Аудит готовой продукции и ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проверка правильности учета готовой продукции.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
• рассмотрение нормативной базы регулирования учета и аудита готовой продукции,
• исследование порядка учета и оценки готовой продукции,

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы аудиторской проверки учета готовой продукции и ее реализации………………………………………………………………………………………...4
1.1 Нормативное регулирование учета и аудита готовой продукции……………...4
1.2 Учет готовой продукции и ее реализации………………………………………...7
2. Методика проведения аудита готовой продукции………………………………….13
2.1. Процедуры подготовки и планирования аудита………………………………..13
2.2. Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу……………………...20
2.3. Заключительные процедуры……………………………………………………..26
3. Аудиторская проверка учета готовой продукции и ее реализации на примере ЗАО «Метаппаратура»………………………………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………………...43
Список используемой литературы…………………………………………………….....44

Работа содержит 1 файл

курсовая 2011(2).doc

— 569.00 Кб (Скачать)

На этом счете ведется учет следующих видов коммерческих расходов:

       расходы на тару и упаковку готовой продукции на складах;

       расходы на транспортировку, хранение, погрузочно-разгрузочные работы;

       расходы на рекламу готовой продукции;

       услуги маркетинга;

       расходы на участие в выставках и ярмарках;

       комиссионные сборы сбытовым и посредническим организациям и т.д.

Коммерческие расходы, связанные с реализацией готовой продукции, работ и услуг в течение месяца отражаются на дебете счета 44 «Расходы на продажу», а в конце месяца итоговая сумма коммерческих расходов списывается с кредита счета 44 на счет реализации 90 «Продажи», и счет 44 закрывается. Поэтому данный счет сальдо не имеет и в балансе не отражается.

Синтетический и аналитический учет готовой продукции

Учет наличия и движения готовой продукции осуществляется на активном счете 43 «Го­товая продукция». По дебету этого счета отражается поступление готовой продукции на склад при любом способе учета готовой продукции.

При учете готовой продукции по фактической себестоимости ее поступление на склад отражается непосредственно на счете 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со сче­тами учета затрат на производство (счета 20, 23, 29).

В случае если готовая продукция учитывается по нормативной себестоимости, то воз­можны два варианта учета:

       с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»;

       без применения счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Используемый вариант учета готовой продукции должен быть отражен в учетной поли­тике организации.

В случае неприменения счета 40 на синтетическом счете 43 готовая продукция отража­ется по фактической производственной себестоимости, а в аналитическом учете - по нор­мативной (плановой) себестоимости с выделением отклонений фактической производст­венной себестоимости продукции от ее стоимости по учетным ценам. [21]

В качестве учетных цен на готовую продукцию могут применяться:

       фактическая производственная себестоимость;

       нормативная себестоимость;

       договорные цены;

       другие виды цен.

Выбор конкретного варианта учетной цены принадлежит организации.

Если учет готовой продукции ведется по нормативной себестоимости, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете 43 «Готовая продукция» по отдельному субсчету «Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости».

Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью отражается по дебе­ту указанного субсчета и кредиту счетов учета затрат. Если фактическая себестоимость ниже учетной стоимости, то разница отражается сторнировочной записью.

Если готовая продукция учитывается по нормативной себестоимости с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)», то порядок учета будет следующим:

       по дебету счета 40 учитывается фактическая производственная себестоимость готовой продукции в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (счета 20, 23, 29);

       по кредиту счета 40 отражается нормативная (плановая) себестоимость готовой про­дукции в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».

Отрицательные отклонения (превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой) себестоимостью) представляет собой перерасход и свидетельствует об опре­деленных нарушениях в технологии и организации производства, приводящих к повыше­нию себестоимости продукции.

Положительные отклонения (превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической себестоимостью) представляют собой экономию и свидетельствуют о сниже­нии себестоимости продукции.

Перерасход, т.е. превышение фактической себестоимости над нормативной (плановой) се­бестоимостью, списывается со счета 40 в дебет счета 90 «Продажи» дополнительной записью.

Экономия, т.е. превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической себестоимостью, сторнируется по кредиту счета 40 и дебету счета 90 «Продажи».

Тем самым счет 40 ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

Принятие к бухгалтерскому учету готовой продукции, изготовленной для продажи, от­ражается по дебету счета 43 «Готовая продукция» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство или счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

Реализация готовой продукции

Отпуск готовой продукции покупателям (заказчикам) осуществ­ляется в соответствии с заключенными договорами и на основании соответствующих пер­вичных учетных документов – накладных по форме № М-15 «Наклад­ная на отпуск материалов на сторону». [14]

Накладная (либо иной аналогичный первичный учетный документ) должна выписывать­ся в количестве экземпляров, достаточном для осуществления контроля отгрузки (вывоза) готовой продукции.

Для этой цели Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов рекомендуется как один из вариантов следующая схема движения указанных первичных учетных документов:

       на складе готовой продукции или в отделе сбыта организации выписываются четыре экземпляра накладной;

       четыре экземпляра накладной передаются в бухгалтерскую службу организации для регистрации в журнале регистрации накладных на отпуск готовой продукции и подписи их главным бухгалтером или лицом, им на то уполномоченным;

       бухгалтерской службой подписанные накладные возвращаются в отдел сбыта органи­зации, где один экземпляр остается у материально ответственного лица как оправдатель­ный документ на отпуск готовой продукции со склада, второй служит основанием для вы­писки счета-фактуры. Третий и четвертый экземпляры накладной передаются получателю покупателю готовой продукции.

На основании накладных на отпуск готовой продукции организация выписывает счета-фактуры установленной формы в двух экземплярах, первый из которых высылается (передается) покупателю, а второй остается у орга­низации-поставщика для отражения в книге продаж и начисления налога на добавленную стоимость.

                    

Рис.1 Схема движения накладной на отпуск материалов на сторону

 

Продажа готовой продукции относится к обычным видам деятельности организации. Готовая продукция считается реализованной (проданной) в момент ее отгрузки покупа­телю. Продажа готовой продукции производится организациями по ценам, включающим налог на добавленную стоимость.

Определение финансового результата от продажи готовой продукции

Финансовый результат от продаж готовой продукции ежемесячно выявляется на счете 90 «Продажи».

Для выявления финансового результата используется субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». Финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам

       90-2 «Себестоимость продаж»,

       90-3 «На­лог на добавленную стоимость»,

кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка».

Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки», где форми­руется конечный финансовый результат от всех видов деятельности организации.

При этом выручка от продажи в соответствии с ПБУ 9/99 признается в бухгалтерском учете при наличии сле­дующих условий:

  1. организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного до­говора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  2. сумма выручки может быть определена;
  3. имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увели­чение экономических выгод организации (есть уверенность в том, что организация получит оплату деньгами или иным активом либо отсутствует неопределенность в отношении по­лучения оплаты или актива);
  4. право собственности на продукцию перешло от организации к покупателю;
  5. расходы, которые произведены в связи с получением дохода от продажи продукции, могут быть определены. [7]

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в опла­ту, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

При соблюдении всех условий выручка от продажи готовой продукции отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет 90-1 «Выручка»),

Фактическая себестоимость готовой продукции списывается со счета 43 «Готовая про­дукция» в дебет счета 90 «Продажи» (субсчет 90-2 «Себестоимость продаж»).

Одновременно по дебету субсчета 90-3 «Налог на добавленную стоимость» отражается НДС, причитающийся к получению от покупателя продукции. [14]

 

Вывод: Таким образом, при проведении аудиторской проверки аудитор должен учитывать требования законодательных и нормативных актов, регулирующих учет и аудит готовой продукции и ее реализации.

Процесс аудита готовой продукции включает в себя проверку основных стадий движения продукции: поступления готовой продукции на склад, отгрузки или продажи готовой продукции покупателям.

При этом аудитор должен определить:

       обоснованность выбранного на предприятии метода оценки готовой продукции и правильность его применения;

       полноту оприходования готовой продукции;

       правильность ведения синтетического и аналитического учета готовой продукции;

       порядок отгрузки готовой продукции и ее документальное оформление;

       порядок определения финансового результата от продажи готовой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Методика проведения аудита готовой продукции

Целью аудита готовой продукции и ее реализации является установление полноты оприходования готовой продукции, правильности исчисления выручки от реализации и себестоимости реализованной продукции

Задачи аудита готовой продукции и ее реализации:

       подтверждение обоснованности выбора и правильности применения варианта оценки готовой продукции;

       подтверждение первоначальной оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

       установление полноты оприходования готовой продукции;

       подтверждение объемов реализованной продукции и себестоимости реализованной (отгруженной) продукции. [8]

Сбор аудиторских доказательств осуществляется путем проведения аудиторских процедур, которые осуществляются в 3 этапа:

1.       Процедуры подготовки и планирования аудита

2.       Процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу

3.       Заключительные процедуры.

 

2.1   Процедуры подготовки и планирования аудита

На этапе подготовки аудитор должен оценить надежность систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудируемого лица, а также аудиторский риск – вероятность формирования неверного мнения и соответственно составления неправильного заключения по результатам проверки.

Аудитор рассчитывает уровень существенности  и определяет взаимосвязи между уровнем существенности и аудиторским риском. Разработка программы и общего плана аудиторской проверки также производится с учетом показателей аудиторского риска и уровня существенности.

Общий план аудита должен содержать описание предполагаемого объема, этапов аудиторской проверки и порядка их проведения. [15]

Разработка программы проведения проверки является основой составления и одновременно развитием общего плана аудита. В программе аудита определяется объем, приемы, аналитические процедуры проверки по существу и сроки их реализации. В сущности, проведение аудита сводится к выполнению его программы по проверке достоверности показателей каждого раздела бухгалтерской отчетности. При разработке программы аудита и установлении методов проверки необходимо учитывать, что аудиторские процедуры призваны выявить наличие существенных искажений оборотов и сальдо бухгалтерских счетов. Для значимых разделов бухгалтерского учета и финансовой отчетности определяются более детальные приемы и методы проверки. Аудитор выявляет, в каких случаях предполагается проводить аудиторские процедуры проверки по существу (детальные тесты, аналитические либо пересекающиеся процедуры), когда достаточно провести тесты средств контроля и воспользоваться результатами внутреннего контроля, где необходима сплошная проверка или можно ограничиться аудиторской выборкой. [13]

Информация о работе Аудит готовой продукции и ее реализации