требования  в отношении использования в  ходе аудита подтверждающей информации из внешних источников (внешних подтверждений), используемой аудитором для получения аудиторских доказательств.

     - «Аналитические процедуры» - устанавливает  единые требования в отношении  применения аналитических процедур  в ходе аудита.

     До  утверждения правительством Российской Федерации федеральных стандартов аудиторской деятельности аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует также руководствоваться стандартами аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

     К аудиту расчетно-кассовых операций коммерческих банков также применимы следующие общероссийские стандарты, принятые КАД при Президенте РФ:

     - «Образование аудитора» - стандарт  устанавливает минимальные требования  к образованию и повышению  квалификации аттестованного аудитора и является обязательным для допуска претендентов к квалификационным экзаменам на получение аттестата на право осуществления аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения.

     - «Проведение аудита с помощью  компьютеров» - определяет порядок и правила проведения аудита с помощью компьютеров.

     - «Прочая информация в документах, содержащих проаудированную бухгалтерскую  отчетность» - определяет действия  аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в  качестве индивидуального предпринимателя, в отношении прочей информации, включенной в документ, содержащий бухгалтерскую отчетность, аудит которой проводит (провела) данная аудиторская организация.

     - «Порядок заключения договоров  на оказание аудиторских услуг» - определение взаимоотношений аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя и экономического субъекта на этапе подготовки и заключения договора об оказании аудиторских услуг.

     - «Заключении аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям» устанавливает положения о форме и содержании заключения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, о выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

Информация о работе Аудит кассовых операций коммерческого банка