Аудит и анализ заработной платы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
—изучение учетных особенностей торгового предприятия применительно к отечественной учетно-аналитической практике управления потенциалом предприятия торговли:
— исследовать технико-экономические, финансовые и другие показатели основной деятельности предприятия, применяемые в учетно-аналитической практике, как и методы их оценки и использования в системе эффективного управления организацией;

Работа содержит 1 файл

Аудит и анализ заработной платы на предприятии.doc

— 471.00 Кб (Скачать)
 

 

Руководитель  аудиторской фирмы   _____________  Гусенцова И.В

Руководитель  аудиторской группы   _____________  Кашина Н.И. 

Рабочие документы по аудиторской проверке организации формировались с  учетом особенностей поставленной задачи. В плане и программе проверки, разработанными для данной организации  были учтены следующие факторы:

  • предприятие является малым по своему статусу и экономическим параметрам;
  • объект проверки узконаправленный;
  • организация использует компьютерный учет и бухгалтерскую программу 1С.

    План  и программа проверки были  разработаны  на основании заключенного договора, в котором отражены задачи и цели аудита. В ходе проведения проверки были использованы следующие рабочие документы:

  • составленный в удобной форме перечень нормативных документов, необходимый для проведения проверки и позволяющий оперативно найти ответ на возникший вопрос;
  • составленный в расширенной форме перечень ответов  аудитора по  тематике  проведения проверки;
  • использованы учредительные документы организации, первичные документы бухгалтерского учета, при отсутствии возможности пользоваться первичными документами использовались ксерокопии.

   По  полученным в процессе тестирования результатам можно сделать выводы о том, что эффективность системы внутреннего контроля  оплаты труда в ООО «Теза» находится на достаточно высоком уровне. В организации четко налажено взаимодействие между подразделениями(на наш взгляд из-за малочисленности и малого объема деятельности). Расчеты по оплате труда и удержаниях из заработной платы находятся под личным контролем главного бухгалтера. 
 

2.2. Проверка соблюдения  норм трудового  законодательства.

    В условиях рыночного хозяйствования, в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.

    Понятие «заработная плата» наполнилось  новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и т.п.).

    Заработная  плата – это выраженная в денежной форме стоимость рабочей силы за соответствующее количество и  качество труда, включенная в себестоимость  продукции.

    Основной  функцией заработной платы является воспроизводство рабочей силы. У каждого работника есть свой интерес, стимул или побудительный мотив к труду. Для того, чтобы работник трудился добросовестно и качественно необходимо применять совокупность различных способов приведения в действие его интересов, то есть осуществлять стимулирование.

    Установление  государственных  гарантий  трудовых  прав  и свобод граждан, создание благоприятных условий  труда, защита  прав и  интересов работников  и  работодателей регулируется в  нашей стране трудовым законодательством, основными задачами которого являются                                                     создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования  интересов сторон трудовых  отношений, интересов государства,  а также  правовое  регулирование  трудовых  отношений  и  иных непосредственно  связанных с ними отношений по:

  • организации труда и управлению трудом;
  • трудоустройству у данного работодателя;
  • профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;    
  • социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
  • участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
  • надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) соблюдения трудового законодательства (включая законодательство об охране труда);
  • разрешению трудовых споров.  

   В процессе аудита соблюдения трудового законодательства по оплате труда используются различные методы проверки:

  • выборочный;
  • хронометражные наблюдения, позволяющие проверить обоснованность действующих норм;
  • контрольные замеры объемов выполненных работ;
  • экспериментальные пробы различных форм оплаты труда.

   В силу незначительной численности работников предприятия, а также высокого риска  средств контроля (принят 100%) проводится сплошная проверка указанных документов.

   Основным  нормативным документом по регулированию трудовых отношений работников является Трудовой кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 25.07.2008 г. [3]. Аудит соблюдения трудового законодательства также базируется на Гражданском кодексе Российской Федерации [1], соответствующих инструкциях, постановлениях правительства Российской Федерации и местного руководства.

   Аудитору  необходимо проверить:

  • соблюдение актов трудового законодательства;
  • оформление сотрудников при приеме и увольнении;
  • учет рабочего времени;
  • построение системы оплаты труда;
  • выполнение внутреннего трудового распорядка и состояние трудовой дисциплины в организации.

   Для проведения более эффективной проверки правильности соблюдения трудового  законодательства нами была использована рабочая таблица (табл. 2.3), в которой мы отметили анализируемое предприятие.

Таблица 2.3

 Проверка трудового законодательства на предприятии  

Перечень  процедур Источники информации Заключение
1. Проверка правильности приема  на работу, увольнения сотрудников Приказы, контракты, трудовые соглашения, личные карточки Нарушений нет
2. Проверка правильности соблюдения  численности работников, утвержденной  руководителем Табель учета  рабочего времени, штатное расписание Нарушений нет
3. Проверка обеспеченности кадрами  необходимой квалификации и подготовка Приказы о приеме, увольнении, отчеты о подготовке и  повышении квалификации работников Работники бухгалтерии  ежегодно обучаются на семинарах
4. Проверка правильности учета  рабочего времени, соблюдения  режима работы Табель учета  использования рабочего времени Нарушений нет
5. Проверка соблюдения графиков  отпусков График отпусков Нарушений нет
6. Проверка выполнения внутреннего  трудового распорядка, состояния  трудовой дисциплины Коллективный  договор, положение об оплате труда, правила внутреннего распорядка Нарушений нет
 

    При приеме на работу штатных работников издается приказ, в котором определен  оклад и испытательный срок (2 месяца). С внештатными работниками  заключается трудовое соглашение на выполнение конкретной работы с установлением  фиксированной оплаты труда. По окончании выполнения работы составляется акт о выполненных работах.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  в ООО «Теза» нарушений трудового законодательства по оплате труда нет.

     На  процесс формирования учетной политики оказывают воздействие три группы факторов: 1) отраслевые факторы, учитывающие специфику отрасли; 2) факторы макроокружения (политические, социодемографические, технологические, экономические); 3)факторы, характеризующие риск  и неопределенность внешней среды.

     К первой группе  отнесены отраслевые факторы, определяющие специфику отрасли. Анализ влияния данных факторов на организацию бухгалтерского учета приведен в таблице.

 

     

Таблица . - Влияние особенностей сферы услуг на организацию и ведение бухгалтерского учета

Особенности сферы услуг Влияние на различные аспекты и элементы учетной политики для целей
Финансового учета Налогового  учета Управленческого учета
1. Преобладание  субъектов малого предпринимательства Меньшее количество оговариваемых элементов учетной политики при раскрытии методического аспекта.

Возможность использования упрощенной формы  бух учета.

Возможность отказаться от применения ПБУ18/02, ПБУ 8/01, ПБУ 11/2000, ПБУ12/2000.

 Возможность  представлять финансовую отчетность  без заполнения форм №3, №4, №5, пояснительной записки.

Учетная политика определяется в соответствии с избранным  режимом налогообложения. В случае совмещения налоговых режимов раскрывается методика ведения раздельного учета  для целей налогообложения Как правило, управленческий учет автономно не ведется.

В случае формирования для целей управления раскрытию подлежат методы трансформации  финансового и налогового учета, на основе которых формируется управленческая отчетность.

2. Возможности  применения различных режимов  налогообложения При ЕНВД - ведение  бухгалтерского учета, подготовка и  сдача финансовой отчетности обязательны, при этом используется метод начисления. 
 
 

При УСНО - отсутствие обязательств по ведению  бухгалтерского учета и сдачи финансовой отчетности. Ведение учета ОС и НМА.

При ОСНО- при ведении налогового учета  обособленно от бухгалтерского учета  влияние налогообложения минимальное.

При ведении  налогового учета в рамках бухгалтерского учета влияние  максимальное, т.к. исчисление расходов будет ориентированно на принципы гл 25 НК РФ

Ведение налогового учета физических показателей, влияющих на расчет суммы единого налога. При осуществлении нескольких видов  деятельности по ЕНВД закрепляется методика раздельного учета показателей. При невозможности обеспечить раздельный учет физического показателя разрабатывается метод пропорционального деления этого показателя.

Обязательное  ведение налогового учета в книге  доходов и расходов. Использование кассового метода.  

Могут быть использоваться формы, рекомендованные  МНС РФ или разработанные самостоятельно. 

Основой для ведения налогового учета  могут быть регистры бухгалтерского учета.

3. Специфика  нормативного регулирования деятельности  предприятий сферы в услуг Необходимость использования  отраслевых рекомендации. Например, для  туристической деятельности существуют Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов ГКФТ РФ №402 от 04.12.98г. Данным документом закреплено, что турагент ведет бухгалтерский учет в соответствии с правилами, установленными для торговых организаций. Поэтому туристские путевки, приобретенные для дальнейшей реализации учитываются на счете 41 «Товары». Организации, занимающиеся туроператорской деятельностью, несмотря на отсутствие признаков вещественности, возможности складирования должны вести учет туристских путевок на счете 43 «Готовая продукция». Из-за присутствия  понятия «Готовой продукции» у туроператора возникает необходимость обеспечить в налоговом учете исчисление незавершенного производства по прямым затратам.

Чаще  всего туристские организации реализуют  как собственные путевки, так  путевки других туроператоров. В  этом случае обеспечивается раздельный учет выручки от продаж по разным видам  деятельности, раздельный учет прямых затрат, распределение косвенных расходов по видам деятельности.

Не регламентируется
4. Сложившееся  деление всех услуг на материальные  и нематериальные услуги, на производственные  и непроизводственные Классификация материальные и нематериальные услуги  оказывает влияние на группировку  затрат по статьям расходов.

Выделение производственных и непроизводственных услуг оказывает влияние на построение аналитического учета затрат, продаж и исчислении финансовых результатов.

При оказании материальных услуг возникает обязательство в налоговом учете исчислять незавершенное производство. Если услуги не имеют вещественной формы, то такого обязательства согласно ст.318 НК РФ не возникает.

Оказание  производственных услуг облагается либо ОСНО, либо УСНО по выбору предприятия. Оказание непроизводственных услуг, перечисленных в ОКУН, подпадает под обложение ЕНВД. Остальные услуги по выбору предприятия облагаются ОСНО или УСНО. В связи с этим, при одновременном оказании услуг населению и организациям часто совмещаются разные налоговые режимы, что безусловно требует организации раздельного налогового учета. 

Могут разрабатываться  формы управленческой отчетности в  разрезе материальных и нематериальных услуг, производственных и непроизводственных
5. Индивидуальный и эксклюзивный характер услуг, оказываемых предприятиями Применение позаказного  метода учета затрат и калькулирования себестоимости. Для каждого  вида услуги требуется определения  состава прямых расходов.   При наличии крупных  заказов могут разрабатываться формы управленческой отчетности в их разрезе
6.  Значительный  удельный вес косвенных расходов Влияет на выбор  исчисления полной или сокращенной  себестоимости услуг. При формировании полной себестоимости раскрытию  подлежит информация о базе распределения косвенных расходов в соответствии с законодательством в области бухгалтерского учета (заработная плата, материальные расходы, начисленная амортизация, прямые расходы, отработанные машино-часы и т.д.) Раскрытию подлежит информация о составе прямых и косвенных расходов для целей налогообложения. При совмещении разных налоговых режимов базой распределения косвенных расходов являются доходы от продаж. Раскрытию подлежит информация о методике формирования себестоимости для целей управленческого  учета в случае применения методик, отличных от применяемых в бухгалтерском учете.
7. Отсутствие  незавершенного производства из-за  кратковременности производственного цикла Нет необходимости  раскрывать информацию об избранном методе оценки незавершенного производства. Оказание нематериальных услуг дает право относить сумму прямых расходов в полном объеме на уменьшение доходов без распределения на остатки незавершенного производства. Это существенно облегчает процесс организации и ведения налогового учета. Данные управленческого учета о незавершенном производстве не формируются.
8. Совпадение процесса производства Отсутствие  счета 43 «Готовая продукция» в рабочем  плане счетов. 
9. Многоотраслевой  характер оказываемых услуг Раскрытию подлежит методика организации раздельного учета по видам оказываемых услуг. Многоотраслевой характер услуг обуславливает применение различных налоговых режимов, что  в свою очередь требует организации  раздельного налогового учета. Могут разрабатываться  формы управленческой отчетности в  разрезе оказываемых видов услуг

 

     Во  вторую группу факторов, оказывающих  влияние на учетную политику, вошли  факторы макроокружения. При определении  факторов за основу был взят подход Д. Кэмпбела, Дж Стоунхауса, Б. Хьюстона, которые при проведении СТЭП-анализа (ПЭСТ-анализа) выделили политические, социодемографические, технологические, экономические факторы. Изменения, происходящие в политике, экономике, технологии и социодемографические воздействия, оказывают влияние на основные элементы учетной политики предприятий сферы услуг. Изменения действующего законодательства в области бухгалтерского учета, налогообложения, осуществляемые в рамках государственной экономической политики, могут потребовать внесения изменений в учетную политику. Учетная политика для целей финансового и налогового учета в наибольшей степени подвержена влиянию экономических и политических факторов.

     В третью группу включены факторы, характеризующие  риск и неопределенность внешней среды и влияющие на учетную политику предприятий сферы услуг. Исследуя фактор неопределенности внешней среды, следует сделать вывод, что наличие неопределенности требует использования производных балансовых отчетов (нулевых, органических, актуарных, ликвидационных, дифференцированных и др.) в управлении процессами изменения собственности, а также создания управленческой бухгалтерии, отслеживающей процессы неопределенности и предупреждающей в некоторой степени эти негативные процессы (ситуационно-матричная бухгалтерия, хедж-бухгалтерия, сегментарная бухгалтерия).

     Для формирования рациональной учетной политики необходимо не только учитывать факторы, оказывающие влияние на нее, но  и имеющиеся в настоящее время проблемы в таких видах учета как: финансовый, налоговый, управленческий.  Данные проблемы требуют детального исследования и разработки основных путей их преодоления на предприятиях сферы услуг.

      На  предприятиях сервиса используются три варианта ведения налогового учета. Первый вариант предусматривает  обособленное от бухгалтерского учета  ведение налогового учета и используется крупными организациями.  Второй вариант предусматривает корректировку в целях налогообложения прибыли, полученной по данным бухгалтерского учета, и применяется небольшими организациями, в которых хозяйственные операции однотипны. В этом случае регистры налогового учета могут состоять из регистров бухгалтерского учета и дополнительных регистров по корректировке бухгалтерской прибыли в целях налогообложения. Третий вариант предусматривает, ведение налогового учета в рамках бухгалтерского и используется на малых предприятиях. Существенное расхождение между фактическим показателем прибыли и расчетным показателем, представляющим собой объект налогообложения, не соответствует принципу экономической обоснованности налога и экономичности. Особенности организации налогового учета на предприятиях сферы услуг зависят от применяемого организацией режима налогообложения: 1) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД); 2) упрощенная системе налогообложения (УСНО); 3) общая система налогообложения (ОСНО);  4) Совмещение налоговых режимов: ОСНО наряду с ЕНВД, УСНО с ЕНВД.

Информация о работе Аудит и анализ заработной платы